Заметки психотерапевта (ч.15)

Заметки психотерапевта (ч.15) Психология, Психотерапия, Психотерапевт, Общество, Воспитание, Осуждение, Длиннопост

Дисклеймер: Все истории из практики выкладываются с разрешения клиентов.


Периодически, на психотерапию приходят люди с теми или иными дефектами речи. Сегодняшний молодой человек не такой. У него речь абсолютно нормальная, но его раздражает, как некоторые люди говорят. Из самого свежего, песня «Sia – Unstoppable».


-А что с этой песней? – спрашиваю я.


-Да вы что, не слышали ее? – возмущается клиент - Она же поет, как будто у нее во рту бутерброд недоеденный! Слова жует, проглатывает. А вот этот момент: «Ай донт нид батерыыыыыыыыыыыыыс ту плей»? У нее че, отрыжка была во время записи?


-Ну, это понятно – отвечаю я – а по жизни-то как это мешает? Не будем же мы работать из-за одной только песни?


-Да это по жизни так, меня раздражает неправильное или странное произношение. Знали бы вы, как меня бесят картавые! Как на ютуб загляну, так не увернуться от них!


-Ну так не смотрите их, проблема то в чем?


-Проблема в том, что мешает с людьми отношения строить. Если человек хоть небольшие дефекты речи имеет, меня он начинает дико раздражать. Это мешает общаться.


-Ладненько, давайте работать. Телефон с собой?


-Да. Зачем?


-Включайте вашу любимую Сию, и отслеживайте напряжение.


Клиент достает телефон, и включает клип. И не выдерживает : «…Да вынь ты гамбургер изо рта, ну!».


Начинаем исследовать образ напряжения в теле. Через некоторое время клиенту приходит образ его родной бабушки.


-А она чего от вас хочет? – спрашиваю я.


-Говорить надо правильно! Не коверкать слова как дурачек! – отвечает клиент.


-Зачем?


-А что люди подумают? Что у нас, семья дебилов что ли, раз правильно говорить не можем?


-А кого бабушка защищает от общественного осуждения?


Клиенту приходит образ маленького, пятилетнего мальчика, который весь какой-то кривой, перекошенный, несуразный и так далее.


-А как бабушка ребенка защищает? – спрашиваю я.


-Ну одергивает его, если он говорит неправильно.


-Как ребенок на это реагирует?


-Ему неприятно. Чувствует себя каким-то неправильным.


-А как мог бы выглядеть образ общества, которое может осудить за неправильное произношение? От которого бабушка защищает?


Клиент обрисовал картинку, которую я повесил в начале поста. Образ Сциллы – многоголового чудовища, от которого исходит опасность. Злые, нахмуренные лица, которые могут осудить.


-А как бабушка относится к этому чудовищу? – спрашиваю я.


-Она боится этого чудовища.


Получается любопытная схема, которую я довольно часто встречаю в своей работе. Одна из особенностей родительского воспитания. Схема выглядит следующим образом:


1. Бабушка боится осуждения со стороны общества. Почему боится? Потому что так ее научили ее родители.

2. Бабушка проецирует страх на своего внука. Она думает, что внука будут осуждать так же, как осуждают ее.

3. Бабушка не знает, как защитить себя и своего внука от осуждения. Это рождает в бабушке чувство беспомощности.

4. Единственный способ, которым бабушка владеет – это плясать под дудку общества, жестко следовать правилам и соблюдать те требования, которые предъявляет многоголовая Сцилла.

5. У внука нет страха перед обществом, а значит он будет периодически нарушать какие-то правила. Значит этот страх у него нужно создать, чтобы бабушку не позорил.

6. Бабушка начинает ломать внука, создавая у него чувство вины и стыда за то, что он не следует каким-то общественным нормам.

7. Вместе с чувством вины, бабушка программирует внука с помощью прямых и косвенных внушений: «Будь как все, не выделяйся. Делай так, как делают другие. Не выпендривайся, не лезь, не хвались, не думай о себе…».

8. У ребенка это вызывает сопротивление и обиду, и чувство собственной неполноценности. Он ограничивает свое собственное желание говорить так, как ему хочется.

9. Поскольку ребенок сам себя ограничивает, его раздражает, когда другие себя НЕ ОГРАНИЧИВАЮТ. Это рождает примерно следующий поток мыслей: «Как так? Я себя, значит, держу в рамках и в узде, наступаю на горло самому себе, а они значит делают, что хотят? Да кто они такие? Да что они себе позволяют? Почему они себя не сдерживают? Почему позволяют себе говорить так, как хотят? Вот сволочи! Это значит они не уважают окружающих! Думаю только о себе! Эгоисты!»


Как вы понимаете, поводом для осуждения может быть что угодно – от произношения, до половой жизни другого человека.


Получается примерно следующая внутренняя схемка:

Заметки психотерапевта (ч.15) Психология, Психотерапия, Психотерапевт, Общество, Воспитание, Осуждение, Длиннопост

Общество давит на бабушку, бабушка давит на внука, внук давит на других.


Как только мы выявили цепочку, то можно работать с каждым из этих элементов. Например, можно сделать образ общества менее угрожающим и более благосклонным.


Или сделать ребенка способным противостоять бабушкиному программированию.


Но, было принято решение работать с образом бабушки, ибо именно ее страх запускает всю эту цепочку воздействия.


-Сообщите образу бабушки, - говорю я клиенту - что ее способ защиты внука похож на присказку: «отрежу себе сиськи, чтобы не изнасиловали». Она причиняет вред внуку, чтобы ему не причинили вред. «Бей своих, чтобы чужие боялись.»


-Она не принимает, с ее точки зрения она поступает правильно.


-Хорошо, знаете ли вы каких-нибудь добрый, любящих, заботливых бабушек, которые так с внуками не поступают?


-Ну есть парочка…


-Пригласите их образы.


-Пригласил.


-Пусть они покажут вашей бабушке альтернативу. Как еще можно заботиться о своем внуке и защищать его, не кастрируя его самооценку.


-Хм, приятно. Они нарисовали круг, как в фильме Вий, и встали у границ. Если чудовище попытается атаковать, они тут же защищают.


-Как образ бабушки реагирует на все это?


-Она в шоке. Кричит: «Что же вы творите то, что же вы делаете?! Вас же убьют!»


-И как, убивает?


-Не, бабушки такие боевые, лупят гидру по башке авоськами! (смеется) «Ах ты падла, к внуку моему сунуться вздумала?! Да я тебя сейчас!»


-Нравится?


-Очень нравиться, хотелось бы, чтобы и моя бабушка меня так защищала.


-Так в чем проблема? Дайте ей боевую авоську модели 74-М и пусть себе машет.


-Бабушка боится, трусит.


-Как бабушке вернуть смелость? Бабушка войну пережила, голодные годы. У нее по любому есть смелость.


-Да, пережила репрессии сталинские.


-Ну вот, тут без смелости не обойтись.


-Дал ей авоську, она как-то неуверенно с ней выглядит.


-Подбодрите ее, поболейте за нее: «Бабушка, лупи! Лупи как в последний раз! За себя и за Сашку!» (смеемся вместе с клиентом)


-Все, разошлась! Крутится, как Джеки Чан!


-Здорово, как ребенок на это реагирует?


-Он в восторге! Бабушка как какой-то супергерой выглядит! Бабушкамен!


-Круто, когда бабушка намахается, попросите ее подойти к внуку.


-Ага.


-Будет ли она теперь его осуждать, ограничивать, создавать в нем чувство стыда?


-Она обнимает внука и говорит: «Прости меня, прости дуру старую, не знала что творю, голова моя дурная».


-Какие ощущение вызывает эта картина?


-Приятные, очень приятные.


-Попросите бабушку снять с внука все оковы, кандалы, цепи, которые она на него навесила, чтобы защитить.


-Ага, сняла.


-Бабушка всегда будет рядом, чтобы защитить?


-…Че-то вы сказали, и прямо как-то грустно стало на душе. Нет, не всегда.


-Попросите бабушку, чтобы она научила внука защищаться. Научила отстаивать свои границы. Научила лупить гидру по башке, если она будет пытаться задеть, атаковать.


-…Ага, научила.


-Дайте мальчику его личное оружие. Для мужчины это очень важно.


-Дал ему самрайский меч.


-А теперь пусть попробует защитить себя от нападок общества. Но следите, чтобы он не выходил за границы. Он защищается, а не нападает.


-Да гидра даже уже подходить перестала, бабушки боится.


-Бабушку временно уберите, и оставьте внука одного. Что происходит.


-Пытается змея приблизиться, мальчик тут же мечом машет, типа «Только сунься».


-Как гидра реагирует?


-Шипит, но не приближается.


-Наблюдайте за тем, как мальчик растет. Когда вырастет до вашего возраста, скажите.


-Ага.


-Слейтесь с ним, теперь вы тот самый мальчик, точнее мужчина. Катана красивая в руках?


-Четкая, прямо с какими-то письменами японскими, блестит.


-Доставайте телефон, включайте Сию.


-…Ха, не раздражает! Вообще!


-Круто, на сегодня значит все.


P.S. Отзыв еще одного довольного пикабушника о работе со мной:


Александр, большое спасибо. Работа была проделана колоссальная. Я не ожидал такого эффекта. Помимо моей проблемы вылезли и другие, скрытые, которые успешно разрешились. И всплыл ряд моментов, которые требуют от меня, наконец, решения, а ранее они висели в режиме ожидания постоянном, когда я откладывал это в долгий ящик и периодически страдал от них. Моя проблема преследовала меня 22 года, обрастая установками, всякими ухищрениями, уловками. И была со мной постоянно и каждую минуту времени. Сейчас у меня как будто экран убрали: я увидел, что вокруг целый мир и куча других занятий, я уже вкладываю силы в позитивное русло, я снова смог начать рано вставать, снова появилось желание читать и уделять время себе. Очень рекомендую Александра: по этому человеку видно, что он очень настроен и нацелен на результат клиента


P.P.S почта для связи psy.kuz@yandex.ru

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
ещё комментарии
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку