109

Жизнь Лавкрафта: хикки, расиста и гения

В каком-то смысле Говард Лавкрафт удачливее многих других авторов. Речь не об успехах в книгоиздании: при жизни Лавкрафта лишь один его роман ушёл в печать, а рассказы выходили в свет в дешёвых журналах, где публиковали кого ни попадя. И не о яркой, насыщенной жизни: вряд ли кого впечатлит переезд из одного дома в другой на расстоянии в несколько десятков метров…


Лавкрафту удалось нечто большее. Человек, который всю жизнь изумлялся любым тайнам (чаще воображаемым, чем реальным), превратил свою биографию и творчество в «феномен Лавкрафта», вызывающий если не изумление, то недоумение. Перед нами очень противоречивая личность. Домосед, с упоением писавший о смертельно опасных путешествиях и ужасающих неведомых пространствах. Дремучий, махровый ксенофоб на словах — не придерживавшийся этих принципов в реальной жизни. Почти неизвестный при жизни — и неожиданно ставший популярным после смерти…

Жизнь Лавкрафта: хикки, расиста и гения Фантастика, Говард Филлипс Лавкрафт, Длиннопост

20 августа 1890 года в городе Провиденс, штат Род-Айленд, родился единственный и по тогдашним меркам поздний ребёнок коммивояжёра-ювелира Винфилда Скотта Лавкрафта и его жены Сары Сьюзан Филлипс.


Винфилд и Сара происходили из старых американских семей, обосновавшихся в Новом Свете с 1630 года. Быть потомком первопоселенцев считалось почётно. Это «аристократическое» происхождение, похоже, и сформировало нетолерантные взгляды писателя.


В большом фамильном доме номер 454 по Энджелл-стрит жили и сёстры его матери, Лиллиан Делора и Энни Эмелин, и дед Уиппл Ван Бюрен Филлипс — бизнесмен, изобретатель и книгочей. Конечно, в окружении четырёх любящих взрослых Говард не остался без внимания. Особенно часто с внуком занимался Ван Бюрен. Благо, мальчик рос вундеркиндом: запоем читал классиков и арабские сказки, с шести лет стал писать стихи и рассказы.

Жизнь Лавкрафта: хикки, расиста и гения Фантастика, Говард Филлипс Лавкрафт, Длиннопост

Первым литературно значимым рассказом Говарда стал «Зверь в пещере», написанный в в 1905 году. Увы, к завидному интеллекту прилагалось чрезвычайно слабое здоровье. Мальчик болел беспрестанно, и если до восьми лет ещё мог ходить в школу, пусть и с большими пропусками, то после этого захворал на целый год и был отчислен.


Впрочем, нельзя сказать, что он потерял время, — благодаря деду Говард увлёкся историей, химией и особенно астрономией.


Другой проблемой Говарда были сны. Кошмары, галлюцинации, вроде мерзких крылатых тварей, уносивших мальчика на плато Лэнг, или всплывавшего из толщи зловонных вод Дагона, — всё это выматывало и без того некрепкий организм.


В 1904 году на семью обрушилось новое несчастье — умер дед Ван Бюрен. Финансовые дела пришли в полное расстройство, и Говарду с матерью пришлось перебраться в небольшую квартирку на той же улице — Энджелл-стрит 598.

Жизнь Лавкрафта: хикки, расиста и гения Фантастика, Говард Филлипс Лавкрафт, Длиннопост

Потеря деда и родного дома, где он чувствовал себя хоть как-то защищённым от пугающего мира, — больно ударила по Лавкрафту. Он начал подумывать о самоубийстве. Впрочем, смог взять себя в руки и даже пойти в новую школу — Hope High School. Говарду неожиданно повезло — и с одноклассниками, и особенно с учителями, поощрявшими его научные интересы. Но слабое здоровье всё-таки подвело, и в 1908 году после сильнейшего нервного срыва Лавкрафт бросил школу, так и не получив диплома о среднем образовании.


Не сложилось с образованием и дальше — попытка поступить в Brown University провалилась. Казалось, будущее не сулит ничего хорошего. Так что Лавкрафт стал затворником и пять лет почти не выходил из дома.


Описывая следующий период жизни Лавкрафта, трудно удержаться от мысли, что события происходят не в начале XX века, а столетием позже. Представим себе эту картину. Восемнадцатилетний юноша, все интересы которого — астрономия да литература, живёт с мамой в небольшой квартирке, почти ни с кем не общается и только читает, читает… Чего не хватает для полноты образа? Активной переписки в Фейсбуке или Вконтакте, флеймогонных постов, порождающих километровые ленты комментов, с массовыми зафрендами-отфрендами, руганью и лайками? Ну, почему же, и это было!


Место Фейсбука занимал палп-журнал для подростков The Argosy, где в 1913 году вышел попавший на глаза Лавкрафту рассказ Фредерика Джексона. Чем ему настолько не понравилась заурядная любовная история, сказать трудно, но Говард написал в редакцию крайне эмоциональное письмо, в котором раздраконил творение Джексона в пух и прах.


Лавкрафт снова начал писать рассказы: в 1917 году в свет вышли «Склеп» и «Дагон», потом — «Воспоминание о докторе Сэмюэле Джонсоне», «Полярис», «За стеной сна», «Перевоплощение Хуана Ромеро»… Мучившие его в детстве кошмары Лавкрафт переплавлял в фантастические истории — благо недостатка в материале не было.

Жизнь Лавкрафта: хикки, расиста и гения Фантастика, Говард Филлипс Лавкрафт, Длиннопост

Общение с людьми — писательские конференции, встречи с коллегами и читателями, обильная переписка — помогло Лавкрафту перенести ещё один удар. В 1919 году, после долгих лет депрессии, резко ухудшилось состояние его матери. Сару Лавкрафт госпитализировали в тот же Butler Hospital, где безуспешно лечили её мужа. Состояние её было, впрочем, получше — она хотя бы могла писать письма, и продолжала поддерживать отношения с сыном до самой смерти в 1921 году.


Сложно сказать, что случилось бы с Лавкрафтом — смерть матери он переживал тяжело, — не будь у него отдушины в виде писательских мероприятий, где его ждали. Через пару недель он уже поехал в Бостон на конференцию журналистов-любителей — и там познакомился с Соней Хафт Грин. Общие интересы сблизили Говарда и Соню, и 3 марта 1924 года они поженились.


Сперва брак Говарда и Сони был успешен. Молодожёны переехали в Нью-Йорк, где Лавкрафт вошёл в Калем-клуб, группу литераторов и интеллектуалов. Он стал печататься в палп-журнале Weird Tales: редактор Эдвин Бёрд публиковал многие рассказы Лавкрафта, невзирая на критику части читателей. Наконец, Соня занялась здоровьем Говарда — и муж, ранее болезненно худой, благодаря кулинарным талантам супруги поправился.


Дальше дела пошли хуже. Соня уехала в Кливленд, пытаясь улучшить дела своей фирмы, — но банк, где она держала сбережения, разорился, и фирма обанкротилась. Вдобавок она ещё и заболела — так что финансово обеспечивать семью, по идее, должен был Говард. А у него не было привычки к систематической работе, да и профессиональных навыков не хватало.

Жизнь Лавкрафта: хикки, расиста и гения Фантастика, Говард Филлипс Лавкрафт, Длиннопост

Пока больная Соня ездила по Штатам, пытаясь заработать, Лавкрафт обретался в Нью-Йорке, с каждым днём всё более недовольный этим городом. Он жил на деньги, что ухитрялась пересылать ему жена, и был вынужден переехать в квартиру на Клинтон-стрит в Бруклине, где было много эмигрантов, принадлежавших к разным народам и расам, — это бесило Говарда и приводило его в ужас. Именно там он начал писать «Зов Ктулху» — знаменитый рассказ о жестоком божестве, которому поклоняются отвратительные сектанты и которое насылает смертельные кошмары на людей (да и просто жрёт их).


Лавкрафт оценивал рассказ о Ктулху как средний, а редактор Weird Tales (им к тому времени стал Фернсворт Райт) поначалу и вовсе отверг его — и опубликовал только когда один из друзей Лавкрафта солгал, что Говард отошлёт произведение в другой журнал. Зато «Зов Ктулху» очень любил автор «Конана» Роберт Говард.


