Зеленоград. Расцвет и угасание советской Кремниевой долины
Как в СССР собирали электронику
Советская электронная промышленность - это история со своими победами, но с системным пороком. Она была передовой до конца семидесятых. А погубили ее, как водится, две классические беды: разобщенность и нехватка денег. Вот как это было.
Эпоха великих прорывов и полукустарных цехов
В начале 60-х СССР был в зените. Первый спутник, Гагарин, атомный ледокол, атомная электростанция, мощные компьютеры. Серийное производство транзисторов у нас и в США началось одновременно - в 1949 году.
Но отдельной, стройной отраслью электроника так и не стала. С полупроводниками более-менее сложилось - под них построили несколько отдельных заводов. А вот все остальное: резисторы, конденсаторы, трансформаторы, каждое КБ делало для себя кустарно, "на коленке". Побочный промысел, так сказать.
В 1961 году эту проблему наконец осознали и создали Государственный комитет по электронной технике во главе с Александром Шокиным. Позже он стал Министерством электронной промышленности (МЭП), которое собрало под свое крыло разрозненные заводы.
Микросхема: гонка на опережение
Мир в это время переживал перелом. В 1959 году американец Джек Килби создал первую в мире микросхему ("волосатую", т.е. на проводках), а в 1962 США начали ее серийный выпуск по планарной технологии Роберта Нойса.
Советский Союз вызов принял. В 1962-м году вышло постановление ЦК КПСС о создании в Зеленограде Научного центра микроэлектроники. И что важно - наше серийное производство микросхем стартовало почти одновременно с американским, с отставанием всего в полгода. Первенцем стала германиевая схема 2НЕ-ИЛИ (заводской индекс Р12-2). Разработал ее в 1962 году молодой инженер Юрий Осокин на Рижском заводе полупроводниковых приборов. Любопытно, что его группа работала самостоятельно, не зная о достижениях Килби и Нойса.
Микросхемы сразу нашли применение: на них сделали первый в мире авиационный бортовой компьютер "Гном", который до сих пор стоит в штурманской кабине "Ил-76".
Зеленоград: наш ответ Кремниевой долине
Идеологом и основателем Зеленоградского научного центра был Александр Шокин. Суть его замысла - в комплексном и замкнутом цикле. В одном месте собрали все необходимые НИИ и опытные заводы: от материалов и технологий
Золотой век и начало заката
Первые советские микросхемы были оригинальными и часто превосходили зарубежные. Например, серия гибридных схем "Тропа" не уступала модулям IBM. Золотой век, когда микроэлектронщики творили самостоятельно, длился до середины 1970-х.
А потом началось отставание. И вот его две главные причины:
1. Ведомственная разобщенность. Другие отрасли отказывались делать для электроники необходимые сверхчистые материалы и спецоборудование.
2. "Культ копирования". Заказчики аппаратуры, особенно военные, стали требовать воспроизведения зарубежных образцов. Это заведомо программировало отставание от Запада на пару-тройку лет.
Несмотря на это СССР оставался единственной страной с полностью самодостаточной микроэлектроникой - от радиоламп до СБИС, со своим материаловедением и машиностроением.
Точка невозврата
В 1978 году Зеленоград подготовил программу коренного перевооружения. Но наступила Олимпиада-80, и денег не нашлось. Постановление вышло спустя несколько лет в урезанном виде. С этого момента отставание стало прогрессирующим.
Так и закончилась эта история. Не громким крахом, а тихим угасанием. Бюрократия и недостаток воли оказались сильнее передовых технологий и талантливых инженеров. А ведь они действительно какое-то время опережали весь мир.
Интересная техника и истории изобретений в авторском канале "ТехноДрама"
