Юморист (таёжный рассказ ).

- Вальнуть его Лёха надо , вальнуть , житья мне нет от него . Замучил он меня , с весны меня достаёт . Помоги мне его убить , урожай на носу как я шишку бить буду . Помоги . А !!!



Лёжа на полати я молча слушал Григорича . Вот занудил . Достал своими причитаниями . Вальнуть . Даже слов нормальных не знает .



- Не справлюсь я один и взять с собой некого . Сезон начнётся скоро , вот , вот орех поспеет , все в делах , все отказываются .



Я повернулся на бок , как он меня достал . Омерзительный человек . Из нормальных охотников ему даже помочь никто не хочет . Видать всех достал окончательно . Люди от него отворачиваются . Соседи помочь не хотят .



- Он здесь недалеко в кедраче лазит . Я его дважды из ружья шугал думал уйдёт , не уходит . Здоровенный такой и наглый , ведет себя так как дома .



- Дык он и так у себя дома .- ответил я .- Это ты у него в гостях .



- Ну ты юморист . Рассмешил . Веселый ты человек Лёха .



Разговор не клеился . Я понимал о чем просит меня Григорич . Начинался сезон ореха . Скоро осень , пора бить шишку . Орехи это хлеб . Ну не в том смысле конечно , а так образно . Работы в таёжных деревнях нет . Раньше была, потом не стало , все развалилось . Люди тайгой живут . Сезон ореха самый важный в их жизни . Все стараются заготовить много ореха , его можно продать скупщикам . Они специально в это время по деревням ездят и скупают орех . А это живые деньги . Детей нужно на зиму одеть , обуть , к школе собрать . Дети ведь растут , а за все платить надо .



Да проблема у Григорича , медведь завелся , а медведь любит орехи не меньше людей . Конец лета мишке тоже необходим орех , он жирный и питательный , ему весу необходимо набрать для зимней спячки . Медведь и человек , плохое соседство в сезон ореха . Нет не просто плохое . ОПАСНОЕ . Ведь медведь тайгу своей считает , а человек своей .



Да вот только понимать и помогать , это разные вещи . Другому кому я может и помог бы . Тому кто в трудном положении оказался . Хорошим людям я старался помочь чем мог . Делать добро всегда легко и приятно . Но помогать Григоричу мне не хотелось по двум причинам .



Во первых , не хороший человек Григорич . ...овно , а не человек . Хитрожопый , как принято у нас говорить . Хапал всё и вся . Спать без выгоды не ложился . Давно всякую меру потерял . С бабой своей Галкой держали лоток в деревне , спиртом паленным торговали , деньги в рост занимали . Три цены на все знали . Два сапога пара . Люди последнее им из нужды несли , они не чем не брезговали . Оттого и наживались . Вся деревня у них в должниках была



. Деляну которую он своей считает , не его она . И зимовье не его . Саньки Кузьмина деляна , а зимовье Санькин батя еще делал . Санька сгинул в тайге , пропал , исчез без следа . Погнался Санька за деньгой , рыжухи хотел намыть . Саньку понять можно было , женился он , дети пошли и естественно необходимость в деньгах выросла . Хороший парень был , уже четыре года как нет Саньки . Остались Санькина мать , жена Маринка да двое малолетних детей , без кормильца . Едва концы с концами сводили . Люди добрые конечно помогали им как могли , но только не Григорич



. Как Сани не стало он в управление побежал и на себя деляну оформил , за взятку наверное , деньги то у него есть , нужды он не знает . Теперь это его деляна по закону и зимовье он своим считает . Лучшую деляну выхватил , на самом кедровом месте . Теперь лес на ней рубит , да шишку бьёт . Хоть Кузминым бы помог чуток , нет не помог ничем .



Вторая причина философская. Не могу зверей убивать, жалко мне их, смотрю бывает и любуюсь ими. Как убивать красоту. Зачем? Нет нужды в этом, сыт я, не голоден. Ради забавы охотится? Какая же это забава, живое существо жизни лишить. Осталась любовь к тайге, да прежний охотничий опыт. Другой человек был, другой стал.



Григорич накрывал на стол, на нем появились: сало, сырки, хлеб, яйца, отварной картофель и бутылка " Кремлёвской ".



- Садись Лёха, на вот выпей.- Григорич налил полстакана водки.



Я с утра ничего не ел, но делить трапезу с этим человеком не хотелось. На ум пришел перефразированный Хайям: " Уж лучше голодать, чем с кем попало есть ". Я вежливо ответил :



- Нет. Спасибо за предложение, вынужден отказаться.



- Что так?



- Да печень у мне воспалилась, желчи много скопилось. - Двусмысленно ответил я.- Нельзя мне водку пить и салом закусывать. Врачи запрещают.



- А я то думал посидим, водочки выпьем, поговорим.



Мой ответ расстроил Григорича, он надеялся со мной выпить что бы я от водки " подобрел ". Тогда бы ему было бы легче меня уговорить. Григорич пил и ел в одиночестве. Наконец он не выдержал и спросил:



- Ну так что поможешь медведя завалить. Ты пойми медведь денег стоит, лапы и желчь я сразу продам, а деньги поровну поделим.



- Нет.



- Тебе что деньги не нужны, вот чудак.



- Кому деньги не нужны, всем нужны. Да только не могу я больше зверей убивать, жалко мне их, другим стал.



- Ну ты юморист. Рассмешил. На то они и звери чтобы их убивать. Веселый ты человек Лёха.



Видимо от воздействия спиртного его понесло, он ржал во всё горло. Послать бы его на три буквы, да законы таёжного гостеприимства не позволяли это сделать. Я отвернулся к стене, все спать, быстрей бы утро....



Проснувшись рано я стал собираться .



- Ты куда в такую рань.- спросил Григорич. - Жди меня, вместе пойдем.



- Ты как идти собираешься.



- Как всегда, тропой вдоль реки.



- А я через увалы пройти хочу, за ключами.



- Так этож крюк , лишних 5 километров. Вот рассмешил.



Я схватил рюкзак , карабин и буквально выскочил из зимовья. Блин надо же было с ним встретится .



Я шел то поднимаясь на небольшие холмы, то спускаясь в ложбинки наполненные влагой прошедшего дождя. Лес благоухал свежестью и запахами различных трав и хвои. Огромные вековые кедры провожали меня суровым молчанием. Сезон голубики прошел оставив редкие ягоды на кустиках. Вот небольшой курешок выдавал себя фиолетовым цветом переспелых ягод. Я решил остановится чтобы отведать дар природы.



УПС !!! Тут я увидел след, его не спутаешь с другими, медведь !!! Огромный след, такой мог оставить только грузный зверь. След свежий, буквально недавно оставленный иначе утренний дождь смыл бы его без остатка. Мимо шел или я его спугнул? Надо быть на чеку, романтика в моем настроении быстро сменилась опаской. Я передернул затвор карабина и прислушался. Тишина. Медленно, стараясь не издавать лишних звуков я пошел по его следу...



Лёжа на вершине большого холма я смотрел в оптику. Здоровенный мишуля. След вывел меня на него. Медведь утомлённый дневной жарой вышел к реке. Он купался. Завораживающее это зрелище, видеть как огромный, лютый зверь, хозяин тайги, ведет себя как озорной мальчуган. Медведь разбивал тяжелыми лапами воду вызывая фонтаны брызг. Он плескался. Он то окунался в воду то выпрыгивал из нее. Зверь как и человек тоже любит чистоту, любит помыться....



Вдруг медведь резко прекратил купание и замер. Он стоял и внимательно смотрел вдоль реки. Мне показалось что медведь почувствовал опасность, все его поведение говорило об этом. Любопытно узнать что он почуял и я перевел взгляд в том направление куда смотрело животное...



Боже!!! Навстречу медведю мирно шагал Григорич. Его ружьё висело у него за спиной, во блин таёжник. Он не видел медведя, да что он вообще мог видеть. По берегу реки были заломы из деревьев и большие валуны. Григорич двигался в направление медведя забыв про осторожность. Зато медведь его учуял, он ждал. Они неизбежно встретятся, расстояние между ними быстро сокращалось. Предупреждать Григорича об опасности времени не было и я решился....



Эх далековато конечно, но ничего достану. Медленно вдох, выдох, плавный спуск курка. Щелчок. Выстрел...



Я сидел на небольшом валуне и с омерзением смотрел как Григорич разделывает зверя. Его руки , по локоть в медвежьей крови, копошились во внутриностях зверя а лицо выражало удовольствие.



- Ну что Лёха, как будем зверя делить?- спросил Григорич.



Вот бывают у меня в жизни моменты когда эмоции берут верх над критическим мышлением. Злоба и ненависть к этому человеку просто переполняли меня. Что он делить собрался, ведь он ничего не добыл. Он даже не поблагодарил меня, а я ему жизнь спас. Встав с валуна я взял в руки карабин.



- Лёха я себе желчь возьму.- сказал Григорич и поднял взгляд на меня. В руках он держал желчную железу медведя. - А хочешь ты возьми.



- А хочешь я тебя прямо здесь завалю, как этого зверя.



- Лёха, ты чего.- испуганно прохрипел Григорич. - За что ?



- Да за все то хорошее что ты людям делаешь. - ответил я - Или ты думаешь что о твоих проделках никто не знает. Или ты думаешь что тебе все с рук сходить будет. Забыл где ты живешь ? Ты в тайге живешь, законы здесь другие, понятия другие и я тебе о них сейчас напомню. А ну ка встань и прими смерть как мужик.



Григорича трясло как ту Савраску на морозе. От страха за жизнь он не смог двинутся с места и даже слово сказать не мог.



- Не можешь встать даже. - сказал я. - Тогда так лови пулю.



Я направил карабин на него и передернул затвор. Поняв всю серьёзность момента Григорич зажмурил глаза от испуга.



Медленно вдох, выдох, плавный спуск курка. Щелчок....



- Ну как тебе мой юмор, понравился? Рассмешил я тебя? Что то смотрю ты на смеёшься.



Перекосившийся от страха рот Григорича не мог произнести ни слова. Его продолжало трясти.



- Должничок ты мой Григорич. Я тебе жизнь спас. А долги отдавать надо. Так ???



- Так Лёха, так.- наконец произнес Григорич.



- А раз так, то должок свой вернешь Кузьминым. Привезешь им на зиму дров и орехов. Да смотри не жадничай, со своих должников поди с процентами берешь. Привезешь им что бы нормально было, учти я проверю. Тогда не взыщи. Ты меня понял ?



- Понял Лёха, понял.



- Хорошо что ты понятливый такой, не придется дважды повторять. Не люблю я повторяться . Нервы у меня ни к черту стали, это от того что люди хуже зверей пошли.



Я закинул рюкзак за спину и пошел по тропе вдоль реки. Настроение было отвратительным.



Осенью Григорич привез Кузьминым два грузовика дров и двенадцать мешков ореха.



©Лёха - Волк