-4

Жириновский хочет переименовать Петербург в Петроград

http://www.spb.aif.ru/society/people/zhirinovskiy_hochet_per...

Лидер ЛДПР Владимир Жириновский выступил с новым заявлением. Он предлагает переименовать Санкт-Петербург в Петроград, а потом объединить столицу с Ленобластью. Об этом он заявил на заседании Госсовета по развитию сети автодорог.


Жириновский считает, что Санкт-Петербург звучит не совсем по-русски. А еще уверен, что разделение Санкт-Петербурга и Ленобласти только мешает развитию регионов. По мнению Жириновского, в России стоит сократить число регионов с 85 до 40 губерний.


Взято с сайта http://www.spb.aif.ru/society/people/zhirinovskiy_hochet_per... 

Дубликаты не найдены

+7

Жириновский считает, что Санкт-Петербург звучит не совсем по-русски

Угу. Можно подумать, что "Жириновский" звучит совсем по-русски.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 1
0
А что не так-то? У русской феодальной элиты были именно такие "фамилии". Боголюбский, к примеру, по городу во Владимирской области, а не потому что он бога любил
+2

Где он был, когда Собчак город переименовывал не спрося людей. Как житель был в шоке от названия. Ну фиг с ним, если Ленин нынче не котируется, так назвали бы Петроградом. А в области власть решила людей опросить и нежданчик вышел - область осталась Ленинградской.

+2

А то мы о нём начали забывать...

раскрыть ветку 1
+1

Любимый скоморох царя должен время от времени о себе напоминать. А то вечно спящий может его на этом поприще потеснить.

+2
Ждём предложение о том, чтобы в России была монархия и крепостное право официально вернули.
раскрыть ветку 2
+2
A вот потом, можно и Петроград, и залп с Авроры и тд
раскрыть ветку 1
0
Да, троллинг тонок для знающих историю...
+1
Предлагаю переименовать Жириновского в Ебановского и запустить его на Марс.
+1

Клоуна ни кто, не терял?

+1

А втайне он надеется что и на его улице будет праздник - Жирибург!

0
Петербург переименован,
И творится дичь в стране
Ты за дрочку арестован -
Это Жирик "на коне"
0

потом и должность президента переименовать в царя

0

Ленинград верните для начала

а там поглядим

0

Жирик как обычно занят делом

0

По этому клоуну уже лет 10 как дурка плачет.

0

Петр произошло от древнегреческого имениПетрос. Не очень патриотично. Надо что-то древнерусское, например, Говенград.
ЗЫ: Говен — мужское имя, известно из звенигородской берестяной грамоты.

0
Иллюстрация к комментарию
0

Он уже не знает, как о себе напомнить! " Подлец, мерзавец, падонок"

0

Давайте уж сразу в Ленинград и успокоимся уже

0
Мало ли, что он хочет:3
0

Путинбург же. на казахах уже обкататали - норм

0
Да и похуй на него
Похожие посты
64

Тайны старого чердака 2

«Прочти под бумагой и храни как память»....


Продолжаю публикацию самого интересного из сотен документов 1950х-1990 годов о жизни нескольких поколений одной неизвестной мне семьи, найденных на чердаке купленного весной дачного дома и ненужных их потомкам....


Чтобы было понятнее.


Первого представителя этой семьи звали Иван, он застал ещё дореволюционный Петербург, воевал на фронте, до пенсии работал столяром, умер в конце 1990х. От него остались фотографии его молодости в Ленинграде, грамоты и обширная переписка с бывшими сослуживцами и однополчанами. Также лишь частично сохранились его дневники - военные и довоенные воспоминания., которые он записывал под конец жизни. От них в папке, к огромному сожалению, содержится только начало записей, про жизнь в 1920е и становление колхозов, и конец записей, в которых он подводит итог своим фронтовым воспоминаниям. Вся остальная часть, видимо о войне, бесследно исчезла... До конца его переписку с сослуживцами я пока так и не разобрал, может недостающая часть дневника чудом обнаружится там. Его жену звали Нина. От неё остались только грамоты и дипломы, а также поздравления от ее коллег. Возможно тоже воевала, но информацию об этом найти не удалось. По косвенным признакам, она работала в тылу в блокадном Ленинграде. Кем работала после войны, информацию найти не удалось, но судя по сохранившимся отзывам ее коллег, была очень хорошим специалистом.


Их сын Сергей, 1946 года рождения. Тоже всю жизнь жил и живет в Ленинграде. Он был заядлым театралом, работал в какой-то Ленинградской газете, он и был продавцом этого дома мне. От него в основном осталась большая подборка театральных афиш и прочих памятников культурной жизни Ленинграда 1970-80х годов, порой бесценных, вроде служебных пропусков на культурно-массовые мероприятия, афиши выступлений Карандаша (Олега Попова), афиши 100-летия Ленинградского цирка итд, а также куча исторических буклетов и билетов из Чехии времён Чехословакии и 1990х.


Дочь Сергея Мария, родилась в 1970х. Ещё успела поучаствовать в выпуске школьной пионерской газеты, от которой сохранилось несколько выпусков.


Неизвестные люди, наверно родственники Сергея или Ивана, от них сохранились фотографии и немного документов 1940-50х.


Все это оказалось никому не нужным в итоге.


Правда возможно и так что действительно ненужным это все оказалось только Марии, единственной дочери Сергея, а Сергей, будучи сам уже сильно в возрасте, оставил этот архив тем кого он может быть заинтересует чтобы была хоть какая-то вероятность его сохранения. И в таком случае он оказался абсолютно прав.


Фото 1. Те самые воспоминания о войне.

Это оказался самый их конец. Ранее листы отсутствуют а с сохранившегося места идёт подробное описание становления колхозов.


Фото 2. Начало дневника Ивана. Судя по всему воспоминания о войне здесь все же были, но ныне утеряны....


Фото 3-4. Продолжение дневника Ивана о 1920-30х годах. Далее дневник обрывается и есть только то самое окончание. Листы явно были вынуты (выпали).


Фото 5-6. Послевоенные фотографии в Ленинграде с комментариями Ивана на обороте. На фото Иван, его жена Нина, другие, неизвестные мне люди.


Фото 7. Иван и Нина. 1960е.


Фото 8. Иван и Нина. 1930е


Фото 9. Послание от Ивана своим потомкам...


Фото 10. Немногие сохранившиеся документы Марии, дочери Сергея, внучки Ивана. Пионерская стенгазета. Конец 1980х.


Продолжение следует.

Тайны старого чердака 2 История, История России, Историческое фото, Семья, Документы, Письмо, Бумажные письма, Чердак, Санкт-Петербург, Ленинград, Краеведение, Капсула времени, Длиннопост
Тайны старого чердака 2 История, История России, Историческое фото, Семья, Документы, Письмо, Бумажные письма, Чердак, Санкт-Петербург, Ленинград, Краеведение, Капсула времени, Длиннопост
Тайны старого чердака 2 История, История России, Историческое фото, Семья, Документы, Письмо, Бумажные письма, Чердак, Санкт-Петербург, Ленинград, Краеведение, Капсула времени, Длиннопост
Тайны старого чердака 2 История, История России, Историческое фото, Семья, Документы, Письмо, Бумажные письма, Чердак, Санкт-Петербург, Ленинград, Краеведение, Капсула времени, Длиннопост
Тайны старого чердака 2 История, История России, Историческое фото, Семья, Документы, Письмо, Бумажные письма, Чердак, Санкт-Петербург, Ленинград, Краеведение, Капсула времени, Длиннопост
Тайны старого чердака 2 История, История России, Историческое фото, Семья, Документы, Письмо, Бумажные письма, Чердак, Санкт-Петербург, Ленинград, Краеведение, Капсула времени, Длиннопост
Тайны старого чердака 2 История, История России, Историческое фото, Семья, Документы, Письмо, Бумажные письма, Чердак, Санкт-Петербург, Ленинград, Краеведение, Капсула времени, Длиннопост
Тайны старого чердака 2 История, История России, Историческое фото, Семья, Документы, Письмо, Бумажные письма, Чердак, Санкт-Петербург, Ленинград, Краеведение, Капсула времени, Длиннопост
Тайны старого чердака 2 История, История России, Историческое фото, Семья, Документы, Письмо, Бумажные письма, Чердак, Санкт-Петербург, Ленинград, Краеведение, Капсула времени, Длиннопост
Тайны старого чердака 2 История, История России, Историческое фото, Семья, Документы, Письмо, Бумажные письма, Чердак, Санкт-Петербург, Ленинград, Краеведение, Капсула времени, Длиннопост
Показать полностью 10
42

Архитектура СССР: Ленинградский Дом Советов

В 1936 г. здесь началось строительство самого большого в стране административного здания - Ленинградского Дома Советов. В то время существовало решение переместить сюда административный центр города. Дом Советов был поставлен на пересечении двух важнейших магистралей - Московского пр. и Центральной дуговой магистрали. Перед Домом Советов было решено создать большую парадную экспланаду. Вдоль Центральной дуговой магистрали (от Кировского района к Невскому) планировалось создать "ожерелье" площадей.

Архитектура СССР: Ленинградский Дом Советов Санкт-Петербург, Ленинград, СССР, Архитектура, Длиннопост

Право строить Дом Советов арх. Н. А. Троцкий получил в результате всесоюзного конкурса. Его проект был отмечен первой премией. (см. Московская площадь . Нереализованные проекты)

Под руководством Троцкого разработкой проекта занимались арх-ры Лукин Я. Н., Свирский Я. О., Тверской Л. М., Шепилевский М. А., инж. Голушкевич С. С. и др.

Строительство Дома Советов было завершено в 1941 г., уже после кончины Троцкого в 1940 г.

Архитектура СССР: Ленинградский Дом Советов Санкт-Петербург, Ленинград, СССР, Архитектура, Длиннопост

Здание было одним из крупнейших административных зданий Советского Союза. В плане оно имеет прямоугольную форму и включает три больших двора. Большой протяженный фасад имеет трехчастную структуру - центральный, более высокий, объем возвышается над боковыми крыльями. Западный фасад здания простирается почти на четверть километра. Центральная часть замыкается сзади большим полукруглым объемом концеренц-зала. В центральной части этажи объединены мощными полуколоннами (14 штук).

По верху идет многофигурный скульптурный фриз, длиной 100 м, (скульптор Н. В. Томский), посвященный будням советского народа. Над фризом, центрируя фасад, размещен большой картуш с изображением герба РСФСР и знаменами (скульптор И. В. Крестовский).

Надпись под картушем "СССР есть социалистическое государство рабочих и крестьян" исчезла, видимо, после принятия брежневской конституции 1977 г., когда СССР формально стал "социалистическим общенародным государством, выражающим волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны».

В здании было 700 помещений, 11 залов для пленумов и конференций, самый большой из них был рассчитан на 3000 человек.

Архитектура СССР: Ленинградский Дом Советов Санкт-Петербург, Ленинград, СССР, Архитектура, Длиннопост

Особую роскошь в здании представлял собой Большой Зал заседаний. Как торжественная ода воспринимался его амфитеатр на три тысячи мест и двухъярусное фойе. Уникальное перекрытие зала было решено в виде восемнадцати металлических радиальных ферм, опирающихся на полукруглое металлическое кольцо диаметром 69,5 м, свободно лежащее на портальной раме. Особенностью зала являлось также верхнее освещение, осуществленное при помощи центрального фонаря и дополнительных фонарей, расположенных между радиальными фермами, к которым был подвешен потолок с двойным остеклением. В отделке зала были использованы мощные прямоугольные колонны с пышными капителями, скульптура, барельефы, фризы, обильная эмблематика, которые по замыслу автора должны были создать ощущение величия и парадности Дворца Советов. Перед войной зал был полностью закончен. К сожалению, сейчас он разделен перекрытием и разбит на мелкие помещения.

Архитектура СССР: Ленинградский Дом Советов Санкт-Петербург, Ленинград, СССР, Архитектура, Длиннопост

В суровые годы блокады Дом Советов оказался на рубеже обороны города. На верхнем этаже здания был оборудован наблюдательный пункт командующего Ленинградским фронтом Л. А. Говорова. В память о событиях тех лет на площади сохранен дот.

Любители легенд упорно пересказывают байку, будто бы Дом Советов немцами не обстреливался. Якобы советская контр-разведка пустила слух, что в госпитале, который развернули в помещениях Дома Советов, содержатся пленные немцы. На самом деле госпиталь в Доме Советов действительно был. Толстые стены здания надежно защищали от снарядов, хотя обстреливали немцы здание нещадно. Фасад и южная сторона Дома Советов сильно пострадали и после войны начались реставрационные работы.

Архитектура СССР: Ленинградский Дом Советов Санкт-Петербург, Ленинград, СССР, Архитектура, Длиннопост

После войны здание передали Училищу инженеров оружия...

…а позднее Научно-исследовательскому институту радиоэлектроники (НИИРЭ).

В ходе проводимой в начале 1970-х гг. в промышленности СССР реформы, направленной на создание крупных научно-производственных структур, в мае 1974 г. было образовано Научно-производственное объединение (НПО) "Ленинец", в которое вошли: НПО "Марс", включающее Всесоюзный НИИ радиоэлектронных систем (ВНИИРЭС) и Гатчинский опытный завод (ГОЗ). Ленинградское производственно-техническое объединение "Ленинец" включало заводы "Новатор", "Радиоприбор", "Ленинец", а также Петрозаводский радиозавод и Витебский телевизионный завод. Таким образом, на базе НПО "Ленинец" был создан мощный научно-производственный и хозяйственный комплекс, обеспечивающий весь цикл "наука - разработка - производство" специальной радиоэлектронной техники, а также цветных телевизоров и бытовой радиоаппаратуры.

Архитектура СССР: Ленинградский Дом Советов Санкт-Петербург, Ленинград, СССР, Архитектура, Длиннопост

В 1980-х гг. реформирование хозяйственного механизма шло в направлении интеграции механизма отраслевого управления, выразившейся в создании научно-производственных объединений на основе двухзвенной системы управления: министерство - центральное научно-производственное объединение. В соответствии с этими в сентябре 1985 г. НПО "Ленинец" было преобразовано в Центральное научно-производственное объединение (ЦНПО) "Ленинец". Чтобы обеспечить комплексное решение вопросов, в марте 1987 г. в состав ЦНПО включили специальное конструкторско-технологическое бюро "Труд".

Архитектура СССР: Ленинградский Дом Советов Санкт-Петербург, Ленинград, СССР, Архитектура, Длиннопост

ОАО "Холдинговая компания 'Ленинец'" (ОАО "Ленинец-холдинг") было создано в 1992 г. при акционировании НПО "Ленинец". Объединяет около 40 дочерних предприятий, в которых владеет контрольными пакетами акций, в числе которых ОАО "Радиоавионика", ОАО "Завод 'Радиоприбор'", ОАО "Экспериментальный завод", ОАО "НИИС", ОАО "НИИРЭК", ОАО "Управляющая компания 'Ленинец'", ОАО "Технопарк", ОАО "Здоровье" и другие. Большинство из них - предприятия ВПК, разработчики и производители радиоэлектроники и вычислительной техники для МО,бортовых авиационных радиоэлектронных комплексов, навигационного радиоэлектронного оборудования и систем наведения высокоточного оружия, в том числе для ракет класса "воздух-земля", "воздух-море".


amapok (52vadim)

https://52vadim.livejournal.com/541166.html


Легенды и быль Дома Советов

https://www.don-ald.ru/stati/13388/

Показать полностью 5
8467

Про наивность и отзывчивость

В 1989 году мне и моему другу было по 18 лет, и мы решили поступать в институт.

Выбрали институт в Ленинграде (сами мы из Запорожья), написали туда, нам ответили, прислали какие-то бумажки. Билетов на поезд не было вообще, пришлось брать на самолёт.

Родители поморщились (дороговато, но денег дали).

Мы прикинули, прилетаем в 6 вечера, пока туда-сюда, а приёмная комиссия в институте работает с утра. Не успеваем ни как. Нужно где-то переночевать до утра.

Родственников и друзей в Ленинграде нет.

Проблема. Сидим грустим.

Тут старший брат моего друга, с год как пришедший с армии, говорит: - фигня это всё! Был у меня в армии корешок с Питера. Вот такой парень! Мы в армии адресами обменялись, сейчас найду. Скажете, что от меня и переночуете свободно.

Мы такие: - ну ладно.

Телефонов, кстати, не было ни у нас, ни у этого армейского корешка.

Короче, прилетаем мы в Ленинград, то-сё, за пару часов находим улицу, сейчас не помню названия, в старом районе вот эти их старые 4-5 этажные дома, находим дом, не очень долго искали.

Но вот с квартирой была проблема.

На подъездах (ладно, на парадных) висели таблички с номерами квартир. Примерно такие: «Здесь Кв. №3, 5,9,13,14,16». Озадачились, но квартиру нашли. Поднимаемся на третий этаж. Звоним.

Открывает парень постарше нас.

- Здравствуйте. Вы такой-то?

- Да.

- А я младший брат вашего армейского друга такого то, а это мой друг. Можно у вас ночь переночевать?

-Э-э-э… Ну проходите.

В квартире, кстати, жили ещё парень и девушка

И мы сели пить чай с печеньем. И разговаривать. Рассказали, что мы приехали из Запорожья поступать в институт. Что нам только на ночь, потом институт нас селит в общагу. Классные спокойные ребята.

Квартира, кстати, была странная.

Во-первых, очень высокие потолки.

Очень. В одной из комнат, на стенах были какие-то ползучие растения, так вот, под потолком из них были целые джунгли.

Во-вторых, очень странная планировка.

Какие-то коридорчики, тупички, комнаты. Та комната, где мы ночевали, была похожа на длинный и узкий пенал. Две кровати вдоль одной стены. Какой-то стол. Очень маленькое окошко, с широченным подоконником. Толщина стены неимоверная.

В-третьих, санузел.

Мало того что он был совмещённый, большой и какой-то несуразный. Он был ещё в каком-то странном месте. Когда рано утром, я пытался его найти, никого не разбудив… Это был ещё тот квест. Какие-то кладовки, какие-то заколоченные (почему-то) двери…

Когда через много лет «Сплин» спел «… я объяснил тебе, где, в квартире спрятался душ…», я понимающе хмыкнул – Это Питер, детка…

Короче. Утром, мы по-тихому свалили. Не попрощавшись и не поблагодарив.

И никогда их больше не видели.

И имён не запомнили.

В Ленинграде мы прожили с месяц. В институт поступали, но не поступили. В общаге перезнакомились с кучей людей со всего Союза. Невский. Мосты. Уличные музыканты. Прогулки по ночному городу. Выход «Звезды По Имени Солнце». Ркацители по 2.10.

Короче.

Сейчас, когда я вспоминаю эту историю, я больше всего удивляюсь двум вещам.

Во-первых.

Я удивляюсь тому, что тогда я ни чему не удивлялся. Ни собственной наивности (или наглости). Ни чужой доброте и отзывчивости.

Во-вторых.

Как быстро летит время.

Ну и напоследок.

Ребята, может сейчас конечно и поздно.

И вы скорее всего это не прочитаете.

Но.

За то что и приютили, и чаем напоили, и показали пример человечности какой то, что ли…

Спасибо вам.

Большое.

Показать полностью
30

Архитектура СССР: гостиница "Прибалтийская" в Ленинграде

По одному из планов, возникшему еще во время войны, Ленинград должен был «расти» не в южном направлении, а вдоль залива. Три существующие вертикальные доминанты Ленинграда (Петропавловская крепость, Адмиралтейство, Исаакиевский собор) хотели дополнить еще четырьмя со стороны залива на Васильевском острове.

«Прибалтийская» строилась как часть Морского фасада Ленинграда, а так и не построенная башня за ней стала бы одной из тех самых доминант. Руководитель проекта – Николай Баранов, сын главного архитектора Ленинграда Николая Баранова, автора идеи развития прибрежной полосы как альтернативы расширения города на юг.

В 1978 г.  завершилось строительство  гостиницы-гиганта "Прибалтийская"

Архитектура СССР: гостиница "Прибалтийская" в Ленинграде СССР, Архитектура, Санкт-Петербург, Ленинград, Длиннопост

https://www.etoretro.ru/pic23701.htm

Архитектура СССР: гостиница "Прибалтийская" в Ленинграде СССР, Архитектура, Санкт-Петербург, Ленинград, Длиннопост
https://russiainphoto.ru/photos/217984/


В плане «Прибалтийская» представляет собой букву «Н». Крылья, однако же, расположены не под прямым углом, а развернуты в стороны. С одной стороны, только так можно было обеспечить лучший вид из номеров, иначе он упирался бы в противоположную стену. С другой, в этом присутствовала метафора открытых ворот, встречающих, в первую очередь, тех, кто приближается к городу со стороны Финского залива.

Архитектура СССР: гостиница "Прибалтийская" в Ленинграде СССР, Архитектура, Санкт-Петербург, Ленинград, Длиннопост

http://fotobus.msk.ru/photo/1025188/

Архитектура СССР: гостиница "Прибалтийская" в Ленинграде СССР, Архитектура, Санкт-Петербург, Ленинград, Длиннопост

Идеология «Прибалтийской» как архитектурного объекта состояла в том, чтобы соединить традиции петербургского зодчества и новые технологии. Отсюда – строгая, почти классицистическая симметрия объемов, колоннада при входе, купол со стороны залива, и в то же время использование металла и стекла, непривычность пропорций. В статье, вышедшей в журнале «Архитектура СССР» в 1979-м году так и было написано «… колоннада центрального входа… в сочетании с плавной линией внутреннего абриса курдонера, зримо ассоциируется со знаменитой колоннадой Казанского собора».

Архитектура СССР: гостиница "Прибалтийская" в Ленинграде СССР, Архитектура, Санкт-Петербург, Ленинград, Длиннопост
Архитектура СССР: гостиница "Прибалтийская" в Ленинграде СССР, Архитектура, Санкт-Петербург, Ленинград, Длиннопост

http://thelib.ru/books/slovcova_irina/istoriya_peterburgskih...

Архитектура СССР: гостиница "Прибалтийская" в Ленинграде СССР, Архитектура, Санкт-Петербург, Ленинград, Длиннопост

https://www.google.ru/imgres?imgurl=https://www.etoretro.ru/data/media/20/1320500294971.jpg&imgrefurl=https://www.etoretro.ru/pic23701.htm&tbnid=3yfM9fqIiR1hRM&vet=12ahUKEwjn4Izqoa7oAhXNY5oKHeWLBS8QMygPegUIARDpAQ..i&docid=LhoAoIF-qBkG3M&w=800&h=463&q=санкт петербург гостиница прибалтийская&ved=2ahUKEwjn4Izqoa7oAhXNY5oKHeWLBS8QMygPegUIARDpAQ#h=463&imgdii=LbC5YKErJqsSUM:&vet=12ahUKEwjn4Izqoa7oAhXNY5oKHeWLBS8QMygPegUIARDpAQ..i&w=800


текст https://ucrazy точка ру/other/1429862932-pribaltiyskaya-bez-morya.html

http://www.citywalls.ru/house6895.html

Показать полностью 5
693

САМОСУД

Заметка в петроградской газете "День" от 13 декабря 1917 года


Дневник происшествий.

Самосуд. 12 декабря были задержаны убийцы семнадцатилетней служанки, в доме № 65, по наб, Обводного канала. Преступление было совершено женихом служанки - солдатом, явившемся к ней в гости с двумя своими товарищами. Убедившись, что хозяйки нет дома, жених и его приятели убили служанку. Все трое доставлены в управление уголовной милиции, оттуда их должны были вести в Смольный. У Синего моста толпа и караул накинулись на арестованных, и начали наносить им удары. Один из задержанных, преследуемый толпой, бросился в канал. в след ему было произведено ряд выстрелов, одним из которых он и был убит. Двое были растерзаны.

101

Петербургский случай

Дневник происшествий в петербургской газете "День" от 11 октября 1912 г.


Петербургский случай

Вчера в конце Роменской улицы была найдена захлебнувшаяся в грязи лошадь с извозчичьей закладкой. Находка вызвала различные толки. Оказалось, что владелец закладки кр. Белянов, будучи пьян, слез с козел и лёг спать на улице. Лошадь побрела вперёд, и попала в топкое от грязи места на улице, захлебнулась в ней.


Расправа толпы с автомобилистами

Вчера днём, на Владимирском пр., угол Невского пр. мотор, при переезде улицы, изувечил переходившего дорогу молодую девушку. Толпа, свидетельница случая, набросилась на шоффера, намереваясь расправиться с ним. Сидевшим в моторе его владелец г.  Х., открыл дверцу, вступил в пререкания с публикой и бывшей при нём тростью ударил одного из прохожих, инженера путей сообщений. Поступок сидевшего в моторе господина возмутил толпу. Трость была вырвана и владельцу её было нанесено несколько ударов. Инцидент был прекращён вмешательством полиции. Девушка была отведена в Обуховскую больницу. Положение её тяжёлое.

2272

Жестокий самосуд

Заметка в петроградской газете "День" от 6 декабря 1917, 4-я страница


Жестокий самосуд


Уголовной милиции сообщено комиссариатом Александро-Невской заставы о следующем случае, произошедшем на Чугунной улице, в квартире Петровой. Осматривая комод, Петрова обнаружила исчезновение 15 р. Возмущенная отсутствием денег, Петрова выбежала на улицу и стала обвинять в присвоении денег жившего тут же в квартире 16-летнего подростка. Мгновенно собралась толпа, которая без дальних слов схватила обвиняемого в краже подростка, имея ввиду доставить его в комиссариат. На пути к задержанному мальчику стали приставать новые толпы и в конце концов задержанного, вместо того, чтобы отправить в комиссариат, отвели в Неву, где он тут же быль утоплен.

В это время женщина, потерявшая деньги, обнаружила их спрятанными в другом месте, совершенно забыв об этом обстоятельстве.

Слух о том, что подвергшийся самосуду мальчик сделался жертвой ошибки, виной, которой явилась владелица затерянных денег, привлек к дому, где произошел случай, новую толпу людей. Петрову, под тем же предлогом отправить в комиссариат, вывели на набережную, где ее в свою очередь постигла та же участь, которой подвергся незаслуженно обвиненный мальчик.

Никого из прямых виновников жестокой расправы обнаружить не удалось.

152

Торцовая мо­стовая

В Петербурге основным типом покрытия на центральных улицах, площадях и набережных была деревянная, так называемая торцовая мо­стовая, которая впервые появилась еще в эпоху Николая I. Торцы делались из бревен диаметром 30—35 см, распиленных на чурки высотой 20 см. Чуркам придавали шестиугольную форму, напо­минающую ячейку пчелиных сот. Поэтому и сама торцовая мостовая напоминала по рисунку пче­линые соты. Торцы перед укладкой пропитыва­лись специальным составом, предохраняющим от гниения. Швы между торцами наполнялись смо­лой. Укладывались торцы на доски, засыпанные песком. Из-за сырого петербургского климата торцы быстро начинали гнить. Каждым летом торцовые мостовые подвергались частичному ремонту, а через пять-шесть лет и полной замене. Основным достоинством торцовой мостовой была ее бесшумность. Недостатком кроме не­долговечности было то, что в дождь она стано­вилась очень скользкой. Пропитка и смола, рас­творяемые водой, выходили наружу в виде жел­той, пузырчатой пены, напоминающей мыльную. Мокрые торцы имели темно-коричневый цвет, сухие — серо-желтый.

Из торцов делали также пешеходные дорож­ки через площади, замощенные булыжником. Торцовые мостовые и пешеходные дорожки просуществовали вплоть до на­воднения 1924 года, во время которого торцы всплыли и вода занесла их в подвалы и первые этажи домов. Ремонтировать торцы было неце­лесообразно. Их заменили сначала диабазовыми мостовыми (из каменных плиток), а потом диа­баз, в свою очередь, заменили асфальтом. Так прекратили свое существование знаменитые тор­цовые мостовые, бывшие одной из достоприме­чательностей Петербурга, ибо подобных мосто­вых не было ни в одном из городов Европы.


Разрушенная наводнением деревянная мостовая на проспекте 25-го Октября (Невский проспект). 1924 год.

Торцовая мо­стовая Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград, История
55

Заготовка льда в Петербурге

Заготовка льда в Петербурге Санкт-Петербург, Петроград, История, Длиннопост

Дмитрий Андреевич Засосов и Владимир Иосифович Пызин в своей книге "Повседневная жизнь Петербурга на рубеже XIX–XX веков; записки очевидцев" сообщали, что к весне на Неве и Невках добывали лед для набивки ледников. Лед нарезался большими параллелепипедами, называе-мыми «кабанами». Сначала вырезались длинные полосы льда продольными пилами с гирями под водой. Ширина этих полос была по длине «кабана». Затем от них пешнями откалывались «кабаны»(подрядчик арендовал от городской думы отведенный речной полицией участок Невы под майну и нанимал «чухон» для добычи и развозки льда. «Выстроившись рядами, человек по 5–10, чухны колют… „кабаны“ льда величиною 1–2 квадратных аршина. При этом они работают пешнями, как один человек: дружно и в такт. Каждый рабочий ежедневно откалывает от 50 до 100 „кабанов“ льда. „Кабаны“ устанавливаются правильными рядами» (Бахтиаров А. 1994. 135). «Чухна за льдом приехал» — петербургская поговорка по поводу остывшего супа и молока (сообщено Ю. М. Красовским). Чтобы вытащить «кабан» из воды, лошадь с санями пятили к майне, дровни с удлиненными задними копыльями(копылья - вертикальные крепления полозьев к корпусу саней) спускались в воду и подводились под «кабан».

Заготовка льда в Петербурге Санкт-Петербург, Петроград, История, Длиннопост

Заготовка льда на Неве перед Академией Художеств


Лошади вытаскивали сани с «кабаном», зацепленным за задние копылья. «Кабаны» ставились на лед на попа. Они красиво искрились и переливались на весеннем солнце всеми цветами радуги. Работа была опасная: можно было загубить лошадь, если она недостаточно сильна и глыба льда ее перетянет; мог потонуть в майне и человек, но надо было заработать деньги, и от желающих выполнять такую работу отбоя не было — платили хорошо. Майна ограждалась легкой изгородью, вечером вокруг майны зажигались фонари, чтобы предупреждать неосторожных пешеходов и возчиков. Набивали ледники льдом особые артели(артель договаривалась, «сколько „подошв“ требуется настлать в ледник и какого льда: прозрачного, чистого или мутного» (Бахтиаров А. 1994. 135). Эта работа была также опасна и требовала особой сноровки. «Кабаны» опускали вниз, в ледник, по доскам на веревках, а там рабочие принимали их и укладывали рядами. Бывали случаи, когда «кабан» срывался со скользкой веревки и калечил рабочих, стоящих внизу.

Заготовка льда в Петербурге Санкт-Петербург, Петроград, История, Длиннопост

«Чухна за льдом приехал»

Показать полностью 2
119

О судьбах баковых орудий крейсера "Аврора", и о его разоружении в 1918 году - по архивным документам.  No politic (почти).

История судьбы сегодняшнего бакового орудия "Авроры" интересна не менее, чем обстоятельства выстрела из его предшественника 102 года назад. Впрочем, - primaru armament на баке корабля сменяли друг друга несколько раз: за все время службы здесь стояли четыре 6-дм., и два 130-мм. орудия.


Для целостности картины хотелось бы рассказать кратко обо всех них по материалам РГА ВМФ, ЦВМА МО РФ и ЦГИА СПб, где я для души занимался (в свободное от основной работы время) по этой теме года два назад.


Участник Цусимы.


Самое первое в истории «Авроры» 6-дм. орудие на баке, как и сегодня, — было системы «Канэ». Изготовлено в 1901 году на Обуховском Сталелитейном заводе по заказу Главного Управления Кораблестроения № 17486 от 3 сентября 1897 г. Имело заводской № 350, сдано заводом летом 1902 г., и той же осенью испытано на палубе корабля.


Ведомостей испытания именно первых авроровских пушек среди сотен и сотен дел мне выявить не удалось, но для примера можно привести идентичную ведомость испытания орудий её конструктивной сестры, - погибшей «Паллады» (РГА ВМФ Ф. 421, Оп. 8, Д. 114).  Заводские номера стволов в крайней левой графе. Слева/сверху от дроби в ней обозначен судовой номер - это постоянные номера орудийных огневых точек крейсера. Справа/снизу - индивидуальный заводской номер ствола орудия (тумбовые установки, или станки, на которые укладывались пушечные стволы, - имели другие номера, и обычно в документах не приводились).

О судьбах баковых орудий крейсера "Аврора", и о его разоружении в 1918 году - по архивным документам.  No politic (почти). Крейсер Аврора, Балтийский флот, Артиллерия, Санкт-Петербург, Ленинград, Петроград, Длиннопост

Стоимость одной 6-дм. пушки «Канэ» для "Авроры" пр-ва ОСЗ в ценах 1902 г. составляла (8 ед.): тело орудия - 13 900 р., станок орудия в сборе — 10 000 р.. «Походные крепления» (для закрепления при качке)— 203 р. (по ЦГИА СПб, Ф. 1267, Оп. 897, Д. 17, 81, 898, 900, 975).


А общая стоимость артиллерии крейсера включая торпедные аппараты в 1903 г. оценивалась в 531 079 р.


В Цусимском сражении (исходя из данных осмотра крейсера по прибытии на Балтику) - баковое орудие № 350 сильно не пострадало. Оно осталось на корабле, продолжая бессменную службу вплоть до 1913 г.


Осенью 1913 г. баковое орудие за № 350, вероятно, пришло в совершенную негодность от учебных стрельб, так как было принято решение о замене его другим 6-дм. орудием, хранившемся в Кронштадтском порту. Был вместе с тем нюанс - новое орудие предполагали "по месту" собрать из станка "Канэ" Обуховского завода, и 6-дм. ствола "Канэ" Пермского завода (№ 4274, изготовлен в период до 1910 г.). Но быстрая замена не сложилась -  в процессе работ возникли какие-то сложности, и окончательно пушка была пригнана к станку и установлена на корабле лишь весной 1914 г.


Орудие № 350 в свою очередь более никогда не появится в ведомостях вооружения флотов и береговой обороны Российской Империи и СССР. Можно предположить, что оно было обращено в лом еще до революции.


Так выглядела ведомость состояния артиллерии «Авроры» в 1915 г.:

О судьбах баковых орудий крейсера "Аврора", и о его разоружении в 1918 году - по архивным документам.  No politic (почти). Крейсер Аврора, Балтийский флот, Артиллерия, Санкт-Петербург, Ленинград, Петроград, Длиннопост

Две 75-мм. пушки с судовыми номерами здесь отсутствуют. Это можно попробовать объяснить временным их снятием: зиму 1914-1915 гг. «Аврора» провела на рейде в Гельсингфорсе (Хельсинки) в составе 2-й бригады крейсеров. В историческом журнале бригады (РГА ВМФ) 15 января написано: «в связи со слухами о возможности появления цепеллинов приняты меры: крейсера покрашены белой краской, на остров Свеаборг свезены прожектора и пулемёты для отражения атак…». Можно предположить, что два 75-мм. орудия с крейсера «Аврора» также были использованы на берегу как зенитные орудия.


Участник Октябрьской Революции.


В 1916 году крейсер был включен в «программу» переделки станков 6-дм. орудий кораблей Балтфлота под больший угол возвышения (угол подъема ствола менялся с 15 на 25 градусов от горизонтали). Работы проводились осенью 1916 г. на Балтийском заводе. По окончании их на «Аврору» вместо пермского 4276 со склада Кронштадтского Военного порта была подана «новая» 6-дм. пушка № 443 Обуховского завода, принадлежавшая ранее... крейсеру «Олег».


«Олега» перевооружали летом 1915 г. современными 130-мм. орудиями, а 6-дм. отправляли в склады. На крейсере «Олег» № 443 оно стояло в башне, на станке Петербургского металлического завода, при хранении в Кронштадте с 1915 г. указывалось как «годное» по состоянию, расстрел его был низким: в 1915 году 101 боевой выстрел, и 269 уменьшенных.


Исходя из очень внимательного и самокритичного анализа архивных документов приходу к мнению, что 6-дм. орудия «Авроры» после переделки станков возвращались точно на свои старые судовые места, и складское орудие «с Олега» № 443 встало строго на бак, - на место снятого 4276.


Если коснуться на мгновение темы социально-политической истории (в художественном иль историческом контексте), то можно сказать, что «легендарный выстрел» в 1917 году дало «орудие двух кораблей» — башни «Олега», и бака «Авроры».


«Снять срочно с крейсера «Аврора» все, что возможно…».


В 1918 г. в России, не оправившейся от Первой Мировой войны, разразилась Гражданская война. Воспользовавшись смутой, на территорию страны устремились также и интервентские войска.


Астрахань и Волга для большевиков были в тот момент жизненно важной водной артерией, обеспечивавшей выход к Каспийскому морю, и надеждой отстоять за собой Северный Кавказ и нефтяное Закавказье, выходы к Чёрному морю. Кроме того, Волга давала возможность по всей своей длине за счёт вооруженных судов поддерживать Красную Армию артиллерийским огнем, давала возможность перебрасывать войска и грузы.

О судьбах баковых орудий крейсера "Аврора", и о его разоружении в 1918 году - по архивным документам.  No politic (почти). Крейсер Аврора, Балтийский флот, Артиллерия, Санкт-Петербург, Ленинград, Петроград, Длиннопост

Балтийский флот в 1918 г. находился в тяжелейшем экономическом состоянии, топлива для кораблей не хватало совершенным образом, кроме того распускались команды кораблей, служившие с царских времён по многу лет без перерыва. В итоге с целью оптимизации расходов на содержание было решено временно разделить Балтфлот на две части: оставить боевое ядро из лучших и боеспособных кораблей для обороны морских подступов к Петрограду, а оставшиеся постепенно законсервировать до лучшего времени. Негодные же приговорить к лому. Артиллерию с консервируемых кораблей снимали, и отправляли на нужды фронта (вооружая ими батареи береговые и железнодорожные, а также мобилизованные суда создаваемых речных флотилий).


«Аврора» к 1918 году считалась морально устаревшим крейсером, и находилась достаточно близко к той границе, за которой по списку шли корабли, обращаемые в лом - "Совершенно устарел. Тихоход". (РГА ВМФ Ф. Р-342, Оп. 1, Д. 187, таблица от 1918 г.)

О судьбах баковых орудий крейсера "Аврора", и о его разоружении в 1918 году - по архивным документам.  No politic (почти). Крейсер Аврора, Балтийский флот, Артиллерия, Санкт-Петербург, Ленинград, Петроград, Длиннопост

6-дм. орудия "Авроры" было решено направить на вооружение плавучих батарей формируемой и стратегически важной Астрахано-Каспийской флотилии. Фоном создания АКВФ было то, что летом 1918 г. из-за фатальных ошибок в политике пала Бакинская коммуна — попытка создать коммунистический центр в Закавказье. Многонациональный Баку в тот период готовился к отражению атаки наступавшего турецкого войска, и другие партии, выйдя из под давления большевиков, - пригласили для защиты города корпус генерала Денстервилля, действовавшего в Персии по другую сторону Каспия. Англичане были не против помочь, разумеется видя перед собой в первую очередь территории и нефть (к ней тогда стремились все - и «белые», и «красные», и турки, и немцы).


Но турецкое войско корпус английского генерала остановить не смог, зато при обратной эвакуации в Энзель увёл с собой всю бывшую Каспийскую Военную флотилию Российской Империи, базировавшуюся на Баку, а вместе с ней гражданские суда и вооружение из складов Бакинского порта. Так родилась вражеская «British Caspian Flotilla». Для противодействия нападению новоявленного английского флота в закрытом море и для обеспечения безопасности судоходства близ Астрахани, 3 октября 1918 г. в РСФСР на базе слабой "Красной флотилии Астраханского края" в Астрахани была создана "Астрахано-Каспийская военная флотилия".


«Аврора» в 1918 г. разоружалась в два этапа, не сразу (10 и 4 орудия). Начало делу было положено 5 сентября 1918 г. заместителем Наркома по морским делам (Л.Д.Троцкого) - Э.Ф.Склянским. Он дал следующие телеграммы Начальнику Морских Сил Республики (В.М.Альтфатеру) и Главкому Балтфлота (С.В.Зарубаеву), копия С.Е.Саксу (он от Наркомата курировал разоружение Балтфлота «на местах», важнейшая фигура событий): «Для вооружения судов Астраханской флотилии и скорейшего оборудования морской обороны Астрахани и нижней Волги в возможно короткий срок выслать в Астрахань в распоряжение Краевого Военсовета и Начальника Астраханской флотилии: 1. /10-ть 6-дм. орудий, сняв их с крейсера «Аврора», к ним 1500 выстрелов, два 9-футовых дальномера...».


Решение Наркомата об отправке орудий «Авроры» в Астрахань на Балтфлоте внесло поначалу немалое смущение, т.к. здесь крейсер уже задумали разоружить для форта № 7 «Северный» Морской Крепости Кронштадт (для обстрела финских войск в Карелии).


Ниже приводится по своему уникальная запись обсуждения разоружения крейсера. Расшифровка нужного фрагмента дана после сканов, очень живописная (РГА ВМФ, Ф. 315, Оп. 1, Д. 48)

О судьбах баковых орудий крейсера "Аврора", и о его разоружении в 1918 году - по архивным документам.  No politic (почти). Крейсер Аврора, Балтийский флот, Артиллерия, Санкт-Петербург, Ленинград, Петроград, Длиннопост
О судьбах баковых орудий крейсера "Аврора", и о его разоружении в 1918 году - по архивным документам.  No politic (почти). Крейсер Аврора, Балтийский флот, Артиллерия, Санкт-Петербург, Ленинград, Петроград, Длиннопост
О судьбах баковых орудий крейсера "Аврора", и о его разоружении в 1918 году - по архивным документам.  No politic (почти). Крейсер Аврора, Балтийский флот, Артиллерия, Санкт-Петербург, Ленинград, Петроград, Длиннопост
О судьбах баковых орудий крейсера "Аврора", и о его разоружении в 1918 году - по архивным документам.  No politic (почти). Крейсер Аврора, Балтийский флот, Артиллерия, Санкт-Петербург, Ленинград, Петроград, Длиннопост
О судьбах баковых орудий крейсера "Аврора", и о его разоружении в 1918 году - по архивным документам.  No politic (почти). Крейсер Аврора, Балтийский флот, Артиллерия, Санкт-Петербург, Ленинград, Петроград, Длиннопост

Расшифровка:


Комиссар Балтфлота Жданов - «Что я вчера вам передавал, то должно быть исполнено как можно скорее. С Саксом я говорил… <3-4 слова заклеены> снеситесь вы с ним. Но что касается «Авроры» и с которых снимаются орудия, то они должны быть сняты и погружены на причал... А куда они пойдут, будет сообщено, на форт или флотилию, что...»


Председатель Военно-Морской крепости Кронштадт Загвоздкин «…Комиссар флота Фёдоров, он здесь? Товарищ Дулин спрашивал, что будет говорить тов. Фёдоров относительно вчерашнего разговора с вами. Мы с вами не может сговориться, потому что все распоряжения идут от Сакса, и нам сказано его распоряжения выполнять. Только грузятся 600 мин речных, 100 мин артиллерийского образца, 100 мин морских, целики, снимается 10 штук 120-мм. пушек, дальномеры сняты и отправлены в распоряжение Сакса, все это по распоряжению Сакса. С «Авроры» снимаются пушки для вооружения форта номер 7 по распоряжению Командованием флота. Насчёт прожекторов пока распоряжения не было. Прошу убедительно, чтобы не было разногласий, снестись с Саксом, он с вами будет в курсе».


Неизв. «Здесь у аппарата комиссар Дулин? Кто просит? Момент».


Член Совета комиссаров Балтфлота комиссар Фёдоров обращается к Комиссару Кронштадтской базы Дулину - «Сейчас у аппарата Фёдоров. Товарищ Дулин, я сегодня был в Кронштадте, говорил с Вами насчёт телеграммы по делам Астраханской флотилии и скорейшей посылки туда орудий снарядов и другого. Все надо сделать в экстренном порядке. Следующие десять шестидюймовых орудий, 8 орудий и 2500 сострелов, девятифутовых дальномеров Барра-Струда направить туда, одну радиостанцию мощную, прожекторов не более девяносто см. – десть штук. Все это снять с кронштадтских судов. Экстренно погрузить в баржи и отправить к Обуховскому заводу. Потом два легковых автомобиля из числа неисправных, требующих значительного и сложного ремонта, сто мин заграждения на проводах, и сто мин морских, все это экстренности требует, и постарайтесь всё сделать. А что не хватит - сообщите завтра утром. И также будет сообщено, что ещё нужно. Сообщим дополнительно, и сегодня же приступайте к работам".


Комиссар Кроншт. базы Дулин - «Что ты ерунду городишь?»


Член Совета комиссаров Балтфлота комиссар Фёдоров «Не ерунда, а действительно, не то сам приеду Кронштадт. Если сами ничего не можете сделать, передайте другим. Чтоб экстренно было выполнено. Прошу вас все изложить на бумаге и передать юзограммой, что вы как маленький ребёнок или не понимаете где же найти в Кронштадте сто прожекторов? Десять и не более 90-см. И сколько найдётся на «Авроре»? Такого размера прожектора имеются только на крейсерах, которые большей частью стоят у вас? Так сколько найдётся на «Авроре» ?... Снимайте! Ну ладно, все ж таки мне эта юзограмма непонятна, а потому что очень много искажений, почему прошу все изложить в телеграмме и незамедлительно передать.


Снять срочно с крейсера «Аврора» все что возможно: десять 6-дм. орудий и к ним 2500 выстрелов, десять дальномеров девятифутовых и четыре Барра-Струда тоже девятифутовых. Обращайтесь к Саксу. Сакс уже снял все дальномеры… Хорошо слушай дальше. Одну радиостанцию, десять прожекторов девяностосантиметровых, два легковых и два грузовых автомобиля из числа неисправных, но требующих значительного и не сложного ремонта. Сто мин заграждения на проводах с принадлежностями. Мин морских сто. Все что вы найдёте из сообщённого, экстренно грузите в баржу, а что у вас недостаёт из сообщённого, сообщите завтра же. Хорошо. До свиданья. Фёдоров. Постарайтесь сделать и не заставите приезжать».


________________________________


8 сентября 1918 г. передача 6-дм. орудий с крейсера «Аврора» на форт № 7 была остановлена. Начальник Морской крепости Кронштадт на основании другой телеграммы от Главного артиллериста Балтфлота Н.Г.Четверухина постановил: «…6-дм. орудия с Кр. «Аврора» как находящиеся в распоряжении Сакса в крепость передаче не подлежат. Для батареи же № 7 пушки могут быть взяты даже в количестве шести 6-дм. с «Зари Свободы».


Из отчётов Главарта Кронштадта Старморначу Кронштадта известно, что 12 сентября 1918 г. на крейсере «Аврора» были подготовлены к снятию пять 6-дм. установок, снято два щита и два орудия. 13 сентября 1918 г. были подготовлены к снятию три 6-дм. орудия, а четыре пушки и четыре щиты были сняты и погружены на баржу. 14 сентября с крейсера были сняты ещё 4 орудия и 4 щита, также погруженные на баржу. В тот же день работы по снятию 10 орудий с «Авроры» были завершены, на корабле оставались четыре 6-дм. пушки.


Снятые с «Авроры» орудия переправлялись на баржах в Петроградский порт, где перегружались на ж/д платформы. 23 сентября в Отдел Военных Сообщений Наркомата по Военным делам Северной области из Коллегии Наркомата по Морским делам поступил приказ: составить эшелон из платформ и вагонов с боеприпасами и орудиями, и направить его экстренно, «ВНЕ ВСЯКОЙ ОЧЕРЕДИ» через Москву-Саратов на Астрахань в распоряжение Военного Комиссариата Астраханской области. Эшелон предполагался к отправке вечером 24 сентября, и состоял: 1./ из 5-ти вагонов «с боевым грузом» со ст. Новый порт с Гранитной стенки; 2./ из 8-ми вагонов и 16-ти платформ «с боевым грузом и орудиями» со ст. Обухово. К эшелону был придан вагон 3-го класса для размещения персонала, и паровоз.


Операцию предписывалось провести с 12:00 24 сентября, и к 20:00 того же дня эшелон должен был отправиться по назначению. 24 сентября 1918 г. в 22:00 со станции «Петроград-Сортировочная» по маршруту Москва-Саратов для Астрахани отправился эшелон № 622/А с 10-ю 6-дм. орудиями «со всеми принадлежностями» и боеприпасами. В закрытых вагонах эшелона стояли исторические орудия «Авроры», отправлявшиеся из пасмурного осеннего Петрограда в свой долгий путь. Некоторые из них ещё вернутся на родную Балтику, но об этом не узнает никто.


Начальником эшелона был член Военного Областного Комиссариата Астраханского края Теплинский. Номера перевозимых в нем 6-дм. пушек «Авроры»: 727, 730, 726, 728, 349, 443(баковое),353, 434, 348, 532(ютовое). Срок прибытия поезда в Астрахань не известен, но 29 октября 1918 г. С.Е.Сакс уже рапортовал о наличии этих орудий на АКВФ. Встречались сведения и несколько более ранние - начала 20-х чисел октября.


Вскоре будут сняты и оставшиеся четыре 6-дм. орудия «Авроры», только они сперва готовились для Северного фронта, а когда тот отказался от них — направлены поездом в Астрахань, а затем, по причине ненадобности, - в Нижний Новгород на склады Морведа. Там они и провели почти всю Гражданскую войну, затем войдя в береговую оборону страны.


Перезимовав в Астраханском порту, весной 1919 г. бывшее баковое орудие «Авроры» № 443 было установлено на мобилизованной несамоходной наливной барже «Золотая рыбка» 1915 года постройки (г. Коломна). Для установки многотонного морского 6-дм. орудия на барже были сделаны особые подкрепления рабочими Обуховского завода (ниже - РГА ВМФ, Ф. 144, Оп. 1, Д. 553).

О судьбах баковых орудий крейсера "Аврора", и о его разоружении в 1918 году - по архивным документам.  No politic (почти). Крейсер Аврора, Балтийский флот, Артиллерия, Санкт-Петербург, Ленинград, Петроград, Длиннопост

Баржа числилась на АКВФ в основном за № 3 (после трагической гибели ПБ № 2 в Тюб-Караганском заливе её номер перешёл «Золотой рыбке»). Экипаж – 44 чел.


Фотографий этих несамоходных «форт-барж» (так их нередко называли в те годы) не сохранилось, однако выявлены проектные схемы их переоборудования под боевые суда (РГА ВМФ, Ф. 144, Оп. 1, Д. 553):

О судьбах баковых орудий крейсера "Аврора", и о его разоружении в 1918 году - по архивным документам.  No politic (почти). Крейсер Аврора, Балтийский флот, Артиллерия, Санкт-Петербург, Ленинград, Петроград, Длиннопост

К осени 1919 г. в жестоких боях на Волге орудие № 443 имело сильные повреждения. Согласно отчёту командира "Золотой рыбки": «У 6-дм. орудия № 443 требуется исправить: поставить диск вертикальных отсчётов, завести цепи «Галя» поворотного и подъёмного механизмов, прикрепить дульную крышку, проверить манометр, поставить на место указательную стрелку у одного из манометров, увеличить носовой люк подачи снарядов (на корабле), перебрать и почистить дальномер, т.к. он не цели. У орудия № 443 не имеется: цепей «Галя», поворотного и подъёмного механизмов, прицельных 2-х труб, диска вертикальных отсчётов, ЗИП к замкам, помпочки для подкачки жидкости, ключей к компрессору, 2-х чехлов для 6-дм. орудий.».


Поздней осенью 1919 г. ввиду уже сильного расстрела орудие № 443 было снято с баржи, но к лету 1920 г. отремонтировано и вернулось в строй.


Однако в тот же период на Волге и на Каспии сложился перевес в сторону большевиков, и с мая АКВФ начала разоружаться, а склады в Астрахани, «заваленные» сданным оружием, «вычищаться». Морские пушки с судов АКВФ направлялись как обратно в Петроград на Обуховский завод для ремонта, так и в береговую оборону Чёрного моря (в Баку, в Сочи, Туапсе, Новороссийск, в Крым).


Удалось выяснить, в т.ч. по документам ОСЗ, - что несколько «революционных» 6-дм. орудий «Авроры» осенью 1920 г. прибыли в Петроград для ремонта, а одно из них (№ 349) и вовсе перед Великой Отечественной войной отмечено на батарее о. Гогланд и было с большой долей вероятности эвакуировано в Ленинград... Но никто специально не искал их, как реликвии.


РГА ВМФ, Ф 144, Оп. 1, Д. 474. В телеграмме упоминаются именно авроровские 6-дм. пушки (1917 года), высланные после Гражданской войны назад в Петроград на Обуховский завод для ремонта.

О судьбах баковых орудий крейсера "Аврора", и о его разоружении в 1918 году - по архивным документам.  No politic (почти). Крейсер Аврора, Балтийский флот, Артиллерия, Санкт-Петербург, Ленинград, Петроград, Длиннопост

Возвращаясь в прошлое, — бывшее баковое орудие «Авроры» за № 443 после службы на АКВФ казалось бы пропало совершенным образом. Почти все пушки «Авроры» автор смог отследить по документам весьма детально, но именно её — нет...


Однако в 1940 г. в складах Черноморского флота (в Севастополе) "обнаруживается" запасное тело № 443 с расстрелом в 0%. Это вселяет надежду на то, что «легендарная» пушка очень долго лежала в складах, а в какой-то момент (следует из расстрела) была, как и многие другие — лейнирована в Волгограде или на Обуховском заводе, и вернулась на ЧФ. Что стало с этой «Канэ» в годы Великой Отечественной войны на Крымском полуострове — установить не удалось.


130-мм. пушки.


В марте 1921 года началось восстановление Балтийского флота. В сентябре 1922 г. специальная комиссия под председательством командира линкора «Парижская коммуна» С. А. Благодарёва подвергла крейсер «Аврора» детальному осмотру и вынесла заключение: «Внешнее состояние корабля и характер приведения его на долговременное хранение дают возможность после сравнительно несложных работ привести корабль в готовность для использования его в качестве учебного корабля».


В ходе восстановительного ремонта в Кронштадте, - 26 июня 1923 года на крейсер была установлена следующая артиллерия главного калибра: десять 130 мм. /55 кл. орудий образца 1913 года производства Обуховского Сталелитейного завода (следует на путать их со 130 кл. / 50 мм. пушками типа "Б-13" и пр., производство которых началось с 1930-х).


Первым 130-мм. баковым орудием «Авроры» стало № 161 ОСЗ. Это было русское орудие, согласно диапазона номеров изготовленное в 1917 году. Его предыстория достаточно интересна: ещё до «Авроры», в 1920 году, после короткого ремонта на Обуховском заводе орудие № 161 было передано Морским силам Северного моря. Прибыло на север 13 июня 1920 г., указывалось «новым» (относительно расстрела) и имело формуляр. 1 января 1921 г. отмечалось на вспомогательном крейсере «3-й Интернационал» Северного флота. Изначально это был пароход «Эрл Грей», построенный в Англии в 1909 г. В 1914-м он был куплен Российским правительством у Англии и переименован в «Канаду», стал ледорезом. Мобилизован 26 октября 1917 года, зачислен во флотилию Северного Ледовитого океана. 15 марта 1920 г. был мобилизован повторно и зачислен в Беломорскую военную флотилию как ледорез, впоследствии был вооружён четырьмя 130-мм. орудиями. 7 мая 1920 года получил новое наименование «Третий интернационал». 15 июня 1921 года разоружён и передан торговому флоту. 8 сентября 1921 года переименован в «Фёдор Литке» в честь Фёдора Петровича Литке (1797−1882), русского адмирала.


Ниже - «Эрл Грей» , он же «3-й Интернационал», он же «Федор Литке».

О судьбах баковых орудий крейсера "Аврора", и о его разоружении в 1918 году - по архивным документам.  No politic (почти). Крейсер Аврора, Балтийский флот, Артиллерия, Санкт-Петербург, Ленинград, Петроград, Длиннопост

После разоружения «3-го интернационала» орудие № 161 вновь вернулось в Петроград, и в 1923 г. встало на «Аврору». Простояло, впрочем, не долго.... увы, переданные крейсеру 130-мм. пушки указывались в документах Обуховского завода как «хорошие», но уже в 1925 г. Флагманский Артиллерист штаба Морских Сил Балтийского Моря писал в отчёте: «Фиксированный в формулярах расстрел орудий не соответствует действительному состоянию. Настоящий расстрел гораздо значительный, однако приводим выдержки из формуляров. Надо полагать, что действительный расстрел орудий доходит до 75%».


Однако, передача «Авроре» изношенных орудий привела к тому, что артиллерию крейсера, включённого в боевой состав флота, — невозможно было нормально использовать в случае "военного времени". В силу этого 1 февраля 1928 г. по приказу Реввоенсовета было предложено произвести замену четырёх 130-мм орудий левого борта, а также двух 130 мм. орудий на баке и юте. Курсантам с этих пор и на много лет были отданы для учений только 4 орудия крейсера, а из новых стрелять было запрещено, это были пушки строго на случай войны. Новые орудия были установлены в период с 13 по 18 июля 1928 г. из числа «НЗ» Балтфлота, хранившегося в Арсенале КБФ в Кронштадте с окончания Гражданской войны (тогда были отобраны лучшие из сохранившихся орудий). В большинстве своём это были английские «Виккерсы».


С лета 1928 года новое баковое орудие «Авроры» впервые стало не отечественного, а английского происхождения (завода Виккерс, обр. 1916 г., тоже складское), и имело заводской номер «1585 А».

На фотоснимке 1927 г. ниже сохранилось вероятнее всего самое первое 130-мм. орудие "Авроры" с № 161, за год до замены. На нем укреплена первая памятная табличка об участии корабля в Октябрьской революции (с сайте Госкаталог РФ, ФГБУК Государственный центральный музей современной истории России).

О судьбах баковых орудий крейсера "Аврора", и о его разоружении в 1918 году - по архивным документам.  No politic (почти). Крейсер Аврора, Балтийский флот, Артиллерия, Санкт-Петербург, Ленинград, Петроград, Длиннопост

Ниже - фотография казенника одного из "Виккерсов", установленных на "Аврору" по замене в 1928 г. (немецкое фото с захваченной батареи "Аврора" в Дудергофе). Клейма выглядели так:

О судьбах баковых орудий крейсера "Аврора", и о его разоружении в 1918 году - по архивным документам.  No politic (почти). Крейсер Аврора, Балтийский флот, Артиллерия, Санкт-Петербург, Ленинград, Петроград, Длиннопост

Орудие № «1585 А» хорошо сохранилось — расстрел канала ствола при установке на корабль составлял 0 %. В 1928 году оно сделано 9 выстрелов. Простояло на  "Авроре" довольно долго: разоружение корабля в годы Советско-Финской войны и очередное перевооружение не затронули баковое (1585) и ютовое (1584) орудия, - они дослужили до Великой Отечественной войны.


На легендарной батарее «А» под Ленинградом баковое орудие стояло, как аналитически следует из материалов ЦВМА МО РФ и ЦВММ — под горой Кирхгоф, на восточной окраине нынешнего «Туутари-парка».

О судьбах баковых орудий крейсера "Аврора", и о его разоружении в 1918 году - по архивным документам.  No politic (почти). Крейсер Аврора, Балтийский флот, Артиллерия, Санкт-Петербург, Ленинград, Петроград, Длиннопост

Это сохранившаяся закладная часть от деревянного основания огневой позиции № 6 батареи "А". Расчищено в 2016 г., тогда же повесил таблички.

О судьбах баковых орудий крейсера "Аврора", и о его разоружении в 1918 году - по архивным документам.  No politic (почти). Крейсер Аврора, Балтийский флот, Артиллерия, Санкт-Петербург, Ленинград, Петроград, Длиннопост
О судьбах баковых орудий крейсера "Аврора", и о его разоружении в 1918 году - по архивным документам.  No politic (почти). Крейсер Аврора, Балтийский флот, Артиллерия, Санкт-Петербург, Ленинград, Петроград, Длиннопост

11 сентября 1941 г. батарея «Аврора» погибла в жестоком бою с мотомеханизированной группой германских войск, её орудия остались на временно оккупированной территории. Судьба их окончательно не установлена. Местные жители вспоминали о том, что противник вывез артсистемы в неизвестном направлении, с другой стороны — существует как минимум один послевоенный фотоснимок, показывающий одно из них на своей позиции под Ореховой горой в Дудергофе.

О судьбах баковых орудий крейсера "Аврора", и о его разоружении в 1918 году - по архивным документам.  No politic (почти). Крейсер Аврора, Балтийский флот, Артиллерия, Санкт-Петербург, Ленинград, Петроград, Длиннопост

Современное баковое орудие «Авроры».


Комплект 6-дм. орудий «Кане», который можно сегодня видеть на крейсере, был установлен поэтапно с 1946 по 1948 год, в период восстановительного ремонта корабля. Подавляющим образом артсистемы взяли с фортов Морской крепости Кронштадт. За неимением морских щитов к 6-дм. пушкам было решено установить береговые щиты. В дальнейшие десятилетия исторических реплик не изготовлялось.


Теперь новым баковым орудием стала 6-дм. "Канэ" за № 329 пр-ва ОСЗ. Про него в советские годы в газетах ходило множество легенд, будто это «то самое», которое «по Зимнему стреляло». Почвой, видимо, служили две мемориальные доски, закреплённые на бронещите пушки на рубеже 1940-1950-х гг.:


Доска № 1: «Крейсер «Аврора» громом своих пушек, направленных на Зимний дворец, возвестил 25 октября начало новой эры — эры Великой Социалистической Революции. Краткий курс Истории ВКП (б)».


Доска № 2 (была репликой другой небольшой доски, повешенной ещё в 1927 году, на 130-мм. пушке): "6-дм баковое орудие, из которого произведён исторический выстрел 25 октября 1917 г. в момент взятия Зимнего дворца. Крейсер «Аврора».


Доски, к слову, висели не постоянно на своих местах, — во второй половине 1960-х одну из них сняли, а № 2 перевесили на правый борт бронещита пушки, где она и висела до середины 1990-х годов. В настоящее время на корабле размещена доска с более точным историческим текстом.

О судьбах баковых орудий крейсера "Аврора", и о его разоружении в 1918 году - по архивным документам.  No politic (почти). Крейсер Аврора, Балтийский флот, Артиллерия, Санкт-Петербург, Ленинград, Петроград, Длиннопост

Станок  орудия № 329 при детальном рассмотрении имеет едва заметные, но характерные черты берегового лафета (как сухопутного, т.к. до середины 1920-х и тем более до революции береговая оборона и артиллерия подчинялись в основном сухопутным войскам, а не ВМС. Но в целом различия между станком и лафетом Канэ зрительно незначительны).


Однако в этом лафете находится морской пушечный ствол, видевший Русско-Японскую войну с бортов крейсеров-легенд!


Ствол № 329 был изготовлен Обуховским заводом для Морского Ведомства в 1901 году. Согласно документам РГА ВМФ его первый владелец – крейсер Балтийского флота «Богатырь» (строился по заказу в Германии, на верфях фирмы «AG Vulcan Stettin», куда и были доставлены из России 6-дм. орудия для установки, в т.ч. и № 329. Вооружён в Германии примерно к маю 1902-го года). Орудие № 329 было установлено в его носовой башне.


В России «Богатырь» вошёл во Владивостокский отряд крейсеров. В 1904-м году налетел на камни в Амурском проливе у мыса Брюс. Для снятия с камней корабль максимально облегчался, в том числе на море была снята его носовая башня, где стояли орудие № 329 и № 333. Корабль с серьёзными повреждениями был отправлен во Владивосток.

О судьбах баковых орудий крейсера "Аврора", и о его разоружении в 1918 году - по архивным документам.  No politic (почти). Крейсер Аврора, Балтийский флот, Артиллерия, Санкт-Петербург, Ленинград, Петроград, Длиннопост

В августе 1904-го года в бою в Корейском заливе получил повреждения (включая артиллерии) и крейсер «Громобой», также прибыв на ремонт во Владивосток. В этот период орудия «Богатыря» № 329 и № 333 в числе нескольких других были переданы «Громобою» при его довооружении и перевооружении (вместе с ним на «Громобой» было установлено также сегодняшнее орудие «Авроры» № 4173 Пермского орудийного завода, только оно попало на Дальний Восток как запасное, по железной дороге).


Накануне Цусимского сражения «Громобой» подорвался на мине и вновь встал на ремонт, таким образом орудие № 329 было готово к сражению, но волею судьбы не смогло в нём участвовать. На титане-красавце № 329 вернулись на Балтику и продолжало службу до 1917 года его бортовым орудием. Ниже - кр. "Громобой".

О судьбах баковых орудий крейсера "Аврора", и о его разоружении в 1918 году - по архивным документам.  No politic (почти). Крейсер Аврора, Балтийский флот, Артиллерия, Санкт-Петербург, Ленинград, Петроград, Длиннопост

К осени 1918 г. «Громобой» в числе ряда других кораблей Балтийского флота был разоружён, - начиналась его консервация, а в 1922 г. настигла и погибель от разделки. Его 6-дм. пушки после ремонта на Обуховском заводе были направлены через Ораниенбаум в Кронштадт (12 шт.) и в Ригу (4 шт.).


Орудие №329 осталось в Кронштадте, и весной 1919 г. было установлено на ранее разоруженной батарее «Брылкин» форта «Константин» (в 1808 г. «двойная Южная батарея», с 1834 г. ф. «Константин», с 1925 г. ф. «имени т. Рошаля», форт «К»), где провело все последующие годы вплоть до Великой Отечественной войны (другой датой установки пушек в материалах РГА ВМФ указывалось 18 мая 1920 г.). Исходя из фотографий сети «Интернет», в 2014 г. форт «Константин» выглядел примерно так:

О судьбах баковых орудий крейсера "Аврора", и о его разоружении в 1918 году - по архивным документам.  No politic (почти). Крейсер Аврора, Балтийский флот, Артиллерия, Санкт-Петербург, Ленинград, Петроград, Длиннопост

В 1940-м году Командованием КБФ почти полностью расстрелянное орудие № 329 (на 88%) в числе прочих было решено отправить через Арсенал КБФ на ОСЗ для установки лейнера. Работы предполагалось начать с июня 1940-го года, но планы не осуществились. Орудие было законсервировано на форте (находилось на бат. № 142). В отношении хранения отмечалось «в хорошем состоянии».

О судьбах баковых орудий крейсера "Аврора", и о его разоружении в 1918 году - по архивным документам.  No politic (почти). Крейсер Аврора, Балтийский флот, Артиллерия, Санкт-Петербург, Ленинград, Петроград, Длиннопост

Весну 1941-го года пушка № 329 встретила всё там же на «Константине».


В начале Великой Отечественной войны для переброски на Ржевско-Вяземский рубеж обороны приказом Наркома ВМФ Н.Г.Кузнецова № 00171 от 06 июля 1941 г. 6-дм. батарея № 142 с форта «Константин» снималась полностью, вместе с ней отправлялись и 4 ствола со складов КБФ.


Но орудие № 329 подо Ржев отправлено не было, так как его ствол на тот момент были почти полностью изношен и не годился для точной стрельбы. От орудий «Константина» были взяты только станки и ЗИП для группировки с новыми «складскими» стволами, а старые «расстрелянные» тела (90-100%.) остались на форте. Хранилось № 329 до конца Великой Отечественной войны вероятнее всего там же (на действующих батареях не отмечалось, а ведомости Арсенала КБФ за годы ВОВ нет).


Также стоит отметить, что на сегодня «Авроре» встретились четыре старых боевых товарища — 6-дм. пушки № 329 ОСЗ, 597 ОСЗ, 266 ОСЗ, и 4173 ПОЗ. При этом № 329 и № 597 были неразлучны многие годы — сначала служили на «Громобое» (№ 597 с 1909 г.), а затем на форте «Константин». Остальные пересекались только на кр. «Громобой». Поистине удивительная встреча, — очень малый шанс был на неё в череде лет и событий.


Номера всех орудий сегодня легко найти на казенных частях, если только они не зачехлены в непогоду.


Как и многих других кораблей той эпохи нет «Громобоя», нет и «Богатыря», — они были обращены в лом. С ними ушли и сотни орудий «Канэ» (только ОСЗ выпустило их не менее 819 ед.). Но, подходя 6-дм. орудиям, сохранившимся на «Авроре», мы словно бы докасаемся в истории до самих старинных кораблей и фортов, на которых они стояли, до тех морей, что они видели, и до той погоды или ненастья, что ощущали.

О судьбах баковых орудий крейсера "Аврора", и о его разоружении в 1918 году - по архивным документам.  No politic (почти). Крейсер Аврора, Балтийский флот, Артиллерия, Санкт-Петербург, Ленинград, Петроград, Длиннопост

"Моё" кроме фото и сканов.

Показать полностью 25
68

Улица Знаменская, до того как стать улицей Востания

Похороны Александра III, траурная процессия. 1 ноября 1894 года
Улица Знаменская, до того как стать улицей Востания Санкт-Петербург, Петроград, Фотография, Длиннопост
Знаменская улица, 21. 1911–1912 годы
Улица Знаменская, до того как стать улицей Востания Санкт-Петербург, Петроград, Фотография, Длиннопост

Очередь за продовольствием. Февраль, 1917 год

Улица Знаменская, до того как стать улицей Востания Санкт-Петербург, Петроград, Фотография, Длиннопост
Дом Шустиной (дом Фоминой). 1900–1913 годы
Улица Знаменская, до того как стать улицей Востания Санкт-Петербург, Петроград, Фотография, Длиннопост

Витрина магазина акционерного общества «Латипак». 1913 год

Улица Знаменская, до того как стать улицей Востания Санкт-Петербург, Петроград, Фотография, Длиннопост
Павловский женский институт. 1880–1903 годы
Улица Знаменская, до того как стать улицей Востания Санкт-Петербург, Петроград, Фотография, Длиннопост
Дом С. И. Тимашева. 1916 год
Улица Знаменская, до того как стать улицей Востания Санкт-Петербург, Петроград, Фотография, Длиннопост
Доходный дом А. Н. Тура. 1914–1917 годы
Улица Знаменская, до того как стать улицей Востания Санкт-Петербург, Петроград, Фотография, Длиннопост
Показать полностью 7
251

Татуировки жителей Петрограда 1920-х годов XX века

В 20-е годы китайцы, попавшие в Россию во время строительства Китайско-Восточной железной дороги, открывали в Петрограде салоны и лавки, в которых продавали наркотики и набивали татуи.


Азиаты приучили петроградцев к искусству татуажа. И в Петрограде, и в Ленинграде были специальные салоны, которые были закамуфлированы. Считалось, что это был рассадник преступности и заразы.


Китайцы использовали специальные хитрые краски и создавали татуировки. Известный белый генерал Борис Анненков лучше всего демонстрирует умения китайцев татуировать тело. Здесь есть дракон, а сам Анненков специально настоял, чтобы был череп с костями — он же «Адамова голова», он же эмблема его партизанского отряда.

Татуировки жителей Петрограда 1920-х годов XX века Тату, Дореволюционная Россия, Петроград, Ленинград, Проститутки, Длиннопост
Атаман, белый офицер Борис Анненков одним из первых в новой России сделал китайские татуировки. Государственный центральный музей современной истории России



Но в Петрограде татуировались не только такие бравые мужчины и не только красноармейцы, но и женщины. Этот факт отражен в милицейской хронике того времени. Женщины приходили к китайцам за татуировками — в основном это были жрицы любви.


Какие им нужны были татуировки? Эрегированные мужские члены. Эти члены они наносили ниже коленки. В 1920-е годы юбки были чуть ниже колена, в 26-м году — практически по колено.


Выше коленки не видно из-за юбки, а ниже коленки — это как раз то место, на которое мужчины обращали внимание. Мужчины спокойно сквозь чулки видели эти символы, которые означали, что женщина легкого поведения ищет клиентов. Это тоже засвидетельствовано в документах милиции.

Татуировки жителей Петрограда 1920-х годов XX века Тату, Дореволюционная Россия, Петроград, Ленинград, Проститутки, Длиннопост
Дама с татуировками. Частная коллекция. 1920-е годы
Татуировки жителей Петрограда 1920-х годов XX века Тату, Дореволюционная Россия, Петроград, Ленинград, Проститутки, Длиннопост
Энид Стэмп Тейлор с татуировкой бабочки на руке. Частная коллекция



Вторая популярная татуировка — бабочка. Понятно, что это «ночная» бабочка. Женщины просили китайцев нанести эту татуировку, потому что это еще один символ их принадлежности к одной из самых древних профессий.

Татуировки жителей Петрограда 1920-х годов XX века Тату, Дореволюционная Россия, Петроград, Ленинград, Проститутки, Длиннопост
«Король татуировки» — так прозвали британского татуировщика Джорджа Бачетта (среди клиентов которого были даже настоящие монархи)  делает татуировку бабочки на ноге дамы. В России и странах Запада это был символ проституток. С помощью таких татуировок они искали клиентов на улицах.
Показать полностью 4
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: