Заметка об исламской монархии

Я заметил, что многие люди редко понимают уникальность исламской монархии. Раз за разом встречаясь с историей мусульманских стран, человек европейской культуры испытывает противоречивые чувства — он видит как будто бы знакомые ему элементы, работающие совершенно непонятным образом. В его глазах эмир — это исламский аналог короля, а халиф — мусульманский император. Но, читая историю арабских, персидских и тюркских государств, изучая причинно-следственные связи событий, читатель теряет понимание логики происходящего. Феодалы быстро и безболезненно откалываются друг от друга, империи слишком быстро собираются и так же легко распадаются, а простолюдины принимают активное участие в политике своих государей. «Ох уж этот диковинный Восток!» — Восклицает европеец и добавляет. — «Всё у них не как у людей».


Примечание: как и все заметки, эта рассказывает о базовых знаниях, азах исламской государственности. Для более полного изучения темы я рекомендую почитать книги средневековых исламских философов государственности и права.

Заметка об исламской монархии История, Ислам, Монархия, Ближний Восток, Центральная Азия, Длиннопост

На заре своего существования и под руководством Пророка Мухаммада была создана умма — исламская религиозная община. Чаще всего под этим словом понимают конкретную совокупность мусульман в поселении — подобно древнегреческому демосу, они встречаются вместе и через самоорганизацию принимают ключевые общественные решения. Но также слово «умма» гораздо шире применяется в другом значении — так называются все мусульмане мира. Соответственно, перемещаясь из одного исламского города в другой, мусульманин не покидает умму. На всей территории уммы действует единый суд, подчинённый нормам шариата, а также схожий свод законов. Занимаясь геополитикой, реформируя систему чиновнической иерархии и обновляя войска, монарх отчуждён от законотворчества и суда. В зависимости от региональных, племенных, народных и иных традиций, законодательная и судебная власть монарха может расширяться и сужаться, но всей европейской полноты абсолютизма не добиваться никогда. В свою очередь, исламские богословы, философы и правоведы свободно путешествует по всей территории уммы, общаются между собой и издают фетвы — основные источники исламского права.

Заметка об исламской монархии История, Ислам, Монархия, Ближний Восток, Центральная Азия, Длиннопост

Пророк Мухаммад также заложил династию своих потомков — сеидов, имевших сакральный статус в средневековом исламском обществе. Эта концепция сохранится во всём исламском обществе — легитимностью обладают все члены клана в равной, но исключительной мере. Так, например, в Центральной Азии правом на власть обладали исключительно Чингизиды и Тимуриды, а в Османской Империи — члены правящей династии. Однако все дяди, двоюродные и троюродные братья, дедушки и племянники — все они в равной степени законно могли наследовать хану, эмиру или султану. Впрочем, вернёмся к Пророку. Его сподвижники получили от него власть и титул халифа не по праву прямого наследования — как легитимизировали свою власть европейские императоры — но по праву духовной близости и родства. Этот титул имеет ключевое значение для понимания исламской монархии, поскольку переводится как Наместник [Пророка]. Несмотря на то, что многие европейцы подсознательно ставят его в один ряд с такими европейскими титулами, как «царь» или «император», а также с такими азиатскими титулами, как «каган» или «махараджа», наиболее близким аналогом является китайский императорский титул «хуанди», тоже объединяющий земное (светское) и божественное (сакральное) начало. Тем не менее, как и в случае с уммой, понятие «халиф» может становиться именем нарицательным, синонимичным понятию «благочестивый государь». Таким образом, исламское общество фактически лишено титула всеобщего наднационального монарха — именно поэтому региональная титулатура обращается к доисламской титулатуре — «хан ханов», «шах шахов» и так далее. Причина очевидная — благодаря исламу необходимость в сильной государственности исчезла. Наднациональные органы религиозного общественного самоуправления создали всё то, ради чего средневековое общество терпело тираническую верховную власть наднационального монарха (императора, царя, кагана) — единое культурное пространство, единую письменность, свободную торговлю, свободное перемещение, общее экономическое пространство, свободную и общую судебную систему, и многое другое. Светской власти в этой системе оставалась единственная задача — обеспечение защиты умме. При этом проблема нехватки воинов принципиально отсутствовала — вооружёнными были кочевнические племена, оружием владело и городское ополчение (прямо как европейское, только при этом города были заметно крупнее). И руководство уммой осуществляли религиозные лидеры, а не светские.

Заметка об исламской монархии История, Ислам, Монархия, Ближний Восток, Центральная Азия, Длиннопост

Основывающееся на исламской юридической мысли, исламская государственность не имела в принципе необходимости в сильном светском властителе. Выгода от престолонаследия от отца к сыну нередко рассматривалась исключительно с профессиональной точки зрения — например, как сын кузнеца, скорее всего, будет лучшим кузнецом, чем сын ткача. Владения дробились между родственниками и никто в обществе не понимал принципиальной разницы, между тем, кто будет наследовать эмиру — его отец, дядя, внук или племянник. Умма вмешивалась в порядок престолонаследия и могла его не принять — если правитель не отвечал критериям справедливости и благочестия, то общество могло его свергнуть, не принять или призвать другого монарха. Отдельные части исламского мира не понимали ценности и необходимости в едином политическом пространстве, поскольку и так осознавали себя частью всеобщей уммы.



P.S. Мне кажется, что этап средневековой политической нестабильности исламская цивилизация завершила в 1516 году, когда турецкий султан принял титул халифа. Османская Империя смогла создать самую устойчивую монархическую традицию в истории мусульман. Пользуясь преимуществами исламской цивилизации, османы объединили всю территориально доступную им умму, упёршись границами на западе в христиан, а на востоке — в еретиков.

Лига историков

13.4K постов49.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения