184

Юрий Никулин на съёмках "Они сражались за Родину".

Юрий Владимирович Никулин родился 18 декабря 1921 года в Демидове, в семье актеров. Отец Юрия был организатором театра революционного юмора «Теревьюм». Когда мальчику исполнилось четыре года, семья переехала жить в Москву. Вернувшись с фронта Великой Отечественной войны, Никулин решил учиться актерскому мастерству и пробовал поступить в различные театральные ВУЗы. Но экзаменаторы актера в нем не разглядели и в институт не приняли. Поэтому Юрий Никулин пошел в студию клоунады и разговорных жанров при Московском цирке на Цветном бульваре. И после вышел на арену помощником известного клоуна Карандаша. Вскоре Никулин составил прекрасный творческий дуэт с Михаилом Шуйдиным. Так началась полувековая цирковая жизнь Никулина.


По словам Юрия Никулина, "Они сражались за Родину" — третья картина, в которую он был приглашен Сергеем Бондарчуком. Сняться в "Войне и мире", куда он был утвержден на роль капитана Тушина, Никулину не удалось из-за заграничных гастролей его цирка, а сыграть роль английского офицера в "Ватерлоо" ему помешала болезнь. И лишь с третьей попытки Юрий Владимирович попал в актерский состав фильма Бондарчука, исполнив роль рядового Некрасова в картине "Они сражались за Родину"

Юрий Никулин на съёмках "Они сражались за Родину". Никулин, Они сражались за родину, Съемки, Фильмы, Длиннопост

Из воспоминаний Юрия Никулина:

"...Хотя до моих игровых сцен было далеко, я исправно ходил на все репетиции. <...> Особенно меня поражал на репетициях Василий Шукшин. Он подбирался к каждой фразе со всех сторон, долго искал различные интонации, пробовал произносить фразу по многу раз, то с одной интонацией, то с другой, искал свои, шукшинские паузы. Он шел по тексту, как идут по болоту, пробуя перед собой ногой, ища твердое место... Я завидовал Шукшину. У меня с текстом возникло много трудностей..."

Юрий Никулин на съёмках "Они сражались за Родину". Никулин, Они сражались за родину, Съемки, Фильмы, Длиннопост

"...Я решил просто выучить текст, а там будь что будет. Крупными буквами написал на картонных листах слова роли и развесил эти листы по стенам каюты. Проснусь утром и лежа читаю. Потом сделаю зарядку и опять повторяю слова. И так почти каждый день.

На третий день, когда мы обедали в столовой, Шукшин меня спросил:

– Ты чего там все бормочешь у себя?

– Да роль учу.

И я рассказал о картонных листах. Внимательно выслушал меня Шукшин, чуть вскинув брови, улыбнулся краешком рта и сказал:


– Чудик ты, чудик. Разве так учат? Ты прочитай про себя несколько раз, а потом представь все зрительно. Будто это с тобой было, с тобой произошло. И текст сам ляжет, запомнится и поймется. А ты зубришь его, как немецкие слова в школе. Чудик!

Попробовал я учить текст по совету Василия Макаровича. И дело пошло быстрее, хотя на это ушла еще неделя..."

Юрий Никулин на съёмках "Они сражались за Родину". Никулин, Они сражались за родину, Съемки, Фильмы, Длиннопост

Источник: http://www.yaplakal.com/go/?http%3A%2F%2Fdubikvit.livejourna...

Дубликаты не найдены

+12
Это вам не нынешнего Бондарчука смотреть . Тут такие контрасты в сценах , то плачешь как женщина, наматывая сопли на кулак .То смеешься в припадке . Однозначно ШЕДЕВР кинематографа .
Иллюстрация к комментарию
+4

Блин, настроился почитать про великого человека, а быстро закончилось. МАЛО!

раскрыть ветку 7
+3
Прочитайте книгу Никулина "Почти серьезно". Не пожалеете)
раскрыть ветку 6
+2
Собственно, именно эту книгу автор поста уже на протяжении месяца старательно перепечатывает на Пикабу.
раскрыть ветку 5
+2
Обожаю этот фильм. Какие там великие актеры!
+1

Интересно, сколько экзаменаторы в актерских ВУЗах таких как Никулин отфутболили...

Похожие посты
4942

Просто немного фото со съёмок "Властелина колец"

Для многих трилогия "Властелин колец" стала любимой. И не зря: фильмы получились поистине грандиозными. И снимались они тоже грандиозно. Предлагаю вашему вниманию подборку фото со съёмок любимой трилогии, чтобы ощутить всю её масштабность.

Глядя на эти фото, вспоминается история со Стивеном Спилбергом.

Просто немного фото со съёмок "Властелина колец" Длиннопост, За кадром, Властелин колец, Съемки, Фильмы, Фото со съемок
Просто немного фото со съёмок "Властелина колец" Длиннопост, За кадром, Властелин колец, Съемки, Фильмы, Фото со съемок

Миниатюра Осгилиата.

Просто немного фото со съёмок "Властелина колец" Длиннопост, За кадром, Властелин колец, Съемки, Фильмы, Фото со съемок

Две разноразмерные миниатюры Хельмовой Пади (пёсель для масштаба).

Просто немного фото со съёмок "Властелина колец" Длиннопост, За кадром, Властелин колец, Съемки, Фильмы, Фото со съемок
Просто немного фото со съёмок "Властелина колец" Длиннопост, За кадром, Властелин колец, Съемки, Фильмы, Фото со съемок

А это уже более полномасштабная Падь.

Просто немного фото со съёмок "Властелина колец" Длиннопост, За кадром, Властелин колец, Съемки, Фильмы, Фото со съемок

Миниатюра затопленного Изенгарда

Просто немного фото со съёмок "Властелина колец" Длиннопост, За кадром, Властелин колец, Съемки, Фильмы, Фото со съемок

А так выглядела крепость Сарумана до затопления.

Просто немного фото со съёмок "Властелина колец" Длиннопост, За кадром, Властелин колец, Съемки, Фильмы, Фото со съемок

Совсем не миниатюрный дворец Эдорас

Просто немного фото со съёмок "Властелина колец" Длиннопост, За кадром, Властелин колец, Съемки, Фильмы, Фото со съемок

Так снимали гибель Сарумана

Просто немного фото со съёмок "Властелина колец" Длиннопост, За кадром, Властелин колец, Съемки, Фильмы, Фото со съемок

Хорошая у ребят работа - раскидывать лепестки на коронации Арагорна.

Просто немного фото со съёмок "Властелина колец" Длиннопост, За кадром, Властелин колец, Съемки, Фильмы, Фото со съемок

Трон Сарумана в его цитадели.

Просто немного фото со съёмок "Властелина колец" Длиннопост, За кадром, Властелин колец, Съемки, Фильмы, Фото со съемок

Здесь снимали некоторые сцены в Лориэне.

Просто немного фото со съёмок "Властелина колец" Длиннопост, За кадром, Властелин колец, Съемки, Фильмы, Фото со съемок

Внутренний двор Минас Тирита.

Просто немного фото со съёмок "Властелина колец" Длиннопост, За кадром, Властелин колец, Съемки, Фильмы, Фото со съемок

Корабль для умбарских пиратов.

Просто немного фото со съёмок "Властелина колец" Длиннопост, За кадром, Властелин колец, Съемки, Фильмы, Фото со съемок

Миниатюра Минас Моргула (и снова перед вами пёс-модель).

Просто немного фото со съёмок "Властелина колец" Длиннопост, За кадром, Властелин колец, Съемки, Фильмы, Фото со съемок

Туманный Ривенделл выглядит тоже весьма миниатюрно.

