Живые двигатели для судов

Живые двигатели для судов История, Флот, Интересное, Длиннопост

На снимке 1900-го года американский паром мощностью в две лошадиные силы. Лошадки шагают по некоторым подобиям современной беговой дорожки из спортзала, поставленной под углом к горизонту. При этом приводится во вращение вал, на котором укреплены гребные колёса.


Последний такой паром действовал в штате Теннесси до 20-х годов ХХ века. Кстати, бурлаки, как двигатели, тоже просуществовали примерно до этого времени, как в России, так и в Европе, хотя в отдельных случаях их труд находил применение и позже.


Помните заунывные строки Некрасова: "Выдь на Волгу - чей стон раздаётся над великою русской рекой?" Не знаю, сильно ли стонали немецкие бурлаки и обливался ли кто из немецких поэтов слезами в стихотворной форме над их тяжкой долей. Вот картина Репина "Бурлаки на Волге". А ниже рассмотрим различные иностранные изображения их доморощенных бурлаков.

Живые двигатели для судов История, Флот, Интересное, Длиннопост

Это гравюра неизвестного мне немецкого художника:

Живые двигатели для судов История, Флот, Интересное, Длиннопост

Если отбросить красивости, присущие для романтического стиля, то отличий практически нет, даже метод крепления бичевы к верхушке мачты одинаков. (Мы ещё рассмотрим ниже, почему это делалось).


А это итальянские бурлаки

Живые двигатели для судов История, Флот, Интересное, Длиннопост

Здесь Голландия. И женщин припахивали суда тягать, и собачкам дело находилось

Живые двигатели для судов История, Флот, Интересное, Длиннопост

Кстати, равноправие женского пола в этом деле достигнуто достаточно давно. Известна фотография русских бурлачек, а вот фото бельгийских

Живые двигатели для судов История, Флот, Интересное, Длиннопост

Китайцы как всегда, трудятся совершенно остервенело, да и течение - мама, не горюй. 1946 год, кстати:

Живые двигатели для судов История, Флот, Интересное, Длиннопост

Для себя я давно сделал вывод, что нет ничего, что происходило бы в России и не имело аналогов в других  странах, европейских в том числе.


А вот некоторые технические подробности рассмотреть интересно. Ну вот мы упомянули о креплении бичевы к верхушке мачты. Зачем? Высказываются предположения - чтобы не цеплялась за различные препятствия на берегу. Но есть и более важная причина. Расчёты показывают, что учитывая длину и диаметр бичевы, её вес мог составлять около 300 килограммов. И чтобы уменьшить долю этого веса, приходящуюся на плечи бурлаков, желательно было другой конец подвесить повыше на мачту.


С какой же силой надо было налегать на лямку, взяв для расчётов стандартное судно, изображённое Репиным, расшиву? Длина их обычно составляла около 25 метров, ширина 7,5, осадка около 1,8 метра. Зато мачта достигала 30 метров. Вес груза составлял около 360 тонн. Я не буду полностью приводить все расчёты, хотя при них учитывались сила течения, величина сопротивления судна в зависимости от его скорости и поперечного сечения погружённой в воду части корпуса, коэффициент зависимости сопротивления от обводов судна, угол приложения тянущего усилия бурлаков к направлению движения судна и угол наклона бичевы к линии горизонта, сопротивление, которое создаёт руль, - всё это проделали до меня.


И получили,что при составе артели из 10-11 человек, каждый должен был создавать тяговое усилие примерно в 40 килограммов. Много это или мало?


Проверить несложно, особенно тем, кто посещает спортивные залы. А те, кто не посещает, могут сделать себе лямку длиной около 2-х метров и шириной около 20 см, к ней прикрепить верёвку, перекинутую через блок, установленный на высоте груди, на другом конце которой привязан груз в 40 кг. После этого впрячься в лямку и начать движение от блока. Когда груз оторвётся от пола - тогда и можно будет ощутить эту нагрузку.


Только надо учесть, что преодолевать её придётся не до конца верёвки, когда вы, шагая, подтянете груз к блоку, а в течение светового дня, который летом длится сами знаете сколько :)


Расчёты производил С.А.Волохов, ИПФ РАН,

г. Нижний Новгород


P.S. Я не упоминаю в заметке всевозможных гребцов, это и так всем известная история


Источник: мой журналhttps://zen.yandex.ru/amico