8

"Земное притяжение". Разоблачение.

Сижу в баре с друзьями, которые вернулись из США. Ну и в восторге рассказывают, что где-то в Техасе (точно не помню) их возили в зону аномального притяжения (целый городок для туристов како-то): по прямой улице идешь вбок притягивает, в дом зайдешь и на стенку падаешь, целый город стоит рядом с магнитной аномалией: на ровную доску под уклоном кладут там шар, а он катится вверх! ну и восторгаются мне - крутое место.


Я говорю, круто, но такого не может быть ибо земного притяжения нет ). Ну тут срач небольшой и доказательство что мы вверх не летим. Объясняю, что не летим мы вверх с поверхности земли, потому что падаем в гравитационную яму, вызванной деформацией пространства массой земли, но никак не ее магнитными, (6 класс, физика) свойствами ))). не верят.


Ок. Говрю, я там не был, но могу сказать, что город находится на большом плато, которое относительно поверхности земли под небольшим уклоном находится и (вам этого не видно на глаз), дома стоят ровно относительно наклона плато, но под углом по отношению к поверхности. Америкосы целый город замутили, чтобы туристов приглашать и разводит их "земным притяжением" или еще чем.


Лица друзей были непередаваемы. Поверили и в восторгах дальше стали узнавать про отсутствие земного притяжения.


Так вот что хочу сказать: я провел спор в рамках типичной женской логики: Доказать первое не получается, выигрываешь спор на другом поле, что служит доказательством твоей правоты в первом.

Дубликаты не найдены

0

Гравитационная яма – это сильно, это от души...

Но я бы не стал путать гравитационное притяжение, которое есть, всегда было и никуда не денется, пока сама Земля и объекты на ней имеют вещественную массу, с магнитным притягиванием – то есть, таким физическим свойством, которым обладают и которому подвержены далеко не все объекты на нашей планете.

Вы правы в том, что где-то дурят туристов вымышленным физическим явлением, но опровержение этого явления вы делаете не менее по-дурацки.

0
В Крыму подобное место есть, там тоже на одном видео с ютуба люди пытаются о гравитационной аномалии говорить.
0

ага, а луна почему не падает на землю, а вокруг летает?

раскрыть ветку 1
Похожие посты
596

Два вандала гуляют по парку Принстонского университета, 1954

Два вандала гуляют по парку Принстонского университета, 1954 Альберт Эйнштейн, Ученые, Черно-белое фото, Историческое фото, История, Физика, Математика, Наука

Заголовок может показаться странным, учитывая что на фото - двое из величайших ученых 20 века: физик Альберт Эйнштейн (справа) и математик Курт Гёдель. А дело в том, что оба знамениты в немалой степени тем, что безжалостно сломали существующие до них понятия об устройстве мира в своих сферах науки.


Теория относительности Эйнштейна опрокинула трехвековую теорию физики и механики Ньютона - такую простую, понятную и элегантную по сравнению с сложной и неинтуитивной, но все-таки более верной, теорией Эйнштейна. А Гёдель знаменит тем, что доказал так называемую "теорему о неполноте", которая, грубо говоря, утверждает, что в математике с любой системой аксиом всегда существуют гипотезы, которые невозможно ни доказать, ни опровергнуть, и таким образом, что бы вы ни делали, у вас всегда могут остаться неразрешенные и в принципе неразрешимые вопросы.


Оба этих ученых сломали устоявшуюся в науке начала 20 века идею о том, что законы Вселенной должны иметь полное, простое и элегантное описание, и что надо лишь суметь его найти. Оба доказали, что Вселенной безразлично, нравятся ли людям ее законы или нет, и она не обязана им делать их простыми или понятными. И оба, изначально, потерпели немало критики от соперников, не желающих мириться с неудобными фактами, жестоко крушащими такое удобное описание мира, которое было выстроено в умах ученых до них.


И все-таки она вертится!

234

Учёные-физики в детстве. Часть вторая

Вторая часть подборки портретов учёных-физиков в детстве и во взрослом возрасте.


Первая часть: Учёные-физики в детстве

Учёные-физики в детстве. Часть вторая Физика, История, История физики, История науки, Наука, Детство, Ученые, Физики, Длиннопост
Учёные-физики в детстве. Часть вторая Физика, История, История физики, История науки, Наука, Детство, Ученые, Физики, Длиннопост
Учёные-физики в детстве. Часть вторая Физика, История, История физики, История науки, Наука, Детство, Ученые, Физики, Длиннопост
Учёные-физики в детстве. Часть вторая Физика, История, История физики, История науки, Наука, Детство, Ученые, Физики, Длиннопост
Учёные-физики в детстве. Часть вторая Физика, История, История физики, История науки, Наука, Детство, Ученые, Физики, Длиннопост
Учёные-физики в детстве. Часть вторая Физика, История, История физики, История науки, Наука, Детство, Ученые, Физики, Длиннопост
Учёные-физики в детстве. Часть вторая Физика, История, История физики, История науки, Наука, Детство, Ученые, Физики, Длиннопост
Учёные-физики в детстве. Часть вторая Физика, История, История физики, История науки, Наука, Детство, Ученые, Физики, Длиннопост
Учёные-физики в детстве. Часть вторая Физика, История, История физики, История науки, Наука, Детство, Ученые, Физики, Длиннопост
Учёные-физики в детстве. Часть вторая Физика, История, История физики, История науки, Наука, Детство, Ученые, Физики, Длиннопост
Показать полностью 8
1862

На 2 мм не вошел...

Однажды в одном научном институте среди ученого люда зашел за чашкой чая разговор о домашнем хозяйстве. Кто что делать умеет, кто какими подвигами на выше обозначенном поприще себя проявил. Был cреди участников дискуссии некто Ефремович, человек незаурядный, частенько попадавший в комические ситуации и столь же часто бывший инициатором оных. Общественность была особо удивлена его заявлением, мол, я вот, в домашних условиях, что называется "на коленке", могу изготовить нечто, скажем шкаф, с точностью (в инженерном смысле) 2 миллиметра на базе в 3 метра, что в общем-то является неплохим результатом для профессионала в условиях мастерской. Народ упорно не верил, хихикал, а наш "Левша" продолжал: - Bот давеча, переезжал я на новую квартиру. Решил сделать на балконе шкаф для разного там инструмента. Снял размеры, раздобыл материал, и пошла работа. Привозим это произведение искусства в место назначения, затаскиваем кое-как на балкон, и что вы думаете? Ровно на 2 мм не вошел...

39

"Изобретатели радиотелеграфа" (аудиокнига) М.П. Бронштейн

"Изобретатели радиотелеграфа" - третья история из сборника "Солнечное вещество" авторства М.П. Бронштейна, рассказывающая о том, как история радио началась задолго до опытов Герца, Попова и Маркони с зеркальных часов Вильгельма Феддерсена для вычисления времени жизни искрового разряда. И о том, как независимо друг от друга Попов и Маркони решали одни и те же задачи одними и теми же методами. Как сначала Маркони удалось передать сигнал через Ла-Манш, а затем и через Атлантический океан из Англии в США. Матвей Петрович также расскажет, как спустя 35 лет после изобретения радио, некогда удивительное явление стало обыденностью в жизни людей и какую службу оно им служило, какие новые применения были придуманы в то время.

Интересный научпоп по истории науки прямиком из 1936 года.

344

5 артефактов древнего мира созданных с применением нанотехнологий

Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.
Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас.
Еккл. 1:9-10
Для начала я хотел бы поблагодарить модераторов за то, что они не отправляют меня в вечный бан сразу после прочтения названия поста. Я стараюсь держать планку и не уступать в сенсационности и мракобесности заголовков самым нашим лучшим газетам и телеканалам. На самом деле многие сенсации и невероятные факты даже не нужно выдумывать, они годами могут лежать под рукой незамеченными широкими массами населения. Вот о парочке таких удивительных фактов я сегодня и расскажу.
5 артефактов древнего мира созданных с применением нанотехнологий Наука, История, Нанотехнологии, Микроскопия, Физика, Длиннопост

Люди считают нанотехнологии чем-то невероятно передовым, недоступным для простых смертных, признаком недостижимых знаний, гранью отделяющей наступившее будущее от дремучего прошлого.

Принято считать, что такое явление как нанотехнологии появились в конце XX века с появлением современной исследовательской техники. Само слово «нанотехнология» впервые было введено в оборот в 1974 году Норио Танигучи, который определил его как 

"технология производства, обеспечивающая сверхвысокую точность и сверхтонкие размеры, то есть точность и размеры порядка 1 нм (нанометра) или 10^−9 м. Название «нанотехнология» происходит от термина нанометр."

Другие отнесут появление концепции нанотехнологий к провиденческому выступлению нобелевского лауреата по физике Ричарда Фейнмана, который произнес в 1959 году:

Насколько я понимаю, принципы физики не говорят против возможности манипулирования вещами атом за атомом".

Фейнман также заявил, что в будущем мы сможем написать все тома «Британской энциклопедии» на головке булавки.

Более продвинутые поклонники науки, знают, что первым примером синтеза наночастиц считаются опыты Майкла Фарадея, проведенные еще в 1857 году, в которых были синтезированы коллоидные наночастицы золота.

В одном из прошлых постов я уже показывал, что такое представление о нанотехнологиях как исключительно передовой, современной и сложной сфере науки и техники сильно мифологизировано. На самом деле люди вполне себе применяли нанотехнологии, ну, примерно с... палеолита. В данном посте вашему вниманию будут представлены 5 древних нанотехнологий от железного века и античности до средних веков.


1. Армированная керамика с Корсики

5 артефактов древнего мира созданных с применением нанотехнологий Наука, История, Нанотехнологии, Микроскопия, Физика, Длиннопост

Кувшины с одной ручкой из некрополя Алалия/Алерия, V-IV века до нашей эры (фото: музей Алерия). Источник.


Время создания: V век до н.э. – I век н.э. (или 1940-е гг.)

Место создания: Корсика

Тип частиц: асбестовые волокна диаметром от 20 нанометров.

Функции наночастиц: армирование композитной керамики.


Исторический контекст

Контролируемое усиление керамической матрицы натуральными асбестовыми нановолокнами практиковалось еще тысячи лет назад. Итальянские ученые утверждают, самый старый настоящий нанокомпозит был «разработан» на Корсике во времена железного века с использованием натуральных асбестовых волокон из северо-восточной части острова. Наличие асбеста фактически предполагает определенный детерминизм, связанный с доступностью сырья. Найденные артефакты встречаются только в асбестовых районах северо-востока острова. Хронологически, изготовление этого типа керамики характерно для конца раннего железного века и становится доминирующим к концу III века до нашей эры, вплоть до периода Августа, когда этот тип керамики, сочетающийся с гребенчатым декором, исчезает.

Интерес к этой древней технологии также давний. Первое научное исследование керамических композитов, армированных длинными волокнами, было предпринято в 1838-1839 годах А. Бронгньяром известным керамистом, стеклодувом и специалистом по химии твердого тела, который основал Французский национальный музей керамики в Севре.

Несмотря на распространенное мнение, армированные композиты с длинными укрепляющими матрицу волокнами не являются современным изобретением, но применялись с древнейших времен. Асбестокерамика была широко распространена также на территории Финляндии и Карелии с V тыс. до н.э. по III век н.э., когда распространение оленеводства привело к переходу местных аборигенов к полукочевому образу жизни.

Армированная асбестом керамика все еще производилась на Корсике в 1940-х годах.

5 артефактов древнего мира созданных с применением нанотехнологий Наука, История, Нанотехнологии, Микроскопия, Физика, Длиннопост

Изображение асбеста (от греческого ἄσβεστος, — неразрушимый) вида сhrysotile (Mg3Si2O5(OH)4) сделанное с помощью просвечивающего электронного микроскопа. Взято с сайта JEOL.


Технология создания.

Корсиканцы использовали смесь 3 к 1 земли (красная, черная или белая глина в зависимости от деревни) и асбеста. Волокна асбеста расщеплялись (но не разрывались) галькой, смешивались руками или ногами с сырой глиняной пастой, а затем смесь обжигалась при низкой температуре (~ 600-700°C) в деревенской печи. Эта технология применялась, чтобы сделать легкую, жесткую и пористую (герметичность достигалась в результате сгорания жира, меда и остатков молока) посуду для приготовления или хранения пищи. Чаще всего черная, эта посуда идеально подходила для бытового применения, и вполне успешно противостояла тепловым и механическим воздействиям.

Древние гончары быстро поняли, что недостаточно смешать лучшие волокна с лучшим матричным материалом. Такое сочетание не обязательно давало лучший композит, потому что правильное включение и расположение армирующей субстанции в матрице является ключевым параметром, который иногда требует компромисса в выборе подходящих компонентов.


Источники.

The fascinating world of nanoparticle research, Materials Today, 2013.


The ideal ceramic-fibre/oxide-matrix composite: How to reconcile antagonist physical and chemical requirements? Annales de Chimie Science des Matériaux, 2005.


The Use of Metal Nanoparticles to Produce Yellow, Red and Iridescent Colour, from Bronze Age to Present Times in Lustre Pottery and Glass: Solid State Chemistry, Spectroscopy and Nanostructure. Journal of Nano Research, 2009.


Techological approach of ceramic production at the end of the iron age at I Palazzi (North-Eastern Corsica). The Old Potter’s Almanack, 2015.


2. Египетский рецепт для окрашивания волос

5 артефактов древнего мира созданных с применением нанотехнологий Наука, История, Нанотехнологии, Микроскопия, Физика, Длиннопост

Реконструкция облика египетской женщины Меритамун (возлюбленная бога Амона), возраст 2000 лет. Университет Мельбурна.


Время создания: I век

Место создания: Египет

Тип частиц: наночастицы PbS диаметром 5 нм.

Функция наночастиц: окрашивание волос.


Исторический контекст.

Окрашивание волос с использованием соединений свинца практиковалось в Египте еще 4000 лет назад. Древние египтяне серьезно относились к уходу за волосами, а профессия парикмахера была достаточно уважаемой. Считалось, что древнеегипетский парикмахер должен уметь избавлять от вшей, чистить и ароматизировать волосы, скрывать признаки старения, окрашивая седые волосы, лечить от облысения и заставить выпасть волосы у врага. Египтяне использовали натуральные красители, которые могут проникать в глубь 6–14 слоев кутикулы волоса. Натуральные растительные красители не дают постоянного оттенка, хотя при частом применении можно добиться достаточно стойкого цвета. Основной цвет, который египтяне хотели бы достичь, был черный, имитирующий темно-коричневый цвет их юных волос. Одним из рецептов была мазь из ягод можжевельника и двух неопознанных растений, замешанных в пасту с маслом, а затем нагретых.

Исследовательская группа возглавляемая доктором Филиппом Вальтером, химиком из Национального научного центра в Париже, изучила древний рецепт окрашивания волос относящийся к греко-римскому периоду. Этот исследование было вдохновлено одним из их ранних проектов в сотрудничестве с L'Oreal по изучению древнеегипетской косметики. В рамках проекта анализировали образцы, хранящиеся в Лувре. Они показали, что египтяне использовали "мокрую химию" для синтеза соединений хлорида свинца, которые добавлялись в черный пигмент сульфида свинца (PbS), также известный как галенит, для придания лечебных свойств макияжу глаз и для лечения глазных болезней. Эта практика описана в римских текстах, датируемых I веком нашей эры.

5 артефактов древнего мира созданных с применением нанотехнологий Наука, История, Нанотехнологии, Микроскопия, Физика, Длиннопост

Наблюдение и идентификация с помощью электронной микроскопии (HRTEM) кристаллитов PbS внутри кортекса. (A) Электронная дифрактограмма: расстояние d соответствует элементарной ячейке PbS. (B) Микрофотография высокого разрешения типичного нанокристалла PbS. (C) Продольный разрез волос спустя 3 дня после окрашивания по египетскому рецепту. Источник.


Технология создания.

Авторы решили проверить конкретную египетскую формулу времен античности: на волосы наносится смесь оксида свинца PbO и гашеной извести Ca(OH)2 с небольшим количеством воды для образования пасты. Последовательное нанесение на седые или светлые волосы приводит к появлению черного цвета. Известно, что почернение волос происходит из-за осаждения кристаллов галенита (PbS) во время химической обработки. Источником свинца является окрашивающая паста, которую наносят на стержни волос, а сера, участвующая в реакции, получается из аминокислот кератина волос. Нанокристаллы PbS в среднем имеют размер около 5 нанометров, но слипаются в глобулярные агрегаты размером 200 нм.

Наблюдения продольных разрезов с помощью TEM (просвечивающая электронная микроскопия) показывают, что частицы PbS имеют тенденцию располагаться по линиям вдоль оси волосяного волокна.  Эти линии находятся на расстоянии около 8-10 нм друг от друга, что приблизительно соответствует расстоянию между длинными тонкими кератиновыми волокнами или «микрофибриллами» в коре волоса. Таким образом, оказывается, что организация микрофибрилл индуцирует выравнивание нанокристаллов галенита в волосе.

Данный процесс окрашивания является замечательной иллюстрацией синтетической наноразмерной биоминерализации с использованием формулы, датируемой античностью.


Источники.

Hair in Egypt, Encyclopaedia of the History of Science, Technology, and Medicine in Non-Western Cultures, 2008.


Early Use of PbS Nanotechnology for an Ancient Hair Dyeing Formula, Nano Lett., 2006.


Ancient Hair-Dyeing – A Nanoscience? Репортаж на Phys.org.


3. Кубок Ликурга

5 артефактов древнего мира созданных с применением нанотехнологий Наука, История, Нанотехнологии, Микроскопия, Физика, Длиннопост

Кубок Ликурга в отраженном (слева) и проходящем (справа) свете. Коллекция Британского музея.


Время создания: IV век н.э.

Место создания: Александрия, Римская империя.

Тип частиц: наночастицы золота и серебра диаметром 50-100 нм.

Функции наночастиц: создание оптических эффектов.


Исторический контекст.

Кубок Ликурга это стеклянная римская диатрета с фигурным рисунком, сделанная из дихроичного стекла и датируемая IV веком н. э. Кубок способен кардинально менять свой цвет в зависимости от освещения: в проходящем свете сосуд приобретает глубокий красный оттенок, а в отраженном свете становится непрозрачным зеленым.

Мифологические сцены на чаше изображают смерть Ликурга, царя фракийского племени эдонов от рук Диониса и его последователей. Ликург, человек гневного характера, напал на Диониса и одну из его менад, Амброзию. Амброзия позвала Мать-Землю, которая превратила ее в виноградную лозу. Менада в виде виноградной лозы обернулась вокруг царя. Чаша показывает момент, когда Ликург опутан лозой  метаморфозной нимфы Амброзии, а Дионис со своим тирсом вместе с пантерой, Паном и сатиром мучают его за его злое поведение.

Вероятно артефакт долгое время был частью церковной утвари или захоронен в саркофаге. Первые упоминания о нем относятся к середине XIX века, когда сокровище было приобретено семьей Ротшильдов. В 1958 году лорд Виктор Ротшильд продал его Британскому музею за 20 000 фунтов стерлингов.

5 артефактов древнего мира созданных с применением нанотехнологий Наука, История, Нанотехнологии, Микроскопия, Физика, Длиннопост

Технология создания.

Химический анализ показал, что стекло относится к обычному натриево-известково-кремнеземному типу стекол, аналогичному большинству других римских стекол (и современному оконному и бутылочному стеклу). Стекло также содержало дополнительно около 0,5% марганца, а также примерно 0,3% серебра и 0,04% золота. Определенную роль в коллоидном восстановлении металлов из раствора могла сыграть сурьма (0,3% в стекле), которую римляне добавляли при изготовлении стекла в качестве замутнителя и окислителя для обесцвечивания.

Дихроичный эффект достигается благодаря тому, что по всему материалу стекла рассредоточено небольшое количество наночастиц золота и серебра в форме коллоида. Частицы имеют лишь около 70 нанометров в поперечнике. При таком размере наночастицы приближаются к размеру длин волн видимого света, что порождает эффект поверхностного плазмонного резонанса.

Используемый при производстве процесс остается неизвестным. Скорее всего, сами производители не понимали технологию, и, вероятно, столкнулись с нужным эффектом в результате случайного «загрязнения» мелко измельченной золотой и серебряной пылью.


Источники.

Nanotechnology: from the ancient time to nowadays, Foundations of Chemistry, 2015.


Древнеримский кубок-хамелеон, Статья на сайте Элементы, 2017.


The Lycurgus Cup — A Roman nanotechnology, Gold Bulletin, 2007.


The Rothschild Lycurgus Cup, The Antiquaries Journal, исследование 1959 года.


4. Средневековая люстровая керамика

5 артефактов древнего мира созданных с применением нанотехнологий Наука, История, Нанотехнологии, Микроскопия, Физика, Длиннопост

Редкая люстровая ваза, Кашан, Персия, XIII век.


Время создания: IX-XVI века

Место создания: Ближний Восток, Средиземноморье.

Тип частиц: наночастицы серебра и меди размером 5-10 нм

Функции наночастиц: создание оптических эффектов.


Исторический контекст.

Люстр это одна из важнейших декоративных техник средневековой и ренессансной керамики, представляющая собой металлическое напыление на оловянно-матовую свинцовую глазурь. Такое декорирование приводит к появлению блестящих металлических отражений разных цветов (в основном, красных и золотых), иногда сопровождающихся переливающимися или дихроичными эффектами.

Техника нагрева стекла, покрытого прекурсором на основе серебра, была изобретена коптскими стеклодувами в Египте (и/или сирийскими стеклодувами?) в VI или VII веке. Металлическое декорирование люстром глазурованной керамики появилось в Месопотамии в течение IX века. Техника, позднее использовавшаяся в других странах Ближнего Востока (к X веку), распространилась по всему Средиземноморскому бассейну вместе с распространением исламской культуры (X–XIV века). Максимальное развитие техника люстра достигла в Испании, с XIV по XVI века, с производствами в Paterna и Manises, а затем в Италии, с XV по XVI век, с производствами Deruta и Gubbio.

Считается, что производство персидских люстровых изделий началось примерно в X веке, хотя основное развитие происходило при сельджуках в середине XII века. Материалы персидской глиняной керамики описаны в знаменитом Трактате о керамике Абула Касима (1301 год). Абу-Касим принадлежал к последнему известному поколению семьи Абу-Тахир, которая доминировала в люстровом гончарном производстве города Кашана не менее четырех поколений.

Рецепты создания люстра также описаны итальянцем Cipriano Piccolpasso в второй книге «Li tre libri dell'arte del vasajo» (Три книги о гончарном искусстве, 1557 год). Сравнение двух книг показывает, что ближневосточный и европейский люстр создавались аналогичными методами.

5 артефактов древнего мира созданных с применением нанотехнологий Наука, История, Нанотехнологии, Микроскопия, Физика, Длиннопост

Микрофотографии полученные методом TEM (просвечивающая электронная микроскопия) для перпендикулярных срезов поверхности глазури: а) месопотамский люстр (Аббасидский халифат, IX век, предоставлен доктором Ph. Sciau), b) Фатимидcкий красный люстр из Фустата (предшественник Каира) с) Копия современного гончара из Франции Eva Hundum, сделанная под золото и d) современный материал, разработанный для микроволновой адсорбции. Источник.


Технология создания.

По существу, нанесение меди/серебра производилось путем помещения смеси оксидов меди, серебра и солей (вероятно, сульфидов и сульфатов), вместе с уксусом, охрой и глиной на поверхность ранее глазурованной керамики. Затем система нагревалась примерно до 600◦C в восстановительной атмосфере, создаваемой путем введения коптящихся веществ в печь.  В этих условиях ионы металлов диффундировали в первый слой глазури и восстанавливались до металла.

Недавние работы показали, что люстр представлен гетерогенной нанокомпозитной пленкой металл-стекло толщиной несколько сотен нанометров. Квазисферические наночастицы серебра и меди диспергированы во внешних слоях глазури, что придает всей системе специфические оптические свойства. Аналогичные материалы сегодня синтезируются для возможного применения в оптоэлектронике.

Анализ методом просвечивающей электронной микроскопии (TEM) выявил двойной слой наночастиц серебра с меньшими размерами (5–10 нм) во внешнем слое и более крупными (5–20 нм) во внутреннем слое. Расстояние между двумя слоями является постоянным и составляет около 430 нм, что вызывает интерференционные эффекты. Свет, рассеянный вторым слоем, имеет фазовый сдвиг относительно света, рассеянного первым слоем, и, поскольку фазовый сдвиг зависит от длины волны входящего света, каждая длина волны рассеивается по-разному.

Люстровое декорирование демонстрирует удивительные оптические свойства благодаря наличию отдельных наночастиц диспергированных во внешних слоях глазури. Такие структуры создают красивый эффект радужности при зеркальном отражении с блестящими синими и зелеными цветами.


Источники.

The Use of Metal Nanoparticles to Produce Yellow, Red and Iridescent Colour, from Bronze Age to Present Times in Lustre Pottery and Glass: Solid State Chemistry, Spectroscopy and Nanostructure, Journal of Nano Research, 2009.


XAFS study of copper and silver nanoparticles in glazes of medieval middle-east lustreware (10th–13th century), Applied Physics A, 2006.


Примеры средневековой люстровой керамики на сайте Британского музея.


5. Дамасский меч Assad’ullah Isfahani

5 артефактов древнего мира созданных с применением нанотехнологий Наука, История, Нанотехнологии, Микроскопия, Физика, Длиннопост

Персидский шамшир (сильно изогнутая сабля), XVII век. Клинок, изготовлен, вероятно, самым известным персидским кузнецом Ассадуллой Исфахани (Лев Аллаха из города Исфахан). Шаги в вихревых узорах дамаска обозначают использование “Mohammeds ladder” wootz стали, или «kirk narduban». В картуше в виде слезы на персидском языке: عمل اسد الله اصفهانی «Работа Асада Аллаха Исфахани». В картуше в форме ромба на персидском языке: بنده شاه ولایت عباس «Раб шаха Trusteeship Abbas». Из коллекции Runjeet Singh.


Время создания: 1600-1628 года.

Место создания: Исфахан, Персия.

Тип частиц: углеродные нанотрубки и нанопроволоки цементита диаметров 40-50 нм.

Функции наночастиц: армирование композитной стали.


Исторический контекст.

Средневековые дамасские клинки были необычайно прочными, но при этом достаточно гибкими, чтобы изгибаться от рукояти до кончика. Согласно легенде они были настолько остры, что могли рассечь шелковый шарф, так же легко, как тело противника. Дамасская сталь, вопреки высокому содержанию углерода, придававшему ей твердость, оставалась невероятно пластичной. Способ достижения такого эффекта долго оставался загадкой. Другой характерной особенностью дамаска является необычный узор на поверхности в виде тонких изогнутых линий.

В 2004 Вернер Кохманн и Марианна Рейбольд из Дрезденского технического университета проводили исследование образцов дамасских сабель XVII века с помощью просвечивающей электронной микроскопии высокого разрешения (HR TEM). Именно тогда ученые совершили невероятное открытие, обнаружив в структуре исследуемых материалов цементитные (Fe3C) нанопроволоки и углеродные нанотрубки. Уникальной особенностью нанотрубок является сочетание прочности на растяжение и эластичности.

Исследуемая немецкими учеными сабля была предоставлена Бернским историческим музеем в Швейцарии. Эта дамасская сабля была создана в начале XVII века легендарным исфаханским кузнецом Ассадуллой Исфахани (1587- 1628) в Персии. Дамасские лезвия были выкованы из маленьких стальных брикетов, называемых «wootz». Руда, используемая для производства wootz, была добыта в индийских шахтах, истощенных в XVIII веке. Поскольку конкретная комбинация металлических примесей стала недоступной, способность производить дамасские мечи была утрачена.

5 артефактов древнего мира созданных с применением нанотехнологий Наука, История, Нанотехнологии, Микроскопия, Физика, Длиннопост

Прямая однородная слоистая частица с межплоскостным расстоянием 0,349 нм, что характерно для углеродных нанотрубок в этом случае многостенных, найденная в дамасской стали. Источник.


Технология создания.

Не ясно, как древние кузнецы производили обнаруженные наноструктуры. Немецкие исследователи полагают, что ключ к этому процессу лежит в небольших следовых количествах ванадия, хрома, марганца, кобальта и никеля в исходной руде. Чередование горячих и холодных фаз в процессе производства приводило к тому, что примеси никеля и кобальта действовали как катализаторы для образования углеродных нанотрубок, что, в свою очередь, способствовало бы формированию цементитных нанопроводов. Эти структуры формировались вдоль плоскостей, соответствующих распределению примесей. Это объясняет характерные волнистые полосы, придающие дамасским лезвиям необычный вид. Сочетание углеродной нанопроволоки из цементита, отличающейся невероятной твердостью, и углеродных нанотрубок, компенсирующих хрупкость стали, привели к появлению невероятного композитного материала древности.


Источники.

Nanowires in ancient Damascus steel, Journal of Alloys and Compounds, 2004.


Microstructure of a Damascene sabre after annealing, International Journal of Materials Research, 2006


Structure of several historic blades at nanoscale, Crystal Research and Technology, 2009


Discovery of Nanotubes in Ancient Damascus Steel, Physics and Engineering of New Materials, 2009


Carbon nanotechnology in an 17th century Damascus sword, Статья в National Geographic, 2008.


Примеры других работ Assad Ullah (если такой человек вообще существовал, а не является собирательным образом кузнецов Исфахана XVII века.)


Sabre or shamshir by Assad Ullah.


Булатная сабля работы Ассадулы Исфахана, XVII век, Персия.


Бонусы.

6. Фрески дворца майя Cacaxtla

5 артефактов древнего мира созданных с применением нанотехнологий Наука, История, Нанотехнологии, Микроскопия, Физика, Длиннопост

Mural del Templo Rojo, Cacaxtla, сайт с 3D моделями фресок дворца.


Время создания: 650-900 года н.э.

Место создания: Какаштла, Мексика.

Тип частиц: игольчатые и пластинчатые частицы палыгорскита диаметром ок. 50 нм;

металлические наночастицы размером 4.0+-0.6 нм.

Функции наночастиц: обеспечения резистивных свойств по отношению к окружающей среде;

создание оптических эффектов.


Исторический контекст и технология создания в моем прошлом посте Когда появились нанотехнологии и кто их придумал? Вперед в прошлое!


Заключение.

Наночастицы имеют удивительно долгую историю. Расцвет древних нанотехнологий приходится на позднюю Античность и Средние века. Особенно долгие традиции создание предметов с использованием разнообразных наночастиц имеет Египет, что однозначно свидетельствует о создании их цивилизации анунаками с планеты Нибиру.

Создание наночастиц не является ни эксклюзивным результатом современных исследований, ни ограничено искусственными материалами. Встречающиеся в природе наночастицы включают вирусы, органические (белки, полисахариды, и др.) и неорганические (оксигидроксиды железа, алюмосиликаты, металлы и др.) соединения, которые вырабатываются выветриванием, извержениями вулканов, лесными пожарами или микробиологическими процессами. Наночастицы не обязательно производятся современными синтетическими лабораториями, но, очевидно, существуют в природе в течение длительного времени, и, следовательно, их использование может быть прослежено до древних времен.


Спасибо, что дочитали до конца!

Если пост понравится, то попробую сделать продолжение про нанотехнологии в древней китайской керамике, средневековых европейских витражах, средневековой медицине и много других интересностей.

Показать полностью 11
3170

Разводить нищету или делать аборты?

Известный своими неоднозначными высказываниями протоирей Дмитрий Смирнов в очередной раз порассуждал на тему семейных отношений, абортов и родов. Напомню, что население России сокращается настолько стремительно, что даже поток мигрантов уже не в силах остановить этот процесс.


«У нас большинство семей – однодетные. А настоящие мужчины растут только в конкурентной борьбе. Чтобы полноценные были мужчины в стране, должно быть пять детей. Минимум. Это национальная трагедия, что наши женщины не хотят рожать. Исправлять нужно сознание наших женщин, которым внушил какой-то враг, что не надо нищету разводить, а надо делать аборты. И вот они прекрасно убивают Суворовых, Кутузовых, Гагариных. Остаётся, что остаётся».


Слушайте, но ведь тогда получается, что аборты делать не надо, а нищету плодить, наоборот, можно? А на что этих детей содержать, одевать, кормить? Давайте с вами посчитаем просто.


Вот, допустим, жили абстрактные российские мужчина и женщина. Женщина получала, допустим, 22 тысячи рублей, а мужчина 30. Их бюджет равен 52:2= 26 тыс. руб. на человека. Этого хватит на то, чтобы оплатить коммунальные услуги, какую-то продуктовую корзину, и останется еще даже на одежду, бензин, возможно даже на поездку к морю раз в год.


Но вот у них родился ребенок, женщина немного посидела в декретном отпуске, и снова пошла работать. Теперь бюджет семьи составляет 52:3=17,3 тыс. руб. Это уже не так радужно, но в принципе терпимо, и семья хоть и не сможет делать какие-то накопления, но и не ходит с протянутой рукой от зарплаты до зарплаты. Эти деньги можно распределить на то, чтобы поесть, прикрыть срам и оплатить коммуналку.


С появлением второго ребенка на каждого члена семьи будет полагаться уже 13 тысяч рублей. Это опасная критическая отметка, за которой маячит прожиточный минимум. Появление в семье хотя бы еще одного рта мгновенно перебрасывает семью за черту бедности. Начинаются проблемы с самым необходимым: одеждой, питанием. Семья уже не может существовать без посторонней помощи.


А теперь рассмотрим ситуацию с 5-ю детьми. Теперь мама не может работать, потому что с 5 детьми это нереально, если только уборщицей в детском садике. Бюджет семьи теперь составляет 30:6=5 тысяч на человека! Это натуральная нищета, вонючая, грязная, немытая, вороватая, голодная, вшивая. А если такое решение примут все или почти все семьи? Это вереницы нищих на улицах городов. Это дети, просящие подаяние. Это рост преступности. Вот что такое многодетность в условиях нищеты. Мне кажется, говорить о многодетности логично тогда, когда средняя заплата будет позволять эту многодетность.


Как вы думаете, если сейчас женщины начнут рожать по пять детей, какие будут последствия?

2122

38-е место лучшее! Я беру верхнюю боковую у туалета. И вот почему.

Общепризнанно, что в плацкартном вагоне есть очень неудобные места. Считается, что самое ужасное – 38-е. Верхнее, боковое место у туалета. Однако, как выяснилось, у этого места есть свои любители. Вот, что нам написал фанат 38-го места.


Да, баталии за то, чтобы ехать внизу у вас разгораются нешуточные. А я, наверное, самый необычный пассажир. Я покупаю верхнюю боковую у туалета. Я насчитал шесть причин, почему это самое лучшее место в вагоне.


Во-первых, скидки. В плацкарте в последнее время есть скидки. Честно говоря, они считаются как-то странно. То на все верхние, то на все боковые, то на последнее купе. Но 38-е место почти всегда попадает в скидочную программу. А если скидок несколько, то 38-е место всегда дешевле всего.


Во-вторых, если вы покупаете 38 место, то, вероятнее всего, никого не будет снизу. Вы можете спокойно сидеть внизу, смотреть в окно, пить чай, а если вагон новый и с розеткой, то даже ковыряться в ноутбуке. Очень часто и купе напротив, где 33, 34, 35, 36 места, полупустое. Не знаю, кому как, а мне нравится, когда количество храпящих на квадратный метр ниже.


Третье. Вы скажете, что в конце вагона пахнет туалетом и постоянно хлопают дверью. Но в современных вагонах не пахнет, а есть такие, где хлопки не особо слышны. В старых – да, хлопают, и может пахнуть. Но этот хлопок также слышен и во втором, и третьем купе с конца.


В-четвертых, на 38 месте часто есть стеночка, которая как бы защищает его от открывающейся двери. Типа чуть больше уюта и личного пространства. Но, к сожалению, наличие это стеночки - чистая лотерея.


В-пятых, ну это относится ко всем верхним полкам, там лучше вентиляция, так как в вагонах дует с потолка.


Шестое. Вы скажете: да ну, там все толпятся в туалет. Но толпятся только после отправления и перед прибытием. В остальное время народу там особо нет. Иногда кажется, что люди даже могут идти по вагону громко, но именно стараются быть как можно тише, боясь разбудить тех, кому так не повезло, и они едут у туалета. Еще одно несомненное преимущество – сам туалет всегда рядом.


«В полускрюченном состоянии люблю спать»

Ранее мы уже писали о плюсах верхних боковых полок. И получили вот какие отзывы в поддержку этих мест.


«Боковушки лучше всего, когда едешь вдвоем. Берете верх и низ сразу и все, вы сами по себе. Спите, когда хотите, кушаете, когда хотите. Нет необходимости взаимодействовать с попутчиками. Никто не захламляет столик и не топчет его ногами, залезая и спускаясь с верхних полок. Вы вроде рядом с ними, но в то же время и совсем отдельно. Вытянуться во весь рост лежа нельзя, это да, но это мелочи лично для меня, я и так в полускрюченном состоянии люблю спать, мне так удобнее».


«Только эти места дают возможность увидеть нашу страну в полном ракурсе. Деревни, дома, переезды, пригороды больших городов, поля, леса и реки! Мосты, туннели, горы! Красота! Сажусь, обычно на нижней полке против движения, напротив моя любимая жена! Это непередаваемо! Чай, кофе, "бомжарики в кипятке", пиво и вобла! И разговоры, разговоры. Ребята – это кайф! Особенно, когда в вагоне тебе назначено 54 часа движения! От Волги и до Томи!»

«Самый главный плюс – можно повесить одеяло/простыню и получается капсула, в которой темно и тихо. Я один раз просыпаюсь, а уже все в проходе с чемоданами стоят. На других местах в плацкарте спать не могу – свет от ламп прямо в глаза и все шастают и бубнят».

Показать полностью
363

Заряд-демон: как третья ядерная бомба, предназначенная для Японии, убила известных американских учёных

Президент Гарри Трумэн знал, что одной бомбы будет недостаточно, чтобы заставить Японию сдаться, поэтому он приказал создать две. Тем не менее, многие не знают, что была и третья бомба — на всякий случай.


Третья бомба ещё не была собрана, но её плутониевое ядро — сердце бомбы — было готово и хранилось в Лос-Аламосской национальной лаборатории. Когда стало ясно, что третья бомба не понадобится, учёные-ядерщики из Лос-Аламосской лаборатории пришли в исступление. В их руках находился редчайший материал — 6,2 килограмма чистого плутония. Они подвергали блестящую металлическую сферу бесчисленным экспериментам, пока два небрежных учёных едва не взорвала лабораторию. Оба они умерли в течение нескольких дней, а плутоний получил название «заряд-демон».

Заряд-демон: как третья ядерная бомба, предназначенная для Японии, убила известных американских учёных Ядерная бомба, Эксперимент, Физика, История, США, Наука, Трагедия, Длиннопост

Копия заряда-демона


Ядерные бомбы отличаются от обычных. Они не содержат ни фитилей, ни детонаторов. Вместо этого, мы имеем массу почти критических радиоактивных материалов. Во время детонации эта масса становится сверхкритической за счёт сближения сближения большего количества радиоактивных материалов, в результате чего летающие нейтроны выбивают нейтроны, которые высвобождаются из других атомов, создавая самоподдерживающуюся цепную реакцию. В то время не существовало простого метода определения того, сколько урана или плутония требуется для достижения критической массы. Учёные понимали это с трудом.


Во главе группы критических сборок стоял австрийский физик Отто Роберт Фриш. Метод Фриша был прост и опасен. Фриш разрезал расщепляющиеся материалы на маленькие бруски длиной три сантиметра и складывал их, не сводя глаз со своего радиометра, пока не достигалась критичность. Чтобы замедлить реакцию, он использовал гидрид урана вместо чистого урана. Однажды Фриш чуть не спровоцировал неконтролируемую реакцию, когда случайно оперся на стопку урановых брусков, заставив своё тело отражать нейтроны обратно в стопку. Краем глаза он заметил, что красные лампочки, которые мерцали время от времени, когда нейтроны были активны, непрерывно светились. Осознав, что происходит, Фриш быстро разрушил стопку рукой. В результате он получил дозу облучения, но не настолько большую, чтобы убить его. То же самое нельзя было сказать о его коллегах-учёных, которые повторили его эксперименты позже.


Первый смертельный случай произошёл с 24-летним физиком Гарри Дагляном-младшим. Поздно ночью 21 августа 1945 года Даглян был один в лаборатории, работая над созданием отражателя нейтронов. Он размещал кирпичи из карбида вольфрама вокруг плутониевой сферы, дабы посмотреть, сколько их понадобится, чтобы отразить достаточное количество нейтронов обратно в ядро и достичь критичности. Во время эксперимента нейтронный счётчик, который он использовал для измерения радиации, исходящей от плутониевого ядра, показал, что добавление последнего кирпича приведёт к тому, что сборка станет сверхкритической. Тогда Даглян остановился и осторожно попытался убрать руку, в которой держал последний кирпич. Затем внезапно он уронил его, прямо над ядром.

Заряд-демон: как третья ядерная бомба, предназначенная для Японии, убила известных американских учёных Ядерная бомба, Эксперимент, Физика, История, США, Наука, Трагедия, Длиннопост

Воссоздание эксперимента Дагляна


В тот момент, когда кирпич попал в сборку, ядро стало сверхкритическим. Даглян сообщил о том, что видел взрыв синего цвета и волну тепла. Он инстинктивно столкнул упавший кирпич на пол рукой, но было слишком поздно. За несколько минут Даглян получил смертельную дозу радиации. Он умер спустя 25 дней от острого радиационного отравления. Охранник, который сидел за своим столом в 3,5 метрах от того места, где Даглян уронил кирпич, заболел впоследствии лейкемией и умер через 33 года.

Заряд-демон: как третья ядерная бомба, предназначенная для Японии, убила известных американских учёных Ядерная бомба, Эксперимент, Физика, История, США, Наука, Трагедия, Длиннопост

Рука Гарри Дагляна после того, как он получил смертельную дозу радиации


Вы можете подумать, что подобного рода неудачи заставляют учёных проявлять крайнюю осторожность при проведении дальнейших экспериментов с критической массой, но это не так. Ровно девять месяцев спустя произошёл второй инцидент при участии того же самого ядра.


На этот раз старший физик Луи Слотин, сменивший Отто Роберта Фриша, проводил другой эксперимент, связанный с критичностью, с ядром плутония. Метод Слотина заключался в опускании на ядро полусферы бериллия. Бериллиевая оболочка отражала излучаемые нейтроны обратно в ядро до тех пор, пока оно не достигло критического состояния. Была мысль остановиться перед этим этапом. Слотин использовал простую отвёртку, чтобы держать два компонента на расстоянии друг от друга. Она стала единственной вещью, которая уберегла Слотина и его коллег от неминуемой гибели.


Слотин так много раз проводил этот эксперимент в прошлом, что стал слишком самонадеянным. Во второй половине дня 21 мая 1946 года Столин пришёл в лабораторию в своих фирменных синих джинсах и ковбойских сапогах, чтобы «пощекотать хвост дракона» на глазах у семи коллег. Но на этот раз отвёртка соскользнула. Бериллиевая оболочка полностью покрыла ядро, и в одно мгновение помещение озарила вспышка синего света, когда ядро стало сверхкритическим. Все начали одновременно кричать. Охранник не понимал, что происходит. Когда он увидел синюю вспышку и услышал крики, он выбежал из помещения.

Заряд-демон: как третья ядерная бомба, предназначенная для Японии, убила известных американских учёных Ядерная бомба, Эксперимент, Физика, История, США, Наука, Трагедия, Длиннопост

Воссоздание эксперимента Слотина


Слотин, который был ближе всех к ядру, принял удар на себя. Он получил огромную дозу радиации, которая превышала норму в сотни раз. По словам физика Ремера Шрайбера, присутствовавшего в помещении во время проведения фатального инцидента, первыми словами, которые произнёс Слотин после того, как произошла роковая ошибка, были «Ну, вот и всё». Он умер после мучительных девяти дней в больнице.

Заряд-демон: как третья ядерная бомба, предназначенная для Японии, убила известных американских учёных Ядерная бомба, Эксперимент, Физика, История, США, Наука, Трагедия, Длиннопост

Воссоздание эксперимента Слотина


Во время взрыва позади Слотина стоял Грейвс. Тело Слотина частично защитило его, поэтому он получил высокую, но не смертельную дозу радиации. Грейвс был госпитализирован на несколько недель с тяжёлым радиационным отравлением и хроническими неврологическими и зрительными проблемами в результате воздействия. Он умер спустя два десятилетия, в возрасте 55 лет, от сердечного приступа.


Другой физик, Мэрион Эдвард Цеслицки, умер от острого миелоидного лейкоза спустя 19 лет после инцидента.


Потребовалось две смерти, чтобы руководство Лос-Аламосской национальной лаборатории, наконец, запретило смертельно опасные эксперименты, связанные с критичностью. Сам Энрико Ферми предупреждал Слотина, что он «умрёт в течение года», если продолжит так небрежно относиться к технике безопасности. Дальнейшие эксперименты проводились с помощью пультов дистанционного управления и телекамер, в то время как весь персонал находился на расстоянии 400 метров.


Ядро плутония, погубившее Дагляна и Слотина, первоначально называли Руфусом, но потом его переименовали в «заряд-демона». После инцидента оно всё ещё было сильно радиоактивным и нуждалось в охлаждении. В конечно счёте, заряд-демона расплавили, из полученного материала были созданы новые ядра. - via

Показать полностью 4
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: