Записки водителя трамвая.

О том, как устроена ходовая часть вагона.

Как и обещал, немного расскажу об одном из самых важных узлов трамвая - тележке.

На фото тележка самого распространенного в мире чехословацкого трамвая - Tatra T3

Записки водителя трамвая. Трамвай, Работа, Длиннопост, Tatra, Тележка, Колеса

Как можно видеть, все довольно просто и компактно распределено (кстати вес тележки - 2 тонны).
В общем, поехали. Трамвай имеет в своем "арсенале" три типа тормоза, которые не зависят друг от друга:
1-й - электро-динамический.
2-й - барабанно-колодочный.
3-й - электромагнитный рельсовый тормоз.
Теперь по-порядку: электро-динамический тормоз (он же рабочий) применяется для служебного торможения и снижения скорости до 3 км/ч, при этом электродвигатели работают в "генераторном" режиме и вырабатывают ток, который гасится на пускотормозных сопротивлениях превращаюсь в тепло (в большинстве современных трамваях этот ток отдается обратно в контактную сеть, такой режим называется "рекуперация").

Барабанно-колодочный, он же и стояночный (на фото его привод виден, такая штуковина с красной стрелочкой))) срабатывает при скорости 3 км/ч дотормаживает и удерживает трамвай на месте. Простым языком это обычный соленоид в котором есть катушка, создающая магнитное поле, и стальной сердечник (такая же штука не дает открыть дверцу стиральной машинки, когда она включена). Кстати этот тормоз "негативного" действия, сразу поясню, что это значит - для того, чтобы отпустили колодки и трамвай поехал, на этот соленоид необходимо подать напряжение 24В, тогда под действием магнитного поля сердечник будет преодолевать сопротивление пружины и посредством тяг колодки отожмутся от барабана, тогда трамвай поедет. Сделано это из соображений безопасности - на случай если вдруг упадет напряжение АКБ - пропадет напряжение и на катушках колодки под действием пружины прижмутся и трамвай остановится. Таких устройств у трамвая 4 штуки.

Ну и третий, рельсовый тормоз (на фото он занимает все пространство между колесами и находится очень низко над рельсом). Рельсовый тормоз - это большой электромагнит, облаченный тяжелым, стальным корпусом (200кг если что), этим тормозом водитель пользуется в экстренных ситуациях. При нажатии тормозной педали до упора такой магнит примагничивается к рельсу с силой до 5 тонн, а у трамвая таких 4 штуки, итого получается 20 тонн силы. Если при скорости 20км/ч применить экстренный тормоз то трамвай остановится через 5,5м, при скорости до 40км/ч - 12м.
По тормоза у меня усе, остальное распишу в комментах.
И вопрос на засыпку: кто знает, зачем красные полоски на колесах?

п.с. в следующем посте расскажу, что такое ускоритель и почему он временами "дает жару"

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
6
Автор поста оценил этот комментарий
В Ульяновске заметил интересную особенность - иногда стрелка переводится сама, а иногда вручную машинистка (водитель? Кстати как правильно). Вот как на фото стрелки автоматом не переводят. Несовместимость или модель старая?
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (18)
6
Автор поста оценил этот комментарий

На сколько я знаю, трамвайные стрелки работают довольно простым способом, трамвай работает как выключатель, замыкает контактный провод и рельс, соответственно если цепь замкнута стрелка переводится, цепь разомкнута стрелка возвращается в прямое положение. Таким образом нет никакой разницы в возрасте модели трамвая, просто стрелки иногда не срабатывают в силу механических причин изношенность механизма, мусор, холод и т.д.

раскрыть ветку (3)
4
Автор поста оценил этот комментарий
В троллейбусах такая же система) емнип, то нажатый акселератор дает одно положение переключателя, отпущенный- другое. Поэтому водители новички часто выходят из троллейбуса)
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Только вот троллейбусы перед перекрестком заранее разъезжаются в отличии от трамваев) Поэтому такая система, по крайней мере в челябинске не может быть осуществлена повсеместно.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Смотрите внимательно на фото, применена т.н. "оттянутая стрелка" - сам поворот - примерно в том месте, где на трамвай, сделано для увеличения скорости проезда через сам перекресток, примерно по аналогии с троллейбусом. Фото сделано в Праге не мной.
Иллюстрация к комментарию
4
Автор поста оценил этот комментарий
Банальная неисправность стрелки автомата. Как переводят читайте:
Есть такая штуковина(на фото) называется " Сериесный контакт " он устанавливается на расстоянии максимальной длинны эксплуатируемого в городе подвижного состава. Расположен он на контактной сети и взаимодействует с токоприемником трамвая. Имеет два режима "под током" или "без тока", в зависимости от нужного направления движения, водитель должен в момент прохождения токоприемника под контактом нажать на пусковую педаль (она же педаль газа в машине) тогда стрелка сработает в режиме под током, либо просто проехать контакт на выбеге, накатом - тогда режим без тока.
п.с. фотку в коммент отправить не смог Есть такая штуковина(на фото) называется " Сериесный контакт " он устанавливается на расстоянии максимальной длинны эксплуатируемого в городе подвижного состава. Расположен он на контактной сети и взаимодействует с токоприемником трамвая. Имеет два режима "под током" или "без тока", в зависимости от нужного направления движения, водитель должен в момент прохождения токоприемника под контактом нажать на пусковую педаль (она же педаль газа в машине) тогда стрелка сработает в режиме под током, либо просто проехать контакт на выбеге, накатом - тогда режим без тока.
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (12)
7
Автор поста оценил этот комментарий
Я тоже думал что неисправность, но следом проезжает вот такой трамвай по новее и он переводит стрелку автоматически. У этих новых трамваев еще звуки забавные когда тормозят, как будто резина скрипит.
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (10)
10
Автор поста оценил этот комментарий
Я вот как раз упустил момент, если необходимо перевести стрелку под током, то еще играет роль сила тока, то бишь если совсем немного дать - может не сработать + на старых трамваях с РКСУ это может привести к залипанию пальцев в ускорителе, тогда как на Т6В5 применяется ТИСУ (это второй трамвай на вашем фото). А еще можно просто "прощелкать" салазки и тоже результата не будет.
Об ускорителях, РКСУ и ТИСУ я расскажу в следующих постах
раскрыть ветку (4)
19
Автор поста оценил этот комментарий
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (1)
5
Автор поста оценил этот комментарий
В общем, водитель старого вагона просто прошляпил контакт сверху, и ему пришлось переводить стрелку вручную. А сзади идущий "новый" (модели Т6В5 1990 года постройки, кстати) сделал все правильно и стрелка перевелась.
РКСУ - реостатно-контакторная система управления, когда ток на э-двигателях регулируется с помощью сопротивлений.
ТИСУ - тиристорно-импульсная, регулировка за счет подачи напряжения крастовременными импульсами.
1
Автор поста оценил этот комментарий
О да... РКСУ и ТИСУ... Абсолютно 2 разные системы. У нас в городе старые троллейбусы на резервных маршрутах ездят с РКСУ. Это жесть... Контроллер щелкает и рогатый со скорости "улитка" резко прыгает в режим "формула-1" и все пассажиры летают по салону. Но водители привыкли и сразу отключают ток после попытки "взлететь". И, не дай бог, секционка висит на светофорном столбе...
ТИСУ в последних из прибывших с завода АКСМ 321 издаёт настолько громкий вой, что сразу бошка болеть начинает))

P. S. А с ТСУ и асинхронниками у вас есть трамваи?
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Ни одного вагона с асинхронными двигателями у нас нет :(
1
Автор поста оценил этот комментарий

Вполне могло случится так, что не удалось проехать стрелку без нажатия "газ". Из-за слепошарого пешехода, например)

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий
Часто и густо такое бывает
раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Бесит, если не дают "пробежать" и приходится выходить?)
раскрыть ветку (1)
5
Автор поста оценил этот комментарий
Вообще да, но если воспринимать все близко к сердцу, то через неделю от нервов ничего не останется.
Автор поста оценил этот комментарий

Новый?


Новый трамвай выглядит примерно так: серый на фото

Хотя в нашем городе тоже, самые новые вот такие: зеленый

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
2
Автор поста оценил этот комментарий
Понятно

Понятно

3
Автор поста оценил этот комментарий

Вагоновожатая, наверное.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку