Записки машиниста электропоезда-40. Э - электробезопасность

Если кто не в курсе, я работаю на электропоезде переменного тока. Этот вид подвижного состава работает от напряжения 21-29 тысяч вольт. Немалая величина. Это электричество доходит до тягового трансформатора (о нём у меня был отдельный пост Железяки электропоезда-5. Тяговый трансформатор и силовой контроллер), на котором понижается до нужных величин, но и они немаленькие. 600+ вольт на отопление, ~2000 вольт на тяговые электродвигатели, есть ещё 220, 140, 110...

Недаром у меня пятая (максимальная) группа допуска по электробезопасности, так как возможна работа с напряжением выше 1000 вольт.

Недавно случай произошёл, навеяло создать пост.

***

Дали неопытного помощника, со мной ранее не работавшего. Всё как обычно, следуем по участку, на улице снег метёт, мороз. Помощник пошёл по поезду. Возвращается и говорит:

- Там женщина жаловалась на жару в вагоне, отопление перегревало. Я шкаф открыл, крышку контактора отопления откинул, а он залипший. Отбил и всё нормально.

Я поворачиваюсь и смотрю на него. Стоит в одних перчатках. Пассатижи с собой он не брал.

- Так, не понял. Что ты сделал?

- Отбил залипший контактор отопления.

- Как?

- Ну, ногой ударил...

- А крышку как открыл?

- Рукой.

- В курсе, что ты влез в 600 вольт?

- Так я отключил пакетник отопления...

- Схему электропоезда знаешь?

- Ну да...

- Что именно отключает пакетник отопления?

- Напряжение отопления...

- Вот именно, что нет. Пакетником ты отключаешь питание контактора, который залип. А на его контактах как были шестьсот вольт, так и остались.

- Во блин... Так там блокировка шкафа стоит. Если я дверцу открыл - напряжение должно снять.

- Должно. Только блокировки эти слесарями закорачиваются постоянно.

И тут я рассказал случай, произошедший с моим одногруппником.

Есть у моторного вагона электропоезда один шкаф, находится посередине салона:

Записки машиниста электропоезда-40. Э - электробезопасность Машинист, Электричка, Железная дорога, Электричество, Высокое напряжение

В нём находится высоковольтный ввод. Грубо говоря, это медная шина с двумя изоляторами, через которую проходит напряжение контактной сети (как я писал выше, 21-29 тысяч вольт).

Этот шкаф надёжно закрывается, стоит блокировка, которая опускает токоприёмники по всему поезду при открытии двери.

И вот, одним солнечным летним деньком мой товарищ, будучи ещё помощником машиниста, идёт по салону электропоезда. Народу тьма, люди едут на дачи.

Одногруппник заходит в моторный вагон и офигевает. Мало того, что шкаф высоковольтного ввода открыт, так ещё какая-то бабка копошится возле него. Одногруппник открыл панель, с кнопки опустил токоприёмники по всему составу.

Подошёл к шкафу высоковольтного ввода. Как оказалось, бабка к дверце сумку прислонила.

- А я вижу, внучок, что шкаф энтый открылся, дверца ляпает туда-сюда, вот сумку свою и примостила.

Одногруппник даже не знал, что ответить. Мощнейшая доза адреналина за несколько секунд.

Оказалось, слесаря тупо закоротили блокировку.

- Вот поэтому, - говорю помощнику, - на слесарей и блокировки эти нефиг надеяться. И схему подучи. Где какое напряжение находится и всё такое. А то можешь так влезть, что уборщицы тебя выметать из салона будут.

Железная дорога

3.7K постов6.4K подписчиков

Добавить пост