Заикание. Обзор научных статей о лечении и симптомах заикания

Заикание. Обзор научных статей о лечении и симптомах заикания Заикание, Логоневроз, Психосоматика, Фобия, Психотерапия, Видео, Длиннопост

Обзор механизмов формирования логоневроза и способы лечения заикания (медикаментозное и психологическое)

Заикание, также известное как запинание и дисфемия, это расстройство речи, при котором поток речи прерывается неконтролируемыми повторениями или удлинениями звуков, слогов, слов или фраз или неконтролируемыми паузами и блоками, при которых заикающийся не способен выражать звуки.[1] В большинство случаев термин «заикание» ассоциирован именно с повторением отдельных звуков, но также часто встречаются колебания и паузы в речи, которые сами заикающиеся обычно зовут блоками и удлинения звуков, обычно гласных или полуслогов.

В соответствии с Уоткинсом, заикание — это расстройство «выбора, инициации и исполнения моторной последовательности продукции речи»[2]. Для многих людей, страдающих от заикания, основной проблемой являются именно повторения. Сам термин «заикания» предполагает под собой разный диапазон тяжести, от едва заметных запинок, которые чаще всего не особо заметны, до серьезных симптомов, препятствующих эффективному устному общению. В мире примерно в четыре раз больше мужчин страдает от заикания чем женщин, а всего заикающихся насчитывается 70 миллионов человек или 1% от населения Земли[3].

Влияния заикания на жизнь человека, его функциональное и эмоциональное состояние может быть ужасным. Сюда включаются: страх произносить определенные гласные или согласные; страх того, что другие люди обратят внимание на заикание; самоизоляция; тревога; стресс; стыд; низкая самооценка; страх стать мишенью для издевательств (особенно у детей); необходимость заменять некоторые слова и фразы на другие, чтобы скрыть заикание; чувство потери контроля во время речи.

Иногда заикания рассматривают как симптом тревоги, однако, прямой корреляции здесь не найдено (хотя, как сказано выше, заикание вполне может порождать тревогу)[4].

Заикание, это не проблема в физической продукции определенных слов и не проблема в формулировании своих мыслей. А нервозность и стресс не являются причиной заикания, но они вполне могут спровоцировать его у людей с речевыми расстройствами. Подобная постоянная подверженность стрессу увеличивает хроническую стрессовую нагрузку, что в итоге снижает порог чувствительности человека к стрессу. Это приводит к тому, что уже намного меньшее количество стресса заставляет его заикаться. Именно такая ситуация и была названа «синдром речевого заикания»[5]. Однако ни острый, ни хронический стресс сам по себе не создает предрасположенности к заиканию.

Расстройство также сильно варьируется, а, в частности, может проявляться по разному в разных ситуациях, например, в таких как разговор по телефону или с большой группой людей; заикание также может быть более или менее серьезным в зависимости от того осознает ли сам человек свое заикание; больные заиканием часто замечают, что заикание может варьироваться просто исходя из дня недели, поэтому бывают «хорошие» и «плохие» дни. Часто степень заикания может варьироваться просто случайным образом.[6]

Несмотря на то, что конкретная этиология или причина заикания неизвестна, по-видимому, играют роль и генетические и нейрофизиологические факторы. Существует множество способов лечения и терапии заикания, которые помогают людям с несильно выраженным заиканием. Однако, на сегодняшний день нет признанного лекарства от этого расстройства. А интенсивность логопедического лечения будет зависеть от тяжести заикания. При тяжелом заикании требуется долгая и тяжелая терапия.[7]

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ЗАИКАНИИ (СИМПТОМЫ)

Типичное поведение

К типичному поведению при заикании относятся наблюдаемые признаки изменения речи, например, повторяющиеся звуки, слоги, слова или фразы, паузы в речи и удлинения звуков. Такие проявления периодически могут возникать и у здоровых людей, однако, при заикании они возникают чаще, дольше и требуют большего количества усилий для преодоления. Расстройства заикания также различаются по качеству: общие расстройства речи, как правило проявляются в повторяющихся движениях, фиксациях и избыточном поведении. Каждая из этих групп состоит из подтипов заикания и расстройств речи[8].

Повторяющиеся движения

- повторение слога – повторяется отдельный слог в слове (например, на-на-на стуле) или часть слога (о-о-открой)

- повторение неполного слога – повторяется неполный слог, например, согласный без гласной (х-х-холодно)

Многосложное повторение – включает повторение более одного слога, например, целого слова или более одного слова «Я знаю – я знаю – я знаю много информации».

Фиксации

- со звуковым потоком – происходит удлинение звука типа «мммммммм»

- без звукового потока – например, блок или напряженная пауза в речи, когда человек не может говорить не смотря на усилия.

Избыточное поведение

- вербальное избыточное поведение подразумевает включение различных междометий, таких как «ээм», «э» или различных возвратов и коррекций, например «я – моя подруга», т.е. слово «Я» было заменено на «Моя».

- невербальное избыточное поведение – это видимое или слышимое речение поведение, такое как причмокивание губами[9]

ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ

Тяжесть и интенсивность заикания не является постоянной величиной даже для людей с тяжелым заиканием. Например, люди с заиканием, которые пытаются говорить в унисон с другим оратором, копируя его речь; говорят шепотом; осуществляют пение; разговаривают с животными, маленькими детьми, самими собой, сообщают о резком снижении уровня заикания. Другие ситуации, такие как публичные выступления, телефонные разговоры, наоборот, пугают людей и приводят к усиленному заиканию. [10]

ЧУВСТВА И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ

Заикание, также оказывает значительное негативное влияние на когнитивное и аффективное состояние человека. Это можно представить в виде айсберга, с непосредственно видимыми и слышимыми симптомами заикания на верхушке и более широким набором симптомов, таких как отрицательные эмоции, скрытыми ниже ватерлинии[11]. Чувства смущения, стыда, разочарования, страха, гнева, обиды и вины, часто встречаются у людей, страдающих от заикания[12], и способны увеличивать напряжение человека, лишь усиливая само заикание[13]. Со временем, эти негативные ощущения могут превращаться в негативную «я»-концепцию и неадекватный образ самого себя. Многие воспринимают заикающихся как менее умных из-за их расстройства несмотря на то, что люди с заиканием, чаще всего, имеют интеллект выше среднего. Человек, который заикается, может проецировать свое отношение к себе на других, считая, что люди воспринимают его как нервного или глупого. Такие негативные чувства и установки, как правило, тоже включаются в программу лечения[14].

Многие люди с заиканием сообщают о жизненных проблемах, к которым ведет заикание, например, о сложностях в получении работы и продвижения, а также о сложностях в создании отношений[15]

БЕГЛОСТЬ РЕЧИ И ЕЕ ОТСУТСТВИЕ

Определенные лингвистические задачи могут вызывать заикание. Подобные задачи обычно требуют контролируемой языковой обработки, которая подразумевает лингвистическое планирование. При этом в задачах, которые не требуют таких обработки и планирования, люди с заиканием, чаще всего, не испытывают никаких проблем. Например, пение «Happy birthday» или исполнение других, относительно распространённых, языковых сценариев могут выполняться людьми с заиканием вполне нормально. Подобные задачи сводят к минимуму семантическое, синтаксическое и просодическое планирование, в то время как спонтанная, «контролируемая» речь или чтение вслух требует, чтобы мысли трансформировались в языковой материал, а затем синтаксис и просодию. Некоторые исследователи выдвигают гипотезу, что у людей, которые заикаются происходит нарушение схем ответственных за контролируемый язык, в то время как люди, которые не заикаются, только иногда демонстрируют дисфлюентную речь и ненормальные схемы.[16]

ПРИЧИНЫ ЗАИКАНИЯ

На сегодняшний день не получилось выделить какой-то конкретной причины заикания. Различные гипотезы и теории предполагают наличие множества разных факторов, способствующих появлению заикания[17]. Однако, есть убедительные доказательства, что заикание имеет генетическую основу[18]. У детей, имеющих родственников, которые заикаются, вероятность развития заикания в три раза выше.[19] Однако, близнецовые и исследования усыновленных детей показывают, что для возникновения этого расстройства необходимо взаимодействие генов с факторами среды, и многие люди, которые заикаются не имеют заик в семейной истории.[20] Также есть данные, что чаще от заикания страдают дети, у которых наблюдалось запоздалое развитие речи, производилось обучение нескольким языкам или имелись двигательные трудности. Роберт Уэст, пионер генетических исследований заикания, предположил, что наличие заикания связано с тем, что артикулированная речь является последним крупным приобретением в эволюции человека.[21]

Другая точка зрения состоит в том, что заикание – это сложный тик. Причины такого взгляда состоят в следующим: заикание всегда появляется из повторения звуков или слов. Маленькие дети любят повторение и чем больше они напрягаются, тем больше им нравится разрядка этого напряжения. Таким образом, заикание у детей возникает в результате самоподкрепления, являющегося следствием сброса напряжения. Например, когда 3-летний ребенок узнает, что у него появилась маленькая сестренка или братик, он может начать повторять различные звуки. Повторения могут стать автоматическими, и последующая борьба с ними приведет к блокировке речи. При этом мальчики страдают заиканием в 4 раза чаще чем девочки. Это происходит, потому что мужская гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая ось (ГПА) более активна. Большее выделение кортизола приводит к напряжению и тревоги, которые могут стать хроническими.[22]

В статье 2010 года Деннис Дрейн и его команда обнаружили три гена, коррелирующие с заиканием: GNPTAB, GNPTG и NAGPA. Исследователи подсчитали, что изменения в этих трех генах присутствовали у 9% людей с заиканием, которые имеют семейную историю заикания.[23] [24]

Для некоторых людей, которые заикаются, врожденные факторы могут играть определяющую роль. Они могут включать в себя физические травмы при рождении, неспособность к обучению, а также детский церебральный паралич. У других людей, которые заикаются, основным фактором может стать влияние стрессовых ситуаций, таких как рождение брата или сестры, переезд или внезапный рост лингвистических способностей.[25] [26]

Существуют четкие эмпирические данные о структурных и функциональных различиях в мозге людей, страдающих заиканием. Исследования несколько осложняются возможностью того, что такие различия могут быть следствием заикания, а не причиной, но недавние данные, полученные на детях старшего возраста, подтверждают структурные различия, тем самым придавая силу аргументу, что по крайней мере некоторые из таких различий не являются следствием заикания.[27] [28]

Дефицит слуховой обработки также может рассматриваться в качестве причины заикания. Заикание менее распространено у глухих и слабослышащих людей, и заикание может быть уменьшено при изменении слуховой обратной связи, например путем маскировки, замедленной слуховой обратной связи (DAF) или частотно измененной обратной связи[29]. Есть некоторые свидетельства того, что функциональная организация слуховой коры может отличаться у людей, которые заикаются[30]

Существуют свидетельства различий в лингвистической обработке информации между людьми, которые заикаются, и людьми, которые не заикаются.[31] Сканирование мозга взрослых людей, которые заикаются, выявило повышенную активацию правого полушария, которое связано с эмоциями, чем в левом полушарии, которое связано с речью. Кроме того, наблюдалась пониженная активация в левой слуховой коре.[32] [33]

Для учета неоднородности расстройства была предложена модель возможностей и требований. При таком подходе речевая продуктивность варьируется в зависимости от способности индивида производить беглую речь и требований, предъявляемых к нему речевой ситуацией. Способность к беглой речи может зависеть от предрасположенности к расстройству, слуховой обработки или моторного речевого дефицита, а также когнитивных или аффективных проблем. Требования могут быть повышены внутренними факторами, такими как отсутствие уверенности или самоуважения, недостаточными языковыми навыками или внешними факторами, такими как давление сверстников, ограниченность по времени, напряженность ситуации в разговорной речи, стремление к идеальности речи и тому подобное. При заикании тяжесть расстройства возрастает, когда требования, предъявляемые к речи и языковой системе человека, превышают его возможности. Однако точная природа расстройства так и не была определена.

ДИАГНОЗ И ЛЕЧЕНИЕ ЗАИКАНИЯ

Далеко не все особенности заикания видны на глаз. Именно поэтому для диагностики заикания необходимо участие специалиста. Диагностика заикания использует информацию как из непосредственного наблюдения за человеком, так и информацию о его прошлом, через историю болезни.[47] Информация из обоих источников должна учитывать такие факторы, как возраст и период, когда возникло заикание и другие препятствия.[48] Логопед может собирать историю болезни данного лица посредством подробного интервью или беседы с родителями (если клиент является ребенком). Он также может наблюдать за взаимодействием родителей и детей и наблюдать за речевыми паттернами родителей ребенка.[49] Общая цель оценки специалистом будет состоять в том, чтобы (1) определить, существует ли речевая недостаточность, и (2) оценить, имеет ли смысл проводить лечение. Во время непосредственного наблюдения за клиентом специалист диагностирует различные аспекты речевого поведения индивида.

Заикание — это многогранное, сложное расстройство, которое может по-разному влиять на жизнь человека. Дети и взрослые подвергаются мониторингу и оценке на предмет возможных социальных, психологических или эмоциональных признаков стресса, связанных с их расстройством.

Затем специалист попытается объединить информацию, полученную в ходе исследования конкретного случая клиента, с информацией, полученной в ходе оценок, чтобы принять окончательное решение относительно наличия расстройства беглости речи и определить наилучший курс лечения для клиента.

Заикание также может быть диагностировано в соответствии с диагностическими кодами DSM-5[50] клиническими психологами. Самая последняя версия DSM-5 описывает это речевое расстройство как «расстройство беглости речи в детском возрасте (заикание)».

НОРМАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ В РЕЧИ

У детей дошкольного возраста часто возникают трудности с речью, связанные с двигательным планированием и исполнением; они могут проявлятся как расстройства, связанные с развитием речи (называемые нормальной дисфункцией или «другими расстройствами» в соответствии с классификацией).Этот тип нарушения речи является нормальной частью речевого развития и временно присутствует у детей дошкольного возраста, которые учатся говорить[51]. Эти обычные отклонения могут представлять собой междометия («ГМ»), многосложные повторы («я хочу, я хочу это сделать») или заторможенные высказывания («я хочу/ Эй, что это?»). Нормальные отклонения должны быть исключены до постановки диагноза заикания.[52]

КЛАССИФИКАЦИЯ

Заикание при развитии (также известное как расстройство беглости речи в детском возрасте) — это заикание, которое возникает, когда ребенок учится говорить, и которое может сохраняться по мере взросления. Заикание, которое сохраняется после семи лет, классифицируется как стойкое заикание[53].

Другие менее распространенные причины заикания включают нейрогенное заикание (заикание, возникающее вторично после повреждения мозга, например после инсульта) и психогенное заикание (заикание, связанное с психологическим состоянием).[54]

Другие расстройства с симптомами, напоминающими заикание, включают аутизм, болезнь Паркинсона, эссенциальный тремор, палилалию, спазматическую дисфонию, избирательный мутизм и социальную тревогу.

ЗАИКАНИЕ ПРИ РАЗВИТИИ

Заикание, как правило, является расстройством развития, начинающимся в раннем детстве и продолжающимся во взрослом возрасте по крайней мере у 20% детей.[55] [56] Средний возраст начала заикания составляет 30 месяцев. Хотя существует вариативность, раннее заикание обычно состоит из повторения слов или слогов, в то время как вторичное поведение, такое как напряжение, избегание или бегство, отсутствует. Большинство маленьких детей не осознают, что их речь прерывается[57]. У молодых заикающихся расстройство речи может быть эпизодическим, а за периодами заикания следуют периоды относительно нормальной речи[58].

Хотя частота раннего восстановления очень высока[59], со временем молодой человек, который заикается, может перейти от легкого, расслабленного повторения к более напряженному заиканию, включая блоки и пролонгации. Некоторые предполагают, что родительские реакции могут влиять на развитие хронического заикания. Рекомендации «притормозить», «сделать вдох», «повторить» и т. д. со стороны родителей, могут усиливать тревогу и страх ребенка, приводя к еще большим трудностям с речью и, в «цикле заикания», к еще большему страху, тревоге и ожиданию заикания[60]. Со временем может образовываться вторичное заикание, включая такие формы поведения, как моргание глаз и движение губ, а также страх и избегание звуков, слов, людей или речевых ситуаций. В конце концов, многие полностью осознают свое расстройство и начинают идентифицировать себя как заик. Вместе с этим могут прийти еще более глубокое разочарование, смущение и стыд.[61] Были описаны и другие, более редкие паттерны развития заикания, включая внезапное начало, когда ребенок не может говорить, несмотря на попытки сделать это. Ребенок обычно не в состоянии произнести первый звук предложения и демонстрирует высокий уровень осознания и разочарования. Другая разновидность также начинается внезапно с частого повторения слов и фраз и не включает развитие вторичного заикания.[62]

НЕЙРОГЕННОЕ ЗАИКАНИЕ

Заикание также может быть вызванным нейрофизиологией. Нейрогенное заикание — это тип расстройства речи, при котором человеку трудно реализовывать нормальную, плавную речь. Люди с расстройствами беглости речи могут иметь речь, которая звучит фрагментарно или прерывисто, с частыми перерывами и трудностью производить слова без усилий. Нейрогенное заикание обычно возникает после какого-либо повреждения или заболевания центральной нервной системы. Повреждения головного и спинного мозга, включая кору, подкорку, мозжечок и даже области нервных путей[63].

ПРИОБРЕТЕННОЕ ЗАИКАНИЕ

В редких случаях заикание может быть приобретено в зрелом возрасте в результате неврологических проблем, таких как травма головы, опухоль, инсульт или употребление наркотиков. Такое заикание имеет иные характеристики, нежели заикание при развитии: оно имеет тенденцию ограничиваться частичными повторениями слов или звуков и связано с относительным отсутствием тревоги и вторичным заиканием. Такие методы, как измененная слуховая обратная связь, которые могут способствовать снижению уровня заикания, не эффективны при приобретенном типе[64]. [65] [66]

Психогенное заикание может также возникнуть после травматического переживания, такого как горе, разрыв отношений или психологическая реакция на физическую травму[67].

ЛЕЧЕНИЕ

Перед началом лечения необходима диагностика сертифицированного логопеда[68]. Хотя полноценного лечения заикания не найдено, существует несколько вариантов лечения, которые помогают людям лучше контролировать свою речь. Многие из доступных методов фокусируются на обучении стратегиям минимизации заикания посредством снижения скорости, регуляции дыхания и постепенного перехода от односложных ответов к более длинным словам и, в конечном счете, к более сложным предложениям. Кроме того, некоторые методы лечения заикания помогают справиться с тревогой, которая ухудшает симптомы заикания[69]. Такой метод предполагает комплексный подход, при котором основной акцент лечения направлен на улучшение отношения говорящего к общению и минимизацию негативного влияния заикания на жизнь[70]. Лечение квалифицированным логопедом может принести пользу людям, которые заикаются в любом возрасте[71].

Специалисты обучают людей с заиканием, осознавать и контролировать скорость, с которой они говорят. Кроме того, люди могут научиться произносить слова немного медленнее и с меньшим физическим напряжением. Они также могут научиться осознавать и контролировать свое дыхание. Когда люди учатся контролировать скорость речи, они часто начинают практиковать плавную речь со скоростью, которая намного медленнее, чем обычная речь человека, используя короткие фразы и предложения. Со временем пациенты учатся разговаривать быстрее, с использованием более длинных предложений и в более сложных ситуациях, пока речь не будет звучать свободно и естественно. При лечении заикания у детей, некоторые исследователи рекомендуют проводить оценку каждые три месяца, чтобы определить, является ли выбранный вариант лечения эффективным. «Последующие» или «поддерживающие» сеансы часто необходимы после завершения формального лечения, чтобы предотвратить рецидив.[72]

ТЕРАПИЯ БЕГЛОСТИ РЕЧИ

Терапия беглости речи, также известная как «говорите более свободно», «продолжительная речь» или «связная речь», предполагает обучение людей, которые заикаются, говорить менее сбивчиво, контролируя дыхание, фонацию и артикуляцию (губы, челюсть и язык). Она основана на методах оперантного обуславливания.[73]

Люди, которые заикаются, обучаются снижать скорость речи, растягивая гласные и согласные, а также используя другие методы снижения скорости потока. В результате получается очень медленная, монотонная, но беглая речь, используемая только в речевой клинике. После того как человек, который заикается, овладевает этими навыками, темп речи и интонация постепенно повышаются. Эта более нормально звучащая, беглая речь затем переносится в повседневную жизнь вне речевой клиники, хотя отсутствие естественности речи в конце лечения часто является поводом для критики. Подходы к формированию беглости преподаются в программах интенсивной групповой терапии, которые могут занять от двух до трех недель, но в последнее время было показано, что программа Camperdown, подразумевающая гораздо более короткий период, также показывает эффективность.[74]

МОДИФИЦИРУЮЩАЯ ТЕРАПИЯ

Цель терапии модификации заикания состоит не в том, чтобы устранить заикание, а в том, чтобы изменить его так, чтобы заикание переживалось легче и было менее трудоемким[75]. Логическое обоснование состоит в том, что, поскольку страх и тревога вызывают повышенное заикание, снижение страха, тревоги и напряжение приведет и к снижению заикания. Наиболее широко известный подход был опубликован Чарльзом Ван Рипером в 1973 году и также известен как терапия блочной модификации. Однако, в зависимости от пациента, логопедическая терапия может оказаться неэффективной[76].

ЭЛЕКТРОННЫЕ СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ БЕГЛОСТИ РЕЧИ

Измененная слуховая обратная связь, при которой люди, которые заикаются, слышат свой голос по-разному, используется уже более 50 лет в лечении заикания.[77] Эффект измененной слуховой обратной связи может быть получен, если говорить хором с другим человеком, блокируя голос человека, который заикается во время разговора (маскировка), слегка задерживая голос человека, который заикается (отложенная слуховая обратная связь) или изменяя частоту обратной связи. Исследования этих методов дали неоднозначные результаты: у некоторых людей, которые заикаются, наблюдается значительное снижение заикания, в то время как у других оно снизилось лишь незначительно или не произошло улучшений вовсе[78]. В обзоре эффективности лечения заикания 2006 года ни одно из исследований измененной слуховой обратной связи не соответствовало критериям качества эксперимента, таким как наличие контрольных групп[79].

МОБИЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ

Существуют специализированные мобильные приложения и компьютерные программы для лечения заикания. Цель, преследуемая приложениями такого рода - восстановление речевого цикла «я говорю- > я слышу - >я строю фразу - >я говорю» и так далее, используя различные методы коррекции заикания[80].

Пользователь взаимодействует с приложением через измененную слуховую обратную связь: он говорит что-то в микрофон гарнитуры и слушает свой собственный голос в наушниках, обработанный определенным способом[81].

В приложениях обычно используются следующие методы коррекции заикания:

MAF (маскировка слуховой обратной связи). Используется в основном маскировка «белым шумом» или синусовыми шумами собственной речи пользователя. Ученые считают, что заикающиеся могут говорить более гладко, когда они не слышат своей собственной речи. Этот метод считается старомодным и неэффективным.[82] [83] [84]

DAF (отложенная обратная связь). Этот метод предполагает передачу голоса пользователя с микрофона на наушники с задержкой в доли секунды. Цель: научить заикающихся растягивать гласные и снижать темп речи. После коррекции речи с большими задержками приложение настраивается на более короткие задержки, которые увеличивают скорость речи до тех пор, пока она не станет нормальной.[85] [86]

FAF (частотно-смещенная слуховая обратная связь). Этот метод включает в себя изменение частоты тона голоса пользователя, который он слушает, по сравнению с его собственным голосом. Диапазон сдвига может быть разным: от нескольких полутонов до половины октавы.[87]

Использование метрономов и темпокорректоров. В этом методе используются ритмичные удары метронома. Эффективность метода связана с тем, что ритм оказывает положительное влияние на заикающегося, особенно при медленном произношении.[88]

Использование визуальной обратной связи. Этот метод определяет речевые параметры пользователя (например, темп речи) и представляет их на экране в виде визуальной информации. Основная цель метода заключается в том, чтобы позволить пользователю эффективно управлять своим голосом путем достижения определенных целевых параметров. Предполагается, что пользователь видит визуальное представление как текущих, так и целевых параметров (таких как темп речи) на экране во время произнесения[89].

ЛЕКАРСТВА

Хотя ни одно лекарство не одобрено FDA для лечения заикания, несколько исследований показали, что некоторые лекарства оказывают благотворное влияние на уменьшение тяжести симптомов заикания. Несмотря на то, что были исследованы различные классы лекарств, в многочисленных исследованиях было показано, что те, которые обладают блокирующей дофамин активностью, оказывают положительное влияние на заикание. Эти лекарства одобрены FDA в Соединенных Штатах и имеют аналогичное одобрение в большинстве стран для других состояний, и их профили безопасности хорошо зарекомендовали себя при этих расстройствах.

Наиболее изученным лекарством при заикании является Оланзапин, эффективность которого была установлена в ходе повторных исследований. Оланзапин действует как антагонист допамина к D2-рецепторам в мезолимбическом тракте и аналогично действует на серотониновые 5ht2a-рецепторы во фронтальной коре головного мозга[90]. Было показано, что в дозах от 2,5 до 5 мг Оланзапин более эффективен, чем плацебо, в уменьшении симптомов заикания и может служить в качестве фармакологического лечения заикания первой линии, основанного на преобладании данных о его эффективности. Однако другие лекарства, как правило, лучше переносятся с меньшим увеличением веса и меньшим риском метаболических эффектов, чем Оланзапин.

Рисперидон и галоперидол также показали эффективность в лечении заикания. Однако галоперидол, в частности, часто приводит к плохой долгосрочной комплаентности из-за таких побочных эффектов, как двигательные расстройства и повышение уровня пролактина, которые также могут возникать при приеме рисперидона[91].Другие активные дофаминовые препараты, которые, как сообщается, положительно лечат заикание, включают арипипразол, асенапин, лурасидон, которые, как правило, лучше переносятся, чем Оланзапин с меньшим увеличением веса. Все эти препараты, а также Оланзапин могут нести потенциальный риск длительного двигательного расстройства, известного как поздняя дискинезия.

Исследуемое соединение экопипам уникально по сравнению с другими антагонистами дофамина тем, что оно действует на рецепторы D1 вместо D2, что приводит к незначительному риску двигательных расстройств. Открытое исследование экопипама у взрослых продемонстрировало значительное улучшение симптомов заикания без каких-либо сообщений о паркинсонических двигательных расстройствах или поздней дискинезии, которые можно наблюдать при применении антагонистов D2[92]. Кроме того, сообщалось, что экопипам не увеличивал вес, но вместо этого приводил к потере веса. В предварительном исследовании он был хорошо переносим у испытуемых, эффективно уменьшал тяжесть заикания и даже был связан в краткосрочном исследовании с улучшением качества жизни у людей, которые заикаются.

Перед приемом этих лекарств следует проконсультироваться с врачом, чтобы понимать потенциальные риски и преимущества.

(с) Подготовил психолог Геннадий Иванов, целиком материал и список литературы указан в статье "ЗАИКАНИЕ. ОБЗОР НАУЧНЫХ СТАТЕЙ О ЛЕЧЕНИИ И СИМПТОМАХ ЗАИКАНИЯ"

Психология | Psychology

19.4K поста58.4K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.