Жизнь и приключения Петрова-Водкина

Приветствую вас, пикабушники! Всегда узнаю от Вас что-то новое, и вот решила поделиться сама.

Я точно не помню, когда впервые узнала о Петрове-Водкине, но, однозначно, это было связано с наиболее известным полотном «Купание красного коня». Еще бы, эта работа изменила мнение мэтра Ильи Репина на творчество Кузьмы Сергеевича: «Талантище!», - восхищенно отзывался он.


Но, почему же меня так заинтересовал этот человек? Потому что спустя несколько лет, я приехала с отрядом юных художников (хотя сама ни разу к ним не отношусь) на родину Петрова-Водкина в городок Хвалынск Саратовской области. И там, в художественной галерее, женщина-экскурсовод с такой любовью и восхищением рассказывала нам о знаменитом земляке, что некоторые факты из этого рассказа, я запомнила на всю жизнь.


На фото Кузьма Сергеевич между 1910-1920 гг.

Жизнь и приключения Петрова-Водкина Длиннопост, Петров-водкин, Художник, Хвалынск, Факты

О его биографии и творчестве много информации. Вкратце так: родился в семье сапожников и планировал стать железнодорожником, по счастливой случайности, благодаря архитектору Роберту-Фридриху Мельтцеру, уехал учится в Санкт-Петербург, затем в Москву, где учился у Валентина Серова (да-да, автор «Девочки с персиками»), был женат, есть дочь. Я хочу поделиться интересными, на мой взгляд, фактами из жизни художника.


Начнем с фамилии Петров-Водкин, почему? Его отец прославился тем, что был единственным на весь город сапожником, не прикасавшимся к спиртному. Причиной тому была страшная трагедия детства, давшая сыну фамилию «Водкин» и сильнейшее отвращение к алкоголю. Его отец, в пьяном угаре зарезал свою жену и вскоре умер сам в страшной агонии. Так как отца звали Петром, то его дети приобрели фамилию Петровы, а попутно и прозвище — Водкины.


Будучи студентом в Москве Петров-Водкин с товарищем решили отправиться в Европу — не дожидаясь от училища различных пособий и пенсионов. Естественно, денег у художника было в обрез – не хватало не только на железнодорожный билет, но и на простой прокат велосипеда. В результате, художник получил велосипед в аренду в одном из немецких магазинов в Москве на условиях рекламы. Газета «Русское слово» взялась за освещение этой поездки. Товарищам удалось добраться на велосипедах до самого Мюнхена.


На фото Петров-Водкин слева.

Жизнь и приключения Петрова-Водкина Длиннопост, Петров-водкин, Художник, Хвалынск, Факты

Однажды под Варшавой художник остался совсем без денег. Поляки предложили художнику принять участие в гонках на велосипеде. Петров-Водкин внес контрпредложение: гонки проводить не на скорость, а на медлительность. Тот, кто падает — будет сходить с дистанции. И вот русская лень победила западную тягу к успеху. Петров-Водкин просто заснул на дистанции. Пока остальные участники изо всех сил старались ехать как можно медленнее, мускулы художника, натренированные за долгое путешествие, просто автоматически сохраняли тело в равновесии на вяло плетущемся велосипеде. Петров-Водкин приехал последним. И получил обещанный приз.


Памятник Петрову-Водкину в г. Хвалынск.

Жизнь и приключения Петрова-Водкина Длиннопост, Петров-водкин, Художник, Хвалынск, Факты

Кузьма Сергеевич с детства с полным вниманием и, не теряя головы, встречал жизненные опасности, иногда сам их искал, например, в Италии под Неаполем, когда решил вопреки уговорам проводника подняться на Везувий. Когда земля под их ногами стала черной, проводник отказался идти дальше и художник пошел один. На вершине, заглянув в кратер, он увидел и услышал «живое» дыхание земных недр. После этого он сказал (не нашла точную цитату, пишу по памяти), что поднимаясь на вулкан он был слеп, как котенок, но после того, как заглянул внутрь, он прозрел.


Жерло вулкана Везувий, современное фото.

Жизнь и приключения Петрова-Водкина Длиннопост, Петров-водкин, Художник, Хвалынск, Факты

Возможно, это действительно так, потому что спустя несколько лет Петров-Водкин он станет автором, так называемой, сферической перспективы. Этот подход предполагает влияние на человека его шарообразной планеты. Это влияние художник передает с помощью особых художественных приемов: наклонного изображения персонажей, уходящего вдаль пространства и создания ощущения связи человека с планетой. Наиболее понятно это можно увидеть на картине «Весна» 1935 г. На высоком холме, над обрывом расположилась па траве влюбленная пара — девушка и парень. Фигуры выдвинуты на первый план картины. И на том же первом плане, внизу под обрывом — изображенные в совсем ином масштабе, почти «игрушечные», деревья и домики.

Жизнь и приключения Петрова-Водкина Длиннопост, Петров-водкин, Художник, Хвалынск, Факты

В 1928 году туберкулез прогрессировал и врачи запретили писать маслом — не выдерживали легкие. Из Ленинграда художник переехал в Детское Село. Он оказался в центре настоящего литературного кружка: Алексей Толстой по соседству писал «Петра I», Вячеслав Шишков работал над «Угрюм-рекой», Константин Федин дописывал «Братьев». Художник тоже взялся за перо и написал 20 рассказов, 12 пьес и 3 романа. Два романа Петров-Водкин отнес в издательство, но начинание «зарубил» Максим Горький. После критики сочинений издательства закрыли двери перед Кузьмой Ивановичем. Самые знаменитые его произведения «Пространство Эвклида» и «Моя повесть. Хлыновск».


Сейчас Хвалынск, о котором с такой теплотой пишет Кузьма Сергеевич, не просто провинциальный городок, но и самый популярный горнолыжный курорт Саратовской области. Если будете там, загляните в картинную галерею и дом-музей Петрова-Водкина, ощутите дух времени.


В лесах Хвалынска, фото моё

Жизнь и приключения Петрова-Водкина Длиннопост, Петров-водкин, Художник, Хвалынск, Факты

«Вковыриваясь в бумагу и находя выражения рельефа и глубины, я забыл обо всем. Мне казалось, я первый открываю эту магию изобразительного искусства... Я горел в этом процессе, когда под острием моего карандаша как лепестки отрывались от бумаги иллюзорности, то подымаясь над тетрадью, то уходя вглубь, фактически же оставляя ее в одной плоскости».

К.С. Петров-Водкин «Хлыновск»


P.S. Баянометр ругался на фото Везувия, но я оставила их для наглядности.