Этика в работе системного администратора

Обсуждали мы с @pfsenses нехорошее поведение человека из вот этого поста и вспомнилось мне, что давно хотела написать пост об этике в работе системного администратора. В том числе – поднять вопросы, на которые у меня нет четкого ответа. Обсуждение приветствуется.


Итак, проблема номер 1 – доступность данных, систем и манипуляций с ними. Будем честны, если вы админ небольшой фирмы или глава админов (в смысле, не менеджер, а всё ещё админ) фирмы среднего размера, то вы можете сделать с системой всё. Исключение составляют большие фирмы с реальным разделением труда или задроченные на ИБ (большие банки, например, или там ФСБ), где половинкой пароля владеет админ, а половинкой безопасник, или сети между собой не связаны или еще какие крутые заморочки. Мы про реальную жизнь, а она подсказывает, что админ средней компании может сделать всё. Конечно, грохнуть всю систему – это уголовно наказуемо. И если не совсем идиоты её проектировали, то и восстановлению она более-менее поддаётся. Но серьёзно поднасрать и устроить длительный перерыв работы компании – вообще не требует усилий. Я считаю, что мы этого не делаем потому что

а) ещё раз – это уголовно наказуемо,

б) Это «волчий билет» в профессии

в) А нафига? Профита нет, я это любовно строил, а теперь ломать?

Фактически, работа строится на вере работодателя в то, что мы осознаем ответственность, психически адекватны и не захотим вредить. Собственно, сюда же я отнесу и отношение к найденным внутренним уязвимостям. Нашел – сообщи руководству или безопасникам, закрой по возможности.


Вопрос номер 2 – доступность информации работодателя и личной информации сотрудников. С базами работодателя понятно, все мы (надеюсь) подписывали бумажку о неразглашении и нераспространении. Слить базу - опять же, уголовно наказуемо, «волчий билет» и всё такое. Однако, идиоты, сливающие базы, находятся и их успешно ловят. ИМХО – оно того не стоит.

По второй части - кому из нас не приносили личный/корпоративный ноут на «починить», диск на «восстановить», мобильник на «настроить». У кого пользователи совсем не хранят на рабочих ПК фоточки с отпуска и т.д.? Волей-неволей мы знаем кучу маленьких грязных секретиков других сотрудников. Я считаю неэтичным распространение личной информации людей без их разрешения. Но люди! Вы думайте головой, когда относите свою технику или даёте свои личные данные кому-то! О, ещё классная штука – оставить свой телефон, пароли, кредитку и сказать «ну ты там мне настрой appstore». В общем, что у людей в голове – мне не ясно, но пользоваться доверием этих наивных человеков мне не позволяет совесть. Еще и рассказать им пытаюсь о том, что они не правы, так разбрасываясь данными.


Вопрос номер 3, самый для меня неоднозначный, слежка за сотрудниками. У нас всё цивильно, в договоре это прописано, у старых сотрудников - отдельным приказом с ознакомлением. Однако, слежка за тем, с кем приятельские отношения, слежка за админами филиалов – доставляет некоторый моральный дискомфорт. Особенно, когда они попадаются на горячем. В целом, хорошо, что я плохо схожусь с людьми. Для себя я определила, что есть мой отдел (за которым мне не поручат следить) и есть остальные. Всех предупреждали. Ясно, что инфа, скажем, по посещенным сайтам, предоставляется только по заказу руководства. Но вот слив информации (как в истории с Почтой России, например) – повод для сообщения безопасникам. А как эту дилемму решаете вы?


Вопрос номер 4 частично связан с предыдущим. Это разделение личного и рабочего. С этим мне помог научный руководитель в своё время. Какими бы вы приятелями не были, сколько бы пива не выпили, но личные отношения остаются личными. А по работе у вас есть рабочие обязанности, приказы должны исполняться, отчеты делаться и права урезаться. Да, в среде ИТ обычно неформальные отношения, но это не должно мешать работе или создавать дыры в безопасности.


Вопрос номер 5 – взаимоисключающие требования руководства. Хорошо, если это решается письмом непосредственному руководителю. Но вот, например, дилемма: равные по иерархии начальники просят доступ к шаре служб друг друга (например, финансисты и кадровая служба). И оба же категорически запрещают доступ других служб к своей шаре. Оба они мне не начальники, мои предложения по созданию им папки обмена слушают не всегда. Мой руководитель также не может выдать решение, так как решить в любую сторону – нарушить указания обоих. Обычно таки решается созданием папки обмена (иным компромиссным решением при схожих ситуациях). Как вы разрешаете такие вопросы?


Вопросы номер 6 и 7 на самом деле связаны – это обучение сотрудников и документирование. Под обучением я имею в виду именно передачу знаний среди своих же сотрудников от старших/знающих к младшим/не знающим. Собственно, два аспекта: вы не обучаете и думаете, что незаменимы; или вы обучаете, получаете квалифицированных сотрудников и учитесь сами чему-то новому. Короче, я за обучение. Под документированием я имею в виду составление схем сетей, сводок информации, документирование всех нетипичных действий с системами. То есть, если я уеду в отпуск в горы без связи, кто-то из коллег, пользуясь документацией, сможет сделать то, что делала обычно только я. И да, меня можно уволить, а документация останется. Я считаю это правильным. А вы?


Вопрос номер 8 – отношение к пользователям. Ладно, это не про сисадмина, а про эникейщика. Но он может работать у вас в отделе, или вы можете его иногда подменять на время отпуска. Честно, я ругаю за стёб над пользователями и издевательские шутки. У себя внутри отдела можно обсудить их умственные способности в каких угодно выражениях, но с пользователями будь вежлив и считай, что у них нет чувства юмора.


Вопрос 9 - взаимоотношение с внешними системами. Сюда включу 2 аспекта. Первый – настройка систем, влияющих на внешнюю сеть. Это ваша внешняя зона DNS, настройка внешних IP-адресов, почтовик, возможно, у кого-то BGP. Я не беру телеком, я про обычные конторы. Принцип: не знаешь – не настраивай наобум. От этого зависит работа не только вашей конторы, но и корректная работа Интернет в целом. Второй аспект – взаимодействие с сообществом. Принцип: знаешь, как решить – поделись решением.


Пишите, кто как относится к перечисленным вопросам. У кого какие ещё этические проблемы или моральные дилеммы возникают в связи с профессиональной деятельностью?

Лига Сисадминов

1.5K постов17.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Мы здесь рады любым постам связанным с рабочими буднями специалистов нашей сферы деятельности.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
2
Автор поста оценил этот комментарий

"работа строится на вере работодателя в то, что мы осознаем ответственность, психически адекватны и не захотим вредить"

Я бы сказал ,что не на вере, а на четком осознании работодателем того, что защищаться от админа сложно и дорого и принятии рисков широких полномочий админа на себя.

раскрыть ветку (9)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Ну, ссылка в посте как раз показывает такого человека, который не осознает, что творит, и чем это ему грозит...

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Молодой ищщо, имхо, это проходит, как и чувство превосходства над пользователями от того, что они компьютера пугаются.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Проходят, но к моменту прохода - можно испортить себе как минимум карьеру, а то и жизнь...

Автор поста оценил этот комментарий

У работодателя должны быть гаранты CIO и CTO, конечно, если фирма маленькая и админ один, ну...

Хотя коллеги, ни разу за 18 лет я не видел админа, который угрозы что-то там заблокировать пока чего-то там не отдадут не видел.

Это очень редкие и мифические истории. Если разговор про программера, проектный офис и оплату по этапам, это да, кинуть могут. Админа то как?

раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Я так понял, что речь больше про промышленный шпионаж со стороны админа которому чего-то для счастья не хватает, чем про диверсию когда его кидают.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Не встречал в жизни шпионов, но, понимаю, что инсайдерская угроза может быть и такого уровня...

Грамотная система DLP может частично решить вопрос, остальное работа информационной безопасности и СБ.

Но, очень сложно...

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

DLP да, хотя о ней надо оповещать сотрудников и собирать подписи что они согласны на слежку.

По поводу шпионажа, банальная ситуация, админ смотрит зп сотрудников, топов в 1С или SAP или еще где и где-то что-то может растрепать.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

1. У нас есть регламент по ИБ под которым все априори подписываются. При приеме на работу.

2. Есть понятие "Временная стойкость ключа", по аналогии, можно сказать, что и "временная ценность информации" существует. Админу могут сказать, что именно интересно конкурентам. Это будет качественный удар!

База лидов из CRM (а чего бы трудами чужого отдела развития  не воспользоваться), база существующих клиентов, информация об оперативных и стратегических планах компании и т.д.


P.S. Но админу нужно быть в край отмороженным, чтобы пойти на такое. "Конкуренты" завтра в бане договорятся о сотрудничестве, а дурачка сольют...

Автор поста оценил этот комментарий
Хотя коллеги, ни разу за 18 лет я не видел админа, который угрозы что-то там заблокировать пока чего-то там не отдадут не видел.

По ссылке в посте можно увидеть светлую голову, которая на это бы пошла...

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку