Занятный пример педагогики от Ярослава Мудрого

Автор: Антон Трусов.


А давайте поговорим о таком занятном деле, как педагогика? Воспитание детей в подобающем времени духе — это вопрос вечный, так что никогда лишним не будет обратиться к опыту предков. А ещё лучше — к опыту великих предков, которые в свое время, помимо свершений и геноцидов, занимались воспитанием конунгов, принцев и королей.


Возьмём, к примеру, Ярослава Мудрого. Кого попало "Мудрым" не назовут, поэтому его педагогические приёмы могли бы быть интересны нам, потомкам. Тут есть небольшая загвоздка в том, что русские летописцы — мужички крайне лаконичные, серьёзные, и пускаться в длинные рассуждения склонны, в основном, если речь идёт о Боге и вере. Но Ярослав вёл невероятно активную внешнюю политику, и множество интересных подробностей мы можем почерпнуть из "забугорных" источников. Например, при дворе "конунга Ярицейва" было много скандинавов, прирождённых воинов и больших любителей эпических сказаний — саг. Саги эти подчас та ещё "котолампа", читать их надо с ухмылкой и скепсисом, но... Они позволяют нам приоткрыть завесу времени, рассмотреть героев того времени вплотную, в быту, а не в летописных реляциях.

Занятный пример педагогики от Ярослава Мудрого Cat_cat, История, Воспитание, Педагогика, Древняя Русь, Князь, Длиннопост

Ярослав Мудрый


Ну так вот. Жил при дворе Ярослава один знатный пацаненок — Магнус, сын Олафа Святого и наложницы ("святой" и наложница — ну и времена!). Папенька его героически погиб в бою за норвежский престол, а маленький Магнус оказался при дворе Ярослава на весьма привилегированом положении — как приёмный сын князя. Воспитывался и рос он вместе с другими сыновьями, так что бед не знал. Малой был весьма активным и ловким ребёнком и не стеснялся этого. Во время пиров князя и дружины он развлекал старших тем, что проворно бегал по столу на руках. Нравы тогда простые были, однако нравилось это не всем, и во время одного такого забега пожилой дружинник грубо толкнул пацана, дескать, уберите уже этого малолетнего дебила, смотреть тошно! Ситуацию замяли, однако пацан запомнил и затаил. Злопамятность — первый признак благородства, хех.


Во время следующего пира хождения по столам не случилось, однако Магнус придумал другой перфоманс. Он просто взял топорик, зашёл в шатер и тюкнул заточенной железякой по темечку своего обидчика. Дружинник испустил дух тут же, на месте, а вокруг Магнуса возник спор — сразу щегла прирезать или князя дождаться? Кто-то, довольно мудро рассудив, что судьбу приёмыша должен решать отец, сгреб в охапку пацана и отнёс в покои к Ярославу.


— В другой раз стереги получше своего жеребенка!


С этими словами на кровать к спящему князю кубарем прилетел маленький Магнус. Проснувшись и выслушав обстоятельства происшествия, Ярослав громко рассмеялся:

—Дело, достойное конунга, приемыш!

Занятный пример педагогики от Ярослава Мудрого Cat_cat, История, Воспитание, Педагогика, Древняя Русь, Князь, Длиннопост

Магнус уже во взрослом возрасте


После этого князь договорился с родственниками убитого, выплатив виру (штраф) в тройном размере. Магнуса же при дворе стали любить ещё пуще прежнего. Если сага, конечно, не врет и если в те времена малолетние отморозки были в чести. Впрочем, прожил он в Хольмгарде недолго — в 11-летнем возрасте вместе с верными сторонниками он отправился добывать престол отца. И добыл. И вошёл в историю Норвегии как Магнус Добрый. Да-да, именно Добрый! Впрочем, нам ли, живущим в "вегетарианское" время, судить "доброту" древних...


Мораль. Ребёнка своего держи в любви и ласке, топор — в недоступном для детей месте. И упаси вас Господь толкать маленьких конунгов!

Занятный пример педагогики от Ярослава Мудрого Cat_cat, История, Воспитание, Педагогика, Древняя Русь, Князь, Длиннопост

Автор: Антон Трусов.

Оригинал: https://vk.com/wall-162479647_291475

Пост с навигацией по Коту


Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!

Лига историков

13.5K постов50.1K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения