Заметки Психотерапевта (ч.10)

Заметки Психотерапевта (ч.10) Психология, Психотерапия, Психотерапевт, Длиннопост

В своих прошлых постах, я вскользь упоминал о Самостоятельных Единицах Сознания (далее СЕС). У некоторых читателей возникли вопросы: «Что это?», «Как это?», «Как они появляются и как они работают?» и т.д.


Как говорят на востоке «Пришло время и для этого».


Начнем с определения. СЕС – автономные части психики, регулирующие наше поведение, наши состояния, наши убеждения, нашу самооценку, и наши реакции на определенных людей, и определенные обстоятельства.


Мысль о том, что психика сама по себе не однородна, а состоит из разных частей, далеко не нова. Первым это предположил «наше все и красно солнышко» Карл Густав Юнг


Он в своей работе «Об отношении аналитической психологии к поэтико художественному творчеству» написал следующее:

«...неплохо было бы представить себе процесс творческого созидания наподобие некоего произрастающего в душе человека живого существа. Аналитическая психология называет это явление автономным комплексом, который в качестве обособленной части души ведет свою самостоятельную, изъятую из иерархии сознания психическую жизнь и своеобразно своему энергетическому уровню, своей силе, либо проявляется в виде нарушения произвольных направленных операций сознания, либо, в иных случаях, на правах вышестоящей инстанции мобилизует «Я» на службу себе»


Через некоторое время появился Роберто Ассаджиоли, который ввел понятие «Субличностей» - неких психологических образований, которые подобны живым существам, сосуществующим в общем пространстве нашей психики. При этом, несмотря на то, что живут они в «общем доме», якобы находящемся внутри нашей черепной коробки, каждая из субличностей имеет собственный стиль жизни и ориентируется на свои собственные потребности. Причем и первое, и второе может сильно отличаться от стиля жизни и потребностей других субличностей и вас самого. Каждая субличность — это, по сути, отдельный образ себя, самостоятельная самоидентификация. Для каждой из них у нас вырабатывается вполне определенная система чувств, поступков, привычек, мнений, слов, поз и жестов.


Эрик Берн, автор Транзактного Анализа, предположил: единое человеческое ЭГО делится на три состояния - «Родитель», «Ребенок», «Взрослый». В разных ситуациях люди ведут себя по разному, как бы временно примеряя на себя одну из ролей.


Самое любопытное, что многие люди ощущают «Разные части себя».

«Мне мешает мой внутренний критик», «В меня как будто бы что-то вселилось в тот момент», «Что-то внутри меня постоянно мешает»...


Сразу же на ум приходят различные диссоациативные расстройства, вроде раздвоения личности. В кинотеатрах, недавно, тихонько отгремел «Сплит», являющийся вольной адаптацией книги «Множественные умы Билли Миллигана». В нем, у главного героя (антигероя) есть несколько разных личностей, которые переключаются между собой, вызывая недоуменный ужас у окружающих.


Однако, это – патология. Если мы говорим о некоторой здоровой норме, то лучшей иллюстрацией самостоятельных единиц сознания, из существующих в массовой культуре, является мультфильм «Головоломка». Однако, в этом мультфильме, существует огромное количество упрощений, сделанных в угоду сюжета. В реальности, СЕС и их взаимодействие между собой устроено гораздо сложнее и запутаннее. Не говоря уже о том, что в мультфильме сконцентрировались лишь на эмоциях.

Заметки Психотерапевта (ч.10) Психология, Психотерапия, Психотерапевт, Длиннопост

Итак, СЕС – это то, что, по сути, нами управляет. Все, что бы мы не делали, о чем бы не думали, что бы не говорили, что бы не чувствовали всегда имеет одну или несколько СЕС, которые это регулируют.


Как появляются СЕС? Их создает: цель, проблема или психотравма.


Цель

Представим, что вам нужно научиться водить. Сначала, вождение автомобиля происходит исключительно сознательно. Обучающийся думает, на какую педаль нажать, в какой момент включить поворотник, насколько градусов повернуть руль. Как только вы начнете делать это все автоматически, не задумываясь – поздравляю, у вас есть появилась СЕС вождения. Некая часть вас занимается вождением, предоставляя вам возможность болтать по телефону, слушать музыку и возмущаться чудаками на букву М, не врезаясь при этом в ближайшие машины.


Проблема

Ребенку в детстве не хватает внимания. Мама с папой работают, и им не до телесных контактов. Неожиданно ребенок заболевает. Тут же вокруг него начинают бегать и прыгать родственники, жалеть его, гладить, обнимать, заботиться.


Ребенок выздоравливает, и о нем все вновь забывают. И тут-то Остап смекнул...


Если не получается получать внимание, пока ты здоров, значит надо получать внимание болезнью! А если не болезнью - то игрой в жертву! Жертву постоянно жалеют, гладят, обращают на них внимание...


Немедленно формируется СЕС «Чтобы получить внимание, надо страдать». Таким образом решается проблема «недостаток любви». Проблема в том, что эта модель работает, пока ребенок не вырос. Как только человек становится взрослым - эта модель поведения начинает мешать.


Психотравма


Ребенок лезет к маме обниматься. Мама в плохом настроении. Мама начинает орать на ребенка: «Ты такой сякой, постоянно ко мне лезешь, отстать и исчезни!». Ребенку, естественно, неприятно, и он прячется от материнского гнева где-то в углу.


Немедленно, у него появляется СЕС - «лезть обниматься к маме - плохо». Часть будет всячески следить за тем, чтобы ребенок к маме обниматься больше не лез. Дабы еще раз не огрести.


Все было бы хорошо, только вот время идет, мальчик растет, девочки начинают превращаться в девочек.


Уже подросток, пытается проявлять чувства по отношению к девушке. Тут же включается та самая СЕС: «А если ты сейчас полезешь обниматься, и тебя опять отвергнут? А если облажаешься? Нуиво лесом, на тебе страх и панику, сиди и не булькай».


Как СЕС появляются выяснили, а по каким принципам они действуют?


Они автоматичны

Всякий раз, когда выключается ваше сознание, и вы прибываете в состоянии легкого транса, на арену цирка выходят СЕС, которые необходимы в данный момент и как-то связаны с контекстом.


Если это, например, публичное выступление, то тут включается целый паноптикум частей.


Одни будут вам напоминать о школьных годах, когда учительница отчитала вас перед доской за плохо прочитанное стихотворение.


Другие будут напоминать вам, что неплохо бы произвести впечатление на слушателей, и получить их одобрение.


Другие будут помогать вам вспоминать материал и держать в голове структуру выступления.


Другие… И так далее и так далее. Возникать они будут сами по себе, без участия вашего сознания.


Они культурно обусловлены

Различные общества ставят перед нами различные задачи. В российском сообществе есть свой специфический набор СЕС, который не присутствует ни в одной другой культуре, и который нужен для успешного взаимодействия в этом самом обществе.


В китайском сообществе будет свой набор СЕС, в европейском – свой.


Редко меняются сами по себе и довольно инертны, но поддаются сознательному изменению

Единожды созданные, СЕС сохраняют свои функции на все оставшуюся жизнь. То есть, если в трехлетнем возрасте была создана СЕС «проявлять искренность - больно», то она будет действовать и в сорок лет и в восемьдесят, при условии, что человек не начнет менять их целенаправленно.


Довольно часто противоречат друг другу

Поскольку СЕС создаются в основном как ответ на воздействие внешней среды, то если условия жизни меняются, то создаются новые СЕС. Но старые при этом никуда не уходят. Что создается известную ситуацию, когда хочется и одного и другого и третьего, а что выбрать – не понятно. Вставать в семь утра надо, а хочется еще поспать.


Большая часть СЕС создаются в детстве.


Поскольку мозг довольно ленивый орган, то ему на помощь приходит механизм «обобщение». Зачем рассматривать каждую конкретную ситуацию отдельно? Проще наклеить ярлык, исходя из своего предыдущего опыта и успокоится


Тем более, что в детском возрасте, обобщение – это механизм выживания.


Возьмем пример из мира животных. Оленица с маленьким олененком пришли на водопой. Тут зашуршали кусты. Мама тут же дала деру, и олененок последовал ее примеру. Там могло быть все что угодно – ветер, скунс, неудачно упавший богомол. А может быть и хищник. Так что, на всякий случай, лучше убежать.


Скорее всего, олененок теперь будет драпать всякий раз, когда услышит шуршание в кустах. Он не будет разбираться, что же там такое шуршит.


У человека все происходит примерно подобным образом. Единожды усвоенная модель поведения в детстве, останется с человеком на всю жизнь.


Выполняют благие намерения исходя из того контекста, в котором были созданы.

СЕС – это не какие-то демоны, которые всячески пакостят в жизни нормального человека. СЕС создаются из определенного контекста, для решения определенной проблемы, достижения определенной цели или чтобы справится с какой-то болью.


СЕС была абсолютно адекватна той ситуации, в которой она была создана и являлась лучшим из известных способов справится с проблемой. Но ситуация прошла, у человека появляется новый опыт, а он вновь и вновь продолжает воспроизводить старые модели поведения.

Заметки Психотерапевта (ч.10) Психология, Психотерапия, Психотерапевт, Длиннопост

На сегодня все, задавайте вопросы для следующего поста "Заметок". Материал объемный, а ваши вопросы помогут структурировать его в следующей части.



P.S. Подоспел еще один отзыв от довольной пикабушницы:


К Александру я пришла абсолютно разбитой и с ворохом проблем, которые я уже не могла игнорировать. Какие-то появились недавно, какие-то назревали уже не первый десяток лет, и их количество зашкаливало настолько, что я больше не могла жить с этим хаосом в голове. Идея обратиться к специалисту вертелась у меня уже давно, и даже были попытки, но, к сожалению, ничего не получалось - либо у меня не получалось адекватной работы, либо "специалисты" пытались вложить мне в голову идеи, которые мне абсолютно не подходили. С Александром все наоборот: это один из самых адекватных людей, которых я когда-либо встречала. Он внимательно слушает, задает необходимые уточняющие вопросы, составляет у себя в голове полную картину тревожащей ситуации. У него всегда есть четкий план, по которому нужно работать, и никакое нытье и самоедство не мешают ему довести работу до конца. Где нужно, Александр подталкивает, где нужно - тормозит работу и разбирается. Если нужно, дает время отдышаться, при попытке распустить слюни одергивает и даже прикрикивает (только если это действительно необходимо). Как правило, каждый сеанс проходит тяжело морально и даже физически (еще бы, такое количество метального говна разгребать, оно же годами хранилось в голове), но Александр всегда поддерживает и объясняет, что происходит в моей голове, какая часть меня отвечает за ту или иную реакцию, и почему я чувствую, к примеру, страх или злость.


Я отчетливо помню, в каком состоянии шла на первый сеанс. На тот момент у меня было много неразрешенных проблем, но один конфликт особенно меня изматывал. Не в состоянии справиться самостоятельно, не в состоянии сделать выбор, я почти на физическом уровне чувствовала, как меня разрывает между двумя вариантами. Проблема была настолько острой, что я была на грани истерик и нервного срыва, и сдерживалась лишь мыслью "нужно дожить до первого сеанса". И не ошиблась. После первого сеанса меня не метало и не дергало, впервые за долгое время я дышала спокойно, чувствовала себя целостным человеком, а не загнанным зверем. И так было каждый раз, после каждой встречи. Я как будто сбрасывала весь хлам, мешавший жить, но который я почему-то не замечала. Во время и после терапии я начала замечать за собой столько изменений, что страшно перечислить: я стала более раскованной, начала увереннее принимать решения, начала находить в себе смелость делать то, что раньше хотела, но боялась делать. Перестала себе врать, начала понимать первопричины моих, на первый взгляд, бессмысленных поступков и чувств. Стала более собранной, перестала дергаться по пустякам. Изменения коснулись и внешности тоже - я перестала отрицать свою женственность, начала принимать себя и свое тело, прекратила заедать стрессы и скинула 3,5 килограмма.


Но самым большим шоком стало, пожалуй, общение с матерью. С подросткового возраста у меня были с ней большие проблемы - как правило, мои с ней разговоры всегда заканчивались слезами, истериками, валерианкой. Наверное, единственное подходящее здесь слово - ненависть. После сеансов, отведенных под решение конфликта с матерью, впервые за долгие годы, эта ненависть наконец перестала сжигать меня изнутри. Сама бы я со временем только забила бы на это, загнав это чувство как можно дальше (думаю, не стоит объяснять, чем это грозит), но Александр помог пройти, пережить это, помог двигаться дальше.


На языке вертится эта фраза: "я стала другим человеком", но это не будет правдой. Я не стала другим человеком, я стала собой. Той, кто я есть, которой хотела быть, к которой стремилась. Может, не на все 100% - работа над собой не заканчивается в течение всей жизни, но Александр помог сделать огромный шаг к себе. За что я ему безмерно благодарна.


P.P.S. на всякий случай почта для связи psy.kuz@yandex.ru

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
ещё комментарии
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку