Записки машиниста электропоезда-40. Э - электробезопасность
Если кто не в курсе, я работаю на электропоезде переменного тока. Этот вид подвижного состава работает от напряжения 21-29 тысяч вольт. Немалая величина. Это электричество доходит до тягового трансформатора (о нём у меня был отдельный пост Железяки электропоезда-5. Тяговый трансформатор и силовой контроллер), на котором понижается до нужных величин, но и они немаленькие. 600+ вольт на отопление, ~2000 вольт на тяговые электродвигатели, есть ещё 220, 140, 110...
Недаром у меня пятая (максимальная) группа допуска по электробезопасности, так как возможна работа с напряжением выше 1000 вольт.
Недавно случай произошёл, навеяло создать пост.
***
Дали неопытного помощника, со мной ранее не работавшего. Всё как обычно, следуем по участку, на улице снег метёт, мороз. Помощник пошёл по поезду. Возвращается и говорит:
- Там женщина жаловалась на жару в вагоне, отопление перегревало. Я шкаф открыл, крышку контактора отопления откинул, а он залипший. Отбил и всё нормально.
Я поворачиваюсь и смотрю на него. Стоит в одних перчатках. Пассатижи с собой он не брал.
- Так, не понял. Что ты сделал?
- Отбил залипший контактор отопления.
- Как?
- Ну, ногой ударил...
- А крышку как открыл?
- Рукой.
- В курсе, что ты влез в 600 вольт?
- Так я отключил пакетник отопления...
- Схему электропоезда знаешь?
- Ну да...
- Что именно отключает пакетник отопления?
- Напряжение отопления...
- Вот именно, что нет. Пакетником ты отключаешь питание контактора, который залип. А на его контактах как были шестьсот вольт, так и остались.
- Во блин... Так там блокировка шкафа стоит. Если я дверцу открыл - напряжение должно снять.
- Должно. Только блокировки эти слесарями закорачиваются постоянно.
И тут я рассказал случай, произошедший с моим одногруппником.
Есть у моторного вагона электропоезда один шкаф, находится посередине салона:
В нём находится высоковольтный ввод. Грубо говоря, это медная шина с двумя изоляторами, через которую проходит напряжение контактной сети (как я писал выше, 21-29 тысяч вольт).
Этот шкаф надёжно закрывается, стоит блокировка, которая опускает токоприёмники по всему поезду при открытии двери.
И вот, одним солнечным летним деньком мой товарищ, будучи ещё помощником машиниста, идёт по салону электропоезда. Народу тьма, люди едут на дачи.
Одногруппник заходит в моторный вагон и офигевает. Мало того, что шкаф высоковольтного ввода открыт, так ещё какая-то бабка копошится возле него. Одногруппник открыл панель, с кнопки опустил токоприёмники по всему составу.
Подошёл к шкафу высоковольтного ввода. Как оказалось, бабка к дверце сумку прислонила.
- А я вижу, внучок, что шкаф энтый открылся, дверца ляпает туда-сюда, вот сумку свою и примостила.
Одногруппник даже не знал, что ответить. Мощнейшая доза адреналина за несколько секунд.
Оказалось, слесаря тупо закоротили блокировку.
- Вот поэтому, - говорю помощнику, - на слесарей и блокировки эти нефиг надеяться. И схему подучи. Где какое напряжение находится и всё такое. А то можешь так влезть, что уборщицы тебя выметать из салона будут.
Железная дорога
3.7K постов6.4K подписчиков