Записки машиниста электропоезда-28. Вечные помощники машиниста

Этот пост является дополнением-комментарием к моему вчерашнему О помощнике, который свистеть любил
Пользователь @Razboinik подверг сомнению данную историю, мол, помощниками такие тугодумы не работают. Я же пилю этот пост, дабы объяснить, как такие люди попадают на железную дорогу, почему их никто не увольняет и т.д.

***

Начнём с "терминологии".
"Вечный" помощник машиниста - это помощник, который по каким-либо причинам не становится машинистом, несмотря на свой опыт. Самый распространённые причины:

- руководство не хочет видеть этого человека на должности машиниста (~90% случаев).
Этот помощник либо технически и/или интеллектуально безграмотен (как в выше упомянутом посте), и/либо является злостным нарушителем инструкций и правил.
Дело в том, что руководство депо несёт ответственность за своих подчинённых. Если оно поставит на должность машиниста какого-нибудь отлёта, и он что-нибудь запорет (а он это обязательно рано или поздно  сделает) - могут лишиться своих должностей все, кто этого кадра утверждал. Поэтому руководство и страхуется. Так и должно быть.
- помощник не хочет становиться машинистом по каким-то личным причинам. (~10% случаев).
Машинист - это больше ответственности, головняка. Некоторые готовы меньше зарабатывать, но и чтобы спрос был с них меньше. Но бывает и обидная вещь: помощник технически грамотен, он бы и хотел стать машинистом, но он напрочь не умеет водить транспортные средства, ему это не дано. Он не чувствует поезд, просаживает остановки, короче, вообще никак. Тогда приходится признать, что это не твоё, и остаться вечным помощником.


Со вторыми всё ясно. Но почему к работе помощниками допускаются отлёты и безграмотные товарищи?
В головах далёких от ЖД людей сформирован стереотип: помощник машиниста - этакий стажёр-практикант. Паренёк, который сидит сбоку машиниста и изучает работу на железной дороге. Но это в корне неверно. Помощник - такой же равнозначный работник, который должен знать то же, что и машинист. Единственное, он подчиняется машинисту (но при этом контролирует его работу) и не осуществляет управление поездом, он это может делать только по указанию машиниста и всё равно под его полную ответственность (т.е. если помощник запорет что-то с управлением - отвечать машинисту).
К сожалению, подобный стереотип есть и руководства депо, только он немного иной по смыслу. А именно: "Главный в бригаде - машинист. Он за всё отвечает, на него вся надежда. На должность машиниста дебила ставить нельзя. А вот помощника к нему можно поставить любого". Да ещё чем грамотнее машинист - тем больших отлётов ему дают. Машинист первого класса с колоссальным опытом, грамотный специалист? Получай выпускника техникума, который еле его закончил, путает маневровый светофор с проходным, а все элементы экипажной части, машины и агрегаты называет ничем иначе как "вот та херня". Кое-как слепил из него что-то похожее на помощника, вроде ввёл в работу - у тебя его забирают и дают следующего "кадра". И так по кругу.

Казалось бы, зачем руководству это нужно? А виной всему Её Величество Кадровая Обстановка. Помощники машиниста - работники с самой большой текучкой. Их постоянно не хватает. Начальство, может, и хотело бы устраивать жёсткий отбор, но когда в депо работает 210 помощников, а в график нужно поставить 240 человек - тут уже как бы и не повыделываешься особо.
Поэтому ответ на вчерашний комментарий:

Но в его компетенции (машиниста - прим.) сообщить руководству о несоответствии работника с занимаемой должностью.

очевиден.
Руководство всё отлично знает. Кто грамотный, а кто - нет. Максимум, что может сделать машинист - это отказаться от помощника. Но кого дадут вместо него - вопрос отдельный. Откажешься от второго, третьего - тут уже будут вопросы к тебе. "Чего же тебе ещё надо, собака?" (с)
Вот так подобные товарищи и работают.
Такова суровая действительность. 

Железная дорога

3.7K постов6.4K подписчиков

Добавить пост
Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий
Чот ты пиздишь, либо у нас настолько разные конторы. Работаю помогалой в грузовых, в хуй не упёрлось работать машинистом, да, головняк, имею высшее образование по специальности, отказываюсь от обучения на машиниста сам. Первый год был таким же дятлом, как описывают, ибо в универе не учили быть помогалой и знать то, что нужно знать помощнику.
руководству ровным счётом ничего не будет за косяки машиниста, его отпорят во все щели, отпорят инструктора, талоны, премии и на этом все, машиниста край снимут в помощники, и будут восстанавливать пока он сам не напишет заяву и не уйдет в помогалы, к нас такие есть.
а тех помощников кого заставили отучиться, а они не хотят работать машинистом просто мажутся типа " я не готов ещё"
так же друзья в Омске отучились больше года назад на машиниста, а обкатывать их не собираются до сих пор, поэтому не все совсем точно описано.
работаю в грузовом движении.
раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий
руководству ровным счётом ничего не будет за косяки машиниста
Ну-ну. За один проезд красного замы и начальники депо лишались должностей. Ты дома под боком жены спишь и даже не знаешь, что тебе и твоей карьере хана.)
так же друзья в Омске отучились больше года назад на машиниста, а обкатывать их не собираются до сих пор, поэтому не все совсем точно описано.

Есть вечные помощники с оконченными курсами машиниста. Вообще никак моему посту не противоречит.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий
У нас проезжали красный, давненько правда, я тогда не работал, где машинист я хз, а помогала под депо работал, подсобным, числился как машинист под-депо, начальник депо как был им так и остался, замы тоже, так что я хз где ты там работаешь
нач. Депо уже поменялся ни раз(один умер, при котором сигнал проезжали)
другой пример, Барнаул, проезжали сигнал, начальника сняли в главные инженеры, тоже не охиренная потеря
раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

За проезд запрещающего руководство депо и цеха эксплуатации лишается премии и получает выговоры. Это обычная практика. Если косяков было за депо несколько за короткое время - причастные лишаются должностей. Легко.
Из последнего случая в моём депо. Машинист запорол следование по ТСС. Его сняли, инструктор и зам по эксплуатации без премии. И это тихий случай, который нигде особо не засветился, не проезд красного.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Так и машиниста через 2 месяца восстановят и вперёд дальше, а премии и за меньшее лишают, так что это вообще так себе пример.
а щас "тихие случаи" один хер через дирекцию пройдут.
про лишение должностей - у нас чтоб кого-то прям сняли надо пиздец наверное чего сделать.
типа травматического случая на работе, с ментами МВД и тп, стоять на своем и в том духе и то снимут или выговор охране труда и отъебут или снимут главного инженера - всё
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку