Законы лежащие в основе сотовой связи РФ или "оказывается они не всегда обманывают"

Всем привет!


Побудил меня написать данный пост очередной скандал "мегафон украл у меня 1 рубль 61 копейку". https://pikabu.ru/story/kak_megafon_pyitalsya_nagret_menya_a...


Хочу сразу сказать, я не являюсь сотрудником оператора сотовой связи, они мне не платят и все такое прочее. Просто по долгу службы я научился читать то что подписываю довольно давно, а законы в РФ довольно прозрачны) Сотовой связью пользуюсь, претензий не было. Но в целом считаю договора операторов нечестными, хотя и соответствующими законодательству. В общем поехали)


Итак.

Какие документы нам понадобятся:


1. Прежде всего Договор на оказание услуг связи. Заключается между абонентом и оператором. Раз в примере у нас Мегафон Москва - возьмем их договор. У других операторов все ровно также.  http://moscow.megafon.ru/ai/document/5430/file/usloviya_2_.p... - вот он. Лежит на их сайте в разделе "Условия оказания услуг", слева внизу страницы.


2. Нам понадобится ПОЛНОЕ описание тарифа. http://moscow.megafon.ru/tariffs/all/smotri.html - вот первый попавшийся тариф, внизу есть строка "Скачать подробную информацию о тарифе, PDF 255.7 КБ" https://ceph.megafon.ru/htdocs-pk-ceph/ai/tariff_attrs/e5aff... - вот этот файл. Да, ссылка адская, увы.


3. Собственно ГК РФ. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/

Если конкретно, то там нужна 158-ая статья. И немножко 428-ая и 435-ая.

Что нам говорится в посте оригинале? Что человек купил тариф. Что на тарифе появились некие опции, которых не было. Что снялись деньги. И что снятие не отражено в детализации услуг. И далее он ссылается на некие пункты закона о защите прав потребителей, которые как ему кажется, подходят.


Прежде чем ответить на это всё давайте разбираться как это работает. Открываем статью 158 ГК и читаем:

ГК РФ Статья 158. Форма сделок


1. Сделки совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной).

2. Сделка, которая может быть совершена устно, считается совершенной и в том случае, когда из поведения лица явствует его воля совершить сделку.

3. Молчание признается выражением воли совершить сделку в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон.

Оказывается вовсе не обязательно что-то подписывать. Можно сделку закрыть устно, если совершить действия которые можно трактовать как согласие (например заплатить за сделанную работу). И сделку можно завершить вообще ничего не говоря, опять же сделав действия, которые это подтверждают. Действия либо предусмотрены законом, либо соглашением. (На этом принципе работает половина интернете, помните галочку "согласен с условиями"? вот это оно и есть).

Дальше открываем договор услуг связи и читаем прям первую страницу:

Статья 1. Сфера действия

1.1. Настоящие Условия оказания услуг связи (далее – Условия) разработаны в

соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и

регулируют взаимоотношения между Абонентом, пользующимся Услугами, и

Оператором связи при оказании Услуг.

1.2. Условия Договора об оказании услуг связи устанавливаются Оператором

самостоятельно, являются по смыслу ст. 437 Гражданского Кодекса РФ публичной

офертой и могут быть приняты физическим лицом (гражданином),

индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом не иначе как путем

присоединения к Условиям в целом.


Нас интересует пункт 1.2. Это является договором Оферты, т.е. предлагающая сторона (Мегафон) согласна его заключить с любым, кто согласится. И там же написано, что принять условия можно только ЦЕЛИКОМ. Частично невозможно.

В пункте 4.2 дополнительно указано:

В силу ст. 428 Гражданского кодекса РФ настоящий Договор является

договором присоединения, т.е. условия Договора определяются Оператором в

одностороннем порядке и могут быть приняты Абонентом не иначе как путем

присоединения к предложенному Договору в целом.

Заметьте слова "в одностороннем порядке" и опять же "в целом".


Далее в пункте 4.3 сказано когда договор считается заключенным:

Договор считается заключенным с момента его подписания Сторонами.

Настоящие Условия, а также Тарифный план являются неотъемлемой частью

Договора. Пользование Услугами Оператора означает безусловное согласие

Абонента с настоящими Условиями.

Выше там текст что подписание договора осуществляется либо лично, либо дистанционно. Это тот самый процесс продажи симку, где вы оплачиваете счет и подписываетесь. То есть с момента когда вы поставили подпись - договор заключен. При это УСЛОВИЯ и ТАРИФНЫЙ ПЛАН являются неотъемлемой частью.

Заметьте, что пользование услугами, т.е. использование симки, означает полное и безоговорочное согласие абонента с условиями и тарифом.


Поставив подпись вы соглашаетесь СО ВСЕМ что указано в Условиях и в Тарифе.

Давайте разберемся на что же вы подписались поставив подпись. Претензия первая - какие-то услуги, которые подключились к тарифу. Тариф "Стартовый" я не нашел на сайте Мегафон, ни в текущих, ни в архивных. Поэтому покажу на том что я линковал выше. Открываем описание тарифа и читаем:


При подключении тарифного плана подключаются следующие услуги:

SMS-чек⁹

Я в сети¹⁰ 

Я звонил+¹¹ 

Кто звонил+¹² 

Ожидание вызова¹³ 

Удержание вызова¹⁴ 

Разовый АнтиАОН¹⁵

МегаФон-почта (легкая версия)¹⁶ 

Калейдоскоп¹⁷ 

Определитель номера

Отпуск без забот¹⁸ 

Антивирус Eset Базовый¹⁹ 

Безлимитный интернет⁵ 

Замени Гудок²⁰ 

Коннект²¹

В момент активации симки (когда вы ее втыкаете в телефон и подключаетесь к сети) на нее подключатся вот эти вещи. Ровно то же самое произойдет, когда вы со старого ТП перейдете на данный ТП (произойдет его подключение).


Я не знаю что за "я звонил+" и прочее, но вот что такое "замени гудок" и "калейдоскоп" я догадываюсь. И разумеется человек будет удивлен, типа я не хотел, но мне подключили. Увы нет, подписав договор вы согласились на тариф. Это вы сами подключили.


Собственно это первая претензия автора - миф опровергнут (возможно у него тариф без услуг, но дайте тогда ссылку на него, насколько мне известно все тарифы всех операторов с подобными списками услуг)

Далее. Пункт 4.13, с которым мы тоже согласились, подписав договор:

4.13. Договор может быть изменен путем заключения дополнительного соглашения в

письменной форме либо путем совершения Абонентом конклюдентных действий

с использованием специальных средств, которые в соответствии со статьей 7

настоящих Условий позволяют однозначно идентифицировать Абонента и

установить его волеизъявление.

Это те самые наши любимые платные услуги, которые подключаются "сами".

С письменной формой вопросов нет. Именно на это ссылается автор того поста (и многих других постов), что мол ничего я не подписывал. Но далее написано "ЛИБО путем совершения конклюдентных действий". Что это? А это 158ая статья ГК. Позволю себе процитировать вики:

Конклюде́нтные действия (от лат. concludo — заключаю, делаю вывод) — это действия лица, которые показывают своим поведением желание вступить в определенные правоотношения (например, совершить сделку), но не в форме устного или письменного волеизъявления, а поведением, по которому можно сделать заключение о таком намерении (лицо не производит никаких волеизъявлений, ни устно, ни в письменной форме, а выводы о нём и его намерениях можно сделать лишь по его поступкам).

....

Совершение конклюдентных действий равноценно заключению договора со всеми вытекающими юридическими последствиями.

Даже молчание может выступать подобным действием, если это предусмотрено договором. И вы с этим тоже согласились:

Статья 20. Порядок изменения Договора

20.1. Настоящим устанавливается, что предложением Оператора об изменении и/или

дополнении (далее – изменения) Договора, в том числе настоящих Условий и

Правил корпоративного обслуживания, является опубликование текста

изменений соответствующего документа на сайте Оператора www.megafon.ru, а

также доведение указанных изменений до всеобщего сведения в местах продаж

и обслуживания Абонентов Оператора не менее чем за 10 (десять) календарных

дней до даты вступления таких изменений в силу.


20.2. Принятием Абонентом предложения, указанного в пункте 20.1 настоящих

Условий, являются конклюдентные действия по использованию и/или оплате

Услуг, оказываемых Оператором на новых условиях, после вступления

изменений в силу, а также отсутствие отказа от таких изменений, направленного

Абонентом в адрес Оператора в течение 10 (десяти) календарных дней с

момента опубликования изменений Договора.

Оба пункта прекрасны. Первый говорит, что оператор может поменять что хочет опубликовав на своем сайте изменения не менее чем за 10 дней. Второй - о том, что если вы не написали отказ в течении 10 дней, то значит вы согласны с действиями. Напомню - вы подписали своё согласие с данными пунктами.


Как это работает? Оператор публикует на сайте "Через 2 недели все СМС будут по 100 рублей, те кто не согласен пришлите смс на номер 888". И если в течении 10 дней вы не заметите это на сайте и не отправите смс, то через 14 дней вы будете наслаждаться смсками по 100 рублей.

Надо отдать должное большинство операторов сейчас присылают смс сообщение. Но опять же смысл такой же "если не отправите ответное сообщение, то через 2 недели будет смс по 100 рублей". Все ли пошлют? Почти никто читать не будет. Но будет потом кричать "я ничего не подписывал и ни с чем не соглашался"

Ну и вот еще одна интересная обязанность абонента:

14.17. Ознакомиться с настоящими Условиями, Зоной обслуживания Сети связи

Оператора, перечнем возможных Услуг и тарифами на Услуги (в том числе

тарифами на Услуги при пользовании Роумингом) до начала пользования

Услугами на сайте Оператора www.megafon.ru или в местах продаж и

обслуживания Абонентов Оператора


Вы обязаны ознакомится с договором до начала пользования услугами. То есть подписав, но не начав пользоваться (не вставив симку) еще можно успеть расторгнуть. Вообще это стандартное "незнание закона не освобождает от ответственности".

Кратко подытожу:

Подписав договор при покупке симки вы соглашаетесь с тем, что оператор может подключать платные услуги и считать ваше молчание согласием.

Ну и напоследок кратко пробежимся по статьям ЗОЗПП из поста жалобы.


Согласно п.3 ст.16 действующей редакции Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей», продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату.

Не вправе. Но вы дали согласие. Так что любой суд это выкинет, да что там суд - любой юрист.


Согласно п.2 ст.16 действующей редакции Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I, запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.

Да. Но вы приобрели одну услугу. Услугу связи. Которая включает в себя тариф и его опции. И вы собственноручно подписались под этим. Опять мимо.


Согласно положениям ст.10 действующей редакции Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю.

Всё предоставлено, я же все нашел на сайте и показал вам. То есть инфа полностью доступна. То что человек не читает договора и подписывает не глядя в суде не прокатит. И опять же согласно тому что вы сами подписали, вы обязались прочитать правила и тарифы. Снова мимо.


В присланной детализации нет платных услуг – только входящие SMS.

2. Почему их исчезновение никак не отражено в присланной детализации услуг?

Казалось бы вот оно, да? Ан нет, снова-опять мимо. Читаем условия (пукнт 2):


«Услуги» – именуемые совместно термины «Услуга связи» и «Дополнительные

услуги»;


«Услуга связи» - деятельность по приему, обработке, хранению, передаче,доставке сообщений электросвязи. Под Услугами связи в рамках настоящихУсловий понимаются услуги подвижной радиотелефонной связи, телематическиеуслуги, услуги по передаче данных, оказываемые Оператором Абоненту в соответствии с правилами оказания соответствующего вида услуг и условиями выданных лицензий;


«Дополнительные услуги» - услуги, оказываемые Оператором непосредственно

и/или с привлечением третьих лиц, технологически неразрывно связанные с

Услугами связи и направленные на повышение их потребительской ценности.

Ну то есть услуги это связь плюс контент. Чтобы получить траты по номеру нужно заказывать информацию о договоре. То есть человек просто не то попросил, он попросил "распечатку звонков", а надо было "распечатку денег".