60

Это стоит прочитать. "Дом листьев" Марк Данилевский.

Это стоит прочитать. "Дом листьев" Марк Данилевский. Марк Данилевский, Дом листьев, House of leaves, Книги, Длиннопост

Год назад я уже писал об одной уникальной книге — о "Дереве кодов" Джонатана Сафрана Фоера. Фоер решил провести эксперимент: он взял за основу повесть польского писателя и художника Бруно Шульца «Улица Крокодилов» и полностью переосмыслил/переработал ее, или, точнее, разрушил текст до основания и собрал заново, используя повторы слов и смыслов, которые торчат/просвечивают сквозь прямоугольные дыры из соседних страниц, как блоки в Тетрисе.

Резултат впечатляет — страницы книги выглядят вот так:

Это стоит прочитать. "Дом листьев" Марк Данилевский. Марк Данилевский, Дом листьев, House of leaves, Книги, Длиннопост

Чисто технически создать такую книгу (пересечение — или скорее столкновение — литературы и визуального искусства) настолько сложно, что Дж. С. Фоеру так и не удалось найти издателя в Америке. Никто не знал, как вообще возможно сделать такое. В итоге лишь одно — бельгийское! — издательство «Die Keure» согласилось напечатать его «роман».

Так вот, «Дерево кодов» — не единственная книга, в которой типографские приемы стали частью нарратива. В 2000 году американский писатель Марк Z. Данилевский опубликовал роман «Дом листьев» (House of Leaves), от обычных, классических романов книга Данилевского отличалась тем, что здесь шрифты и слова на бумаге стали важной частью нарратива.

Например, для описания белого экрана телевизора Данилевский использует прием максимальной разрядки текста — он просто вставляет в книгу пустую страницу, затем — меняет технику: буквы начинают сползать по странице вертикально, и слово «веревка» приобретает форму веревки; а предложение, в котором автор описывает замочную скважину, становится скважиной.

Иные фрагменты надо читать с помощью зеркала, а те, где речь идет о лестницах

в

буквальном

смысле

складываются

в

лестницы.

И еще много-много-много всего — 736 страниц изобретательного типографского хулиганства. В этом смысле Данилевский даст сто очков форы любому Павичу: ощущения героев он передает с помощью движущихся строчек: чтобы заставить вас чувствовать безумие, автор уплотняет шрифт, строчки наползают друг на друга, делая текст почти нечитаемым; тот же прием с головокружением или падением — строчки качаются и распадаются на отдельные слова.

Читать все это очень тяжело, странно, иногда больно, — и в то же время невероятно увлекательно.

Это стоит прочитать. "Дом листьев" Марк Данилевский. Марк Данилевский, Дом листьев, House of leaves, Книги, Длиннопост

На сюжетном уровне «Дом листьев» — роман-матрешка. Тут есть ядро — история жизни фотожурналиста, Уилла Нэвидсона, который, в лучших традициях романов-ужасов, с семьей переезжает в старый дом в штате Вирджиния. Он расставляет в доме камеры, его цель — снять документальный фильм о своих детях. Через какое-то время он замечает, что дом ведет себя странно, «внутри он гораздо больше, чем снаружи», в нем появляются новые коридоры, винтовые лестницы, огромные пространства пустоты (этот мотив, кстати, напоминает сюжет рассказа Кржижановского «Квадратурин»). И Уилл пытается измерить этот дом, нанимает людей, чтобы исследовать его подвалы и доказать всем (и самому себе), что не сошел с ума, что дом действительно живой.

Эта история — ядро романа. Вокруг ядра автор запускает еще несколько нарративов.

Следите за руками: еще один персонаж, Джонни Труант, тату-мастер, наркоман и сумасшедший находит теоретическую работу «The Navidson Record», посвященную документальному фильму Уилла Нэвидсона; автор работы — некий Зампано (Zampanò), слепой киновед.

В итоге мы получаем книгу-матрешку: история Нэвидсона, заснятая на пленку (на самом деле нет), и некий киновед Зампано пишет комментарий к этой истории, потом приходит Джонни Труант (и еще целый выводок редакторов) и комментирует комментарий.

Сам по себе роман структурно очень похож на тот самый дом из листьев — внутри он гораздо больше, чем снаружи. Количество типографских причуд, сносок и комментариев здесь переходит все разумные границы (и в этом плане он легко даст фору Дэвиду Фостеру Уоллесу), и потому чтение его часто похоже скорее на распутывание морского узла или попытку выбраться из оптической иллюзии Мариуса Эшера (отсылки к Борхесу также в ассортименте). Но именно это и делает «Дом листьев» таким притягательным: сегодня, в эпоху победившего твиттера, такие сложные, комплексные и замороченные книги, в которые можно убежать и блуждать по их лабиринтам, — большая редкость.

Даже не верится, что это дебютный роман.

Это стоит прочитать. "Дом листьев" Марк Данилевский. Марк Данилевский, Дом листьев, House of leaves, Книги, Длиннопост
Это стоит прочитать. "Дом листьев" Марк Данилевский. Марк Данилевский, Дом листьев, House of leaves, Книги, Длиннопост
Это стоит прочитать. "Дом листьев" Марк Данилевский. Марк Данилевский, Дом листьев, House of leaves, Книги, Длиннопост

http://polyarinov.livejournal.com/60186.html


P.S. Даже не пытайтесь читать книгу в электронном варианте - вас ждёт провал, а окружающие получат уникальную возможность понаблюдать, как вы переворачиваете монитор и прикладываете зеркальце, чтобы разгадать очередную загадку.


Книга вышла на русском. Стоимость порядка 1000р.

Найдены дубликаты

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
0

Книга вышла на русском.

УИИИИИИИИИИИИИИИ!!!!

раскрыть ветку 17
-2
В нашем варианте отсутствует выделение текста красным и синим. Если вы понимаете о чем я.
раскрыть ветку 16
0

серьезно?

т.е. даже не 2-colors?

они хотя бы сохранили верстку?

раскрыть ветку 11
0

(;


В лабиринте пока стоит в листе ожидания. Пошёл шерстить все остальные известные сайты:) Большое ушастое спасибо за новость - я не настолько хорошо знаю язык чтобы прочитать это в оригинале и потому безумно рад.


ЕДИТ


на озоне 756

раскрыть ветку 3
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку
Похожие посты
Похожие посты не найдены. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: