20

Забытые решения - продолжают работать

От автора: У меня в жизни было много удивительных случаев, связанных с психологической работой. Самое любопытное, что со временем для меня стало более важным не необычное, что привлекает наше внимание, а обыденное, которого мы даже не замечаем. Потому как не видим и не понимаем психологических механизмов, стоящих за этим обыденным. Вот эти психологические механизмы до сих пор не перестают меня удивлять.

В этой статье я расскажу об одном из них.


Случай из моей жизни.


Я, как и многие, закончив среднюю школу, поступил в институт, чтобы получить высшее образование. Но жизнь сложилась так, что, проучившись в высших учебных заведениях, в общей сложности, более 6 лет, так и не получил диплома о высшем образовании.


Шесть лет, не считая академических отпусков, в которых я временами оказывался. И я не видел за этим ничего необычного. Ну, сложилась жизнь так, таковы обстоятельства. Сначала пришла перестройка и с института сняли бронь, ушёл на два года в армию. Вернулся, проучился год, женился, ушёл в академический отпуск, надо было идти работать для того, чтобы содержать семью. Потом ещё ряд событий. В общем, стечение жизненных обстоятельств, приведшее к тому, что, проучившись более 6 лет, я имел только незаконченное высшее образование, только 3 полных курса.


Думаю, что я так и не получил бы высшего образования, потому как все мои попытки заканчивались неудачей, скорее всего, так закончились бы и следующие. Но я увлёкся психологией, узнал, что бывают психологические помехи, которые мешают нам достичь желаемого. Они-то, в большей части, и являются причиной наших неудач. Это помогло мне увидеть, разглядеть случай, произошедший со мной в детстве, вспомнить, как я тогда решил, что у меня никогда не будет высшего образования.


Случай, можно сказать, банальный. Будучи в деревне у бабушки, где летом на хозяйственных работах собиралась вся родня, я оказался свидетелем разговора двух своих дядек. Они были из трудового народа, пролетарии, и любили кого-нибудь зло обсмеять, унизить. Мой отец в то время был единственным человеком с высшим образованием среди всей родни. Поэтому он и становился часто предметом их нападок, вроде бы шуточных, но злых.


В тот раз, разговаривая между собой, дядья потешались над отцом (за его спиной), по всему выходило, что он не такой как они, гораздо хуже, и виной тому высшее образование. Шутки их были столь злы, что под их влиянием я принял решение, что у меня никогда не будет высшего образования.


Прошли года, детство закончилось, обида и боль забылась. Дети тех дядек получили высшее образование, а у меня никак не складывалось.

Оказывается, принятое в детстве решение продолжало работать, несмотря на то, что я о нём забыл. После того, как я вспомнил своё детское решение, увидел его неразумность, и отменил, я сделал ещё одну попытку получить высшее образование.

Спокойно проучился положенные года и получил диплом психолога, преподавателя психологии.


Решения принятые нами на боли, несмотря на то, что мы о них забываем, остаются в нашем сознании, и продолжают работать на бессознательном уровне.

Такие решения портят нам жизнь. Но их можно найти, рассмотреть, освободиться от боли, на которой было принято решение, и отменить.


Автор: Андрей Шатёркин. Опубликовано на b17.ru.

Дубликаты не найдены

+5

Но их можно найти, рассмотреть, освободиться от боли, на которой было принято решение, и отменить.

А как их найти-то?

раскрыть ветку 7
0

стать психологом, как ТС

раскрыть ветку 1
0

ТС не психолог.

0

В ходе терапии.

раскрыть ветку 4
0
Это понятно, как понять что именно это событие явилось катализатором?
раскрыть ветку 3
0

А как отменить это решение? Что для этого нужно делать?

раскрыть ветку 3
0

Идти на терапию.

раскрыть ветку 2
0

Спасибо.
А нет каких-то техник для самостоятельной работы над этим вопросом?
Хотя, если человек сказал "Идти на терапию", то наверное других вариантов нет... =(

раскрыть ветку 1
0
Аха-ха-ха, я когда то так решила, что я не буду математиком, в 5-6 классе была увлечена математикой, потому что мне рассказали байку о том что математики не получают Нобелевскую и что Нобель их не любил))) в мозгу осталось что математики плохие люди, а раз Нобелевку не дают , к чему тогда стремиться))))) Так же я не училась на 5ки, потому что отличники ботаны и зануды и хоть одну четверку в четверти ,но получала. А ещё мама у меня работала учителем и очень даже не плохим, вообще считаю, что это ее призвание. Но во время подросткового периода, когда мы ненавидим родителей и не хотим быть на них похожими ни при каких обстоятельствах я приняла решение, что педагогом я не буду. Твердое! Сейчас смотрю на это все и забавно - педагог из меня бы точно получился хороший, насчёт математики и научной работы я не уверена, а вот учится на "отлично" вообще бы не составило труда. Но, я всегда считала что это из за врождённой лени и поиска отмазок ленивым мозгом.
-5
Бывает что сны сбываются, а бывает что нет.
Однажды приснилось мне, что у меня под кроватью мешок золота. Просыпаюсь, мац-мац - нету :(
А в другой раз приснилось, что я обосрался. Просыпаюсь, мац-мац - есть!
ещё комментарий
Похожие посты
41

Лечение психических травм – как это работает?

(по мотивам этого треда)


Что ведёт человека на психотерапию? Чаще всего психические травмы, внутренняя боль, часто длиной почти во всю сознательную жизнь. И непонимание: что же сделать так, чтобы изменить ситуацию и стать счастливее.


Задачей терапии в большинстве случаев является лечение психотравмы.


Что представляет собой психическая травма? Она происходит, когда Родители часто видят целью воспитание достойного поведения, игнорируя при том сигналы ребенка, о том, что же нужно новому уникальному человеческому существу, пришедшему в мир. В результате человек не может понимать себя, слышать себя и откликаться на себя. Особенно это касается людей, перенесших физическое насилие или его угрозу, – для того, чтобы хоть как выжить в ситуации насилия или эмоциональной депривации, ребенок отгораживается от своих эмоций.


Как работает лечение? Психотерапевт встречает человека. Без критики, упреков, поучений. Переспрашивая его, слушая, уточняя. Вовлекаясь в привычные для клиента паттерны отношений. И чутко воспринимая, что это, кто это, о чем.


Клиент приходит в терапию прежде всего за собой, ведь на протяжении долгих лет жизни он не понимал себя и выражал себя.


С помощью терапевта клиент учится узнавать свои глубоко запрятанные чувства и способы, которыми он привык взаимодействовать с людьми, какими он взаимодействует с терапевтом сейчас. При лечении травмы главным осознание чувств и стратегий своего Ребенка.


Психотерапевт прикасается к травмированной душе так, чтобы перестало болеть.


Для этого терапевт делает то, что не делали воспитатели и педагоги. Что бы не происходило в терапевтических отношениях, терапевт стоит на стороне пациента, вслушивается в то, что происходит с клиентом, и понимая, какие внутренние страдания и противоречия заставляют клиента вести себя таким образом, а иногда и причинять окружающим боль. Терапевт делит с клиентом его страдания. Именно крепкий союз с терапевтом позволяет клиенту по другому прожить незажившие психологические травмы. Терапевт помогает клиенту осознать, что он обладает - и обладал, правом на честь и достоинство, что он имеет право ощущать любые эмоции. И что тогда - в своём далёком детстве - он имел право на заботу, отклик, любовь своих родителей. Что его состояние брошенности - это противоестественно для человеческого бытия.


Клиент начинает слышать себя, он слышит страдание маленького ребёнка в себе, который был покинутым нам протяжении многих лет.


И он теперь может ощутить свою боль, не вытесняя и не отрицая ещё. В процессе терапевтических отношений он научается откликаться на самого себя.


Постепенно клиент начинает осознавать, что он – тот самый взрослый, который теперь рядом с этим страдающим ребенком. И теперь он является ответственным за его судьбу.


Теперь – 30, 40, 50 лет спустя – рядом с тем, перенесшим травму маленьким ребенком –появился заботливый и чуткий взрослый.


Человек научился откликаться на себя самого. И это уменьшает боль. Котлованы порастают молодой травой. Не верите? Пройдите через это.


Источник

Показать полностью
46

Превращать ощущения в слова

Меня часто спрашивают: «А вы работаете с тревожностью? А с депрессией? А с разводами? А с психологическим насилием?».


И я на секунду впадаю в паралич. Мычу и разеваю рот.


Потому что черт его знает, работаю ли я с тревожностью или с разводом. Надо смотреть, чья это тревожность и чей это развод.


(и действительно ли там тревожность, и почему человек сам себе поставил диагноз "депрессия", и что там на самом деле за словами "психологическое насилие")


Чтобы сказать, лечим ли мы ухо и хвост, хорошо бы видеть, к кому приделаны хвост и ухо.

Не подумайте, у меня нет претензий к людям, говорящим так. У меня претензии к языковому шаблону.


Потому что психотерапия работает не «с депрессией» и не «с созависимостью», а с человеком.

И с этим человеком происходит разного рода жизнь.


Депрессии, тревожные расстройства, рождения детей, смерти близких, переезды, разводы, продвижения по карьерной лестнице, измены, смена ориентации – о, все бесконечно интересное происходит с человеком примерно каждый божий день.


И вот, кстати.

С каким человеком я работаю, это я всегда могу сказать точно.

Разбуди меня с похмелья без трусов, я и тогда смогу описать этого человека.

Это человек страдающий. Понятное дело.


И при этом обладающий такой штукой, которая называется «тезаурус». То есть некоторым кругозором, интеллектом и словарным запасом. Он знает, что значит «матерый».


Потому что опыт показывает - без этого самого тезауруса, без способности превращать ощущения в слова и достаточного словаря слов, психотерапия не то чтобы невозможна. Но ее приходится начинать с большой подготовительной работы.


С создания хоть какого-то, хоть самого скудного, но словарика.


(вот вы сейчас читаете и думаете: разве это не очевидно всем! Но, будь это очевидно, я бы не стала и писать.

Мода на психотерапию докатилась до самых широких слоев населения. И сильно обгоняет моду на интеллект и общий кругозор)


Созданию словариков очень помогает чтение художественных книг.


Будете смеяться, но этого этапа некоторым хватает, без всякой психотерапии.


При этом я считаю, что человек, идущий к психотерапевту, совершенно не обязан уметь отвечать на вопрос: «Что вы сейчас чувствуете?». Мне кажется, вопрос дурацкий. Мозг начинает выдумывать на него какой-нибудь ответ на ходу, в лучшем случае «ничего», в худшем случае какую-нибудь псевдопсихологическую тираду, из которой ясно только, что человек очень старается ответить «правильно» и прочитал более десяти психологических книг.


И еще живой человек не обязан уметь отвечать на это пугающее: «Какой ваш запрос?». Он может вообще быть не в курсе, что такое этот «запрос».


Ему плохо, больно, страшно и он запутался. Он надеется, что найдется кто-то, кто поможет распутаться. Не понимает, в какую сторону бежать и чего хотеть. И на формулирование запроса у него может элементарно не быть сил. Так что можно этот «запрос» формулировать и переформулировать по ходу работы хоть каждый день.


В конце концов, чем больше мы узнаем о себе, тем иногда страннее и смешнее кажутся формулировки, с которых мы когда-то начинали.


Но все-таки слово «матерый» надо знать.


С ним прогноз сразу лучше. И для тревожности, и для рождения детей, и для развода - для всего.


Источник

Показать полностью
84

Психотерапия – не коррекция

Человеческая психика не содержит чётко выраженных мыслей, чувств, эмоций, желаний и тому подобного. В оригинале там какое-то слабодифференциированное месиво из чего-то, сформированное лишь настолько, чтобы как-то можно было действовать в реальном мире.


Логическому мышлению надо учиться. Чёткому формированию слов и фраз надо учиться. Различать эмоции надо учиться. Чувствовать тело и двигаться (даже привычным движениям) надо учиться. Слушать интуицию надо учиться. Пространственному мышлению надо учиться. Внутренне молчать и медитировать нужно учиться. Выделять автоматические мысли надо учиться. Математике надо учиться. Формулировать свободные ассоциации надо учиться. Всё это не просто доформируется и шлифуется в обучении – это новые структуры, которые появляются там, где до них структур просто не было.


Психотерапия (как и педагогика, как и всевозможные телесно-духовные практики) не исправляет психические механизмы, которые вообще-то есть, но с ними что-то не так. Психотерапия формирует новые структуры и способы, которых там просто не было, чтобы лучше существовать в мире других людей, так же по-всякому искусственно сформированных.


Источник

31

Суть терапии

- Здравствуйте. Я хочу играть в футбол, но, понимаете, у меня никак не получается попасть по мячу. Что я только ни делал. Я изучал разные методики и приемы, я смотрел много видео с техниками, я нанимал нескольких тренеров. Но все равно ничего не выходит. Я просто не могу попасть по мячу. Какой уж тут футбол(((


- Хорошо, давайте разберемся зачем Вам играть в футбол. Что Вам это даст?


- Ну... Это классно! Это круто! Я просто уверен, что смогу стать отличным футболистом. Знаете, я придумал особые техники. Я уверен в своих способностях. Мне просто надо понять, почему я не могу попасть по мячу.


- Может, в игре в футбол Вы ищете ощущение Вашей значимости? Или кто-то значимый в Вашей жизни говорил Вам, что футбол - это здорово? Почему все же именно футбол?


- Послушайте, Вы вообще специалист или как? К чему все эти вопросы? Я пришел с точным запросом - я хочу попадать по мячу!! Почему Вы все время спрашиваете меня о чем то странном?! Вы можете просто сказать, почему я не могу попасть по мячу?!!!!


- Видите ли в чем дело.... Вы не можете попасть по мячу, потому что у Вас нет ног. Мне очень жаль. Давайте все же подумаем, почему Вам так важен футбол и нельзя ли удовлетворить эту потребность иным путем.


(найдено в дневниках на b17, автор неизвестен)

1061

20 стадий принятия терапии

1. Я ужасный человек. Меня бросил муж. От меня даже тараканы ушли. Что мне в себе исправить, чтобы они вернулись?


2. Мой муж ужасный человек. Как он мог меня бросить, что с ним не так? Как ему объяснить, какой он козел?


3. Вы ужасный человек. Как вы можете говорить, что моя мама - всего лишь обыкновенная женщина?


4. Мой начальник - чудовище. Мне звонили родители, а я не взяла трубку, потому что нам запрещают уходить с совещания без уважительной причины. Как мне объяснить начальнику, что родители - это святое? А вдруг у них инфаркт в этот момент?


5. Я ужасный клиент. Я хожу к вам уже полгода, но до сих пор не научилась останавливать поезд силой мысли. А моя коллега за две коуч-сессии научилась!


6. Мои родители - токсичные люди. Они испортили мне все детство и мешают моей сепарации.


7. Вы отвратительный психолог, моя коллега после тренинга открыла свой бизнес и нашла богатого мужа.


8. Вокруг меня куча ужасных людей. Им всем нужно к психологу, но они обижаются, когда им об этом говорят.


9. А может, мне стать психологом?


10. Зачем я вообще к вам пришла? Раньше у меня хотя бы была мечта научиться останавливать поезд силой мысли. А теперь я знаю, что это невозможно. Как дальше жить?


11. Я ужасный человек. Мне звонили родители и я не взяла трубку, потому что была с мужчиной. Мой мужчина тоже ужасный человек. Мы с ним такое в постели творим...


12. Мои родители ужасные люди. Я не могла им дозвониться три часа на дачу, думала, они там уже умерли, а они были в гостях у соседей!


13. Вы ужасный терапевт. Раньше мне казалось, что я хуже всех, потом мне казалось, что я лучше всех, а теперь я вообще не знаю, кто я.


14. Я обычный человек и вряд ли стану кем-то еще.


15. Мои родители обычные люди. И вряд ли были кем-то еще.


16. Вы всего лишь психотерапевт. Вы даже шнурки силой мысли завязать не сможете.


17. Извините, у меня сегодня нет запроса. Вы случайно не знаете, что делать с тараканами? Они вернулись.


18. Встретила бывшего мужа, посидели, поговорили в кафе. Не такой уж он и козел.


19. Как-то получше стало с людьми вокруг. На терапию уже нужно не всем, а только через одного.


20. Моя коллега ищет себе психотерапевта. А можно дать ваш телефон?

20 стадий принятия терапии Психотерапия, Как это работает, Длиннопост

Источник

Показать полностью 1
183

Непроговоренные установки

"Всю жизнь я старалась не быть похожей на моих родителей, но все чаще замечаю, что поступаю точь в точь, как поступали они", - говорила мне как-то одна подруга. Я усмехался, пока не обнаружил у себя то же самое. А потом стал слышать то же от клиентов.


Вначале я учил, что интроекты - или установки - мы впитываем от родителей или иных значимых взрослых, и тем самым перенимаем их понимание мира и жизни. Так мы учимся выживать в этом мире, точнее - в том мире, каким его представляют значимые взрослые. А когда мы хотим жить в своем мире, то тут и начинается внутренний конфликт: наш мир требует наших к нему представлений, но вместо них действуют одолженные.


Подобную родительскую установку вычленить относительно легко - можно вспомнить, что говорила мама, как наставлял отец, за что хвалили или ругали другие родственники. При хорошей чувствительности можно даже вспомнить, какими именно словами звучала эта установка, каким голосом и интонацией. Это совсем круто, ибо ее уже можно оспорить и пересмотреть.


Но есть такие, которые вспомнить невозможно. Не звучат голоса и все тут. Потому что взрослые и не факт, что вообще как-то ее произносили. Они просто этим жили. Они просто к тому или иному явлению конкретно относились, и такое отношение было само собой разумеющимся.


Совсем не обязательно, чтобы мои взрослые говорили "жить надо с надрывом", чтобы я потом так начал жить - даже против такого отношения я протестовал с надрывом. Не нужно, чтобы мои взрослые говорили, что деньги опасны - достаточно было видеть их отношение к деньгам.


Не обязательно, чтобы мама говорила девочке "выжить можно только с мужчиной" - чтобы та стала повернутой на замужестве. Или чтобы отец говорил сыну "бунтовать против сильных опасно", чтобы тот потом боялся заявить о своем несогласии.


Такое отношение "висело в воздухе", а мы, будучи детьми, ничего еще не понимающими, но очень чувствующими, хорошо это воспринимали. То, что мы бы сейчас и заметили - оно проскочило бы мимо нашего внимания, тогда мы именно на это и ориентировались. Потому что сознание у нас еще не сформировалось, и оно мало или вообще не мешало вниманию. Мы это видели по вздохам, по мимике, по интонации, с которой взрослые обсуждали что-то, по напряжению при каком-то вопросе, по попыткам избежать каких-то вопросов и так далее. И мы это просто впитывали.


Мы росли в конкретном психологическом поле, и сделали его своей частью. Особенно, когда сделали это еще в довербальный период развития - не знали еще языка и не понимали слов. Поэтому и вычленить его непросто - оно в нашем сознании в слова не оформляется. Оно представлено только как ощущения. Так оно стало базовой опорой нашего характера, само собой разумеющейся данностью.


И путь к ней неблизок. Чтобы к ней добраться, требуются годы осознаваний. И еще столько же, чтобы оспорить и изменить - чтобы адекватнее подходить к тому психологическому полю, которое существует сейчас.


Из этого вывод молодым родителям - пофиг, что вы будете говорить своим маленьким детям. Те все равно не поймут, пока не понимают слов. Они все равно подхватят то напряжение в поле, в котором формируются - которое вы создаете: своей тревожостью, своими страхами, своей любовью. Какого хотите вырастить человека, станьте таким человеком сами


Источник
Показать полностью
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: