«Это плохо, переделай» и ещё несколько фраз коллег, которые должны вас насторожить

Вместе с экспертами карьерного центра Яндекс Практикума разобрались, где грань между смутным ощущением, что коллеги странно себя ведут, и веским поводом обсудить рабочие отношения.

«Это плохо, переделай» и ещё несколько фраз коллег, которые должны вас насторожить Коллектив, Работа, Коллеги, Токсичность, Начальство, Удаленная работа, Аргумент, Критическое мышление, Длиннопост, Блоги компаний

1. «Это плохо». От создателей «нет, мы не будем этого делать»


Обратите внимание, как коллеги и начальство дают обратную связь на выполненные задачи. Если они используют оценочные суждения с категориями «плохо», «ужасно», «неприемлемо», без объяснений и перечисления конкретных недостатков — время сказать, что это вам мешает хорошо работать. Задача начальника — объяснять сотрудникам, что и как сделать лучше, чтобы они могли расти на своей должности.


Как реагировать


Попросите подробнее объяснить, чего не хватило в вашем проекте и что именно надо улучшить: привести конкретные примеры неточностей; показать референсы, которые нравятся. Если вы считаете, что ваше решение лучше, аргументируйте почему. Приведите доводы, почему в таком виде задача решается лучше.


Коллега: Давайте, наконец, обсудим, как будет выглядеть новая раскладка в торговом зале!
Вася: Есть идея. Мы могли бы сконцентрировать базовые аксессуары в зоне кассы. Это будет выглядеть сдержаннее, пока основная часть зала будет яркой, в соответствии с концепцией визуального представления летней коллекции.

Начальник: Есть ещё идеи?

Вася: Иван Петрович, объясните, пожалуйста, почему эта идея не подходит, чтобы я понял, в каком направлении думать дальше.


Что почитать и посмотреть об этой проблеме:

Книга «Говорите ясно и убедительно»;

Статья «Как давать и получать обратную связь»;

Курс «Навыки аргументации».


2. «Сделай это к завтра, очень нужно»


Конечно, во всех компаниях бывают форс-мажоры, но, если вам ставят задачи одну за другой, не учитывая вашу нагрузку, время обсудить свой рабочий график.


Как реагировать


Прежде чем взять задачу, убедитесь, хватает ли вам времени, чтобы выполнить её до дедлайна. Если нет, сразу скажите об этом. Спросите, какая задача в этом случае приоритетнее. Обоснованно объясните, что на проект нужно больше времени. Предложите свои сроки и обсудите их.

«Это плохо, переделай» и ещё несколько фраз коллег, которые должны вас насторожить Коллектив, Работа, Коллеги, Токсичность, Начальство, Удаленная работа, Аргумент, Критическое мышление, Длиннопост, Блоги компаний

Что почитать и посмотреть об этой проблеме:

Сборник статей об искусстве говорить нет лишней работе;

Книга «Миф о многозадачности: к чему приводит стремление успевать всё»;

Книга «Делай меньше. Как избавиться от желания всё успеть».


3. «Тебе придётся самому настраивать принтер, потому что все остальные в отделе — девочки»


Любые насмешки или откровенные шутки с акцентом на возрасте, национальности, внешнем виде и других качествах сотрудника неприемлемы. Часто мы перестаём обращать внимание, как колкие замечания подобного рода становятся причиной неуверенности наших коллег.


Как реагировать


Даже если вы напрямую не сталкиваетесь с неуместными замечаниями, всё равно обсудите их с коллегами. Поднимать этические вопросы на планёрке неловко и страшно, но от этого может зависеть ваша собственная карьера. Сегодня начальник посмеялся, что ваша коллега не сумеет настроить принтер, а завтра посмеётся над вашим возрастом.


Начальник: Пусть нашим девушкам поможет распечатать документы Вася, если они не справятся.
Вася: Иван Петрович, почему вы считаете, что женская часть коллектива может не справиться с принтером? Запутаться может кто угодно, кроме того, вы сами недавно просили помощи, чтобы отсканировать документы.


Что почитать и посмотреть об этой проблеме

Статья «30 офисных привычек, которые раздражают;
Статья «Когда бесит коллега»;

Курс по критическому мышлению.


4. «Подставьте сюда любое оскорбление»


Это просто недопустимо. Даже если вы так и не внесли правки после девятой просьбы, даже если опаздываете четвёртый раз за неделю, а ваш интернет постоянно зависает, когда подключаетесь на звонок. Попробуйте поговорить с начальником или коллегой, объясните, что вы считаете такой метод исправлять ошибки сотрудников неприемлемым. А если не сработает, можно обратиться к вышестоящему руководству.


Начальник: Вася, почему ты не внёс правки в финальную презентацию? Мы показали клиенту слайды с ошибками, ты что, балбес?
Вася: Иван Петрович, я забыл об этой задаче, прошу прощения, но уверен, что называть меня балбесом неприемлемо. Мы сможем сотрудничать дальше только при условии, что такого больше не повторится ни с моей, ни с вашей стороны.


Что почитать и посмотреть об этой проблеме:

Книга «Рабочие отношения. Как договориться с трудным начальником»;

Статья «Неадекватные люди: конфликты и абьюз на работе»;

Статья «Как распознать и остановить хамство на рабочем месте».


5. «Коллеги, а можно побыстрее)»


Легко расстроиться и разозлиться, когда начальник накричал на совещании или выгнал из кабинета. Но часто коллеги по работе выражают своё недовольство более скрытыми приёмами. Например, произносят неприятные комментарии и не адресуют их кому-то конкретно или пишут гневное сообщение и ставят в конце добрый смайлик. Кажется, не так уж и страшно, но на это приходится реагировать, что отнимает силы и нервы каждый день.


Как реагировать


Подмечайте и обращайте внимание коллег на то, что они сейчас злятся или раздражены. Попробуйте узнать, что именно им не нравится.


Пассивная агрессия в переписке — ещё одна классическая проблема рабочих будней. Вот несколько простых правил. Если вы будете им следовать, дни станут гораздо приятнее. Их также можно скопировать и переслать коллегам.


Не тегайте кого-то поздно вечером в общем чате, когда вам пришла идея нового проекта.
Не пишите критические сообщения со смайликами в конце.
Не отправляйте много голосовых сообщений без разрешения.


Что почитать и посмотреть об этой проблеме:

Книга «Как защититься от нарциссов, газлайтеров, психопатов и других манипуляторов»;

Книга «Токсичные люди. Самооборона без оружия»;

Статья «11 видов токсичных коллег и способы их нейтрализации».


Не бывает коллективов без конфликтов, но большинство из них можно урегулировать. Как минимум, стоит подать сигнал, что вам что-то не нравится. Если общение с коллегами даётся сложно, но часто требуется в работе, пройдите курс «Навыки рабочей коммуникации» от специалистов Яндекс Практикума. Курс создан с учётом специфики работы в цифровых профессиях, где для создания проекта важно уметь договариваться, объяснять идеи, защищать свою точку зрения и обосновывать решения.