Долго такой жизни Лавкрафт не выдержал — и вернулся в родной Провиденс. Брак его, по сути, тихо распался, но до официального развода так и не дошло. С Соней он больше не виделся. А Провиденс — вместе с соседним Салемом — стал прототипом Аркхэма, самого известного города из творчества Лавкрафта.


Следующие несколько лет стали самыми плодотворными для Лавкрафта. Он много путешествовал (в основном по Новой Англии, но не только — ещё ездил в Квебек, Филадельфию, Чарльстон, Сент-Августин), набирался впечатлений — и, конечно, писал.


Его работы этого времени называют «старшими текстами Лавкрафта»: к ним относятся романы «Хребты безумия», «Тень над Иннсмутом» и «Случай Чарльза Декстера Варда», рассказы и повести «Цвет из иных миров», «Ужас Данвича», «Серебряный ключ», «Тень из безвременья», «Шепчущий во тьме». Тогда же из-под его пера вышло много статей на самые разные темы: от политики до архитектуры, от экономики до философии. Лавкрафт продолжал обширную переписку и со старыми друзьями, вроде Роберта Блоха, и с молодыми авторами, такими, как Август Дерлет и Фриц Лейбер.

Жизнь Лавкрафта: хикки, расиста и гения Фантастика, Говард Филлипс Лавкрафт, Длиннопост

Увы финансовые дела писателя становились всё хуже. Публиковался он мало и редко, наследство, на которое он жил, закончилось. Лавкрафту пришлось переехать в небольшой дом к одной из своих тёток. Проблемы со здоровьем, вызванные голоданием (так он пытался сэкономить деньги на бумагу и конверты для переписки), усугубились депрессией, в которую Лавкрафт впал после самоубийства его близкого друга Роберта Говарда.


В начале 1937 года врачи диагностировали у него рак кишечника — уже развившийся до состояния, с которым медицина ничего поделать не могла. 15 марта 1937 года Лавкрафта не стало.


Обычно на смерти человека его биография и заканчивается. Будь это так с Лавкрафтом, вряд ли мы помнили бы палп-автора 1920–1930-х годов. Тысячи их. И прижизненно опубликованная книга («Тень над Иннсмутом» вышла в 1936 году в Пенсильвании) вряд ли изменила бы ситуацию.


Но когда до литературного наследства Лавкрафта добрались душеприказчики и биографы, расклад изменился кардинально. В первую очередь благодаря Августу Дерлету — среднего уровня фантасту, но гениальному рекламщику и книгоиздателю. Он создал в 1939 году издательство Arkham House специально для публикаций лавкрафтовских произведений — редчайший случай в этой отрасли.


Дерлет, горячий поклонник Лавкрафта, помогал изданию его произведений и при жизни. Но ему мешал сам Лавкрафт: отказывался предоставлять написанное, заявлял, что он-де как автор себя изжил, и так далее. Зато когда Дерлет был допущен к посмертным архивам без ограничений, всё завертелось — и до сих пор, хотя прошло уже восемьдесят лет, продолжает набирать обороты.


Автор Татьяна Луговская, журнал "Мир фантастики"

https://www.mirf.ru/book/zhizn-lavkrafta

Найдены дубликаты

+1

Помню как в 16 лет читала его книгу: одна, на даче, ночью. "Крысы в стенах" меня до усрачки пугали.

0
Провиденс — вместе с соседним Салемом — стал прототипом Аркхэма

Я бы не назвал их прям соседними городами, от Провиденса до Салема мало того, что почти 90 км, так они еще и в разных штатах находятся, Род-Айленд и Массачусетс.

0

В стенах Эрикса моя любимая

-4

Хороший пост !!! смущает картинка , как то странная поза)))

Иллюстрация к комментарию
Похожие посты
37

Ищу книгу, предшественник лавкрафта

Ищу книгу. Вроде недавно начинал читать и потерял файл. Если не ошибаюсь писатель до Лавкрафта, тема - далёкое будущее, люди живут в гигантских пирамидах. Вне их - зло. Один человек отправляется за пределы пирамиды на поиски женщины что приснилась ему.

70

Не Ктулху единым: подборка лавкрафтовских ужасов (почти без участия самого Лавкрафта!)

Несчастному отцу великого Ктулху Говарду Филипсу Лавкрафту в последнее время достается: то его обвиняют в расизме, то в бесталанности. Мол, он умеет только напряжение нагнетать, а так и речь куцая, и сюжеты однообразные. Аккурат к 130-летию Лавкрафта, которое будут отмечать 20 августа, разгорелся очередной скандал. Ретроспективную премию «Хьюго» за 1945 год в номинации «Цикл книг» присудили «Мифам Ктулху» Лавкрафта и Дерлета. В Твиттере по этому поводу высказались многие (впрочем, организаторам премии не привыкать, в последние годы их решения частенько вызывают вопросы у аудитории).

Не Ктулху единым: подборка лавкрафтовских ужасов (почти без участия самого Лавкрафта!) Длиннопост, Фантастика, Говард Филлипс Лавкрафт, Ктулху, Книги, Иллюстрации, Литература, Видео

С исполинской фигуры Лавкрафта все обвинения скатываются, как с гуся вода: интерес к его творчеству с годами, кажется, только растет. И пока синемафилы ждут, что неведомые силы Голливуда все-таки дадут Гильермо дель Торо снять «Хребты Безумия», книгоманы пируют, скажем так, сопутствующей Лавкрафту литературой. Расскажем о нескольких ярких примерах из сонма таких книг – иными словами, на что стоит обратить внимание, если вы соскучились по лавкрафтовскому ужасу, но не хотите перечитывать его произведения в сотый раз.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вариант №1: серия антологий "Черные крылья Ктулху"


Под таким говорящим названием вышла серия сборников рассказов, которые по духу весьма похожи на лавкрафтовские, но при этой не являются пародией на оригинальные произведения мастера. Составителем выступил один из главных исследователей творчества писателя, литературный критик С.Т. Джоши.


Из предисловия Джоши:

К счастью, мы уже прошли этап, когда лавкрафтовский стиль служил объектом для подражания — и дело не в том, что стиль этот чем-то плох; просто он настолько тесно переплетен с его идеями и мировосприятием, что подражание становится попросту невозможным либо абсурдным. Это было бы сродни имитации характерной палитры какого-нибудь художника без малейших попыток скопировать его модели или пейзажи. […] Следует отметить, что во многих рассказах данного сборника вообще не упоминаются имена или названия, связанные с Лавкрафтом, что не мешает всем этим произведениям оставаться лавкрафтианскими по своей глубинной сути.

Из шести сборников, выпущенный под редакцией Джоши, на русском языке уже вышли два. Вот как выглядит первый:

Не Ктулху единым: подборка лавкрафтовских ужасов (почти без участия самого Лавкрафта!) Длиннопост, Фантастика, Говард Филлипс Лавкрафт, Ктулху, Книги, Иллюстрации, Литература, Видео

В составе "Черных крыльев Ктулху" много звезд современной жанровой литературы: Майкл Ши, Майкл Маршалл Смит,  Даррел Швейцер, Брайан Стэблфорд, Рэмси Кэмпбелл и многие другие.


Не стремясь скопировать стиль первоисточника, эти авторы выдвигают свои гипотезы в ответ на один из сквозных мотивов творчества Лавкрафта: а что, если мы здесь не одни? Подобные вопросы временами наводят на очень неутешительные размышления...

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Вариант №2: графический роман "Провиденс" Алана Мура


Слегка безумный, но от этого еще более любимый читателями Алан Мур далеко не однажды обращался в своих текстах к творчеству Лавкрафта. Серьезный по объему "Провиденс" стал самым трудоемким погружением в тему: помимо узнаваемой фигуры главного героя, Мур предоставляет переосмысление самых заметных рассказов Лавкрафта. Эти рассказы становятся историями то ли из сна, то ли из реальности молодого журналиста Роберта Блэка, мечтающего написать выдающуюся книгу.


Из интервью Алана Мура во время работы над "Провиденсом":

Мы подробно опишем этот, надеюсь, свежий взгляд на вселенную Лавкрафта. [...] Работать будем не только с опубликованной прозой Лавкрафта, его стихотворениями и письмами, но еще и с биографией. Я думаю, что нам каким-то образом получится увидеть за его творчеством параллельную биографическую линию.

Не Ктулху единым: подборка лавкрафтовских ужасов (почти без участия самого Лавкрафта!) Длиннопост, Фантастика, Говард Филлипс Лавкрафт, Ктулху, Книги, Иллюстрации, Литература, Видео

Муру и художнику Джейсену Берроузу, с которым он уже работал над комиксом "Неономикон", удалось мастерски воссоздать ту самую атмосферу лавкрафтовского ужаса, при этом тщательно проработав и личность главного героя. Роберт Блэк - не плоский персонаж, необходимый только в качестве человекообразной декорации для театра монстров; он вышел весьма неоднозначным, но, тем не менее, обаятельным.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Вариант №3: (почти)артбуки "Зов Ктулху" и "Хребты Безумия. Том 1" с иллюстрациями Франсуа Баранже


Хотя, если говорить честно, это скорее картины Баранже с сопроводительными текстами Лавкрафта. Франсуа Баранже - французский художник, по он образованию книжный иллюстратор, но больше занимался дизайном игр и концепт-артами для фильмов (например, для одной из частей "Гарри Поттера"). Создание масштабных иллюстраций к произведениям Лавкрафта - мечта всей жизни Баранже. К мечте, как известно, подступаться страшно, поэтому и начал он относительно недавно, уже после многочисленных достижений в карьере.


Из предисловия к "Зову Ктулху":

Ощущение ужаса зачастую нагнетается за счет крупного плана и слишком часто растягивается посредством череды неправдоподобно чудесных спасений, причем финал оказывается необъясним с человеческой точки зрения. Лавкрафт ничего подобного себе не позволяет: когда двери во Внешнюю тьму наконец-то распахнутся, род людской будет стерт с лица Земли быстро и эффективно — ничего личного! Вот на чем делают акцент иллюстрации Франсуа Баранже, увеличивая масштаб, раздвигая границы вообразимого, воскрешая невыразимый ужас великого пробуждения Ктулху. Его искусство обладает элегантной сдержанностью; это мрачно-выразительные, впечатляющие видения зловещей, монументальной красоты.

Обложка "Зова Ктулху":

Не Ктулху единым: подборка лавкрафтовских ужасов (почти без участия самого Лавкрафта!) Длиннопост, Фантастика, Говард Филлипс Лавкрафт, Ктулху, Книги, Иллюстрации, Литература, Видео

Обложка "Хребтов Безумия":

Не Ктулху единым: подборка лавкрафтовских ужасов (почти без участия самого Лавкрафта!) Длиннопост, Фантастика, Говард Филлипс Лавкрафт, Ктулху, Книги, Иллюстрации, Литература, Видео

Вместо тысячи слов и примерно такого же количества картинок - листалка "Зова Ктулху":

Многие брались за изображение лавкрафтовских монстров, и они выходили действительно страшными: кожистые крылья, омерзительные склизкие щупальца, в отдельных случаях острые зубы и так далее. Но мало кому удавалось передать давящую монументальность Древних так, как это получилось у Баранже.


Другие работы художника можно увидеть в его инстаграме или на странице ArtStation.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Бонус: сборник произведений Лавкрафта, дописанных Августом Дерлетом


Знатокам Лавкрафта фамилия Дерлета должна быть хорошо знакома - хотя бы из-за того, что она частенько всплывает в списке соавторов. Дерлет был одним из ближайших соратников Лавкрафта: издавал его произведения (уже после смерти писателя), а также, имея доступ к черновикам друга, дописал энное количество произведений.


В недавнем собрании сочинений Лавкрафта эти произведения выделены в сборник "Таящийся у порога" (по названию одноименного романа):

Не Ктулху единым: подборка лавкрафтовских ужасов (почти без участия самого Лавкрафта!) Длиннопост, Фантастика, Говард Филлипс Лавкрафт, Ктулху, Книги, Иллюстрации, Литература, Видео

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Пусть эта небольшая подборка вдохновит вас на празднование дня рождения Лавкрафта (юбилей, как-никак)! А заодно поможет поддержать нездоровое чувство страха перед космосом: мало ли что там, на этой еще не открытой девятой планете Юггот...

Показать полностью 5 1
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: