Юридические истории #236: Претензия

Давно дело было. Я был молод и неопытен. Но периодически клиенты выкидывают такое же, так что забывать не дают.


Обратился ко мне один строитель (да-да, моя любимая профессия), заказчик не платит, нужно писать претензию. Нужно - так нужно. Давай договор, акты и все остальное, что есть - посмотрю.


Принес договор. Актов, говорит, нету. Заказчик не подписывает. Хрен с тобой, давай не подписанные, направим заказчику - пусть даст мотивированный отказ. Договорились о сумме. Строитель принес акты. Я составил сопроводиловку, вручил мужику...


- Не, - говорит. - Такое мы уже писали. - Нужно что-то другое...


Блин... вроде как и мой косяк - нужно было сразу весь пакет документов спросить.


- Ладно, - говорю. - Давай неси весь пакет, переделаю...


Приносит. Реально пакет. Как из супермаркета, только не с продуктами, а с документами. Ой-йо... но я уже писанулся, включать обратку как-то некрасиво.


Взял весь пакет вечером домой, начал разбираться. А там реальная жуть. Договор, допники, переписка между сторонами года за полтора, жалобы от прокуратуры до царя Соломона, ответы на них... ничего не прошито, не скреплено, и все перепутано. Чего-то по несколько копий... раскладывал я всю эту херню по-порядку часа 4. И это - еще до момента, когда начал вчитываться! Пол, диван, стол, стулья - все ровным ровным слоем бумаги.


Восстановив порядок, ознакомился. Еще часа 4 ушло. Получалось, что писать дальнейшие претензии бесполезно - претензионный порядок давно соблюден, причем неоднократно, давно пора в суд выходить.


Утром позвонил строителю, объяснил, что тут уже как бы нужно в суд бежать. Представлять свои интересы он соизволил сам, попросил только исковое. Договорились о цене...


С исковым я тоже промудохался прилично - там одних приложений на 1,5 страницы. Самое бесявое - приложения писать.


Через день встретились, я такой гордый вручаю ему пакет с разложенными по-порядку документами, причем не просто в хронологическом порядке - еще и в том, в котором оно в приложениях указано.


Он посмотрел так недобро...


- Это че? Такие бабки за 5 страниц, из которых 2 страницы - шапка и приложения?


Сука... сколько раз я вспоминал этот момент - столько раз я радовался, что после встречи с ним собирался в суд, так что ствол лежал дома, в сейфе. Я в те годы был гораздо менее сдержан, так что я б застрелил этого гада, потом оживил, потом изнасиловал бы, потом снова застрелил бы. Вообще я не содомит, но тогда на этого строителя у меня реально встал бы.


Причем повторял бы этот процесс неоднократно и в произвольном порядке.


- Слышь, скотина, а твоя морда не охренела? Я чтобы эти 5 страниц написать, 10 часов промудохался!


- Я не буду за это платить!


- Тогда хер тебе, а не исковое. И пошел вон отседова.


Писки, визги... все же расплатился.


С тех пор, когда приносят такой бардак документов - отказываю, не читая. Осенью кто-то из пикабушников обращался за консультацией, скинул фото документов - на колене, в авто, под углом, половина листа в тени, вторая половина засвечена, резкости никакой. Отказал не читая.


Должна быть какая-то ответственность, какой-то серьезный подход. Если у человека изначально такое отношение к своему делу - 100% будет куча косяков. А мне оно надо? 99%, что клиент встрял из-за своего же разгильдяйства, встрял капитально, и его уже не вытянуть.


После еще клиенты неоднократно пытались возразить - откуда такая цена за 1,5 страницы? Одно дело - дела, по которым куча практики, тот же ЗоЗПП, где все в большинстве случаев достаточно просто. Ночью меня разбуди - 32, 28, 16, 15, 13 статьи по памяти расскажу. И это не шутка и никакого фигурально выражаясь.


А как обратятся по какому-нибудь вопросу, по которому мало практики, там, чтобы 1,5 страницы написать, нужно часов 10 перед этим какие-нибудь Incoterms 2010, П-6, П-7 и т.д. поизучать.


ЗЫ: Дополню.


Многие в комментариях предлагают позиционировать наведения порядка в документах в таких случаях, как доп.услугу, завышая прайс.


Тут обратная проблема. Разложив все по-порядку, вникнув в проблему, может оказаться, что проблема решения не имеет. А человек уже заплатил. Я тоже время потерял.


Возникнет конфликтная ситуация, которая повлечет за собой или финансовые, или репутационные потери. Так что лучше предотвратить - это легче, чем исправить.