Записки юриста 3

Учел замечания читателей, выкладываю историю целиком. Если что-то не поместится – добавлю в комменты (вот в прошлый раз даже не сразу увидел, что концовку сайт срезал).

«Работник всегда прав?»

Был у меня постоянный клиент, владелец строительной фирмы. Работали мы с ним плотно, тут тебе и неадекватные заказчики и кидалы-субподрядчики. Но история не об этом (да и неинтересны эти споры с развлекательной точки зрения). История о трудовом споре, безграничной наглости людей и юристов, которые целью ставят заработок, а не помощь клиенту.

Так вот, на одном из объектов у моего клиента трудилась бригада рабочих в количестве 3 человек. Бригад таких было много, каждая занималась определенным делом. Интересующая нас бригада состояла из штукатуров. Трудились они откровенно плохо, подворовывали, нарушали все возможные сроки. В общем, проработали они чуть меньше месяца, и мой клиент их уволил (формально – по собственному желанию ушли, сами написали заявления), выплатив каждому по 18 тыс.
С момента увольнения прошло около полутора месяцев. Ко мне приехал мой клиент (пусть его имя будет Евгений) и положил мне на стол исковое заявление. Когда я ознакомился с его содержанием, мне стало понятно слегка прифигевшее выражение лица клиента.

А в исковом заявлении один из работников той самой бригады просил ни много ни мало 90 тыс. за неполный месяц работы + компенсацию морального вреда 30 тыс. Вкратце суть иска можно свести к следующему: злобный работодатель месяц нещадно эксплуатировал бедного истца, он работал круглосуточно, без перерыва на обед, не видел семью и детей. После того, как они все добросовестно отстроили, паразит-работодатель выкинул их на мороз, ничего не заплатив. Трудовой договор с ними не заключался, а работодатель, аки змий ядовитый, заманил их обещаниями, что заплатит за месяц 90 тысяч рублей. И вот все эти события привели к таким невообразимым мукам истца, что он от такой вопиющей несправедливости лишился сна и аппетита. Поэтому просит наказать буржуя-работодателя рублем в общем размере 120 тыс. рублей, а также взыскать расходы на юриста благородного в размере 25 тыс. рублей. Подписано исковое было неким представителем обиженного работника, скажем Сидоркиным Игорем (имена по-прежнему вымышлены).

«Ладно излагает» - с улыбкой сказал я Евгению – «а теперь давайте вашу версию».
«Да в общем ты с этими людьми косвенно знаком, я с тобой консультировался по поводу привлечения их к уголовной ответственности за хищения (я кивнул). А вот теперь мне приходит вот эта бумага и я понять не могу, чего ему от меня надо. Вот все документы, которые были у бухгалтера, оформляли как обычно, все по закону. В общем держи, разбирайся. Если еще какие-то документы понадобятся – звони или мне, или бухгалтеру, найдем».

На том и распрощались.

Предварительно судебное заседание должно было состояться через неделю, так что времени было предостаточно. Я начал изучать документы. С исковым все было понятно, бумага на дурака, я вообще не понимаю, на что надеялся юрист той стороны и что он наплел своему доверителю. К сожалению, среди наших коллег имеется определенный процент таких персонажей. Им по большому счету наплевать на то, чем закончится дело, они работают за свой мелкий прайс, и свои деньги в любом случае получают. Наиболее характерные признаки: работа только с физическими лицами, низкие цены (в моем случае он только написал, что услуги стоили 25 тыс., думаю реально с клиента он взял тысяч 10), 100% аванс, отдельная оплата всего (вроде: 2 тыс. за исковое, еще 2 – за посещение судебного заседания (участием я это назвать не могу), 1,5 – за возражения на отзыв и т.д. Как правило клиентам, с которыми хотят работать всерьез, юрист называет твердую цену за все услуги: сказал 20 тысяч – значит это полный спектр услуг в одной инстанции, независимо от количества составленных документов, судебных заседаний, времени, потраченного на сбор доказательств. И только если сам клиент (!) спросит сколько стоит например отдельно написать исковое – говорится конкретная цифра, зависящая от сложности дела и, чего уж врать, от внешности клиента (оценивается платежеспособность)). Все эти признаки в отдельности могут ничего не значить, но вот большинство из них в совокупности ничего хорошего вам не сулят.

Но я отвлекся. Так вот, начал я изучать документы, представленные мне моим клиентом. Трудовой договор: заработная плата 15 тыс. рублей в месяц, все остальное – стандартное; подписи клиента и работника на своих местах, имеется отдельная подпись работника о том, что свой экземпляр договора он получил. Отлично. Заявление об увольнении по собственному желанию с 10.08.___ г., написанное полностью от руки. Замечательно. Расходный кассовый ордер с подписью работника о том, что получил в дату увольнения 18 тыс. Хорошо, но надо обосновать, почему не 15, как предусмотрено договором. Приказ о премировании, нарисованный задним числом нам поможет. Ну и что, что работник с ним под подпись не ознакомлен? Ну извините, забыли. Так, что тут еще? Ага, акты приема-передачи инструмента от работника при увольнении. Пусть будут.

Все понятно, надо писать отзыв. Пару ложек фактов, поварешку правового обоснования, со ссылками на ТК, немного судебной практики и на кончике ножа справедливого возмущения, для пикантности. Приложения, подпись, дата. Отзыв ушел в суд. Хотел по доброй привычке отправить еще в офис юриста истца (хотя закон этого не требует, просто деловая этика), но не обнаружил никаких его контактов в исковом заявлении (опять же по выработанной привычке всегда указываю свои контакты (эл. почту, телефон) и название фирмы, в которой работаю).

В суете дней незаметно подкралась дата предварительного судебного заседания. Как обычно загодя явившись в суд, я дал знать помощнику судьи, что явился на заседание и стал ждать в коридоре своих оппонентов.

Вскоре появились и они. Распознать кто из них истец, а кто представитель было нетрудно. Я поздоровался и поинтересовался, получили ли они мой отзыв. Ответ был отрицательным, поэтому я вручил копию отзыва с приложениями представителю (благо с собой взял комплект специально на этот случай). Меня сухо поблагодарили и ушли шептаться в угол. Атмосфера была недружелюбной. Кстати, на удивление представителем оказался мужчина с уже начавшими седеть волосами и вполне представительной внешностью. Это к ремарке о «неправильных» юристах, не ожидал что он будет так выглядеть.

Все не влезло, продолжение в комментариях.
Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий
@OldPhobos
Замечательные истории, с интересом прочитал, спасибо! Я видел, что тут многие просили помощи у Вас, не откажите мне, если нетрудно. На меня в суд подавали только раз в жизни(сотовый оператор Мегафон) и к сожалению я проиграл. Хотел бы у Вас спросить, что я сделал не так? В 2004 году я купил свой первый мобильный телефон и с ним первое подключение к Мегафону. В договоре было написано, что обслуживание осуществляется по предоплатной системе расчетов, обслуживание в долг не осуществляется, за исключением случаев нахождения в роуминге(только тогда может происходить задержка списания). Договор полный, на нескольких листах, никах нюансов о возможности изменения договора в одностороннем порядке или звездочек про списание средств свыше имеющихся на счете там не имелось. Образец договора на их сайте в точности совпал с моим. Несмотря на все это, мой баланс периодически становился отрицательным после телефонных разговоров. То есть разговор не прерывался если баланс равнялся нулю, а продолжался и деньги списывались в минус. Номер блокировался только спустя какое-то время после достижения нулевого баланса. Я звонил в техподдержку, ругался, мне объясняли это несовершенством билинговой системы, и так как суммы были небольшие( минус 10-20 руб) я закрывал глаза, просто кидал больше денег на счет и пользовался дальше. Но через некоторое время в один прекрасный момент я попытался установить игру, а она оказалась с вирусом, который в течение суток отправлял смски на короткие номера и мой баланс в итоге стал равен -4918 руб. То есть только спустя сутки мой номер заблокировался.Эта сумма на тот момент была почти моей месячной зарплатой и я просто сменил номер, а старую симку разломал и выкинул. Через некоторое время мне пришла бумага из Мегафона о необходимости оплаты задолженности. Я обратился в офис Мегафона, где взял распечатку вызовов и там значилось, что я во время отправки смс находился в домашнем регионе, а не в роуминге. По предложению консультанта я написал письмо на имя их директора, где изложил свою точку зрения и просил разобраться во всем. Никто больше со мной не связывался. Но ещё через пару месяцев мне пришла повестка в суд. В суд я явился. Представителя Мегафона там не оказалось. Секретарь позвонила юристу Мегафона, тот сказал, что прийти не сможет и попросил перенести заседание. Судья перенесла заседание на другой срок, но перед этим спросила, почему я не хочу платить. Я предоставил ей договор, выписку( нигде их не заверял) и устные аргументы. Она меня выслушала, ничего не сказала, просто перенесла заседание на другую дату. Дата и время следующего судебного заседания мне были сообщены устно(27 апреля 2005 года). 27 апреля в указанное время я явился, но в зале был один секретарь. Она мне сказала, что сегодня сегодня никакого судебного заседания нет, дата заседания по моему делу почему-то ещё не назначена и меня вызовут по телефону, когда дата будет известна. Прошло еще несколько месяцев, мне никто не звонил, повестки не приходили и я успокоился. Но осенью 2005 года мне пришла бумага из службы судебных приставов о взыскании с меня этих пяти тысяч. Когда я туда обратился, мне сообщили, что 12 мая состоялось судебное заседание, на котором исковые требования мегафона были удовлетворены. Я теперь должен заплатить эту сумму иначе у меня опишут имущество, долг увеличится да и вообще все будет ужасно. Мне на тот момент было всего 19 лет, я здорово испугался, пришлось бегать, занимать у друзей, хотя эта сумма являлась моим месячным заработком. Что я сделал не так, почему я проиграл, как нужно было поступить? Был бы очень благодарен за ответ, может это мне поможет избежать подобных ситуаций в дальнейшем.
раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий
Вы все сделали правильно, а проиграли потому, что мировым судьям (в вашем случае это был именно мировой суд), с их квалификацией и занятостью, скажем так, нахер не надо разбираться со всем этим. Поэтому вы и услышали от судьи вопрос почему бы не заплатить. Это показатель профессионализма, судья вообще не должен такого говорить стороне спора, он - представитель Фемиды, должен независимо и одинаково серьезно подходить к каждому доказательству и выступлению стороны. Единственное - вы могли обжаловать решение в районный суд, там уже получше с отношением судей к спорам. Но поскольку все уже дошло до исп. производства - значит все сроки пропущены были как раз осенью 2005 г. Чтобы такого не случалось в будущем: если уж участвуете в судебном процессе - максимально контролируйте ход разбирательства, я в том смысле, что надо звонить помощникам, спрашивать когда заседание, обязательно являться. Если рассмотрели без вас - обжаловать. Если решение явно необоснованное - обжаловать. В вашем случае оператора можно было наказать, более того - пойти со встречным иском о защите прав потребителя. Ведь вам предоставили услугу с опред. условиями - а они не соблюдались. Это 100% штраф для оператора и символическая компенсация вам.
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Спасибо большое за ответ! Я действительно доверился секретарю, тем более она взяла мой номер телефона и сказала, что меня обязательно известят. А когда меня никто так и не вызвал, я решил, что Мегафон все понял и просто отозвал свои требования, так как я был полностью на 100% уверен в своей правоте и успокоился. Но увы. Зато теперь, если(не дай Бог, конечно) мне ещё когда-нибудь придется участвовать в судебном заседании, я уже буду гораздо опытнее и надеюсь меня так просто не возьмут :) А мегафон уже почти 10 лет наказан санкциями с моей стороны в виде того, что никто из моей семьи им больше не пользуется :)
Автор поста оценил этот комментарий
OldPhobos вам вообщем то все правильно написал. Я хотел бы добавить один момент. Закон позволяет восстанавливать сроки для обжалования. Даже когда дело оказалось у приставов можно было попробовать обжаловать с восстановлением сроков по причине, что вы не участвовали в судебном заседании и не были о нем извещены, а узнали о принятом решении только от приставов. Вполне что-то можно было сделать, правда мегафон скорее все равно выиграл.
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
Это тоже интересно, я даже и не знал. А если бы они, например, отправляли повестку по почте, а она не дошла, то тоже можно было бы обжаловать? Ведь её кидают просто в почтовый ящик и неизвестно, получил я её или нет, так как роспись в получении не требуется. А то иначе можно бы было игнорировать все повестки и не являться, а потом обжаловать решение из-за того, что меня не известили?
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Вообщем то возможно. Игнорировать и не получить немного разные вещи. Восстановление сроков требует доказательства, что повестка не получена по независящим от вас причинам. Повестка должна вручаться лично, либо совершеннолетним членам семьи с их согласия, либо если все эти лица отсутствуют то повестка в ящик не бросается, бросают извещение о необходимости явки для получения повестки. Если вы могли ее получить но просто проигнорировали восстановить сроки ну или по такому основанию обжаловать решение не получится. К тому же сейчас суды могут прибегать и к таким способам вызова как смс и телефонный звонок, телеграмма в дополнение к повестке. Также при наличии например данных о месте работы, то направлять корреспонденцию по месту работы.
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку