Записки машиниста электропоезда-28. Вечные помощники машиниста

Этот пост является дополнением-комментарием к моему вчерашнему О помощнике, который свистеть любил
Пользователь @Razboinik подверг сомнению данную историю, мол, помощниками такие тугодумы не работают. Я же пилю этот пост, дабы объяснить, как такие люди попадают на железную дорогу, почему их никто не увольняет и т.д.

***

Начнём с "терминологии".
"Вечный" помощник машиниста - это помощник, который по каким-либо причинам не становится машинистом, несмотря на свой опыт. Самый распространённые причины:

- руководство не хочет видеть этого человека на должности машиниста (~90% случаев).
Этот помощник либо технически и/или интеллектуально безграмотен (как в выше упомянутом посте), и/либо является злостным нарушителем инструкций и правил.
Дело в том, что руководство депо несёт ответственность за своих подчинённых. Если оно поставит на должность машиниста какого-нибудь отлёта, и он что-нибудь запорет (а он это обязательно рано или поздно  сделает) - могут лишиться своих должностей все, кто этого кадра утверждал. Поэтому руководство и страхуется. Так и должно быть.
- помощник не хочет становиться машинистом по каким-то личным причинам. (~10% случаев).
Машинист - это больше ответственности, головняка. Некоторые готовы меньше зарабатывать, но и чтобы спрос был с них меньше. Но бывает и обидная вещь: помощник технически грамотен, он бы и хотел стать машинистом, но он напрочь не умеет водить транспортные средства, ему это не дано. Он не чувствует поезд, просаживает остановки, короче, вообще никак. Тогда приходится признать, что это не твоё, и остаться вечным помощником.


Со вторыми всё ясно. Но почему к работе помощниками допускаются отлёты и безграмотные товарищи?
В головах далёких от ЖД людей сформирован стереотип: помощник машиниста - этакий стажёр-практикант. Паренёк, который сидит сбоку машиниста и изучает работу на железной дороге. Но это в корне неверно. Помощник - такой же равнозначный работник, который должен знать то же, что и машинист. Единственное, он подчиняется машинисту (но при этом контролирует его работу) и не осуществляет управление поездом, он это может делать только по указанию машиниста и всё равно под его полную ответственность (т.е. если помощник запорет что-то с управлением - отвечать машинисту).
К сожалению, подобный стереотип есть и руководства депо, только он немного иной по смыслу. А именно: "Главный в бригаде - машинист. Он за всё отвечает, на него вся надежда. На должность машиниста дебила ставить нельзя. А вот помощника к нему можно поставить любого". Да ещё чем грамотнее машинист - тем больших отлётов ему дают. Машинист первого класса с колоссальным опытом, грамотный специалист? Получай выпускника техникума, который еле его закончил, путает маневровый светофор с проходным, а все элементы экипажной части, машины и агрегаты называет ничем иначе как "вот та херня". Кое-как слепил из него что-то похожее на помощника, вроде ввёл в работу - у тебя его забирают и дают следующего "кадра". И так по кругу.

Казалось бы, зачем руководству это нужно? А виной всему Её Величество Кадровая Обстановка. Помощники машиниста - работники с самой большой текучкой. Их постоянно не хватает. Начальство, может, и хотело бы устраивать жёсткий отбор, но когда в депо работает 210 помощников, а в график нужно поставить 240 человек - тут уже как бы и не повыделываешься особо.
Поэтому ответ на вчерашний комментарий:

Но в его компетенции (машиниста - прим.) сообщить руководству о несоответствии работника с занимаемой должностью.

очевиден.
Руководство всё отлично знает. Кто грамотный, а кто - нет. Максимум, что может сделать машинист - это отказаться от помощника. Но кого дадут вместо него - вопрос отдельный. Откажешься от второго, третьего - тут уже будут вопросы к тебе. "Чего же тебе ещё надо, собака?" (с)
Вот так подобные товарищи и работают.
Такова суровая действительность. 

Железная дорога

3.7K постов6.4K подписчика

Добавить пост
Вы смотрите срез комментариев. Показать все
8
Автор поста оценил этот комментарий

Забавно) у меня родственник закончил с красным дипломом железнодорожный универ, до сих пор помощником ездит, лет 10 уже)

раскрыть ветку (12)
14
Автор поста оценил этот комментарий
Иногда зарплата машиниста не соответствует затратам и нервам. У меня много знакомых ходят пом.маш. потому разница в 5-10к рублей
раскрыть ветку (5)
5
Автор поста оценил этот комментарий
Я помощник, с правами управления, к концу первого десятилетия 2000х, брать машинистов стали за любую херню, обстановка в профессии машиниста стала фиговенькой. Я решил, что такой головняк не стоит тех денег, что заплатят. И да, блин мне стали сливать молодых машинистов, чтобы присматривал. Удовольствие ниже среднего.
раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий
Поэтому и нечего делать в машинистах. Оно того не стоит.
раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Это выбор каждого. Я свой сделал
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Безусловно.
1
Автор поста оценил этот комментарий

У меня брат троюродный пом.уже лет 7. Говорит машинистом не хочет. ответственность,решения принимать, а разница в ЗП небольшая..Ему нравится.

И мой одноклассник, на год младше брата уже пару лет как машинист на маневрах. Помощником катал на поездах, потом чисто маневры.

6
Автор поста оценил этот комментарий
лет 10 уже

В некоторых депо это чуть больше среднего стажа, с которым становятся машинистом. Особенно, если депо - моторвагонное, нехватки машинистов нет.
Но уже очень подозрительно.)

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий
У нас в депо не редкие случаи, когда помощник даже пару лет не отработал, его посылают учиться на машиниста
один знакомый помощник отработал пол года, его на машиниста отправили учиться
только стал машинистом, иди учись в одно лицо
раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

один знакомый помощник отработал пол года, его на машиниста отправили учиться
только стал машинистом, иди учись в одно лицо
Мне кажется, Вы лукавите.
На "одно лицо" в маневровом движении нужен третий класс машиниста и не менее одного года непрерывного стажа работы машинистом.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий
Да даже не факт, что будешь работать в это одно лицо. Депо просто план выполняет
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Требования по стажу работы руководство депо не нарушает. Сама дортехшкола не примет к себе учащегося без необходимого стажа. Чтобы реально такой сценарий случился - несколько должностных лиц из разных учреждений должны грубо нарушить требования.
А потом, если такой зелёный машинист что-то учудит, и вскроется, как он учился - все эти люди полетят со своих должностей. Это очень серьёзный вопрос.

У нас в депо всякие товарищи работают, некоторые с очень большими связями, пошли по карьере раньше всех, но даже они этих требований не нарушили, все как положено стаж отрабатывают перед курсами.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Может и не прав, конечно. Сам помощник ещё. Но такое слышал от нескольких машинистов. При мне одного собирались в одно лицо отправить спустя пару месяцев работы машинистом. Давненько его не видел
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку