Эверест. Дорога в ад или нирвану?

Эверест. Дорога в ад или нирвану? Эверест, Восхождение, Альпинизм, Смерть, Горы, Отвага, Безумие, Длиннопост, Негатив

Через тела погибших на Эвересте переступали, переступают и будут переступать.


Который день эта ваша Джомолунгма-Сагарматха будоражит умы. В очередной раз туристы-дачники и непрофильная пресса открывают для себя вопиющую действительность. На пути к вершине гибнут люди, в этом сезоне счёт уже дошёл до десяти, умирающих никто не спасает, склон усеян трупами... В общем: "Решительно требуем осудить адреналинозависимых скалолазов! Альпинизм запретить как вредный, жестокий и аморальный".


Итак, сеанс разоблачения.


Первое. Альпинизм и скалолазание - два разных вида спорта.

Второе. Никакого адреналинового "прихода" на вершине не происходит. Просто потому, что восхождение - это долгий, выматывающий физически процесс. Длится от нескольких часов (какой-нибудь там Мунку-Сардык), до нескольких месяцев (какой-нибудь там Эверест или К2).


Но это всё мелочи. Интереснее всего обсудить вопрос этики. Бросить умирающего на подъёме или спуске. Пройти мимо. Перешагнуть. Причём буквально - переступить. Звучит ужасно. А теперь разберём логику происходящего.


Представьте - у вас есть только один шанс. Высшая точка планеты и всего одна попытка. Вы - подготовленный альпинист, чемпион всего на свете, мечтали об этом всю жизнь. Или, наоборот, вы решили "покорить Эверест" спонтанно - так бывает всё чаще (и это, кстати, плохо).

В любом случае, вы платите примерно 5.000.000 рублей (расценки российских организаторов экспедиций на Эверест).

Пару месяцев вы маринуетесь: живёте в базовом лагере под ледником Кхумбу, делаете заброски в верхние лагеря, акклиматизируетесь.

Если упрощённо, всё это - с сильнейшей головной болью, тошнотой, рвотой, нехваткой дыхания и, при этом, физической работой на износ.


Вам невероятно повезло, погода позволяет сделать попытку. На штурм вы выходите из последнего, верхнего лагеря. Вы не спали, выше 8.000 метров невозможно спать, там вообще - "Зона смерти". Высота, на которой трансконтинентальные лайнеры летают. Открытый космос.

Мозг подсовывает галлюцинации и спутанность сознания. Скажем прямо - вы в суровом невменозе.


Очередь на вершину изрядная, вы в середине. И вдруг перед вами начинает умирать человек. Ваши действия? Вы вообще еле двигаетесь. И, кстати, никто не начинает оказывать помощь, эвакуировать. Потому что у всех - те самые "пять миллионов рублей" позади, два месяца экспедиции. А впереди - Вечность (помним про невменоз). Потому что в Больших горах, вы вдруг понимаете: жизнь человека ничтожно мала перед мощью Природы и масштабом Вселенной. Вы буквально видите эти абстрактные понятия своими глазами. Ведь вы стоите над облаками, в звенящей пустоте. Либо заполненной ветром, хлещущим по лицу.


Отбросили романтику, подойдём прагматично. Вы знаете, что не поможете умирающему. Сто процентов. Вы про себя-то не знаете, хватит ли сил зайти и, главное, спуститься.

И героизм тут тоже не работает: это амбразуру можно за секунду собой закрыть или дать минутный последний бой террористам. А здесь нужно несколько часов транспортировать неудобное тело по неудобному спуску. Без сил.


Очередь напирает, кстати.

Вы уверены, что сохраните ясность сознания, моральный облик и физические силы?

Открою секрет - нет. Вы пойдёте вперёд, к вершине. Или сдадитесь, повернёте вниз.

Чтобы попытаться спасти, вам нужно быть одним из тех уникальных спортсменов-альпинистов, которых мир знает поимённо. Для которых Эверест - не первая и не последняя попытка. Не в этом году, так в следующем. Спонсоры поддержат. С уважением.


Каждый сам за себя. Каждый не спасает и понимает, что не будут спасать его. Альпинизм - спорт одиночек. На самом деле, нет. По крайней мере, советская школа подразумевала прекращение любых альпсборов и восхождений ради спасработ. Сам погибай, а товарища выручай, вот это всё. Кстати, ещё работает в домашних горах.


Но так-то это всё устарело, осталось в прошлом. Вся эта серая масса, толпа, уравниловка, совок, никаких проявлений яркой индивидуальности.


Слава Богу, про себя мы знаем, что мы - не такие. В принципе, умный в гору вообще не пойдёт. Умный пойдёт в интернет и авторитетно прокомментирует.


НЕ моё! Зацепила тема и изложение автора

отсюда 

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
8
Автор поста оценил этот комментарий

Я не понимаю, какие вообще моральные терзания могут быть по поводу людей, которые добровольно туда лезут пробовать лёгкими и отморозил конечности? Ну хобби такое у людей - самоубиваться. Почему кто-то должен им сочувствовать или чем-то ради них рисковать, мне непонятно.

Я не осуждаю и вообще крайне либеральна. Хочет влезть на гору и помереть - дело добровольное. Но его личное.

раскрыть ветку (19)
1
Автор поста оценил этот комментарий

ОК. Человек за 5млн не пошел на Эверест, а купил крутую тачку и въехал на ней в столб. Ему надо помогать?

раскрыть ветку (8)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Исключительно по двум причинам:

- ДТП могло быть вызвано массой причин, а не добровольным решением прокатиться за гранью риска;

- в общедоступных местах в приоритете общественное спокойствие для неподготовленных граждан, которое обеспечивают специально обученные люди, оказывая за государственный (т.е. общества) счет экстренную помощь всем пострадавшим без разбора.

раскрыть ветку (7)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Давайте тогда запретим машины с мощностью больше 64 л.с. (жигуль классика, разгоняется до 120 вполне). 300, 400, 600 л.с. - это не нужно для перемещения из точки А в точку Б.

Или не спасаем водителей таких авто (никто не заставлял покупать мощное, провоцирующее авто)?

Давайте не спасать попавших в ДТП под алкоголем (сам выпил, сам виноват)?

Не оказывать помощь наркоманам (сами виноваты).

Толстым людям (нажрали 120+, сами виноваты в сердечно-сосудистых).

Тем, кто не платит налоги (не заслужили)

Коммунистам (сорри, у власти ЕР)

Пикабушникам (вместо того, чтобы сидеть на заводе и точить боеголовку, они время тратят на комменты)


Где та грань (и есть ли она), за которой надо "не спасать"?

раскрыть ветку (6)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Это Ваши идеи, кого не спасать, не мои)

Моя идея содержится во втором пункте - в общедоступных местах действует определенный "общественный договор", предусматривающий спасение (или его попытки) всех и каждого. Хорош он или плох, но это сложившаяся данность, а я не сторонник ее изменения, как и не сторонник всяких ограничительных запретов типа предложенных Вами.


На Эвересте действует другой "общественный договор", но он и не общедоступное место. Заранее известно, что там (как правило) помощи не будет, что есть такие и такие риски, силой туда никто не тащит и не удерживает. В чем проблема?

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

Хорошо. Проблема в том, чтобы провести черту. В вашей терминологии между общедоступным и нет местом

раскрыть ветку (4)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Ответ очевиден, на мой взгляд.
Черта, во-первых, достаточно размытая, зависящая от массы неформализуемых условий, во-вторых, она проводится местным законодательством, правоприменительной практикой, традициями, должностными инструкциями спасательных служб и опытом поисково-спасательных работ. Например, исходя из соотношения "цена-качество" спасработ - если риск потерь среди спасателей выше, чем вероятность удачного исхода или хоть насколько-то осмысленного результата, то спасением, скорее всего, будут заниматься либо лично заинтересованые люди, либо фанатичные добровольцы.
В случае с ДТП нет ни технических проблем, ни риска для спасателей, а традиции и документы предписывают заниматься спасением. Поэтому ситуация находится по одну сторону черты.
В случае с Эверестом есть и проблемы, и риски, но нет ни традиций, ни (вероятно) документов, предписывающих спасать любой ценой (да и вообще). Поэтому ситуация - по другую сторону черты.
А есть еще "серая зона" из разряда "потерялся турист-одиночка в сибирской тайге". Формально ПСР нужно вести, а по факту они, даже будучи начаты, будут рано или поздно свернуты исходя из соотношения "цена-качество". И даже наверняка нормативные акты на сей счет какие-то есть. Вон, даже Бодрова и его съемочную группу до результата откапывать не стали.
раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Вот в том и дело, что черта размыта и субъективна, плюсом она движется, а мы пытаемся её провести исходя из рационального мышления.

Но тогда слишком уж много вопросов возникает. К примеру кто больше достоин помощи, на которую требуется, пускай 10 млн - альпинист, погибающий в горах, ребенок, смерть которого можно лишь отсрочить дорогими операциями или здоровая семья из провинции, 10 млн для которой позволит вырастить 2-3 здоровых ребенка?


"Общественный договор" или традиции это лишь уступка громко кричащим.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Насчет традиций и договора - пожалуй, соглашусь. Но это работает и - в качестве уступки им же - принято называть маскирующими суть словесами))
А что до направления помощи - а у какого принимающего решение лица деньги отыщутся, туда и направят. Опять же - если альпиниста дома ждет беременная жена, ребенок - из семьи наркоманов и даже здоровым будущего не имеет, а для семьи из провинции и вовсе правильнее было б не деньги налом отсыпать, а создать возможность заработать, ибо халява развращает.
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Согласен!

1
Автор поста оценил этот комментарий
По твоему никто никому никогда не должен помогать. Тебе в жизни помогали в сложных ситуациях?
раскрыть ветку (9)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Не путайте моральные нормы на равнине с моралью в зоне смерти. Там человек умирает. Умирает мозг, органы. В голове глюки. Да что там Эверест. Я лично знаю человека, который на Эльбрусе со словами - моя маршрутка подъехала пошёл в трещину. 

3
Автор поста оценил этот комментарий

Каким блять макаром из моих слов вытекает, что Никто Никому Никогда не должен помогать?

Тут речь о добровольных, намеренных, целеустремлённых самоубийцах, которые тратят огромные деньги и месяцами идут к цели подвергнуть себя смертельному риску и страданиям совершенно добровольно, без какой-либо нужды, фор фан.  Каким образом это альтернативно одаренное исчезающее  меньшинство стало Всеми, Всегда и В любых обстоятельствах???

раскрыть ветку (6)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Я уверен, что никто туда умирать не идет. Шанс на это не такой уж и большой
Автор поста оценил этот комментарий
Ну прикинь пришел в зал, штангой примяло, поднять не можешь. А все стоят типа хули там, сам же виноват, сам абонемент покупал, сам шел к таким весам, сам виноват. И ты задыхаешься, а ребята тебя еще осуждают и даже попыток не делают тебя выручить.
раскрыть ветку (4)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Ну в зале человек делает нечто очень умеренно рискованное, с конкретной целью, не имеющей отношения к этому риску (стать красивым),  травма не очевидно прогнозируемая, и помощь ему не подвергнет риску жизни спасающих.


А тут все развлечение - в попытаться сдохнуть. С вероятностью сдохнуть писят на писят. И участники прекрасно и подробно осведомлены обо всех  вероятных последствиях, и сдохнуть - одно из очень вероятных. А шансы помереть у помогающего многократно возрастают.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий
Атлеты, гимнасты, циркачи... Тоже так себе занятие?
раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Вообще, тоже так себе. Гладиаторы, если обобщить.  Но никто не пострадает, оказывая им помощь.

Ну и опять же, все эти циркачи больше ничего особо делать не умеют, а семью кормить надо.

Лучшее сравнение тут - зацеперы.  Но зацеперы хоть подростки, которые не вполне дееспособны, и делают это в порыве. А тут взрослые и дееспособные месяцами целенапрвленно нарываются

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Зацеперы и альпинисты. Я хуй знает, вам или в декрете делать нехуй, либо у вас с головой че т не в поряде.
1
Автор поста оценил этот комментарий
Тут таких большинство
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку