Серия О художниках и картинах

"Житейская проза" на картинах

"Житейская проза" на картинах Живопись, Картина, Картина маслом, Художник, Искусство, Длиннопост

"Неудачники"


Картины В. Н. Бакшеева видели многие, но имя его вспоминают не так часто, как иных его коллег-передвижников. Творчество художника многогранно. С одной стороны он был талантливым пейзажистом, с другой – мастером жанровой живописи.


О самом художнике известно не так много. Василий Николаевич Бакшеев родился в декабре 1862 года в Москве, в семье чиновника. В 1877 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурное отделение. На тот момент там учился старший брат художника. Надо заметить, что данное учебное заведение не имело четкого возрастного ценза для поступления, к тому же  в отличие от столичной Академии художеств охотно принимало в свои ряды людей самого разного социального происхождения. Среди учеников было немало выходцев из крестьянской среды, мещан, детей небогатых купцов или мелких чиновников. Возможно, поэтому большая часть известных жанровых картин, сцен из жизни простых людей написаны именно его выпускниками. Архитектурное отделение считалось не то чтобы более престижным, скорее, перспективным в плане заработков, так как труд архитекторов неплохо оплачивался. Затем Бакшеев перевёлся на отделение живописи к педагогам В.Е. Маковскому и А.К. Саврасову. Возможно, благодаря общему наставнику Саврасову есть некоторое сходство в пейзажах Бакшеева и Левитана. В 1887 году молодой художник приехал в гости к другу С. А. Лосеву в подмосковное имение Зайцево (Одинцовский район). Там была написана картина «Девушка, кормящая голубей». На ней изображена пятнадцатилетняя сестра друга Анна Лосева. Через несколько лет Анна стала женой художника, а в Зайцево был построен дом, где супруги прожили много лет. Картину приобрел П. В Третьяков. В 1888 году Бакшеев окончил училище и за картину «Возвращение с богомолья» был удостоен большой серебряной медали и звания классного художника. Опять же надо заметить, что медаль в художественном училище (как и в академии художеств) – это результат не конкурса, а своего рода степень (вроде магистра или бакалавра) и подтверждение квалификации. Позже Бакшеев и сам стал преподавать.

"Житейская проза" на картинах Живопись, Картина, Картина маслом, Художник, Искусство, Длиннопост

"Девушка, кормящая голубей"


Пожалуй, самая известная картина мастера – «Неудачники (за обедом)». На ней мы видим небогатое семейство. Уставшая женщина, отец семейства, незаметно опрокидывающий рюмку, маленький стол с минимумом блюд, тесная комната, видавшая виды мебель (да еще и разносортная, что на картинах обычно подчеркивает бедность), пятна на обоях. Позже художник писал: «Мои „Неудачники“ […] передают отношение „маленьких людей“ моего поколения к жизни — беспросветность, забитость, рабское самочувствие». Обратите внимание на интересную деталь – юноша курит папиросу за обеденным столом. И сейчас все-таки люди покурить чаще выходят, а не дымят прямо в квартире. В то время отношение к курению было более лояльным. Но все же по возможности в комнатах не курили. В богатых домах для этого были курительные комнаты. Если у семьи была финансовая возможность, старались выделить помещение под кабинет хотя бы для главы семейства. Но у этих героев нет денег на хорошую квартиру, да и на курение за столом им уже все равно, есть проблемы более серьезные. В 1910 году картина была передана автором в дар Вятскому художественному музею.

"Житейская проза" на картинах Живопись, Картина, Картина маслом, Художник, Искусство, Длиннопост

Есть у Бакшеева и другая похожая картина – «Житейская проза». Обстановка более богатая, а семья тоже счастливой не кажется.

"Житейская проза" на картинах Живопись, Картина, Картина маслом, Художник, Искусство, Длиннопост

Более оптимистичной выглядит картина "Возвращение домой". Судя по тому, что вокруг сельский пейзаж, молодой человек едет в телеге, а ее владелец проявляет к нему самый живой интерес, возвращается домой парень явно в родную деревню. При этом, судя по форме, похоже, что это офицер или, скорее всего, унтер-офицер - большое достижение по сельским меркам. Вообще формально сословных ограничений для того, чтобы стать офицером, не было, и солдат теоретически мог дослужиться до офицера. Но все же на практике пиком карьеры для выходцев из крестьян обычно было звание унтер-офицера. Односельчане относились  к такому земляку с уважением.

"Житейская проза" на картинах Живопись, Картина, Картина маслом, Художник, Искусство, Длиннопост

Самая известная картина советского периода - "Голубая весна" (1930). По манере написания ее часто сравнивают с картинами Левитана. После революции Бакшеев продолжил преподавать, помогал организовывать художественные музеи, имел многочисленные награды. Рисовал он преимущественно пейзажи. Умер живописец в 1958 году в Москве.


Другие картины мастера

"Житейская проза" на картинах Живопись, Картина, Картина маслом, Художник, Искусство, Длиннопост

"За советом" (1892)

"Житейская проза" на картинах Живопись, Картина, Картина маслом, Художник, Искусство, Длиннопост

"Великий четверг"


Великий четверг - четверг Страстной недели, в который вспоминают Тайная вечеря. Также его называют чистым четвергом. Люди на картине возвращаются с церковной службы и несут так называемые четверговые свечи. Их копотью над входом в дом рисовали крест.

"Житейская проза" на картинах Живопись, Картина, Картина маслом, Художник, Искусство, Длиннопост

"Летний вечер"

"Житейская проза" на картинах Живопись, Картина, Картина маслом, Художник, Искусство, Длиннопост

"На окраине города Касимова" (1948)

"Житейская проза" на картинах Живопись, Картина, Картина маслом, Художник, Искусство, Длиннопост

"Осенний наряд"

"Житейская проза" на картинах Живопись, Картина, Картина маслом, Художник, Искусство, Длиннопост

"Встреча зари после выпускного бала"


Информацию о биографии художника я взяла тут

https://www.liveinternet.ru/users/4403733/post464942881/

https://med103.ru/v-n-baksheev-baksheev-v-baksheev-vasiliy-n...


Другие мои посты о живописи

Русская живопись

Не только грачи. Сложный путь художника Саврасова

Живая история на картинах Владимира Маковского

И снова про символизм в живописи (И. Прянишников)

Скандальная история на картине (передвижник А. Волков)

Еще раз о картинах в деталях (передвижник В. Макимов)

Картины в деталях (передвижник А. Корзухин)

Житейские истории в картинах Василия Пукирев

Смешное и грустное на картинах передвижника Неврева

И снова интересные штрихи к картинам (Ф. Журавлев)

Еще раз об интересных деталях на картинах (П. Федотов)

И снова интересные детали и разные судьбы на картинах (С. Грибков)

И снова картины в деталях. Передвижник Константин Савицкий

Житейские истории на картинах [ИДЕТ ОПРОС] (И. Богданов)

Новоселье до революции и после

Жилищный вопрос до революции. Что расскажут картины

Жизнерадостные картины и большая драма их создателя (К. Коровин)

Несколько штрихов к известной картине (Боярыня Морозова)

Художник, ставший символом времени (Эрте)

И снова живая история в картинах Маковского

Английская живопись

Удивительная история самой известной английской картины («Офелия» Д. Милле)

Неизвестный подтекст известных картин (У. Х. Хант)

Кто есть кто в британском искусстве

О картинах, котиках и шизофрении (Л. У. Уэйн)

И снова интересные детали и житейские истории на картинах (А. Хьюз)

Житейские истории и скрытые детали английских картин (М. Абрахам)

И снова картины в деталях

Об искусстве с английским юмором (У. Хогарт)

И снова об английском юморе (карикатурист Д. Гилрей)

Другие художники

Юмор 17 века. Замечательные картины в деталях

Хулиган, дебошир и гений (М. Караваджо)

Скандальный гений и приключения его картин (Г. Климт)

«Рассказчик с кистью» и один из самых известных американских художников (Т. Ловелл)