Просто немного фото со съёмок "Властелина колец" Длиннопост, За кадром, Властелин колец, Съемки, Фильмы, Фото со съемок

А вот и тот самый Гронд, который сломал ворота Минас Тирита. Согласитесь, выглядит, может, и не так устрашающе, как в кино, но масштаб работы впечатляет.

Просто немного фото со съёмок "Властелина колец" Длиннопост, За кадром, Властелин колец, Съемки, Фильмы, Фото со съемок

Основание крепости Саурона.

Просто немного фото со съёмок "Властелина колец" Длиннопост, За кадром, Властелин колец, Съемки, Фильмы, Фото со съемок

И снова Лориэн. Так выглядят древесные жилища эльфов.

Просто немного фото со съёмок "Властелина колец" Длиннопост, За кадром, Властелин колец, Съемки, Фильмы, Фото со съемок

Да, Древень на съёмках был вполне настоящий и полноразмерный. Актёры Билли Бойд и Доминик Монаган могли проводить на нём целый съёмочный день, не спускаясь вниз.

Просто немного фото со съёмок "Властелина колец" Длиннопост, За кадром, Властелин колец, Съемки, Фильмы, Фото со съемок

Стены Минас Тирита.

Просто немного фото со съёмок "Властелина колец" Длиннопост, За кадром, Властелин колец, Съемки, Фильмы, Фото со съемок

Ну и развалины Осгилиата.

Просто немного фото со съёмок "Властелина колец" Длиннопост, За кадром, Властелин колец, Съемки, Фильмы, Фото со съемок
Показать полностью 21
477

Как снимал Стэнли Кубрик — секреты идеальной картинки полвека назад

Разбираемся в визуальных решениях и технических хитростях главного визионера в истории кино.

Как снимал Стэнли Кубрик — секреты идеальной картинки полвека назад Xyz, Фильмы, Киногерои, Стэнли Кубрик, Режиссер, Сценарий, Съемки, Монтаж, Видео, Гифка, Длиннопост

Стэнли Кубрик сделал для языка кино не меньше, чем Фриц Ланг или Ингмар Бергман, а многие режиссёры, вроде Уэса Андерсона или Зака Снайдера, следуют по стопам именно его визуального стиля. Зрители узнают авторский почерк режиссёра мгновенно: фирменная симметрия кадра и так называемый «взгляд Кубрика» выделяют его фильмы среди прочих.


Однако постановщик не только популяризировал специфические киношные приёмы — его фильмы технически выглядят лучше на фоне других картин тех времён. А, например, «Космическая одиссея» не ощущается устаревшей даже спустя полвека. Мы рассмотрели визуальные решения и технические хитрости Кубрика, которые позволили ему добиться совершенного визуального ряда.


Автор: Егор Аргунов


Аутентичность во всём

Как снимал Стэнли Кубрик — секреты идеальной картинки полвека назад Xyz, Фильмы, Киногерои, Стэнли Кубрик, Режиссер, Сценарий, Съемки, Монтаж, Видео, Гифка, Длиннопост

Стэнли Кубрик не сразу пришёл к своему визуальному стилю: в 50-е он снимал вполне традиционное кино с заурядной картинкой. В ранних его работах, вроде нуарного «Убийства» или военной драмы «Тропы славы», совсем не узнается режиссёр-перфекционист, который мог снимать по несколько десятков дублей. Кубрика того периода можно называть студийным режиссёром, но в 60-е, после трудного производства «Спартака», начался новый этап в его творчестве. С тех пор Кубрик стал известен как один из самых требовательных режиссёров эпохи.


В политической сатире «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу» он контролировал каждый этап производства. Кубрик везде, где мог, соблюдал аутентичность в кадре. Например, знаменитую «Военную комнату» Пентагона Кубрик заказал у дизайнера Кена Адама, который занимался декорациями в «Докторе Ноу», первом фильме про Джеймса Бонда.

Как снимал Стэнли Кубрик — секреты идеальной картинки полвека назад Xyz, Фильмы, Киногерои, Стэнли Кубрик, Режиссер, Сценарий, Съемки, Монтаж, Видео, Гифка, Длиннопост

Режиссёр хотел добиться зловещей атмосферы на съёмочной площадке, поэтому поручил Адаму создание огромного тёмного павильона в сорок метров длиной и шириной в тридцать метров. Для эффектного освещения «Военной комнаты» Кубрик использовал несколько десятков 16-миллиметровых прожекторов и 75-ваттных ламп для карт на заднем фоне. Из-за них актёрам становилось настолько жарко, что те сильно потели на съёмочной площадке — за кадром даже пришлось устанавливать специальные кондиционеры, чтобы не дошло до возгорания реквизита. В совокупности на всё это понадобилось около 16 километров электропроводов.


Другой проблемой стал пол павильона: Кубрик поручил сделать его блестяще черным, чтобы на нём были видны все отражения. Ради идеального блеска пола съёмочной группе приходилось надевать обувь из войлока — она не оставляла царапины .


Перфекционизм Кубрика отразился даже на форме бомбоубежища. Зрителю никогда не показывают помещение в полную величину, но павильон выполнен в форме треугольника. Эта незначительная, казалось бы, деталь была очень важна для режиссёра: он считал, что бомбоубежища такого формата лучше выдержат мощь ядерного взрыва.

Как снимал Стэнли Кубрик — секреты идеальной картинки полвека назад Xyz, Фильмы, Киногерои, Стэнли Кубрик, Режиссер, Сценарий, Съемки, Монтаж, Видео, Гифка, Длиннопост

Кен Адамс, дизайнер декораций:

На создание финальной версии декораций ушло много времени, потому что Стэнли постоянно стоял за моей спиной. И когда я пришёл к идее треугольной формы помещения, он спросил: «А разве треугольник не самая строгая геометрическая фигура?». Я ответил, что да, хотя и не был вполне уверен. Ему этот концепт понравился, как и освещение на моих набросках. Мы вставали на стулья каждый вечер и экспериментировали со светом, пока не добились желаемого результата. И хотя мы с ним сошлись, после «Стрейнджлава» я решил, что больше никогда не буду работать с Кубриком. Он такой сложный человек.

Усилия режиссёра и художника-постановщика сполна окупились — «Военная комната» впечатлила зрителей того времени. Стивен Спилберг, например, называл её «лучшей декорацией в истории кино». Но даже такая громкая похвала померкла перед величайшим комплиментом, который могли получить создатели: президент США Рональд Рейган после победы на выборах требовал показать ему «Военную комнату», не подозревая, что в реальности её не существует.


Впрочем, на этом режиссёр не остановился. Жанр политической сатиры позволял Кубрику не волноваться насчёт достоверности, но он настоял на том, чтобы декорацию бомбардировщика B-52 сделали максимально правдоподобной. Проблема состояла в том, что министерство обороны США не выставляло в открытый доступ фотографии бортового оборудования B-52. Следовательно, художнику-постановщику не на что было ориентироваться при создании декораций.

Как снимал Стэнли Кубрик — секреты идеальной картинки полвека назад Xyz, Фильмы, Киногерои, Стэнли Кубрик, Режиссер, Сценарий, Съемки, Монтаж, Видео, Гифка, Длиннопост

Кубрика этот факт никак не смутил. За основу они взяли единственную доступную фотографию кабины B-52, а остальное пространство пришлось додумывать — в ход пошла конструкция устаревшего B-29.


Результат получился впечатляющим — декорация и вправду была максимально похожа на настоящую кабину B-52. Но это могло дорого обойтись создателям фильма: Пентагон заподозрил, что Кубрик нелегально пробрался на одну из американских военных баз. Иначе объяснить такую схожесть военные просто не могли.


Гармония практических эффектов и новых технологий

Как снимал Стэнли Кубрик — секреты идеальной картинки полвека назад Xyz, Фильмы, Киногерои, Стэнли Кубрик, Режиссер, Сценарий, Съемки, Монтаж, Видео, Гифка, Длиннопост

Хитрая работа с освещением и декорациями в «Докторе Стрейнджлаве» показала, что амбиции режиссёра гораздо больше обычных студийных съёмок, потому следующий проект получился совсем уж грандиозным.


Дорогое оборудование — первая вещь, о которой позаботился Кубрик. «Космическую одиссею» снимали на 70-миллиметровую плёнку на камере Super Panavision 70. Она же, например, использовалась на съёмках исторического эпика «Лоуренс Аравийский».


Главное преимущество 70-миллиметровой плёнки в том, что она вмещает больше пространства в кадр, а также даёт лучшее качество изображения по сравнению со стандартной 35-миллиметровой плёнкой и современной цифровой съёмкой. 70-миллиметровая плёнка передаёт настолько качественную картинку, что на выходе она может достигать изображения вплоть до невообразимых сейчас 18к. Благодаря этому «Космическая одиссея» до сих пор впечатляет своей картинкой — её можно даже счесть современным фильмом.

Трейлер «Космической одиссеи», приуроченный к повторному прокату в 2018 году


Лучшие камеры и самая дорогая плёнка, конечно, не гарантируют превосходную картинку. Опыт «Доктора Стрейнджлава» показал Кубрику, что для идеального результата нужно контролировать все этапы производства. Он поставил себе цель: «Космическая одиссея» любой ценой должна стать самым передовым фильмом эпохи. А если в этом ему не помогут уже существующие технологии, то нужно создавать свои.


В научно-фантастических фильмах того периода редко встречались красивые спецэффекты: многие декорации были бутафорскими, и зритель без труда различал них фальшь. Сайфай многими считался низкопробным, и создатели таких фильмов часто не заморачивались над реалистичными декорациями и костюмами. Наоборот, зрители прекрасно понимали, что за фильмы они смотрят — всего лишь обычное развлечение, к которому нет смысла придираться.

Сцена из Forbidden Planet 1956 года как пример дешевой фантастики


Кубрик ценил научную фантастику, но хотел добиться другого эффекта — зритель должен был с головой погрузиться в мир фильма. Чтобы этого добиться, Кубрик пришёл к нескольким революционным идеям.


Во-первых, он поручил собрать специальную центрифугу, которая позволяла воссоздать эффект гравитации внутри космических кораблей. На её создание ушло около 750 тысяч долларов. Сегодня это было бы пять с половиной миллионов. Для сравнения, на весь фильм потратили двенадцать миллионов, а в перерасчёте на нынешний курс — около девяноста миллионов.

Кадры со съёмок — в том числе и с центрифугой


Центрифуга позволяла снимать декорации и актёров так, словно их действительно притягивала к кораблю искусственная гравитация. Это была огромная конструкция диаметром в двенадцать метров и шириной в три. Крепить декорации на центрифуге уже было непростой задачей, но актёрам приходилось тяжелее всего: им приходилось двигаться по определенной траектории в опредёленное время, иначе они бы упали с центрифуги. Сама конструкция похожа на увеличенное в сотни раз беговое колесо для хомяков, а потому снимать внутри такого механизма было тем еще испытанием.


Кубрик не был бы Кубриком, не используй он весь потенциал этой технологии. В 1968 году сцены, снятые внутри центрифуги, зрителями воспринимались как техническое чудо, словно съёмочная команда и вправду отправилась в космос. Эта конструкция так полюбилась киноделам, что её использовали в «Полтергейсте» и даже музыкальных клипах. Больше всех отличился Кристофер Нолан: он использовал центрифугу для знаменитой сцены коридора в «Начале».

Как снимал Стэнли Кубрик — секреты идеальной картинки полвека назад Xyz, Фильмы, Киногерои, Стэнли Кубрик, Режиссер, Сценарий, Съемки, Монтаж, Видео, Гифка, Длиннопост

Другим препятствием для Кубрика стали сцены с полётом космических кораблей. В кадре они должны были двигаться плавно, в такт классической музыке на фоне. Обычные методы съёмки не помогали: казалось, что корабли находятся под водой, а не в космосе. Поэтому он пришёл к технике Motion Control — управления движением камеры.


Специальный механизм отвечал за движения в кадре и автоматически перемещал оборудование таким образом, чтобы при монтаже можно было использовать разные ракурсы. Благодаря этому камеры могли двигаться в разных направлениях, создавая комбинированную съёмку. Технология Motion Control популяризировалась именно благодаря «Космической одиссее» — до этого её применяли в основном в мюзиклах. Кстати, Джордж Лукас подсмотрел идею с комбинированными для «Звёздных войн» именно у Кубрика.

Как снимал Стэнли Кубрик — секреты идеальной картинки полвека назад Xyz, Фильмы, Киногерои, Стэнли Кубрик, Режиссер, Сценарий, Съемки, Монтаж, Видео, Гифка, Длиннопост

А вот для знаменитой «галлюциногенной» концовки, где главный герой проходит сквозь пространство и время, не понадобилось какое-то необычное оборудование. Аниматор Джон Уитни поделился с Кубриком простым в освоении методом «щелевой фотографии» — он использовал её при создании начальных титров для «Головокружения» Альфреда Хичкока. Суть технологии проста: камера фокусируется на узкой щели, за которой в разные стороны двигаются изображения. Камера отдаляется и приближается к этой щели, погружая зрителя в особое, ни на что не похожее пространство. Эту технику позже использовали в «Докторе Кто» и «Стар Треке», а концовкой опять вдохновлялся Нолан — уже в сценах внутри чёрной дыры в «Интерстелларе».

Как снимал Стэнли Кубрик — секреты идеальной картинки полвека назад Xyz, Фильмы, Киногерои, Стэнли Кубрик, Режиссер, Сценарий, Съемки, Монтаж, Видео, Гифка, Длиннопост
Как снимал Стэнли Кубрик — секреты идеальной картинки полвека назад Xyz, Фильмы, Киногерои, Стэнли Кубрик, Режиссер, Сценарий, Съемки, Монтаж, Видео, Гифка, Длиннопост
Как снимал Стэнли Кубрик — секреты идеальной картинки полвека назад Xyz, Фильмы, Киногерои, Стэнли Кубрик, Режиссер, Сценарий, Съемки, Монтаж, Видео, Гифка, Длиннопост

В технике «щелевой съёмки» работал фотограф Марк Джонсон


А ещё в «Космической одиссее» Кубрик использовал технику фронтпроекции, своеобразного прародителя «зелёного экрана». Метод заключался в том, что на двухстороннее зеркало проецировали два изображения. Зеркало отражало получившийся результат на световозвращающий материал под названием scotchlite — его же используют для экранов в кинозалах. Фронтпроекция использовалась для съёмок начальных сцен в Африке. Актёры, игравшие обезьян, на самом деле находились внутри павильонов, а окружение вокруг них было отдельно снято в Африке.

Как снимал Стэнли Кубрик — секреты идеальной картинки полвека назад Xyz, Фильмы, Киногерои, Стэнли Кубрик, Режиссер, Сценарий, Съемки, Монтаж, Видео, Гифка, Длиннопост
Как снимал Стэнли Кубрик — секреты идеальной картинки полвека назад Xyz, Фильмы, Киногерои, Стэнли Кубрик, Режиссер, Сценарий, Съемки, Монтаж, Видео, Гифка, Длиннопост

Этот метод позже использовали, например, в «Супермене» с Кристофером Ривом и «На службе её величества» про Джеймса Бонда. Сейчас фронтпроекция считается устаревшей, но в последний раз её применил Джозеф Косински в «Обливионе» — в качестве оммажа к фильму Кубрика.


Это, конечно, далеко не все технологии съёмок, которые были в фильмах режиссёра. Но те, что мы перечислили, позволяют понять подход режиссёра к декорациям и спецэффектам.


Брайан Лофтас, оператор «Доктора Стрейнджлава» и «Космической одиссеи»:

Когда ручные магнитофоны только-только появились, Стэнли приобрел себе пару штук во время съёмок. Помню, как однажды мы отсматривали снятый материал, и Стэнли держал один магнитофон в левой руке, а другой — в правой. В левый он записывал свой голос, а затем перематывал плёнку обратно, записывая это правым магнитофоном.

Я увидел, как он это делает, и спросил: «Какого черта Стэнли вытворяет?». Оказывается, он хотел узнать, сколько раз сможет записывать эти звуки до тех пор, пока они станут неразличимыми. Таков был Стэнли. Он всегда использовал технологии до предела, чтобы понять их ограничения.
Показать полностью 12 3
3222

Невероятная работа кинооператоров в разных фильмах

"Именно оператор воплощает на экране всё то, что называется изображением и является сутью кино-видео фильма. Создание атмосферы, передача актерского мастерства зрителю, реализация стиля и жанра картины — это есть работа и предмет творчества операторов. Лучшие их работы являются высочайшими достижениями киноискусства." (Вадим Абдрашитов - советский и российский кинорежиссёр и педагог)

Отсюда - https://redd.it/ivst1l

2757

Когда твой настоящий враг вовсе не Бэтмен

Когда твой настоящий враг вовсе не Бэтмен Дэнни ДеВито, Пингвины, Бэтмен, Обезьяна, Злодеи, Укус, Неудача, Съемки, Тим Бертон, Шоу Грэма Нортона, Актеры и актрисы, Знаменитости, Раскадровка, Длиннопост, Яйца, Фильмы

Оринигал: https://www.youtube.com/watch?v=8yjGLulnPlw

Показать полностью 1
565

Как снимался фильм «Они сражались за Родину»

26 мая 1975 года на экраны страны вышел художественный фильм по роману Михаила Шолохова «Они сражались за Родину». Действие фильма происходит в июле 1942 года.

На подступах к Сталинграду обескровленные, измотанные советские войска ведут тяжелые оборонительные бои, неся огромные потери.

Небольшое стрелковое подразделение под командованием капитана Сумскова получило приказ: под огнём вражеской авиации и артиллерии обеспечить переправу через Дон советских воинских частей.

Четыре дня стояли насмерть солдаты Стрельцов, Лопахин, Звягинцев — люди мирных профессий, которых война заставила надеть шинели…

Не спеша, точно и емко рисует режиссер портреты бойцов небольшого стрелкового подразделения, ведущего бои за переправу через Дон.

Великолепны и страшны батальные сцены с участием авиации и танков. Пиротехники и пороха не жалели.

Живо и с юмором показаны бытовые сцены, ярко и правдиво воссозданы психология солдата, его внутренний мир, его мужание и закалка в суровых испытаниях войны.

Премьера фильма "Они сражались за Родину" состоялась 12 мая 1975 года, 26 мая картина вышла в широкий прокат. В премьерный год картину посмотрели более 40 миллионов человек.

Как снимался фильм «Они сражались за Родину» Они сражались за Родину, Фильмы, СССР, Великая Отечественная война, Длиннопост, Текст

В 1974 году, в преддверии тридцатилетия Победы руководством Советского Союза было принято решение поставить к грядущему юбилею масштабное кинополотно о Великой Отечественной войне.

Вопрос о том, кто должен стать режиссером картины не стоял — такое ответственное дело можно было доверить только создателю «Судьбы человека», «Войны и мира» и «Ватерлоо» Сергею Федоровичу Бондарчуку.

Режиссера вызвали в Министерство обороны и предложили снять фильм по книге «Битва за Кавказ» маршала Андрея Антоновича Гречко, возглавлявшего в то время военное ведомство.

«Для Бондарчука ситуация была сложной, – вспоминала супруга режиссера Ирина Скобцева. – «Маршал Гречко настоятельно «рекомендовал», чтобы Сергей Федорович снимал фильм «Битва за Кавказ», обещая: «Все дадим, всем обеспечим».

Не повинуясь настоятельной «рекомендации», Сергей Федорович приступил к работе над картиной «Они сражались за Родину».

Ассистенты режиссера ездили по всей стране: нужно было подобрать пятьдесят семь актеров на значимые роли, восемьдесят — на роли второго плана и к тому же найти огромную массовку.

Как снимался фильм «Они сражались за Родину» Они сражались за Родину, Фильмы, СССР, Великая Отечественная война, Длиннопост, Текст

Исполнителей главных ролей Бондарчук утвердил довольно быстро: и Вячеслав Тихонов (Николай Стрельцов), и Георгий Бурков (Александр Копытовский), и Юрий Никулин (рядовой Некрасов) и Василий Шукшин (Петр Лопахин) — помнили войну. И это для Бондарчука было очень важно».

Взяв за основу сценария картины незаконченный роман Михаила Шолохова, Бондарчук, как и во время работы над «Судьбой человека», постоянно советовался по различным вопросам с автором книги.

Именно Шолохов, желавший, «чтобы в фильме все было правдиво до боли», настоял на проведении съемок практически в тех же местах, где разворачиваются события его произведения.

Следуя его пожеланию, фильм снимали в Волгоградской области, в окрестностях расположенных на границе Дона и Волги станицы Клетской и хутора Мелологовского.

В помощь съемочной группе был выделен сводный полк солдат, которые помогали возводить декорации, рыть окопы, а также участвовали в массовках.

Кроме того, военнослужащие полка, в состав которого входило саперное подразделение, обезвреживали оставшиеся с войны неразорвавшиеся боеприпасы.

По воспоминаниям главного оператора картины Вадима Юсова, участникам киногруппы очень часто встречались следы проходивших здесь боев: «Мы рыли окопы на полную глубину и находили человеческие кости. Их было очень много. Мы вынимали кости и отдавали на захоронение.

Земля там вся начинена остатками мин.

Саперы постоянно находили фюзеляжи. Помню, в газетах писали, что на съемках чуть не пострадал оператор.

Это действительно было так. Во время перерыва я обнаружил, что прилег рядом с неразорвавшейся миной. Ее тут же откопали и взорвали саперы».

Как снимался фильм «Они сражались за Родину» Они сражались за Родину, Фильмы, СССР, Великая Отечественная война, Длиннопост, Текст

Работа проходила в сжатые сроки и в сложных условиях.

Так, в спешке, администраторы не успели позаботиться о гостинице для размещения съемочной группы и актеров, и только благодаря авторитету Бондарчука удалось уговорить местное руководство предоставить для проживания людей теплоход «Дунай».

Но несмотря на все трудности, фильм был завершен в срок и представлен на суд кинематографическому начальству.

Многие из тех, кто присутствовал на первых, закрытых просмотрах, были глубоко потрясены увиденным на экране.

Особенно лента впечатлила фронтовиков, которые отмечали ее реалистичность и даже документальность.

Конечно, нашлись и недовольные: прохладно отнеслись к творению Бондарчука военные, обиженные его отказом снимать фильм по сочинению их министра. Однако, вопреки опасениям режиссера, из фильма не было вырезано ни одного эпизода.

В 1975 году картина «Они сражались за Родину» и Сергей Бондарчук представляли СССР в основной программе Каннского кинофестиваля.

По результатам опроса читателей журнала «Советский экран» лента «Они сражались за Родину» была признана лучшим фильмом, а Василий Шукшин — лучшим актером 1976 года.

В 1976 году фильм был удостоен премии Союза антифашистских борцов Чехословакии на XX Международном кинофестивале в Карловых Варах (Чехословакия), на XIV кинофестивале в Панаме Сергей Бондарчук стал обладателем премии за режиссерскую работу.

В 1977 году оператор Вадим Юсов и режиссер Сергей Бондарчук стали лауреатами Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.

Как снимался фильм «Они сражались за Родину» Они сражались за Родину, Фильмы, СССР, Великая Отечественная война, Длиннопост, Текст

Интересные факты о фильме «Они сражались за Родину»

— Для выдающегося советского актера Василия Шукшина роль Лопахина стала последней: Василий Макарович скончался 2 октября 1974 года, когда съемки фильма еще продолжались. Его роль — Петра Лопахина — озвучивал ленинградец Игорь Ефимов, а в нескольких эпизодах, в которых не успел сняться Шукшин, вместо него снялся Юрий Соловьев. Из-за смерти мужа не смогла озвучить свою героиню и Лидия Федосеева-Шукшина. Её Глаша говорит голосом Натальи Гундаревой.

— По словам Юрия Никулина, «Они сражались за Родину» — третья картина, в которую он был приглашен Сергеем Бондарчуком. Сняться в «Войне и мире», куда он был утвержден на роль капитана Тушина, Никулину не удалось из-за заграничных гастролей его цирка, а сыграть роль английского офицера в «Ватерлоо» ему помешала болезнь. И лишь с третьей попытки Юрий Владимирович попал в актерский состав фильма Бондарчука, исполнив роль рядового Некрасова в картине «Они сражались за Родину».

— Чтобы добиться от актеров максимального «вхождения в образ», Бондарчук обязал их носить форму, в которой они снимались постоянно, а не только на съемочной площадке.

— Крайне серьезно относившийся к созданию фильма Бондарчук был внимателен к каждой детали, и тщательно рассматривал и обдумывал малейшее изменение первоначального замысла. По рассказам очевидцев, однажды Василий Шукшин попросил изменить в реплике своего героя всего одно слово, после чего актер и режиссер целый час провели в обсуждении этой темы.

— Для воспроизведения взрывов и разрывов снарядов пиротехниками во время съемок было израсходовано пять тонн тротила. При этом местность для съемок таких сцен была не очень подходящей, поэтому многие взрывы приходилось снимать со значительного расстояния, чтобы не пострадали оператор и другие члены съемочной группы.


https://picturehistory.livejournal.com/2232124.html

Показать полностью 3
191

Они сражались за родину

Режиссер Сергей Бондарчук.

(Бондарчук здорового человека)


Конечно, картина немного устарела, резкие склейки, театральность, порой резкое экспрессивное поведение героев, непривычный формат 35-мм киноплёнки, те самые полоски по краям. В начале просмотра это создает дискомфорт, который, впрочем, быстро проходит. Зачем смотреть старое кино? потому что это классика советского и мирового кинематографа. Классика, которая формирует киновкусы, выстраивает культурный базис, дает понимание самого кинематографа. И, конечно, низкосортные произведения не становятся классикой.

Они сражались за родину Они сражались за родину, Бондарчук, Юрий Никулин, Драма, Фильмы, Василий Шукшин, Вячеслав Тихонов, Военные фильмы, Длиннопост

Они сражались за родину - само название фильма уже говорит о его суть, это кино с акцентом на раскрытие образов простых людей, которые были шахтерами, комбайнерами или плотникам, а теперь солдаты, готовые отдать жизнь за родину и близких. Меня всегда поражала в советском кинематографе самобытность и колорит персонажей, на экране всегда обстоятельные личности, с глубокими характерами. А проработанные диалоги углубляют в мысли героев, их личные (и общенародные) переживания и страхи. Диалоги отображают и формируют целый культурный код и быстро расходятся на крепкие цитаты. Хорошо показаны военные баталии, но настоящий ужас войны передается не во время взрывов, а через образы, совсем юная медсестра, которой едва хватает сил тащить раненого, потерявший слух, разговаривающий с трудом солдат, вернувшийся к друзьям на фронт - вот что действительно страшно. Нельзя не упомянуть про отличную операторскую работу, плавные перемещения камеры во время диалогов постоянно акцентирует внимание на самом важном, будь то мимика слушателя, эмоции рассказчика или образы. Это честное кино без лишнего пафоса, где солдаты не просто рафинированные дезодорированные вылощенные герои, они бояться смерти, терзаются внутренними переживаниями и просто хотят жить и радоваться жизни.

Пост в ВК с плакатами и музыкой Высоцкого: https://vk.com/public175068581?w=wall-175068581_77

Они сражались за родину Они сражались за родину, Бондарчук, Юрий Никулин, Драма, Фильмы, Василий Шукшин, Вячеслав Тихонов, Военные фильмы, Длиннопост
Они сражались за родину Они сражались за родину, Бондарчук, Юрий Никулин, Драма, Фильмы, Василий Шукшин, Вячеслав Тихонов, Военные фильмы, Длиннопост
Показать полностью 2
175

Юрий Никулин в комедиях Леонида Гайдая

Этот великий актёр был любим зрителями и на арене цирка, и на экране кино. По большому счету, путёвку в мир кино дал Юрию Владимировичу Леонид Гайдай. Нет, у него были уже роли и до Гайдая, но всенародным любимцем Никулин стал именно благодаря комедиям Гайдая. Давайте же вспомним роли артиста в этих комедиях
Юрий Никулин в комедиях Леонида Гайдая Никулин, Фильмы, Леонид Гайдай, СССР, Длиннопост

Первым фильмом, где Гайдай снял Никулина был "Пес Барбос и необычный кросс"


Это был успех и у Гайдая, и его знаменитой троицы - Труса, Балбеса и Бывалого. Говорят, что когда на пробы к Гайдаю привели Юрия Никулина, у режиссера все сомнения отпали. "Балбеса искать не надо, Никулин - то, что нам нужно", - сказал он

Юрий Никулин в комедиях Леонида Гайдая Никулин, Фильмы, Леонид Гайдай, СССР, Длиннопост

На волне успеха было тут же снято продолжение - "Самогонщики"


По словам Никулина, сюжет для фильма Гайдаю подарил именно он. Он же и сочинил песню для фильма, но её забраковал худсовет

Юрий Никулин в комедиях Леонида Гайдая Никулин, Фильмы, Леонид Гайдай, СССР, Длиннопост

Гайдай пригласил Никулина и в свой следующий фильм по рассказам О. Генри "Деловые люди"


Юрий Владимирович сыграл в новелле "Родственные души" неудачливого грабителя

Юрий Никулин в комедиях Леонида Гайдая Никулин, Фильмы, Леонид Гайдай, СССР, Длиннопост
Следующим появлением в комедиях Гайдая была замечательная "Операция "Ы" и другие приключения Шурика"
Юрий Никулин в комедиях Леонида Гайдая Никулин, Фильмы, Леонид Гайдай, СССР, Длиннопост

Знаменитая троица была любима зрителями и Гайдай снял её и в продолжении - "Кавказской пленнице или новых приключениях Шурика"


Никулину сценарий сначала не понравился и он хотел отказаться, но Гайдай уговорил актёра. К сожалению на съёмках этого фильма самое знаменитое трио в истории советского кино распалось

Юрий Никулин в комедиях Леонида Гайдая Никулин, Фильмы, Леонид Гайдай, СССР, Длиннопост

Но Гайдай и не думал расставаться с Никулиным. В комедии "Бриллиантовая рука" Юрий Владимирович получил главную роль


Во время съёмок этого фильма по стране поплзли слухи, что Никулин погиб. А всё из за того, что одна любопытная уборщица, наводя порядок в подвале, где хранился реквизит, приподняла простыню и увидела сделанную из папье-маше фигуру Горбункова, которую должны были сбросить из багажника машины в конце фильма. Подумав что Никулин погиб на съёмках и его труп прячут в подвале, с диким воплем уборщица бросилась прочь. Через час о смерти Никулина знали не только в Адлере, но и в других городах нашей страны, потому что уборщица по совместительству работала в аэропорту.

Юрий Никулин в комедиях Леонида Гайдая Никулин, Фильмы, Леонид Гайдай, СССР, Длиннопост

Следующей ролью, которую Никулин сыграл у Гайдая была роль дворника Тихона в комедии "12 стульев"

Юрий Никулин в комедиях Леонида Гайдая Никулин, Фильмы, Леонид Гайдай, СССР, Длиннопост

Гайдай хотел ещё снять Юрия Владимировича в роли Бунши и Ивана Грозного в комедии "Иван Васильевич меняет профессию", но Никулин отказался.



В своём следующем фильме по рассказам Зощенко "Не может быть" роль папаши невесты в новелле "Свадебное происшествие" Гайдай решил отдать Никулину. Режиссёр даже провёл фотопробы, но Юрий Владимирович опять ответил отказом. Гайдай обиделся не на шутку. Тогда роль папаши исполнил Георгий Вицин. А Никулина Гайдай больше не снимал

Показать полностью 7
136

Сценарий. Леонид Гайдай и Юрий Никулин, 1960–е годы, Москва

Сценарий. Леонид Гайдай и Юрий Никулин, 1960–е годы, Москва Никулин, Леонид Гайдай, Фото, Фильмы

« — „Пес Барбос“ — это был сюжет в десятку. Хотя, честно говоря, я знал эту историю еще до того, как прочел сценарий, написанный по фельетону Степана Олейника. У меня была такая книжечка английского сатирика Джекобса, она называлась „Заряженный пес“. В ней был рассказ о моряках, которые собрались глушить рыбу, а собака с динамитом за ними погналась. Говорю это не к тому, что сюжет позаимствован, вряд ли. Что поделаешь: в Англии тоже не ангелы живут и тоже, оказывается, рыбу глушат. Просто Олейник и этот Джекобс оба нащупали беспроигрышный комедийный ход, классический. Но это я потом все сравнивал. А когда мне в первый раз позвонили из группы Гайдая, я сразу вспомнил, что видел его фильм „Жених с того света“, короткометражку. Сейчас не скажу с ходу, кто там играл. Может быть, потому не помню, что, как потом мы узнали, первоначально фильм был нормальный, а на экраны вышел обрезанный и поуродованный. Но несмотря ни на что, было смешно. Это точно. Вспомнив „Жениха...“, я заинтересовался и отправился на „Мосфильм“. Робко постучал в дверь, вошел и увидел худого человека в толстых очках. Стекла сверкнули на меня оценивающе:

— Никулин? Из цирка? Ну–ка повернитесь... И потом я услышал, как он тихо сказал кому–то из ассистентов:

— Балбеса больше искать не надо. Этот будет!»

Юрий Никулин


«...Труднее оказалось с Балбесом. В картине „Пес Барбос и необычный кросс“, где Балбес получил материальную оболочку, пробовались Борис Новиков и другие актеры. Наконец всех перетянул Юрий Никулин. И в этом, признаться, была вторая огромная удача. Кстати, Юрия Никулина я впервые увидел в небольшом эпизоде картины „Девушка с гитарой“ и после этого решил пригласить на роль Балбеса. Меня поразили его грустные выразительные глаза, а самое главное — редкая способность настоящего комика смешить на полном серьезе. Когда состоялась первая проба, я понял, что не ошибся».

Леонид Гайдай


Фотограф Семен Мишин–Моргенштерн

МАММ / МДФ

Показать полностью
415

Как снимали комедию "Бриллиантовая рука".

Когда Леонид Гайдай задумал экранизацию романа "12 стульев" Ильфа и Петрова, поклонником которого был давно, он отправился на прием к тогдашнему председателю Госкино А. Романову, но тот мгновенно остудил его пыл. Романов заявил, что другой режиссер - Михаил Швейцер - уже снимает вторую часть дилогии про Остапа Бендера "Золотой теленок", поэтому браться за "12 стульев" сейчас не время: дескать, надо подождать и посмотреть, что получится у Швейцера. Гайдаю не оставалось ничего иного, как взяться за другую работу. И тут как нельзя вовремя подоспел новый сценарий, сочиненный давними партнерами Гайдая Морисом Слободским и Яковым Костюковским. Он назывался "Контрабандист".

Как снимали комедию "Бриллиантовая рука". Леонид Гайдай, Никулин, Миронов, Фильмы, Длиннопост

Идея этого сценария пришла в голову авторам после прочтения серии статей журналиста Аркадия Сахнина в газете "Правда", посвященных борьбе с контрабандистами. В одной из этих заметок рассказывалось, что преступники используют в своих махинациях весьма оригинальный способ провозки контрабанды - в гипсе. В итоге в начале марта 1967 года на "Мосфильм" поступила заявка на сценарий, а 22 марта со сценаристами был заключен договор. Согласно заявке, сюжет сценария должен был быть таким: простой советский человек Семен Семеныч Павлик (позже его переименуют в Тимошкина, а к началу съемок он обретет свое окончательное имя - Горбунков), отправившись в заграничное турне, совершенно случайно оказался в центре контрабандной махинации: перепутав его со своим коллегой, контрабандисты спрятали в гипсе, наложенном ему на руку, бриллианты. 

Как снимали комедию "Бриллиантовая рука". Леонид Гайдай, Никулин, Миронов, Фильмы, Длиннопост

Практически все лето Слободской и Костюковский писали литературный сценарий будущего фильма. Чуть позже (осенью) к ним присоединился Леонид Гайдай. Поскольку с троицей в лице Балбеса, Труса и Бывалого было решено покончить раз и навсегда (хотя в мае 1968 года в "Советской культуре" Юрий Никулин призывал Гайдая не ставить на троице окончательный крест и продлить ей жизнь в одном из будущих фильмов - идея одного из сценариев была такой: троица, организовав концертную бригаду, отправляется в турне по стране, однако Гайдай, судя по всему, от этих масок устал), в новом сценарии была придумана другая троица: Граф, Механик и Малыш. 

Как снимали комедию "Бриллиантовая рука". Леонид Гайдай, Никулин, Миронов, Фильмы, Длиннопост

31 октября 1967 года в творческом объединении "Луч" состоялось обсуждение сценария "Контрабандист". В целом он был одобрен, но высказывались и отдельные замечания. В частности, было рекомендовано сократить сцены с участием управдомши Плющ, сделать более выпуклой роль милиции (а то, мол, она слишком пассивна), сократить троицу до двух человек, убрав Малыша. 

Как снимали комедию "Бриллиантовая рука". Леонид Гайдай, Никулин, Миронов, Фильмы, Длиннопост

С 1 февраля начались интенсивные переговоры с актерами, претендовавшими на главные и второстепенные роли, репетиции. Главная роль Семена Семеновича Горбункова - писалась исключительно на Юрия Никулина. Ему даже под это дело в "Союзгосцирке" дали специальный отпуск сроком на полгода, чего ранее никогда не делали. Но Гайдай теперь был в фаворе и мог попросить о таком одолжении кого угодно. 

Как снимали комедию "Бриллиантовая рука". Леонид Гайдай, Никулин, Миронов, Фильмы, Длиннопост

Между тем, на другие роли явных претендентов не было. Сыграть Гешу Козодоева режиссер собирался позвать Георгия Вицина, но, решив, что в его исполнении горе-контрабандист получится двойником Труса из "Приключений Шурика", рискнул отдать роль Андрею Миронову. пробовались также Валерий Носик, Рудольф Рудин и Михаил Пуговкин.

Как снимали комедию "Бриллиантовая рука". Леонид Гайдай, Никулин, Миронов, Фильмы, Длиннопост

Среди претендентов на роль бандита Лелика наиболее вероятными кандидатами были Анатолий Папанов, тот же Михаил Пуговкин и Леонид Сатановский. Совместным решением режиссера и худсовета в картину был приглашен Папанов.

На роль сексуальной Анны Сергеевны, соблазняющей Горбункова в номере гостиницы "Атлантика", Гайдай сначала пригласил Клару Лучко, а после ее отказа – ему пришлось выбирать из трех актрис — Светланы Светличной, Эвы Киви и Лилии Юдиной. В сложном положении оказались и члены худсовета, утверждавшие исполнителей ролей. По их мнению, Юдина была "излишне откровенной", Киви – "слишком не нашей", а Светличная, которой, в конце концов, и посчастливилось сняться в фильме, – "чересчур соблазнительной".

Как снимали комедию "Бриллиантовая рука". Леонид Гайдай, Никулин, Миронов, Фильмы, Длиннопост

Шефом мог стать Владимир Пицек, Борис Рунге или Павел Шпрингфельд, но режиссер предпочел им Николая Романова. На роль Нины Горбунковой претендовали Нина Гребешкова и Ия Саввина. Гайдай решил отдать роль своей жене, и Нина Гребешкова в который раз не подвела мужа, с честью справившись с не самой большой, но ответственной ролью. Контрабандиста-аптекаря сыграл Леонид Каневский, которому удалось еще на этапе кинопроб опередить своего главного соперника — Спартака Мишулина.


В роли мрачного типа, от встречи с которым Горбунков потерял дар речи, снялся не профессиональный актер, а журналист журнала "Смена" Леонид Плешаков. О том, каким образом он получил эту роль, вспоминает он сам: "Как-то в коридоре "Комсомольской правды" я столкнулся с Игорем Кио и Юрием Никулиным, которые зашли в редакцию по каким-то делам. С Игорем я был знаком и даже писал о нем, Никулина же видел до того только в кино. Познакомились, поднялись в буфет выпить кофейку. За столом Юрий Владимирович неожиданно спросил: "У вас на груди волосы есть?" "Есть", - отвечаю. "Покажите..." Я растегнул ворот рубашки и на всякий случай приготовился, что со мною выкинут какой-нибудь цирковой фортель. "Вполне достаточно", - удовлетворенно сказал Никулин. "Для чего достаточно?" - не понял я. "Леонид Гайдай собрался снимать очередную комедию. Там мой герой случайно становится обладателем контрабандных сокровищ. По ходу дела он попадает в различные ситуации, где, как ему кажется, с ним хочет разделаться шайка истинных контрабандистов. В одном эпизоде он сталкивается с огромным человеком, на груди которого висит череп. Прохожий задает моему герою невинный вопрос, но, заметив череп, тот пугается до немоты. Сами понимаете, череп лучше смотрится на волосатой груди. Вы согласитесь сняться?" "Хорошо, я пугану вас, но при условии: вы дадите мне интервью". "Договорились".

Я принял наш разговор за шутку, но через некоторое время мне позвонили из группы Гайдая и предложили прийти на "Мосфильм" примерить отобранную для роли одежду, а вскоре сообщили, когда я должен явиться на съемку..."

Как снимали комедию "Бриллиантовая рука". Леонид Гайдай, Никулин, Миронов, Фильмы, Длиннопост

А вот как проходили съёмки в кафе "Мороженое", где Граф приглашал Горбункова на рыбалку. Вспоминает Ю. Никулин:

"Сидим в машине, а Леонид Иович смотрит сценарий, отмечает снятые кадры и говорит мне: "Завтра с утра снимаем семью Семена Семыновича и Графа в кафе. После ужина приходи ко мне в номер порепетировать. Подумай, какие смешные ситуации могут возникнуть за столом.

Утром мы приезжаем на съемку эпизода "Сцена в кафе". Гайдай сидит в уголке и делает пометки на полях сценария. Рядом его неизменный портфель, в котором всегда бутылка минеральной воды и пожелтевшая пластмассовая чашка, сопровождающая Гайдая на всех фильмах.

Идет подготовка к съемке. Устанавливают камеру, свет, застилают скатертью столик. Потом долго ищут детей, участвующих в съемке, которые без спросу убежали к морю. Только поправили грим актерам, оператор потребовал поднять на пять сантиметров стол, за которым мы сидим с Мироновым. Плотник набил под каждую ножку по деревянной плашке.

Снова провели репетицию. И тут ассистент режиссера заметил, что надо сменить цветы, которые Миронов подает Гребешковой. Цветы сменили. Пока меняли цветы, растаяло мороженое. Послали за ним человека. На это ушло еще двадцать минут. И вот наконец все готово: стол на нужной высоте, свежие цветы качаются в вазе, мороженое принесено. Включили свет, приготовились к съемке. Но за несколько часов подготовки мы настолько устали и разомлели на жаре, что потеряли нужное актерское состояние. И тогда в кадр врывается Гайдай. Он тормошит нас, громко говорит за каждого текст, подбадривает, поправляет у Миронова повязку на глазу, а у меня кепочку, и наконец мы слышим энергичную команду: "Мотор, начали!" К этому времени мы снова в форме и делаем все, как требуется..."

Как снимали комедию "Бриллиантовая рука". Леонид Гайдай, Никулин, Миронов, Фильмы, Длиннопост

Кстати, "мороженое", которым мальчик попадает Графу в лицо, вовсе не мороженое, а смесь творога с молоком. Кидал его в актера ассистент режиссера, причем, было сделано восемь дублей, которые Миронов стоически вытерпел


В фильме "Бриллиантовая рука" снялся не только сам Юрий Никулин, но и его семья — жена Татьяна Николаевна сыграла экскурсовода, а сын Максим, которому тогда было десять лет, снялся в роли мальчика, который помог Геше выбраться с острова. 

Как снимали комедию "Бриллиантовая рука". Леонид Гайдай, Никулин, Миронов, Фильмы, Длиннопост
Вспоминает Ю. Никулин: 

Воспользовавшись тем, что наш десятилетний сын Максим проводил летние каникулы с нами, Гайдай тоже занял и его в эпизоде. Максим снялся в роли мальчика с ведерком и удочкой, которого Граф встречает на острове. Максим с энтузиазмом согласился сниматься, но, когда его по двадцать раз заставляли репетировать одно и то же, а потом начались дубли, в которых Андрей Миронов бил его ногой и сбрасывал в воду, он стал роптать. Время от времени он подходил ко мне и тихо спрашивал: "Папа, скоро они кончат?" "Они" - это оператор и режиссер. У оператора Максим все время "вываливался" из кадра, а Гайдай предъявлял к нему претензии как к актеру. Например, когда Миронов только замахивался ногой для удара, Максим уже начинал падать в воду. Получалось неестественно. Чувствовалось, что Максим ждет удара. После того как испортили семь дублей, Гайдай громко сказал: "Все! В следующем дубле Миронов не будет бить Максима, а просто пройдет мимо". А Миронову шепнул: "Бей, как раньше. И посильней". Успокоенный Максим, не ожидая удара, нагнулся с удочкой и внезапно для себя получил приличный пинок. Он упал в воду и, почти плача, закричал: "Что же вы, дядя Андрей?" Эпизод был снят..."

Как снимали комедию "Бриллиантовая рука". Леонид Гайдай, Никулин, Миронов, Фильмы, Длиннопост

А вот как о съёмках этого момента писал корреспондент краснодарской газеты "Советская Кубань" С. Милюков, который в те июльские дни находился в Туапсе и наблюдал за ходом съемок: "Уютный, спрятавшийся за скалой уголок Черноморского побережья близ Туапсе. Ослепительное июльское солнце. Лазурное море. Нежный, освежающий ветерок. И тишина. Вдруг совсем рядом душераздирающий крик: "SOS! SOS! Спасите! Помоги-и-и-те! Мамочка ро-о-о-одная! SOS!" На крошечном островке мечется мокрый, взлохмаченный человек. Энергично размахивает палкой с тряпкой на конце, истошно вопит. Курортники, загорающие на пляже километрах в двух отсюда, тревожно поглядывают в море. Спасательный катер стрелой понесся к месту происшествия. Но едва приблизился к острову, над морем загремел усиленный мегафоном сердитый голос: "Назад, товарищи! Вы же въехали в кадр! Здесь киносъемка!" Выругавшись ("Только людей пугают"!) и облегченно вздохнув ("Слава богу, не утопленник, а киношники..."), спасатели поворачивают обратно. А актер по команде режиссера вопит еще громче, еще естественнее, так, что холодеет душа, и, наконец, неуклюже плюхается в море, поднимая фонтан сверкающих брызг. Затем все повторяется снова..."

Как снимали комедию "Бриллиантовая рука". Леонид Гайдай, Никулин, Миронов, Фильмы, Длиннопост

И ещё один рассказ о съёмках этой сцены, на этот раз от сценариста Я. Костюковского:

"Когда снимали сцену, в которой Папанов под водой нанизывает рыбу на крючок удочки Никулина, вода была довольно холодной. По вине кого-то из технических работников съемочной группы что-то там не ладилось, и приходилось снова и снова переснимать. После очередного дубля разгневанный Анатолий Дмитриевич Папанов, высунувшись из воды, рявкнул в сердцах на этого ассистента: "Идиот!..". И это так замечательно прозвучало, что Гайдай вставил эпизод в картину, только адресовалось это уже Графу - Миронову..." 

Как снимали комедию "Бриллиантовая рука". Леонид Гайдай, Никулин, Миронов, Фильмы, Длиннопост

В сентябре 1968 года съёмочная группа приезжает в Баку для съёмок эпизодов "за границей".

Вот как вспоминает об этих днях Л. Каневский:

"Знаменитый портной "Мосфильма" Затирко сшил мне роскошный серый костюм с искрой. Я надел его с белой рубашкой, вышел. Гайдаю понравилось: "Красота!" Но тела-то не видно - а вообще-то я достаточно смуглый для юга... Гайдай загорелся: "Давай посмотрим!" И я снял этот роскошный костюм, надел белые брюки и вышел практически голым. Гайдай был в восторге: "Это лучший костюм Затирко!"

Как снимали комедию "Бриллиантовая рука". Леонид Гайдай, Никулин, Миронов, Фильмы, Длиннопост

В Баку все мы жили в одной гостинице. После съемок ходили гулять по городу, вместе ужинали... А местные буквально носили на руках, угощали нас шашлыками и вином.

Сытые и довольные глубокой ночью мы расходились по номерам. Но спать не всегда удавалось. Вот в три часа ночи - стук в дверь. Никулин: "Ты спишь? Я вспомнил потрясающий анекдот! Ты послушай!" Приходилось вставать и слушать... Уже тогда Юрий Владимирович обожал анекдоты и в любую секунду был готов выдать по поводу... Жизнь казалась сплошным праздником..."

А вот Андрею Миронову съёмки в Баку дались очень тяжело. Причиной этого была тяжелая болезнь – нервная экзема, приносившая жестокие страдания артисту. Но как бы плохо он себя не чувствовал, при слове "Мотор!" Миронов забывал все свои недомогания и становился лучезарным, пластичным, искрящимся человеком.

Как снимали комедию "Бриллиантовая рука". Леонид Гайдай, Никулин, Миронов, Фильмы, Длиннопост

А вот как снимали сцену падения подскользнувшегося Никулина. Первоначально предполагалось, что он поскользнется на банановой кожуре. Под это дело закупили несколько килограммов дефицитных по тем временам фруктов (это теперь бананов, что грязи) и хранили их в холодильнике. Однако поскользнуться на банановой кожуре Никулину никак не удавалось. И тогда купили арбуз, которых в Баку было немерено. Падать Никулин должен был на надувной пляжный матрас серого цвета. Но если падение ему удалось практически сразу, то вот на арбузную корку он никак удачно наступить не мог. И тут на помощь пришел Леонид Каневский. Он торопился на съемки в Свердловск, поэтому предложил режиссеру заменить Никулина. На него надели брюки Никулина, и он мастерски поскользнулся. Так что нога в кадре его, а не Никулина. В этот же день сняли кадры, когда возле аптеки падает Граф. В отличие от Никулина, Миронову матрас не понадобился - он упал на обе руки и мягкое место.

Как снимали комедию "Бриллиантовая рука". Леонид Гайдай, Никулин, Миронов, Фильмы, Длиннопост
Нельзя не упомянуть про песни, звучащие в фильме, ведь они стали действительно народными хитами и звучат до сих пор. Их авторами стали композитор Александр Зацепин и поэт Леонид Дербенёв. Ну а исполнили их Андрей Миронов, Юрий Никулин и Аида Ведищева.
Как снимали комедию "Бриллиантовая рука". Леонид Гайдай, Никулин, Миронов, Фильмы, Длиннопост
"Бриллиантовая рука" вышла в прокат в июне 1969 года и принесла Леониду Гайдаю новый триумф: фильм посмотрело рекордное количество зрителей - 76 миллионов 700 тысяч (на 16 тысяч больше, чем "Кавказскую пленнницу"). Советская пресса встретила фильм восторженно, о нем положительно отзывались как центральные издания, так и периферийные. Например, З. Боровая в газете "Полярная правда" (номер от 3 июля) писала: "С отличным настроением сделан фильм. Жизнерадостно, ярко, весело, широко. Сочные краски, музыка, милые забавные песни - все это создает определенный настрой! Картина оставляет очень хорошее впечатление..." 
Как снимали комедию "Бриллиантовая рука". Леонид Гайдай, Никулин, Миронов, Фильмы, Длиннопост
Показать полностью 17
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: