"Зейдлиц" и Ютландская битва

Автор: Михаил Андриянов.


Ютланд. Насколько же много сокрыто в этом названии для военной истории. Исход сражения, в котором приняли участие более 250 боевых кораблей, до сих пор можно трактовать по-разному. Но неоспоримым является тот факт, что Ютланд стал эталонным сражением линейных кораблей той эпохи. Эскадры тысячетонных мастодонтов извергали друг на друга сотни залпов по несколько тысяч килограмм каждый, а доблестные экипажи, несмотря ни на что, продолжали исполнять приказы адмиралов, стоявших в тот день на мостиках своих флагманов. Сегодня я расскажу историю, пожалуй, главной звезды той баталии. Встречайте: линейный крейсер "Зейдлиц".

"Зейдлиц" и Ютландская битва История, Флот, Cat_cat, Война, Первая мировая война, Германия, Длиннопост

"Зейдлиц" на стоянке


Я не буду расписывать то, как он проектировался, строился, и чем обременялась его жизнь до войны. За исключением пары моментов, типичная история типичного корабля ранней дредноутной эпохи. Как водится, всё началось, когда пришли в движение шестерни машины войны. После вступления в строй "Зейдлиц" стал флагманским кораблём ВМС Германии, и удерживал этот гордый титул почти до конца войны. И, конечно же, как флагман флота, корабль принимал участие почти во всех операциях Флота открытого моря, включая Ютланд, который принёс "Зейдлицу" славу поистине непотопляемого корабля.

"Зейдлиц" и Ютландская битва История, Флот, Cat_cat, Война, Первая мировая война, Германия, Длиннопост

Полузатопленный "Зейдлиц" возвращается после Ютландского сражения


Никак иначе, кроме как наличием Духа Машины, объяснить столь феноменальную живучесть мне не под силу. За время боя "Зейдлиц" пережил попадания 22 снарядов калибра свыше 300 миллиметров, а также попадание торпеды. Потери экипажа составили 10% от общего числа. Три орудийные башни из пяти были уничтожены, электричество пропало, вентиляция не работала, в то время как машинное отделение и угольные были загазованы. От сильного сотрясения вследствие попадания снаряда лопнул корпус одной турбины, был перебит главный паропровод, заклинило рулевую машину. Все носовые отсеки залило водой, нос «Зейдлица» почти полностью погрузился под воду. И в довершение картины во время боя один из снарядов разорвался непосредственно около боевой рубки. Как итог, всех, кто в тот момент находился на мостике, перемололо в фарш, оба гирокомпаса были уничтожены, а карты настолько сильно залило кровью, что пользоваться ими стало невозможно.

"Зейдлиц" и Ютландская битва История, Флот, Cat_cat, Война, Первая мировая война, Германия, Длиннопост

Корабль начал заваливаться. Чтобы выровнять крен и дифферент, было принято решение, оказавшееся единственно верным — экстренно затопить отсеки в корме. Это помогло, но общий вес поступившей внутрь корабля воды достиг чудовищной величины в 5329 т — почти четверти от нормального водоизмещения. И тем не менее, в сложившихся условиях экипаж, предприняв нечеловеческие усилия, смог удержать корабль на плаву, вернуть в строй несколько разбитых котлов и поставить "Зейдлиц" на обратный курс. Но даже когда казалось, что конец этой истории уже близок, фортуна решила разыграть последнюю карту. Из-за принятого на борт балласта, "Зейдлиц" на входе в Вильгельмсхафен попросту упёрся в дно, и с целью облегчения корабля с него посрывали всё, что плохо держалось, включая листы брони и орудия. В таком виде крейсер таки завели в ремонтный док, откуда он всего спустя три месяца вновь отправился на защиту родного Фатерлянда.

"Зейдлиц" и Ютландская битва История, Флот, Cat_cat, Война, Первая мировая война, Германия, Длиннопост

В заключение я лишь хочу отметить, что «Непотопляемый Зейдлиц» остался таковым до самого конца войны. В конце ноября 1918 года Флот открытого моря отправился в свой последний поход, в бухту Скапа-Флоу с целью интернирования. А 21 июня немецкие моряки самостоятельно затопили свои корабли, дабы они не достались англичанам. «Зейдлиц» ушёл на дно с гордо развевающимся знаменем германского ВМФ, так и не покорившись врагу.


Вот такая она, невероятная история одного невероятного корабля — линейного крейсера «Зейдлиц».

"Зейдлиц" и Ютландская битва История, Флот, Cat_cat, Война, Первая мировая война, Германия, Длиннопост

Застрявший на входе в бухту "Зейдлиц"

"Зейдлиц" и Ютландская битва История, Флот, Cat_cat, Война, Первая мировая война, Германия, Длиннопост

Побитый "Зейдлиц" в доке Вильгельмсхафена

"Зейдлиц" и Ютландская битва История, Флот, Cat_cat, Война, Первая мировая война, Германия, Длиннопост

След от прямого попадания снаряда в одну из орудийных башен

"Зейдлиц" и Ютландская битва История, Флот, Cat_cat, Война, Первая мировая война, Германия, Длиннопост

Пробоина от попадания английской торпеды

"Зейдлиц" и Ютландская битва История, Флот, Cat_cat, Война, Первая мировая война, Германия, Длиннопост

Последствия взрыва снаряда внутри корпуса

"Зейдлиц" и Ютландская битва История, Флот, Cat_cat, Война, Первая мировая война, Германия, Длиннопост

Место срыва одной из бронеплит, потерянной ещё в ходе боя


Автор: Михаил Андриянов

Оригинал: https://vk.com/wall-162479647_179606

Живой список постов, разбитый по эпохам

Лига историков

13.4K постов49.7K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения