13

Женщины в автоспорте. Они были первыми (часть вторая)

В современном автомобильном и мотоциклетном спорте женщины – давно не сенсация. Мишель Мутон, Ютта Кляйншмидт, Изольда Хольдерид, Фабриция Понс, Илка Майнор известны болельщикам всего мира.


Ничуть не хуже ситуация в России – Анастасия Нифонтова и Мария Опарина успешно выступают в ралли-рейдах, Ирина Сидоркова в кольцевых автогонках, Катя Бояринова стала первой чемпионкой России по автокроссу во взрослом зачёте, а уж сколько в классическом ралли штурманесс высочайшего уровня – и не упомнишь.


Но когда-то женщины-гонщицы делали лишь первые шаги на этом поприще. Сегодня мы вспомним про четырёх из них.


часть первая / часть вторая

Гиена гестапо

Элли Найс была несправедливо обвинена в сотрудничестве с гестапо и стала случайной жертвой Второй мировой войны, но помимо неё многие другие автогонщики, начинавшие свою карьеру в двадцатые-тридцатые годы прошлого века, были "перемолоты" жерновами той войны. Были среди них и женщины-гонщицы, на самом деле сотрудничавшие с фашистами. Самой известной из них была Виолетта Моррис.

Женщина с очень сложной судьбой. Спортсменка, добившаяся достижений во множестве видов спорта. Человек, предавший свой народ, коллаборационист, за что и была убита бойцами французского сопротивления…


Виолетта родилась 18 апреля 1893 года и была младшей из шести сестер. Ее отец очень хотел сына, но вместо долгожданного наследника получил уже шестую дочку.


Когда Виолетте было десять лет она впервые увидела мотоцикл – это была любовь с первого взгляда. После этой встречи Моррис проводила все свое свободное время в гараже. Однако родители видели свою дочь несколько в другом свете и отправили её… в женский монастырь L'Assomption de Huy.

В августе 1914 года Моррис вышла замуж, однако брак был фиктивным – девушка никогда не скрывала своей лесбийской ориентации. Продлился брак не так и долго – уже в 1923 году супруги развелась.


Первую мировую войну француженка начала медицинской сестрой, а закончила курьером.

При росте в 1 метр 66 сантиметров и весе 68 килограмм Виолетта была отличным атлетом. Она была первой женщиной во Франции, принявшей участие в соревнованиях по метанию ядра и диска, а также играла в двух футбольных командах – с 1917 по 1919 в Fmina Sports и с 1920 по 1926 год в Olympique de Paris. Более того, она попала даже во французскую национальную сборную по футболу.

Помимо футбольной карьеры, она была отобрана в сборную Франции по водному поло (при отсутствии отдельной женской команды) и являлась заядлым боксером, частенько сражаясь с мужчинами и побеждая их. В 1923 году она стала чемпионкой страны по боксу.


Кроме этого, Виолетта занималась велосипедным спортом, теннисом, верховой ездой, самолетным спортом, стрельбой из лука, подводным плаванием, тяжелой атлетикой, греко-римской борьбой и автоспортом. С 1921 по 1924 год Моррис участвовала в различных соревнованиях, рекламируя лозунг "Все, что может сделать мужчина, может и Виолетта!"

Забавно, что всё это привело к тому, что к 1925 году Моррис исключили из своего состава практически все женские спортивные ассоциации. А FFSF (Женская федерация атлетики Франции) отказала ей в продлении лицензии из-за её сексуальной ориентации.


Стиль жизни Виолетты Моррис весьма отличался от общепринятого для женщин двадцатых годов. Она очень много курила – по две-три пачки сигарет в день и славилась своим аморальным поведением. Один из ее любовников Рауль Паоли после расставания обнародовал информацию о ее бисексуальных похождениях. Кстати, Рауль покинул свою подругу после того, как она провела частичную мастэктомию для того, чтобы комфортнее располагаться в кокпите гоночного автомобиля.

В результате всего этого Виолетта была отстранена от участия в летних Олимпийских играх 1928 года.


К этому моменту в 1927 году француженка сотворила настоящую сенсацию – она выиграла 24-часовую кольцевую автомобильную гонку "Bol d'Or", а после 1928 года стала работать в одном из парижских магазинов, торговавших запасными частями для автомобилей. И, вместе с остальными сотрудниками, занималась постройкой гоночных машин.

Но через несколько лет Виолетта Моррис свернула не на тот путь. В конце декабря 1935 Моррис была завербована СД (Sicherheitsdienst) – подразделением СС, секретной службой нацистской Германии. После чего с огромной помпой, по личному приказу Адольфа Гитлера, она была приглашена участвовать в летних Олимпийских играх 1936 года.

На службе же у СД Виолетта отличилась тем, что сумела достать и передать немцам подробные планы "Линии Мажино" – одного из основных рубежей обороны Франции – а также чертежи французского среднего танка Somua S35.


Переданная Моррис информация стали одной из основных частей плана немецкого вторжения в Париж 1940 года. От оккупации фашистами Франции Виолетта получила неплохие дивиденды, обосновавшись на одной из барж, стоящих на реке Сена. Любопытный факт – в те годы подругой Виолетты Моррис была легендарная Коко Шанель.

За эти действия Виолетта была заочно приговорена к смертной казни, которая была приведена в исполнение 26 апреля 1944 года.

На проселочной дороге автомобиль с Виолеттой Моррис и двумя ее друзьями (также коллаборационистами), был остановлен членами группы французского сопротивления. Все трое были расстреляны. Изрешеченное пулями тело так и не было затребовано родственниками. Виолетту Моррис похоронили в общей могиле.


Рекордсменка

Гвенда Глабб родилась в Престоне в 1884 году. И именно ей удалось стать одним из символов того, как в тридцатые годы XX века женщины покоряли скорость наравне с мужчинами. А порой ей удавалось делать это даже лучше, чем представителям сильного пола.

Как и в случае с Виолеттой Моррис война серьезно затронула жизнь Гвенды. Будучи рожденной в семье военных, Гвенда не могла не отправиться на фронт во время Первой мировой войны – на русском и румынском направлениях она "пилотировала" санитарные машины. Ни один другой водитель санитарной машины не мог сравниться с ней в мастерстве объезжать воронки от бомб.


Гвенда Глабб посвятила свою жизнь двум страстям – скорости и мужчинам. В промежутке между двумя мировыми войнами она была увлечена только этими двумя делами.

Англичанка начала свою гоночную карьеру на мотоцикле, затем пересела на автомобиль, но и про двух-трехколесные транспортные средства не забывала.


Что же касается мужчин, то и здесь всё было связано с автомобилями. В первый раз она вышла замуж за полковника Джансона – директора автомобильной компании Spyker. Однако этот брак просуществовал недолго, вскоре она развелась и вышла замуж во второй раз: её избранником стал Нейл Стюарт. Вместе они перебрались во Францию, где на трассе Монтлери Гвенда установила новый мировой рекорд – она 24 часа провела за рулем мотоцикла, правда периодически вылетая с трассы. Кстати, молодоженам пришлось оборудовать себе комнату в помещениях гоночного трека и прожить там несколько месяцев в ожидании хорошей погоды.


Но и второй брак оказался недолговечным и Гвенда Стюарт вышла замуж в третий раз.

Очередным (и последним) мужем стал Дуглас Хоукс – один из ее механиков, с которым она закрутила интрижку, будучи еще замужем за Нейлом Стюартом.

Позднее Дуглас Хоукс разработал двигатель Derby и создал одноименную автомобильную фирму. Это стало отличным трамплином для Гвенды, ведь муж специально для нее приобрел в США гоночный Miller Special – эта переднеприводная(!) машина была создана для гонок в Индианаполисе.


Уникальный Miller и женщина-рекордсмен за рулем – отличное сочетание, чтобы прославиться, не так ли? Компания Derby доработала и подготовила машину к будущим рекордам и в результате она стала называться Derby-Miller.


В промежутке с 1930 по 1933 год на этом автомобиле были установлены несколько рекордов на трассе Монтлери. А однажды во время одной из рекордных попыток Гвенда Стюарт-Хоукс пересекла финишную черту на скорости более чем в 210 км/ч, после чего улетела в отбойники...

Помимо автомобилей Гвенда Стюарт продолжила своё увлечение другой моторизованной техникой. В 1930 году на трицикле Мorgan она установила рекорд скорости для трехколесных автомобилей на дистанции 1 км со стартом с хода – 187 км/ч.

Смелая девушка дважды выходила на старт 24-часовой гонки в Ле-Мане. Оба раза, конечно же, за рулем машин марки Derby – в первый раз это была Derby Sport, а во второй раз Derby Maserari. Но, к сожалению, оба раза гонка заканчивалась неудачей.


В 1940 году супругам пришлось вернуться в Великобританию, чтобы помогать стране готовиться к возможной войне. У Дугласа был завод в Брукландсе, и им обоим пришлось поработать там несколько лет.


После войны чета Хоуксов отправилась в морское путешествие на яхте. Оказавшись в районе Греции, они были настолько покорены ею, что в итоге перебрались на постоянное место жительства на один из греческих островов.

Там они и прожили всю оставшуюся жизнь. В 1990 году Гвенда Стюарт-Хоукс ушла из жизни в возрасте 96 лет.


часть первая / часть вторая

материал взят с сайта matador.tech

автор текста Сергеев Алексей

Автомобильное сообщество

31.1K постов50.5K подписчика

Правила сообщества

Добро пожаловать в автомобильное сообщество!

У нас запрещено:

-Публикация видео с тематикой ДТП, без описания и комментариев к нему.

-Нарушать правила сайта.

-Создавать посты несоответствующие тематике сообщества.

-Рекламировать что бы то ни было.

-Баяны не желательны (игнорирование баянометра карается флюгегехайменом).

-Заваривать ромашковый чай в костюме жирафа.

У нас разрешено:

-Создавать интересный контент.

-В сообществе разрешены авторские видео посты. Пост должен содержать, помимо самого видео, описание происходящего в нем. Авторским, будет так же считаться посты от имени ютуб каналов.
-в сообществе разрешены не авторские видео посты, только с описанием происходящего на видео.

-Участвовать в жизни сообщества.

-Предлагать темы для постов.

-Вызывать администратора или модераторов сообщества при необходимости.

-Высказывать идеи по улучшению Автомобильного сообщества.

-Изображать коняшку при комментировании.