Записки водителя трамвая.

О том, как устроена ходовая часть вагона.

Как и обещал, немного расскажу об одном из самых важных узлов трамвая - тележке.

На фото тележка самого распространенного в мире чехословацкого трамвая - Tatra T3

Записки водителя трамвая. Трамвай, Работа, Длиннопост, Tatra, Тележка, Колеса

Как можно видеть, все довольно просто и компактно распределено (кстати вес тележки - 2 тонны).
В общем, поехали. Трамвай имеет в своем "арсенале" три типа тормоза, которые не зависят друг от друга:
1-й - электро-динамический.
2-й - барабанно-колодочный.
3-й - электромагнитный рельсовый тормоз.
Теперь по-порядку: электро-динамический тормоз (он же рабочий) применяется для служебного торможения и снижения скорости до 3 км/ч, при этом электродвигатели работают в "генераторном" режиме и вырабатывают ток, который гасится на пускотормозных сопротивлениях превращаюсь в тепло (в большинстве современных трамваях этот ток отдается обратно в контактную сеть, такой режим называется "рекуперация").

Барабанно-колодочный, он же и стояночный (на фото его привод виден, такая штуковина с красной стрелочкой))) срабатывает при скорости 3 км/ч дотормаживает и удерживает трамвай на месте. Простым языком это обычный соленоид в котором есть катушка, создающая магнитное поле, и стальной сердечник (такая же штука не дает открыть дверцу стиральной машинки, когда она включена). Кстати этот тормоз "негативного" действия, сразу поясню, что это значит - для того, чтобы отпустили колодки и трамвай поехал, на этот соленоид необходимо подать напряжение 24В, тогда под действием магнитного поля сердечник будет преодолевать сопротивление пружины и посредством тяг колодки отожмутся от барабана, тогда трамвай поедет. Сделано это из соображений безопасности - на случай если вдруг упадет напряжение АКБ - пропадет напряжение и на катушках колодки под действием пружины прижмутся и трамвай остановится. Таких устройств у трамвая 4 штуки.

Ну и третий, рельсовый тормоз (на фото он занимает все пространство между колесами и находится очень низко над рельсом). Рельсовый тормоз - это большой электромагнит, облаченный тяжелым, стальным корпусом (200кг если что), этим тормозом водитель пользуется в экстренных ситуациях. При нажатии тормозной педали до упора такой магнит примагничивается к рельсу с силой до 5 тонн, а у трамвая таких 4 штуки, итого получается 20 тонн силы. Если при скорости 20км/ч применить экстренный тормоз то трамвай остановится через 5,5м, при скорости до 40км/ч - 12м.
По тормоза у меня усе, остальное распишу в комментах.
И вопрос на засыпку: кто знает, зачем красные полоски на колесах?

п.с. в следующем посте расскажу, что такое ускоритель и почему он временами "дает жару"

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
25
Автор поста оценил этот комментарий
"Негативное" действие тормоза из поста, на сколько я помню, называется "нормально замкнутый тормоз". Т.е. в нормальном состоянии, когда нет подачи электроэнергии, тормоз - тормозит
раскрыть ветку (68)
11
Автор поста оценил этот комментарий
Тогда уже "нормально закрытый". "Замкнутый" - это, скорее, про контакты
раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Замкнутый это скорее про меня :(

6
Автор поста оценил этот комментарий

Тормозные энергоаккумуляторы на грузовиках работают по тому же принципу-давление воздуха в тормозной системе сжимает пружину и растормаживает тормозной механизм.нет воздуха в системе-стоп,Андроп.

3
Автор поста оценил этот комментарий
Именно так, по крайней мере в кранах, конвейерах. Может у транспортников, особенно эксплуатационщиков другие термины.
раскрыть ветку (62)
3
Автор поста оценил этот комментарий
И лифтах. Неудобно как-то будет если в движении свет отключат а ты дальше едешь... Хотя буржуи ставят аккумуляторы, чтоб тебя до ближайшего этажа дотянуло и дверки открылись. Но это буржуи.
раскрыть ветку (61)
Автор поста оценил этот комментарий
Хм... а ведь отличная идея с аккумуляторами. Хотя должен быть подвох какой-то кроме стоимости и более сложной системы управления.
раскрыть ветку (60)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Ага, их надо менять. А это дорого. Еще они увеличивают требование к машинному помещению (ну или к месту где они стоят, так как есть лифты без него, а станция скрыта в обрамлении). Кстати буржуйские лифты тоже могут работать в рекурепаративном режиме, ведь лифту помогает противовес и когда кабина пустая и нужно наверх, достаточно отпустить тормоз. Но это тоже для нас пока фантастика )
раскрыть ветку (59)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Блин, с детства мне говорили, что трамвай штатно тормозит рельсовым тормозом, как-то передачу смотрел о городском электротранспорте, так и там это подтвердили, но меня не покидало чувство, что что-то тут не так, ведь когда вагон останавливается, рельсовый тормоз болтается как мошонка старого марафонца и видимого воздействия на рельс не оказывает, да и конструкция этого узла очень странно выглядит, будто вся механика работает на его подъем, а не на прижатие, да и пневмоцилиндров там как-то незаметно. Благодаря этому посту все встало на свои места, хотя остаются вопросы по поводу влияния на эффективность торможения выбоин на рельсах и песка, которым их посыпают.
ЗЫ Давно пора заменить батареи на маховики, раскручиваемые при движении трамвая-было бы очень круто :)

раскрыть ветку (58)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Песок на рельсах улучшает эффективность тормозов, его даже специально подают.


С маховиками были автобусы - и все бы хорошо, только у маховика окружная скорость едва ли не сверхзвук, плюс маховик должен быть в вакууме, что достаточно усложняет конструкцию. Плюс гироскопический эффект.

раскрыть ветку (52)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Да, я видел "песочницы" в трамваях, но, на сколько я понял, песком рельс посыпают в том случае, если вагон не может тронуться из-за проскальзывания колес. Однако, здравый смысл подсказывает, что в случае с нормальным, сухим рельсом, песок и вода снизят эффективность торможения если колодки рельсовых тормозов не имеют чего-то вроде протектора.
Я слышал о попытках создать автобусы на маховиках, но, на сколько я понял, они должны были "заряжаться" на остановках и дальше катиться за счет запасенной энергии. Я же предлагаю поменять лишь конструкцию вагона, оставив контактную сеть без изменений. Поправьте, если я не прав, но сдается мне, что огромное количество различных устройств вроде мощных трансформаторов или балластных сопротивлений, суровые кабели и толстенные обмотки нужны лишь для того, чтобы трамвайчик тронулся с места тк стартовые токи там, должно быть, вообще лютые. в то же время, весь этот "металлолом" нафиг не нужен когда вагон катится с постоянной скоростью. Вероятно, можно было бы здорово облегчить конструкцию, установив маховики прямо в тележки. В идеале, они должны вращаться в вакууме, но, полагаю, что при обтекаемой форме дисков, воздух не окажет слишком сильного влияния на систему, ведь в случае с трамвайчиком задача получить огромный запас хода не стоит, кроме того, можно легко обеспечить постоянное удаление натекающего в систему воздуха с помощью компрессора штатной пневмосистемы вагона, подобно тому, как работает автоподкачка колес. Суть же всего механизма заключается в том, чтобы снять стартовые нагрузки с электромотора. Небольшой двигатель раскручивает диск, когда трамвай трогается-маховик отдает энергию колесам, а двигатель не испытывает перегрузок, во время движения, мотор спокойно тянет вагончик, подкручивая маховик+сильное ускорение он получает во время торможения или снижения скорости при этом не нужно приспосабливать сеть к "рекуперации" тк вся сохраненная энергия остается в трамвайчике. Короче, принцип унитазного бачка в действии-плавно набираем энергию для мощного коротковременного импульса, а гироскопический эффект горризонтально-расположенного маховика лишь снизит качку:)

раскрыть ветку (46)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Ну на самом деле песок даже в теплый сухой день повысит сцепление.


Уже давно придумали системы мягких стартов для двигателей. В кабине машиниста педаль акселератора не представляет из себя кнопку, она представляет реостат, как в любой машине. Нажал на 10% - 10% тяги на моторе есть.

раскрыть ветку (45)
Автор поста оценил этот комментарий

Это точно или предположительно? Я не сомневаюсь, что песок заметно повышает сцепление между колесами (тормозом) и обледенелым рельсом, но вот в случае с сухим и чистым-как-то странно. Просто опыт показывает, что поскользнуться в обуви на сухой, гладкой напольной плитке в разы легче если на нее кто-то просыпал песочка :)
Разумеется, трамвай оборудован системами, обеспечивающими плавный пуск двигателей, предположу, что там еще куча всяких примочек помимо реостатов типа дополнительных, подключаемых обмоток итд Я об этом и говорю, что здоровенный, щелкающий шкаф в салоне, сопротивления, толстенная проводка и избыточно-мощные двигатели нужны, чтобы трамвай просто тронулся. Конечно, это не ЖД- электровоз, который вообще один сплошной трансформатор с адскими реостатами на крыше, но все равно... Мало того, что это очень ресурсоемкая штука, так еще и жрет как не в себя пуская кучу энергии на отапливание улицы. Поэтому и было бы круто поставить в пару тележек маховики из стальной ленты и моторы, намного меньшей мощности, чем обычно тк их задача только катить уже разогнанный вагон с постоянной скоростью :)

раскрыть ветку (38)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Это точно. Лед на рельсах с учетом веса составов вряд ли является проблемой больше, чем для одной пары.


Проведи по рельсу железякой и наждачкой - где будет выше споротивление? А с учетом тех давлений, которое оказывает колесо на рельс - песок как наждак работает. А кафель слишком твердый для того, чтобы песок помог.


На (новых по крайней мере) трамваях стоят асинхронные моторы, которые управляются варьированием частоты - то есть ты можешь ехать на 2-3 оборотах в минуту, имея полный момент, при этом без всяких резисторов и прочего, что будет переводить энергию в тепло. Шкафов уже давно нет, добро пожаловать в век транзисторов. У меня в машине почти все управляется без реле, транзисторами - мотор в бачке омывателя, дворники, даже стоп-сигналы включаются через пару полевиков в одном из блоков. Поэтому расход энергии в тепло на улицу у новых трамваев минимален.


Никакой избыточной мощности не нужно - мощности там ровно столько, чтобы он мог набрать нужную скорость при определенной загрузке.

раскрыть ветку (31)
Автор поста оценил этот комментарий
Как железнодорожник скажу - точно. Все локомотивы оснащены системой подачи песка под ведущие оси. Так же песок используют при закреплении вагонов тормозным башмаком (сыплют песок на рельсу, сверху башмак, на башмак накатывается колесо вагона). Фиг с места сдвинешь. А без песка башмак проскользит по рельсе при должном нажатии локомотивом.
раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

точнее не совсем реостат, а контроллер частотной модуляции. чем выше частота тока на асинхронном двигателе, тем быстрее он крутится

раскрыть ветку (3)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Ну, а с помощью какого устройства можно выяснить позицию аккселератора? Реостат да датчик холла, и первое применяется намного чаще. И уже исходя из полученных параметров драйвер выдает нужную частоту.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Тогда че они как дерганые ездят? Постоянно слышу "тык-тык" - рэлюшки щелкают.

раскрыть ветку (1)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Ну если старые - то да, привет реле.

Автор поста оценил этот комментарий

Наывались омнибусы

раскрыть ветку (2)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Вообще-то гиробусы.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Согласен, ошибся
Автор поста оценил этот комментарий
Может быть и сильно больше маха
раскрыть ветку (1)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Сильно больше уже не может быть к сожалению - прочность не позволяет. В идеальных условиях это конечно неисчерпаемо удобный источник энергии, а в реальности гиробусы не прижились. Зато прижились автономные дизельгенераторы, в которых есть маховики, которые выдают электроэнергию в то время, пока дизеля не стартовали, то есть секунд 30.

Автор поста оценил этот комментарий

У нас в Кемерово постоянно вижу как трамваи тормозят с применением рельсового тормоза, раньше думал что это контактная колодка, типо как у трамвая, с графитом. Позже догадался что тормозилки такие.


С песком тоже интересно, зимой при трогании в горку песок подают под колеса. Нанотехнологи че!

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Кстати интересно, почему нас не ушатывает током рядом с трамваем :) Ведь ток "возвращается" на подстанцию по рельсам! Конечно, если встать на них ногами, разница потенциалов будет слишком мала для удара, но ведь ток и в землю утекать должен, особенно, если с рельсами что-то не так (обрыв), почему мы под "шаговое" напряжение не попадаем в этом случае, как это бывает при падении оборванного провода ЛЭП?

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Величина напряжения мала (600В) может?

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Да фиг его знает, может дело в напряжении, может в том, что ток постоянный, да и защита от утечек быть должна какая-то, просто неприкольно было бы получить заряд бодрости в паховую область если при проезде мимо трамвая перемычка между рельсами отвалится :)

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Потому что рельсы - это МИНУС-ЗЕМЛЯ. Сопротивление тела человека ГОРАЗДО БОЛЬШЕ. Гораздо веселее будет. если трамвай НА ПЕСОЧКЕ ОСТАНОВИТСЯ. а вы за корпус возьметесь.

Автор поста оценил этот комментарий
Это кстати очень хорошая фишка. В поездах такая же система применяется. Только не электричество, а воздух. Чтобы пневматические тормоза были отпущены, надо накачать в тормозную магистраль воздух под давлением в 5(примерно) атмосфер. При обрыве давление резко падает и колодки на всех вагонах прижимаются к колесу.
1
Автор поста оценил этот комментарий

Нормально закрытый.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку