Записки о жизни в Южной Корее

Часть Седьмая


Предыдущие части

1, 2, 3, 4, 5, 6,


Первые приезжие соотечественники в Южной Корее смогли очень хорошо заработать. Я предполагаю, что это было из-за того, что тогда попасть в эту страну было гораздо сложнее и относительно дороже по деньгам чем сейчас, и к такой поездке относились серьезнее. Во-вторых, приехав сразу начинали искать работу и только работали. Дом – работа, работа – дом. Условия на работе такие что, придя домой с завода нет сил заниматься чем-либо и хочется просто лежать в постели и ждать, когда уснешь или же наконец умрешь. В-третьих, не зная языка часто не вылазили на улицу так как передвигаться по городу на общественном транспорте было трудно. Это сейчас мобильные приложения покажут и доведут куда угодно, а в то время маршрут надо было записывать на бумаге вплоть до мелочей, так как для чтобы ориентироваться по вывескам и знакам надо по меньше мере уметь читать корейские иероглифы. Потребности тоже были скромными, одевались один раз на тондемуне в одежду ноунейма, главное чтоб было мэйд ин корея, а остальные условия - лишь бы было.


Но времена идут и все меняется. На сегодняшний день, много приезжих приехали суда не зарабатывать, а жить. То есть не только пахать как угорелый, но также снимать квартиры получше, чем три квадратных метра, покупать машины не которые лишь бы ехала, а по статуснее, одежду от больших брендов, телефоны последней модели, совершать поездки прогуляться в город и за, на море, и даже рожать детей. Да откладывать получается намного меньше, но зато не сгораешь на работе как зомби. В этом мы, наверное, даже немного перегнули, так как по моим приблизительным подсчетам среднестатистическая семья приезжих корейцев, тратит деньги больше, чем местная семья. А иными словами, просто разбазаривает то что накоплено потом и кровью.


Хорошо откладывать могут узбеки. Я не знаю никого кто может копить деньги так как это делают они. Приезжая в эту страну нелегалами или если легально, то отдавая на это космические деньги, они умудряются за пару лет работы собрать себе очень нехилый капитал. Наши русскоговорящие корейцы, к сожалению, этим похвастать не могут. Они, узбеки, быстро находят своих и помогая друг другу организовывают дела. У них лучше и больше связей с местными бригадирами и я довольно часто обращался к знакомому узбеку чтобы он подкинул мне работу на пару дней в период, когда на моей работы было затишье. Узбекских ресторанов тут в каждом городе. Работают они, на мой взгляд, усерднее и добросовестнее. А главное у них есть коммерческая жилка. Не знаю, как объяснить, но они могут делать деньги на ровном месте. Нет, это не кража или махинация. Это будут честно заработанные деньги, просто я бы на их месте до таких схем додуматься не смог. И не скажешь, что они куркули или экономят на чем-то просто деньги у них копятся, а у меня нет. Язык они учат не то, что на ходу, а на бегу. Находясь тут пять лет, я научился только сносно изъясняться только по поводу работы. Остальные темы я не затрагиваю, потому что говорю глаголами и жестами. Но знаю кучу узбеков, которые за год пребывания в этой стране говорят по-корейски свободно и непринужденно. В целом, надо отдать должное. У узбеков, казахов и прочив наших земляков, в среднем, раньше формируются жизненные цели и принципы что вызывают у меня большое уважение и почтение. В двадцать лет узбек уже точно знает на что копит деньги, когда закончит строительство дома, когда выдаст замуж сестренку и через сколько сделает обрезание еще не родившемуся сыну. Наверное тот софт который они получили в детстве, оказался на много лучше нашего.


Белый человек.

Я уже писал про то, что у большинства азиатов культ белого человека. И Корея не исключение, а наверное, даже большое подтверждение. Белая женщина сама не знает, что своими стандартами породила целую индустрию косметической хирургии среди азиатов. Если человек европейской внешности посмотрит в зеркало, то увидит на верхнем веке, сразу над ресницами, маленькую складку. У корейцев этой складки нет. Вернее, нет при рождении. Поэтому разрез глаз получается другой, и кажется узким. А потом, эта складка появляется в хирургической клинике за большие деньги. И это в масштабах страны. Девочки школьницы ждут с нетерпением, когда им родители подарят сертификат на операцию или просто дадут денег. Эту складку в последнее время начали делать и мужчины. За этой складкой приезжают азиаты из других стран. И все только по тому, что кто-то решил, что у азиатов узкие и некрасивые глаза. Думаю, что это решили сами азиаты. Это не справедливо. Может это у азиатов как раз таки нормальные глаза, а у европейцев выпученные. Но никто об этом не задумывается. Стоит она приблизительно полторы тысячи американских долларов, и люди с удовольствием с ними расстаются чтобы стать красивее и глазастее.


На многих рекламных распечатках можно видеть европейскую модель. В телевизоре, на ток шоу и других развлекательных передачах тут и там сидят европейцы и просто говорят корейские слова. И я не мог понять почему. Ладно, если взять другую азиатскую страну с отсталой экономикой, то можно понять желание походить на белого человека. Но почему Южная Корея, которая в экономическом и социальном плане стоит на уровень выше многих западных стран? Нет я не расист, и мне самому больше близка культура европейская, но это потому, что я вырос там. Мне легче общаться, заводить знакомых, смотреть и понимать фильмы именного европейского формата. А за что здесь лебезят на человека с белой внешностью я так и не понимал. И вот буквально недавно я просмотрел документальный фильм, где описывается феномен азиатской культуры и атрофированного «я». Виной всему … - рис.

Дело в том, что когда нация, выбрав рис как главную культуру, тем самым возлагала на себя неимоверные трудности по его взращиванию. Ирригация этих полей, посевные, подготовительные работы и прочее, требовали задействования большого количества людей, а для слаженной коллективной работы – беспрекословного повиновения. В отличии от других распространённых сельхоз культур таких как пшено, кукуруза, картофель, при выращивании риса малейшая ошибка и вольность даже одного отдельного работника, могла привести к катастрофическим проблемам. Данные свыше задания следовало выполнять строго как сказали и без лишней инициативы и чрезмерной фантазии. И подтверждение к этим словам Китай. На юге этой страны главным провиантом считается рис. На севере из-за погодных условий и невозможности возделывать рис, люди больше предпочитают лапшу, то есть производную пшена. Казалось бы, какая разница что едят люди, но разница есть. На севере китайцы более самоуверенные, способны быстрее принимать решения, и более независимы от мнения окружающих.


В Корее же общественное мнение наше все. Но это не совсем плохо, а можно сказать именно в этом случае даже хорошо. Общественное мнение и активная гражданская позиция не дают власти, богатым людям и знаменитостям зазнаваться и уходить в свою поднебесную недосягаемость. Любую популярную личность, общество фанатов, да и любое сообщество может затравить так что не редко те заканчивали жизнь самоубийством. Нет неприкасаемых. Хотя возможно они есть. Но ведут себя скромно. И из касаться не за что. Эта страна, которая сажает своих президентов и выкидывает с постов чиновников за какой-нибудь проступок, ставший известный общественности несмотря на то, что мог быть совершен молодости лет двадцать назад. Есть ли здесь коррупция? Конечно есть, это же азиатская страна, но именно в этой стране она не проявляется наглым открытым образом. Институт репутации тут, наверное, самый образцовый и каждая уважающая себя компания старается ее беречь.

Многие читатели когда встречают меня в реальной жизни, часто удивляются – Так ты действительно кореец! Многих читателей удивляет тот факт, что кореец может писать авторские рассказы собственного сочинения. Это, с одной стороны, конечно очень мне льстит, что я не такой как все остальные азиаты, а как белый человек… И бац! Коварная ловушка сработала. Я тоже хочу походить на белого человека, что полностью подтверждает мое абсолютное азиатское происхождение.


На самом деле, все те черты характера, которые очень сильно нервирует в местных корейцах, оказывается есть и во мне. Проявляется это в, казалось бы, незначительным мелочах. Например, когда что то делаю на работе, то хочется, чтобы получалось чуть лучше, чем у коллеги. Или, когда еду на скоростной трассе то ругаюсь что все едут по крайней левой полосе для обгона и очень редко кто по правой. При чем ругаюсь сам находясь на этой левой линии. А еще иногда хочется сделать маленькую гадость но чтобы об этом никто не узнал. В общем, от себя не убежишь.


Изменения в обществе.

Я начал писать данную пасту на пятый год пребывания в Южной Корее. И хочу сказать, что, наверное, это удачное время. Я не начал писать в пик отторжения, а именно тогда, когда понял, что немного узнал эту страну. Прокручивая в памяти мои первые дни в этой стране я заметил, как динамично меняется местное общество. Во-первых, сильное изменение в отношении рабочего и начальства. Тут и там в прессе начали появляться видеоролики, где начальники избивали или унижали своих работников и буквально тут же появилось новое положение на законодательном уровне регламентирующее поведение на рабочем месте. Причем очень хорошо продуманное и с учетом местного менталитета. Обстановка сменилась в лучшую сторону, и теперь на нынешний момент рукоприкладство на работе практически исчезло. Мало того снизили вероятность сексуального домогательства. На интервью даже запретили задавать претендентам вопросы личного и интимного характера. Установили время рабочего дня. До этого уходить с офисной работы полагалось только тогда, когда уйдет начальник, а начальник может засиживаться и до глубокой ночи.


Большую информационную работу проделали и в отношении приезжих рабочих. Задали модель поведения и создали для таких как мы образ. Типа мы такие же соотечественники, только были вынуждены покинуть родину много лет назад. Так же подчеркнули, что среди нас есть и потомки национальных героев и борцов за независимость Южной Кореи. Из этого всего последовало то, что социальные фонды и программы обратили внимание на проблему интеграции приезжих в местное общество и начали открываться специальные центры по адаптации. Когда я это узнал то, как ни странно, это очень сильно повлияло на мое личное отношение к местному обществу в положительном смысле. Я стал вести себя ни как «временно прибывающий», а как «возможно оставшийся в дальнейшем на постоянное место жительство». Во мне начали просыпаться гражданская ответственность и социальная активность. Вот здесь и проснулось внутри чувство кто я здесь? Пасынок или все-таки родной сын земли своей, которого наконец нашли неопрятного и невоспитанного в должных традициях. И еще вопрос, который я начал задавать себе, где я хочу быть похороненным, когда умру в глубокой старости на куче денег и испытывая наивысшую точку наслаждения жизни. Но здесь мне хочется чтоб похоронили меня там где я вырос...


Арбайты.

Это биржи труда. Происхождение слова немецкое. В голодные годы южнокорейцы часто выезжали на заработки в развитые страны и привезли большой словарный запас технических выражений.


Арбайты это офисы которые имеются почти в каждом районе. Чтобы получить работу надо явиться туда в часов шесть утра. Офисы как правило заполнены людьми. В среднем человек по двадцать-тридцать. Затем начальник этого офиса начинает раздавать направления на работу. Те, кто ходит на работу постоянно имеют приоритет и постоянные места работы, к примеру ходят каждый раз на один и тот же завод на одну и ту же работу. Бывает годами. Почему эти люди не устроятся на этот же завод напрямую? Потому что заводу выгоднее нанимать людей через аутсорс. Не надо оформлять людей, выплачивать за них отчисления, страховку и соцфонды. Сегодня вызвал пять человек, завтра три, на следующий день двадцать и все зависит от фронта работы… для рабочего, по деньгам, получается так же. Но мне лично нравится работать через арбайт, так как не привязан к одному месту и больше свободы.


Разновидности работ великое множество. Это может быть завод, стройка, или же какой-то частный подрядчик может заехать на машине и забрать одного и несколько человек.

Когда в моей бригаде нет работы, а это случается в сезон дождей или зимой, я так же езжу на арбайт. За все время, на этих арбайтах, я перепробовал дикое разнообразие работ. И, наверное, всем кто приехал в первый раз в Корею рекомендовал бы первые полгода ходить на работу именно через арбайт. Так можно испробовать себя в разных профессиях, выбрать ту, что более по душе и уже потом искать постоянную работу в этой сфере. Я, к примеру никогда не смогу работать на заводе, а именно на конвейере. Это надо стоять статично целый день и проделывать одну и ту же операцию десятки тысяч раз.


Вспомнил случай как однажды зимой, попал в негритянский арбайт. Вообще это был обыкновенный арбайт, с условием того, что там работали практически одни негры и арабы. Я зашел туда случайно, по пути домой, когда не попал на работу в своем офисе. Так же случайно меня отправили с этими чернокожими ребятами на большой завод по производству спортивных тренажеров. Негров было очень много, и так как я явился с ними вместе, то обращались ко мне, думая, что я среди них бригадир. Но мне было очень интересно. Во-первых, почти все мои африканские друзья говорили или понимали по английский. Во-вторых, некоторым из них я представился под именем Хозяин. И каждый раз, когда они обращались ко мне, мне казалось, что у меня на голове появлялась серая шапка-каска британского колониального плантатора и спина непроизвольно выпрямлялась надменной осанкой. Работа на том заводе была суперлегкая. Меня освободили от физических работ, и поставили на отдел проверки, где я просто контролировал процесс упаковки готовых изделий. Работа была отличная, но платили мало.


Была работа, когда меня отправили с техником от компании, которая изготавливает выставочные столы- витрины для фирменных телефонов. С утра сев в маленький грузовичок, водитель, нанявший меня, показал мне на пепельницу, давая знать, что можно курить и на зарядник от телефона. Зарядник означал что можно ковыряться в телефоне или даже спать. И поехали мы с ним по всей стране проверять жалобы клиентов. На одной точке, не загоралась витрина, оказалось, что просто не воткнута вилка в розетку, потом снова два часа в пути, и снова поломка в виде перегоревшей лампочки. Я проспал большую часть дня и получил оплату так же, как если бы целый день махал лопатой. Но такая работа больше лотерея. В среднем приходится работать усердно и потея.