Зашел спор на тему «Имеют ли бои гладиаторов этрусское происхождение?»

Исходная статья здесь. А вот тут комментарий, который затрагивает тему этрусков, правда, в качестве аргумента было «это общеизвестно».

Но вернемся к нашему вопросу.

Гладиаторские игры продолжались почти тысячу лет, достигнув своего пика между I веком до нашей эры и II веком нашей эры. Христиане не одобряли эти игры, поскольку они были связаны с идолопоклонническими языческими ритуалами, и в V веке популярность гладиаторских состязаний снизилась, что привело к их исчезновению.

Ранние литературные и исторические источники редко сходятся во мнении о происхождении гладиаторов и гладиаторских боев. В конце I века до н. э. Николай из Дамаска считал, что они были этрусскими. Спустя поколение Тит Ливий писал, что впервые они были проведены в 310 году до н. э. кампанцами в честь победы над самнитами. Уже после того, как игры прекратились, писатель VII века н. э. Исидор Севильский вывел латинское слово lanista (управляющий гладиаторами) из этрусского слова "палач", а титул "Харон" (чиновник, сопровождавший мертвых с римской гладиаторской арены) - из Чаруна, психопомпа этрусского подземного мира. Это было принято и повторено в большинстве ранних современных стандартных историй игр.

По мнению некоторых современных ученых (см. их в библиографии ниже), переоценка изобразительных свидетельств говорит о кампанском происхождении игр и гладиаторов или, по крайней мере, об их заимствовании. В Кампании находились самые ранние известные школы гладиаторов (ludi). На фресках гробниц из кампанских городов Паэстум (IV век до н. э.) изображены парные бойцы в шлемах, с копьями и щитами, участвующие в погребальном кровавом обряде, который предвосхищает ранние римские гладиаторские игры. По сравнению с этими изображениями, подтверждающие свидетельства этрусских надгробных росписей носят предварительный и поздний характер. Фрески Паэстума могут представлять собой продолжение гораздо более древней традиции, приобретенной или унаследованной от греческих колонистов VIII века до нашей эры.

Ливий относит первые римские гладиаторские игры (264 г. до н. э.) к раннему этапу Первой Пунической войны Рима против Карфагена, когда Децим Юний Брут Скаэва распорядился, чтобы  три пары гладиаторов сражались до смерти на форуме "скотного рынка" (Forum Boarium) в честь своего умершего отца, Брута Пера. Ливий описывает это как "мунус" (множественное число: мунера), или дар, в данном случае памятный долг, который потомки должны были отдать манесу (духу, или тени) умершего предка. На генезис гладиаторского мунуса и различных типов гладиаторов наиболее сильно повлияла тема борьбы с главным врагом Рима — Ганнибалом, который поддержал Самниум (регион в Южной Италии. Сразу замечу — значительно вдали от исторического проживания этрусков) и последующие карательные экспедиции против самнитов со стороны Рима и его кампанских союзников. Таким образом, самым ранним, наиболее часто упоминаемым и, вероятно, наиболее популярным типом гладиаторов был самнит, который в последующем превратился в секутора. Думаю, что тип самнита вы вспомните сразу — короткий меч (гладиус), прямоугольный щит (скутум), поножи (окреа) и массивный шлем с маской.

Зашел спор на тему «Имеют ли бои гладиаторов этрусское происхождение?» Познавательно, Гладиатор, Рим, Древний Рим, Длиннопост

Повествование Ливия обходит стороной погребальную, жертвенную функцию раннеримских гладиаторских боев и отражает более позднюю театральную этику римского гладиаторского шоу: великолепно, экзотически вооруженные и закованные в броню варвары, вероломные и дегенеративные, побеждены римским оружием и мужеством. И первые из них именно самниты. По мере расширения римских территорий к ним присоединялись другие группы и племена. Большинство гладиаторов были вооружены и закованы в броню на манер врагов Рима. Гладиаторский мунус стал нравственно поучительной формой исторического действа, в котором единственным почетным вариантом для гладиатора было хорошо сражаться или хорошо умереть.

В 216 году до н. э. Марк Эмилий Лепид, покойный консул и авгур, в честь своих сыновей устроил трехдневные gladiatora munera на Forum Romanum с использованием двадцати двух пар гладиаторов. Десять лет спустя Сципион Африканский организовал в Иберии памятный мунус в честь своего отца и дяди, погибших в Пунических войнах. Высокопоставленные неримляне, а возможно, и римляне, добровольно становились гладиаторами. Контекст Пунических войн и почти катастрофическое поражение Рима в битве при Каннах (216 г. до н. э.) связывают эти ранние игры с благотворительностью, празднованием военных побед и религиозным искуплением военных бедствий. Кроме того, эти мунусы представляли из себя  форму морального воспитания в эпоху военной угрозы и экспансии. Следующий зафиксированный мунус, проведенный на похоронах Публия Лициния в 183 году до н. э., был более экстравагантным. Это были три дня погребальных игр, 120 гладиаторов и публичная раздача мяса (visceratio data) — практика, которая отражала гладиаторские бои в кампанской традиции, описанной Титом Ливием и позже осуждаемые Силием Италиком.

Восторженное принятие гладиаторских мунер иберийскими союзниками Рима показывает, как легко и как рано культура гладиаторского мунуса проникла в места, далекие от самого Рима. К 174 году до н. э. римские мунеры (частные или общественные), происходили повсеместно и имели относительно невысокую значимость и, возможно, были настолько обыденными и непримечательными, что их не считали достойными записи.

В 105 году до н. э. правящие консулы впервые предложили Риму попробовать государственные "варварские бои", которые демонстрировали гладиаторы из Капуи в рамках программы подготовки военных. Это зрелище пользовалось огромной популярностью. После этого гладиаторские состязания, ранее ограничивавшиеся частными мунерами, стали часто включаться в государственные игры (ludi), сопровождавшие крупные религиозные праздники. Если традиционные игры посвящались божеству, например Юпитеру, то мунера могла быть посвящена божественному или героическому предку аристократического спонсора.

Далее, произошел период расцвета гладиаторских боев и их упадок и полное исчезновение в VI веку после целого ряда неудачных запретов со стороны императоров Восточной Римской империи. Но это, как говорится, совсем другая история.

P. S. Если нужны выводы — извольте. Оснований для этрусского происхождения гладиаторов и гладиаторских игр/боев не в пример меньше, чем для утверждения о их кампанском происхождении, включая на основе не только работ современных исследователей, но и материальных художественных и исторических памятниках.

Библиография:

Edwards, Catherine (2007). Death in Ancient Rome. New Haven, Connecticut: Yale University Press.

Futrell, Alison (2006). A Sourcebook on the Roman Games. Oxford: Blackwell Publishing.

Potter, David Stone; Mattingly, D. J. (1999). Life, Death, and Entertainment in the Roman Empire. Ann Arbor: University of Michigan Press.

Welch, Katherine E. (2007). The Roman Amphitheatre: From Its Origins to the Colosseum. Cambridge: Cambridge University Press.

Лига историков

13.9K поста50.9K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения