Железяки электропоезда-5. Тяговый трансформатор и силовой контроллер

Предыдущие посты цикла:

Железяки электропоезда. Токоприёмник.
Железяки электропоезда-2. Высоковольтный выключатель.
Железяки электропоезда-3. Тормозная система
Железяки электропоезда-4. Кран машиниста усл. №395
***

Продолжаю тему силовых цепей электропоезда переменного тока. Сегодня поговорим о тяговом трансформаторе и силовом контроллере. Каждый из этих аппаратов достоин отдельного поста, но при рассказе об одном из этих устройств нужно постоянно ссылаться на другое, поэтому об этой "сладкой парочке" я запилю один пост.

Тяговый трансформатор.
В контактной сети переменного напряжения аж 25 тысяч вольт (плюс-минус четыре тыщи и кое-где допускается понижение до 19 кВ). Это слишком высокое напряжение, чтобы питать им напрямую тяговые электродвигатели, освещение, отопление и прочие аппараты электропоезда. Эту величину нужно как-то понижать. Для этих целей и используется тяговый трансформатор (далее - ТТ). На электропоездах разных серий применены самые различные модификации ТТ, но я не буду вдаваться в подробности, расписывать их отличия между собой (тем более, что я сам толком не помню, нужно рыть интернеты :D), расскажу об общих принципах работы.

Для начала покажу, где тяговый трансформатор стоит:

Железяки электропоезда-5. Тяговый трансформатор и силовой контроллер Электричка, Машинист, Контроллер, Трансформатор, Железная дорога, Устройство, Длиннопост
Железяки электропоезда-5. Тяговый трансформатор и силовой контроллер Электричка, Машинист, Контроллер, Трансформатор, Железная дорога, Устройство, Длиннопост

Как видите, это совсем немаленькая бандура весом больше трёх тонн, установленная под днищем моторного вагона (моторный вагон - вагон, на котором установлены тяговые электродвигатели, с помощью которых поезд и едет, визуально выделяется наличием токоприёмника и обилием подвагонного оборудования).
Электрическую схему ТТ можно представить так:

Железяки электропоезда-5. Тяговый трансформатор и силовой контроллер Электричка, Машинист, Контроллер, Трансформатор, Железная дорога, Устройство, Длиннопост

Как видите, у тягового трансформатора одна первичная (сетевая) обмотка (от А до Х) и две вторичных:

- тяговая обмотка (от вывода 1 до вывода 8)
- обмотка собственных нужд (от х2 до 01) и отопления (от 01 до а1).
На тяговую обмотку подаётся напряжение контактной сети (Uном=25 000 В). На вторичных обмотках возникает напряжение: ~2000 вольт в тяговой обмотке, ~276 вольт в обмотке собственных нужд и ~600 вольт в обмотке отопления. Вы спросите: "Motormaniac, а почему значения приблизительные?" Отвечу. Во-первых, трансформатор имеет постоянный коэффициент трансформации, поэтому напряжение на вторичных обмотках будет зависеть от напряжения в контактной сети. Во-вторых, повторюсь, я пишу в общих словах о всех модификациях ТТ, а у них значения напряжения во вторичных обмотках могут несколько отличаться.
Тяга электропоезда.
Тяговая обмотка имеет аж девять выводов, разделена на восемь секций. Представьте, что к двигателям электропоезда мы подключаем выводы 7 и 8. На движки у нас пойдёт напряжение одной секции. Не две тысячи вольт, а ~270. Поезд тронулся. Мы отключаем вывод 7, подключаем вывод 6. На двигатели поступает напряжение уже двух секций, то есть 540 вольт, электропоезд едет быстрее. И так далее, пока к двигателям не подключится вся тяговая обмотка от вывода 1 до вывода 8 с её двумя тысячами вольт, и не будет достигнута максимальная тяга.
Напрашивается вопрос. А что будет подключать и отключать выводы? Для этого и предназначен силовой контроллер.

Силовой контроллер. Далее - КСП (контроллер силовой пневматический).
Выглядит он так:

Железяки электропоезда-5. Тяговый трансформатор и силовой контроллер Электричка, Машинист, Контроллер, Трансформатор, Железная дорога, Устройство, Длиннопост

Опять же, у него несколько модификаций с некоторыми отличиями, но принцип работы одинаков, фото стырил первого попавшегося (этот вообще на ЭР2 стоит, электропоезде постоянного тока, но это неважно).
КСП находится в одном из подвагонных ящиков моторного вагона. Принцип работы прост. Он имеет вал с кулачковыми шайбами. Вращаясь, вал своими шайбами замыкает/размыкает кулачковые контакторы. Контакторов здесь два вида: силовые (на рисунке они справа, через них проходит высокое напряжение, поэтому они внешне крупнее и "мощнее"), а также контакторы управления (на рисунке слева, через них проходит напряжение 110 вольт, поэтому и размерами они помельче).  Выводы от тягового трансформатора и подведены к силовым контактам КСП, а он, в свою очередь, подключает/отключает их.
Отдельно стоит поговорить о приводе КСП. Это легендарный пневмопривод Решетова, позволяющий вращать вал контроллера, не применяя электродвигателей. Выглядит он так:

Железяки электропоезда-5. Тяговый трансформатор и силовой контроллер Электричка, Машинист, Контроллер, Трансформатор, Железная дорога, Устройство, Длиннопост

Принцип работы: на одном общем штоке 6 находятся два поршня 3 (второй числом не обозначен) и два ролика 4. Электропневматические вентили 1 подают поочерёдно воздух то к одному, то к другому поршню. Ролики воздействуют на звезду 5, заставляя её вращаться. При этом каждое нажатие роликом на звезду поворачивает её ровно на 18 градусов. Звезда находится на одном валу с шестернёй 11, которая вращает шестерню вала КСП. Полный оборот звезды - это 360 градусов/18= 20 позиций контроллера. Эти позиции - аналог передач в КПП автомобиля. Пневмопривод Решетова позволяет таким нехитрым способом (просто поочерёдно подавая напряжение на вентили) добиваться чёткого переключения позиций. Но он имеет некоторые недостатки. Во-первых, вал вращается только в одну сторону, из-за чего позиции могут либо увеличиваться, либо останавливаться, но уменьшиться они не могут. Машинист не имеет физической возможности понизить позицию, для этого ему нужно сначала её сбросить, а потом набрать заново нужную. Во-вторых, после сброса позиции для очередного набора нужно выжидать время, необходимое для того, чтобы КСП "сбросился", то есть провернулся с позиции, на которой машинист "сбросился", на исходную нулевую позицию, а это - до девяти секунд ожидания. Но машинист при ведении электропоезда должен учитывать эти особенности набора.

Вот таким образом осуществляется понижение высокого напряжения контактной сети до напряжения, необходимого для набора скорости электропоезда. Надеюсь, мой пост был для вас интересен и не сильно сложен. Отвечу на вопросы.

Железная дорога

3.7K поста6.4K подписчиков

Добавить пост
Вы смотрите срез комментариев. Показать все
2
Автор поста оценил этот комментарий
На движки у нас пойдёт напряжение одной секции. Не две тысячи вольт, а ~270. Поезд тронулся.

Интересно, а если бытовые 220 вольт подать - тронется?

вопрос дурацкий, понимаю, но интересно.

а еще интересно, каков будет при этом потребляемый ток, и проводились ли подобные опыты.

раскрыть ветку (16)
7
Автор поста оценил этот комментарий
Интересно, а если бытовые 220 вольт подать - тронется?

"Бытовые" 220 вольт - интересная величина.))

Но, конечно, если квартира защищается автоматами на 16 А, а один ТЭД имеет мощность ~200 кВт, то нехитрые подсчёты показывают, что от бытовой проводки даже один ТЭД не начнёт работу, что уже говорить об электропоезде.)

раскрыть ветку (8)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ну пусть будет не "бытовые", а однофазный переменный ток 220 вольт 50 герц)

И вряд ли двигатель выдает все свои 200 квт при питании от 270 вольт, предположу что мощность он при этом развивает меньшую. Какую именно - вот тут гадать не берусь, вам виднее, потому я и про ток спросил.

раскрыть ветку (5)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Если ограничения по току нет - да, поедет на 220 вольтах.) На 270 вольтах (135 в уме) едет же. Только скорость будет не больше 10 км/ч.)

раскрыть ветку (4)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо, это я и хотел выяснить.

Автор поста оценил этот комментарий

там же коллекторные двигатели?
тогда можно поставить выпрямительный мост на 220 и тогда втопит сильно более бодро чем от 220 переменки

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Там и так стоит выпрямительная установка.)

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

а.... ну лан тада)

на каких то ВЛ-ках видел, тут не помню

2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Дык 200квт это при питании от 2000 вольт, при 220 вольтах будет 22квт, многовато, конечно, от квартиры не запитать, но от вводного кабеля хватит вроде как

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Ну формула мощности это P=U²/R
при U=2000 и P=200000 получаем R=20. Далее подставляем известные U=230, R=20 и получаем мощность P=230²/20=2645. То есть 2.6 кВт или 11.5 ампер эту мощность автомат на 10 ампер может держать около часа не отключаясь.
Так что в принципе его можно запустить от розетки для неё номинальной ток 16 ампер.

П.С. 230 "новый" стандарт которому уже очень много лет.
Иллюстрация к комментарию
Автор поста оценил этот комментарий
если на токоприемники подать 220в, то до двигателя максимум после преобразования 20в долетит
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Без малого год прошел, но пофиг - я имел в виду именно двигатели. И автор меня понял.

Автор поста оценил этот комментарий
Только если ты напрямую от ТП мощным кабелем не подключишь двигатель. Ну и вопрос о мощности этой ТП, не охереет ли трансформатор от таких нагрузок)
раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий

зачем же так сурово..обычный этажный щиток в какой нибудь новостройке с электроплитами вполне способен выдать однофазные 220 вольт при токе в 100-150 ампер без каких либо губительных последствий. Получаем 22 квт. Не 200 конечно, но для того, чтобы вагон тронулся и покатился - думаю, вполне хватит.

На квартиру вводные автоматы ставят 63 ампера. Получаем 14 квт. Вводной кабель при этом особой толщиной не отличается. Возможно, хватит даже этого.

На всякий случай - нет, я не планирую прикурить и угнать электричку или секцию из депо)

раскрыть ветку (3)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Получаем 22 квт. Не 200 конечно, но для того, чтобы вагон тронулся и покатился - думаю, вполне хватит.
Только у вагона четыре двигателя, что несколько изменяет условия задачи.)
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
Через конденсатор не прокатит? 🤣🤣🤣
Автор поста оценил этот комментарий

Экспериментировать можно с двумя, в последовательном включении)

Или даже с одним.

Понятно, что ток при разных схемах включения будет разным. И понадобится вмешательство в штатную схему.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку