Забытое сражение забытой войны.
Бойня у Эрегли или морская трагедия Сарыкамышской операции.
Первая мировая война началась для нищей и ослабленной предыдущими войнами Османской империи странно и не очень удачно. О неразберихе творящейся в империи может сказать тот факт, что Турция вступит в мировую войну проведя военную провокацию подвергнув обстрелу русские порты: Одессу, Севастополь, Феодосию и Новороссийск. Эту операцию организует военный министр Энвер-паша по договорённости с германским командованием не поставив в известность турецкое правительство!
Вообще, планы у турецких военных были грандиозные и агрессивные. При этом они полагались скорее на некое "божественное проведение" чем на собственный стратегический талант или хорошую проработку операций.
Вначале 2-й заместитель начальника генерального штаба Хафыз Хаккы представил свой военный план, по которому османские войска должны были отправиться на восточную часть побережья Черного моря воевать против русских, у которых, как надеялся Хафыз Хаккы, будет полная деморализация после поражения на Восточном фронте. Затем Энвер-паша начал плохо спланированное наступление против русских на Кавказе, тщетно надеясь, на возникновение восстания тюркоязычных жителей против русских.
В преддверии планирующегося наступления и начала зимних холодов Энвер-Паша снаряжает три транспортных судна. Они должны были доставить воюющим в районе Сарыкамыша войскам, пополнение, зимнюю форму, продукты и боеприпасы. На кораблях находились 3 тысячи солдат, 100 000 комплектов зимнего обмундирования для замерзавших под Сарыкамышем солдат и новинка - 4 разобранных самолета. Среди пассажиров было нескольких черкесских вождей, а также специально подготовленные для организации беспорядков в тылу русских войск, при помощи турецкого населения, проживающего на Кавказе, агенты Специальной Службы (так в ту пору называлась разведывательная организация Турции).
Транспорт "Безм-и Алем" (Bezm-i Alem)
"Бахр-и Ахмер" (Bahr-i Ahmer)
"Митхад Паша" (Mithad Paşa)
Энвер-Паша снова совершил большую ошибку. Правила, обязательные для исполнения на флоте гласят, что транспортные суда, на которых перевозится личный состав войск, непременно должны сопровождаться одним, а лучше несколькими боевыми кораблями, способными отразить вражеский удар. Однако по внезапному решению Энвера-Паши, 6 ноября 1914 года вышеупомянутые суда, подняв якоря, без какого-либо сопровождения, покинули Стамбульский пролив.
Черноморский флот в то время предпочитал передвигаться только толпой в составе эскадры из крупных сил, ибо существовала вероятность встретить германский линейный крейсер "Гебен", а у Императорского флота таких кораблей на тот момент не было.
"Гёбен" (нем. Goeben) - германский линейный крейсер типа "Мольтке"
И вот, 7 ноября 1914 года русская эскадра, обстреляв угольные месторождения в районе Зонгулдака, возвращались на базу. Когда 7.45, на траверсе Эрегли были замечены дымы на горизонте. Дальнейшее сближение позволило определить Османскую принадлежность судов. Преследование продолжится и где-то около 10:00 русские суда откроют огонь. Бой, а точнее бойня продлиться порядка полутора часов и в 11:30 последний турецкий транспорт уйдет на дно.
Эсминцы успеют подобрать из воды лишь 224 человека. А более 3000 человек погибнут.
Эта трагедия, по приказу Энвера-Паши не была отражена в документах, а чтобы сведения о ней не попали в печать с прессой хорошо поработала цензура.
В состав Черноморской эскадры Русского Императорского флота входили линкоры: "Евстафий", "Иоанн Златоуст", "Пантелеймон", "Три Святителя" и "Ростислав", крейсера "Память Меркурия", "Кагул", "Алмаз" и 5 эсминцев. Да-да, пусть вас не пугает название "Линкоры", хоть и называть броненосцы додредноутной эпохи линкорами несколько странно, но по факту они официально они так и назывались, были "кораблями линии" хоть и значительно устаревшими. Но даже такой раритет толпой успешно гонял новейший "Гебен"
Броненосец Черноморской эскадры "Евстафий" под огнем немецкого линейного крейсера "Гебен". Бой у мыса Сарыч. В представлении художника.
Линейный корабль "Ростислав" (эскадренный броненосец 1900 г.п.)
Корабль прошел большой боевой путь, который закончился затоплением отступающими белогварлейцами в 1920 году. Полуразрушенный корпус и сейчас остается затопленным в Керченском проливе
Броненосец "Три Святителя"
Лига историков
13.4K постов49.8K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения