Записки водителя трамвая.

О том, как устроена ходовая часть вагона.

Как и обещал, немного расскажу об одном из самых важных узлов трамвая - тележке.

На фото тележка самого распространенного в мире чехословацкого трамвая - Tatra T3

Записки водителя трамвая. Трамвай, Работа, Длиннопост, Tatra, Тележка, Колеса

Как можно видеть, все довольно просто и компактно распределено (кстати вес тележки - 2 тонны).
В общем, поехали. Трамвай имеет в своем "арсенале" три типа тормоза, которые не зависят друг от друга:
1-й - электро-динамический.
2-й - барабанно-колодочный.
3-й - электромагнитный рельсовый тормоз.
Теперь по-порядку: электро-динамический тормоз (он же рабочий) применяется для служебного торможения и снижения скорости до 3 км/ч, при этом электродвигатели работают в "генераторном" режиме и вырабатывают ток, который гасится на пускотормозных сопротивлениях превращаюсь в тепло (в большинстве современных трамваях этот ток отдается обратно в контактную сеть, такой режим называется "рекуперация").

Барабанно-колодочный, он же и стояночный (на фото его привод виден, такая штуковина с красной стрелочкой))) срабатывает при скорости 3 км/ч дотормаживает и удерживает трамвай на месте. Простым языком это обычный соленоид в котором есть катушка, создающая магнитное поле, и стальной сердечник (такая же штука не дает открыть дверцу стиральной машинки, когда она включена). Кстати этот тормоз "негативного" действия, сразу поясню, что это значит - для того, чтобы отпустили колодки и трамвай поехал, на этот соленоид необходимо подать напряжение 24В, тогда под действием магнитного поля сердечник будет преодолевать сопротивление пружины и посредством тяг колодки отожмутся от барабана, тогда трамвай поедет. Сделано это из соображений безопасности - на случай если вдруг упадет напряжение АКБ - пропадет напряжение и на катушках колодки под действием пружины прижмутся и трамвай остановится. Таких устройств у трамвая 4 штуки.

Ну и третий, рельсовый тормоз (на фото он занимает все пространство между колесами и находится очень низко над рельсом). Рельсовый тормоз - это большой электромагнит, облаченный тяжелым, стальным корпусом (200кг если что), этим тормозом водитель пользуется в экстренных ситуациях. При нажатии тормозной педали до упора такой магнит примагничивается к рельсу с силой до 5 тонн, а у трамвая таких 4 штуки, итого получается 20 тонн силы. Если при скорости 20км/ч применить экстренный тормоз то трамвай остановится через 5,5м, при скорости до 40км/ч - 12м.
По тормоза у меня усе, остальное распишу в комментах.
И вопрос на засыпку: кто знает, зачем красные полоски на колесах?

п.с. в следующем посте расскажу, что такое ускоритель и почему он временами "дает жару"

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
2
Автор поста оценил этот комментарий
Красные полоски.. Возможно для контроля из диаметра, если не учитывать возможность пробуксовки.
раскрыть ветку (9)
Автор поста оценил этот комментарий
Диаметр контролируется в депо при различных ремонтах и осмотрах специальным инструментом (забыл название)
раскрыть ветку (8)
4
Автор поста оценил этот комментарий

шаблонами например "ЧИЗ"

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (7)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Таким шаблоном диаметр бандажа не измерить. Он для измерения высоты гребня, проката и выявления остроконечного наката. А диаметры меряются скобой (механической или электронной).
раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий

Согласен, только зачем измерять диаметр КП?

Износ бандажа, параметры гребня, прокат по кругу катания это все да, а диаметр КП состоит из диаметра колесного центра + толщина бандажа, исходя из того, что диаметр КЦ - константа, то нам нужно знать только толщину бандажа, а вот для этого данный шаблон вполне пригоден.

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий
1050 мм кп, не трамвай
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
Диаметр нового трамвайного бандажа - 700мм
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Я не трамвайщик
Автор поста оценил этот комментарий
Толщина бандажа КП меряется толщиномером - это совершенно другой шаблон. Этим вы можете померять толщину гребня, прокат, подрез и крутизну.
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Точно... с шипом внизу.... Изням-с, ну давно не слесарил, а этот шаблон внешне похож на универсальный

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку