12

Заканчиваем с разбором "Бесконечного лета"

Еще пункт 7 интересен, но опустим и его. Вообще, я достаточно сильно сократил исходный трактат, ссылка на полный документ: yadi.sk/d/zF4kCvfI3HX9S6

Прочитав его полностью оказывается, что читали мы светлую часть, где автор немного грешил против истины, цитирую: "В светлой части доклада я описал механизм работы лагеря и он выглядит как что-то доброе и осмысленное, но мне приходилось привирать, игнорировать некоторые факты и выдумывать. И если начать учитывать действительно все аспекты сюжета, действительно все происходящие в лагере события, то на ум придёт только единственный вариант: лагерь - абсолютно бессмысленное образование, в высшей степени памятник эскапизму и безумию, из которого игра якобы пытается нас вытянуть." И далее по тексту в том же духе, поэтому читать с осторожностью - можно разочароваться в "Бесконечном лете". 

Ну а мы переходим сразу к концовке светлой части:

8. Выход

Кажется, мы выяснили уже всё, что только можно. Но нет самого главного: мы до сих пор не знаем, как выбраться из лагеря "Совёнок". Что же, теперь, когда мы знаем столько всего, может быть мы найдём ответ и на главную загадку этого лагеря?

Под истинностью мы понимаем тот факт, что именно в ней Семён окончательно выбирается из лагеря в реальный мир. В самой игре ничего подробно не рассказывается о том, что именно мы должны считать "достойным завершением истории". Эпилог для обеих концовок одинаков: нам говорят, что это - последняя страница в истории ([10], стр. 2098-2102, 4010-4014), тем самым эти две концовки чётко отделяются от всех остальных. В других источниках тоже разное мнение по поводу истинности концовок.

Что говорит нам сценарист? "Гаремная концовка - это окончательный выход из циклов и "поиск ответов" на те же вопросы уже ИРЛ. ЮВАО - мы забили на вопросы, ведь зачем, когда у нас есть девочка, которую вы выбрали" (0.2.2.1).

8.1 Сбой

Как бы там ни было, но всё началось со сбоя. Сбой - событие, которое полностью перевернуло всё происходящее в лагере и открыло Семёну возможность выбраться. Причём, никто в лагере понятия не имеет, что конкретно произошло, но только знают, что что-то действительно произошло и больше это не исправить. Для начала представим те последствия сбоя, о которых мы точно знаем:

Юля получила возможность говорить с Семёном ([10], стр. 845-855). До этого она только скрывалась и единственное её полноценное появление было на пятом дне, когда она просила сахар. Но когда мы выходим на её рут, она спокойно разговаривает с Семёном.

Начиная с встречи Семёном Юли в шахтах, меняется поведение обитателей и цепь происходящих событий.

В лагере на шестой день появляется город вдалеке.

Циклы Пионеров могут прерваться.

Как видно, событие глобально повлияло на всё, что есть в лагере. Но какова его природа? Что могло его вызвать? К сожалению, даже Юля не смогла ответить на этот вопрос. Так что теперь попробуем догадаться сами. Для этого прежде разберёмся, кто мог и кто не мог быть источником сбоя.

8.2.1 Девушки

Этот вариант следует считать правильным, если истинной вы считаете гаремную концовку. Вспомним разговор с девушками после пробуждения в квартире:

"А потом мы поняли, что с реальностью связан только ты." ... "Нам рассказал пионер, ну то есть ты, который заявил, что в том сне уже давным-давно." ([10], стр. 2054-2056). Как видно, Семён - ключ к выходу из лагеря. Но нигде не говорится, что этот ключ сам должен что-то предпринимать. Возможно, имелся ввиду мир Семёна, к которому он неразрывно привязан.

Более того, ранее Алиса там же заявляет: "Ну и потом нам удалось связать остальные миры в один для нас пятерых. Дальше – дело техники!" ([10], стр. 2041). То есть, даже если Семён ведёт к выходу из лагеря, девушки сами выполнили большую часть работы: нашли друг друга, связали свои миры, выследили Пионеров, расспросили их о происходящем, нашли Семёна, связали его и их миры, после чего сели на автобус днём седьмого дня и отправились в город. Именно на этот автобус позднее вечером садится Семён после того, как выбирает отправиться дальше в город.

Тогда, сбой - это связывание миров всех застрявших в лагере девушек и Семёна. Выглядит ли подобное связывание как что-то глобальное, что может сломать лагерь? Конечно!

8.2.2 Управляющие

Мы уже говорили об управляющих в 6.5. Теперь же поговорим, как они могут быть связаны со сбоем. Начнём с того, что как сбой происходящее квалифицируют только Пионеры и Юля, которые являются подчинёнными в этой системе людьми. На самом деле это может совершенно и не сбой. Что, если всё наоборот и происходящее полностью удовлетворяет целям лагеря? И управляющие содействуют этому? Если смотреть на рут Юли с этой стороны, то происходящее выглядит скорее как процесс по завершению приключений Семёна и подготовки его к возвращению назад.

Помните, что Семён для того, чтобы выбраться на рут Юли, обязан побывать на всех остальных рутах и закончить их успешно. Тогда, после этого он вполне может считаться кандидатом на выход, так как усвоил всё, что от него требовалось. План по количеству и качеству воспоминаний можно считать выполненным. И теперь управляющие запускают процесс по объединению Семёна обратно в одно целое. Именно поэтому он впоследствии может говорить с Юлей и даже вступает с ней в любовные отношения.

9. Стена

Часть с замыслом лагеря была преподнесена мной как что-то великолепное, но на самом деле это обычная сценарная работа. Стандарт почти что любой современной истории - это как раз конфликт и развитие, без них будет просто не интересно. В нашем случае конфликт - желание Семёна изменить свою жизнь. Развитие - ресоциализация Семёна.

Но почему в случае Бесконечного лета это работает с таким размахом? Почему игра порождает такой богатый и сильный спектр эмоций, который не отпускает даже после долгого времени?

Бесконечное лето - это поистине волшебная игра. И очень феноменальная. Она слишком плоха, чтобы называть её хорошей. Она слишком хороша для того, чтобы называть её плохой.

И в данном докладе меня не столько интересовал сюжет или механика лагеря. Здесь я пытался понять, за счёт каких элементов игра достигает такого необычайного эффекта. Что делает её такой будоражащей, почему даже через столько лет люди не устают проходить её снова и снова, откуда такая сильная связь между игроком и персонажами.

9.3 Погружение в "Лето"

"Бесконечное лето" содержит в себе и достаточно сильный сценарий, и много сюжетных развилок, которые действительно сильно влияют на историю. Уже всё это может создать достаточно сильное погружение. Но и это далеко не всё.

Игра идёт на достаточно рискованный шаг: выполненная в анимешной стилистике, связанная с интернет-культурой и повествующая от лица неудачника Семёна она сильно отсекает свою возможную аудиторию. Просто потому что далеко не все любят анимешную стилистику; немногие признают интернет как отдельное пространство со своей интересной самобытной культурой; мало кто хочет ассоциировать себя с неудачником. Но та аудитория, которая остаётся, получает максимально возможное погружение в игру, максимально близко принимает к себе происходящее. А все различия внутри её конечной аудитории нивелируются интерактивом.

Это не всё. Многие приёмы, которые лагерь применяет к Семёну, на самом деле ориентированы на игрока:

Лагерь ориентируется на детские воспоминания, а не на более поздний опыт Семёна.

Семён встречает девушек именно в лагере, а не у себя в городе. Это сделано для унификации истории, ведь детский опыт у большинства людей одинаковый, а более взрослый - нет.

Сам Семён тоже унифицирован, его проблемы не имеют никакой конкретики и

направлены только на то, чтобы изменить свою жизнь, не упоминая в какую сторону. Но ведь все мы тоже хотим изменить свою жизнь, вот только каждый по разному. История попадания в лагерь устроена таким образом, что попасть в неё может буквально каждый из нас. Даже имя у Семёна - Семён Персунов - Same Person - Такой же человек.

В 7.8 мы обсуждали нежелание Семёна узнавать истинную природу происходящего. Дело

тут не в Семёне, а в игроке. Ведь игроку не нужна механика лагеря, ему нужна история.

Это уже не говоря о стандартном приёме любого дейт-сима: вы видите мир от лица главного героя, который никак (ну почти) не выглядит и не говорит, чтобы вам было максимально просто представить себя на месте игрока.

Таким образом, погружение игрока достигнуто невероятное. Вы буквально ощущаете, что это происходит с вами и только с вами, а не с каким-то там "Семёном". Четвёртая стена разрушена вдребезги, от неё уже ничего не осталось.

Взаимодействие

Не знаю, придали ли вы значение сказанному мной выше: "если мы на время становимся другим человеком и ощущаем всё, что видит он, то и мир оказывает на нас давление в той же степени, в какой мы испытали погружение". И если мы испытываем максимальное погружение, то и мир, получается, оказывает на нас максимальное давление.

И когда я описывал весь механизм лагеря в 7.3-7.5, то мы должны понимать, что в той же самой степени, в какой это применяется к Семёну, в той же самой степени это воздействие мы испытываем на себе. Именно игрок является истинным объектом ресоциализации. Именно его пытаются влюбить в себя девушки. Именно его забирают из этого тусклого и скучного мира, в котором он ничего не может изменить, и отправляют в пионерлагерь "Совёнок", пусть даже и не через автобус, а через экран монитора. Именно на игрока кричит вожатая, когда обвиняет его в том, что он не хочет становиться достойным пионером и именно игрока обвиняет Пионер в том, что тот не старается, а просто остаётся в мире иллюзий с кошкодевочкой.

Именно игрок должен выучить урок, данный лагерем. Именно игрок должен признаться в любви, в необходимости кого-то. Именно игрок должен сделать правильный выбор и ответить для себя на вопрос: готов ли он на свершения ради той самой? Именно игрок должен перестать бояться коллектива. Именно игрок должен выбраться из лагеря, после чего взять себя в руки, выйти из своей крепости и отправиться на поиски любимой, пусть и не той же самой, но похожей на неё.

И, конечно, самое ужасное, игрок в той же самой степени переживает бесконечные циклы с той же самой историей. В той же самой степени вынужден выслушивать всё те же разговоры, видеть всё те же ситуации, снова и снова влюблять в себя девушку по заранее вызубренному шаблону, чтобы снова потерять её через семь дней. Именно игрок отправляется на новый цикл, нажимая кнопку "Новая игра", так и не поняв, что от него требуют. Именно игрок сталкивается с невыносимым отчаянием, из-за которого он имеет неплохие шансы стать Пионером. Вскоре он забудет про то, что от него требуется, перестанет возвращаться в свою квартиру, настоящую квартиру, скоро он забудет о той непорочной любви и отдаст себя в руки похоти и ярости, издеваясь над теми образами, которые некогда любил. Скоро он снова отправится на новый цикл и застрянет там навсегда, в поистине "Бесконечном лете".

Дубликаты не найдены

Похожие посты
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: