Этапные фантастические фильмы

Кинематограф начал обращаться к космической тематике на заре своего возникновения до появления монтажа и до момента перехода из разряда ярмарочного аттракциона в большое искусство. Одними из первых экспериментаторов в этом направлении были европейские режиссёры - француз Жорж Мельес и британец Роберт Пол. Французский гений снял десятки фантастических лент, в том числе знаменитую пародийную картину «Путешествие на Луну» (1902) по мотивам романа Жюля Верна. Что касается Роберта Пола, он выступил в качестве продюсера картины «Моторист» (1906), повествующей о гонщике, который разогнавшись на своём автомобиле, улетел в космос. Любопытно, что именно Пол в своё время продал съёмочное оборудование Мельесу. Чудесные совпадения на этом не заканчиваются. Оба выдающихся кинематографиста со временем проиграли борьбу за зрителя, не сумев предложить нечто большее чем аттракцион, и неудачно закончили творческую карьеру.

Этапные фантастические фильмы Интерстеллар, Гравитация, Спецэффекты, Анимация, Миниатюра, СССР, Голливуд, Видео, Длиннопост, Стэнли Кубрик

«Моторист» по творческому замыслу и воплощению максимально близок к работам Жоржа Мельеса. Но в то же самое время Пол применил иную технологию съемки. Если Мельес соединял отдельные части изображения многократным экспонированием, то Пол снимал отдельные фрагменты, затем последовательно печатал их на одну пленку, и в результате получался контратип. Возможность свободно соединять фрагменты позволяла избежать пересъемки всего кадра в случае ошибки. Так что способ Роберта Пола стал предшественником оптической печати - основного способа создания оптических эффектов вплоть до перехода на цифровой постпродакшен.

Этапные фантастические фильмы Интерстеллар, Гравитация, Спецэффекты, Анимация, Миниатюра, СССР, Голливуд, Видео, Длиннопост, Стэнли Кубрик

«Место назначения - Луна» (1950)

Кинематографисты подошли ответственно к воссозданию внешнего облика скафандров и ракеты, предварительно проконсультировавшись с учёными и изучив справочную литературу. Бюджет проекта составил $5 млн. Финансовых средств с лихвой хватило на строительство масштабных декораций и производство качественных спецэффектов. Декораторы установили макет ракеты высотой 45 метров на съёмочной площадке фильма «Место назначения - Луна» в пустыне.

Этапные фантастические фильмы Интерстеллар, Гравитация, Спецэффекты, Анимация, Миниатюра, СССР, Голливуд, Видео, Длиннопост, Стэнли Кубрик

В момент взлёта полноразмерную декорацию подменяла миниатюрная копия корабля. Сцена приземления была снята благодаря технике покадровой анимации. Отсутствие привычного притяжения на Луне воссоздавалось при помощи тросов, крепившихся к актёрам. Благодаря им кукловоды слегка подбрасывали исполнителей ролей астронавтов в воздух. Фильм получил премию «Оскар» за достижения в области спецэффектов.


«2001 год: Космическая одиссея» (1968)

Космические пейзажи, модели кораблей и полеты в невесомости кинематографисты во главе с Кубриком выполнили при помощи оптических эффектов, макетов и комбинированных съёмок.

Этапные фантастические фильмы Интерстеллар, Гравитация, Спецэффекты, Анимация, Миниатюра, СССР, Голливуд, Видео, Длиннопост, Стэнли Кубрик

В процессе работы над фильмом Кубрик консультировался со специалистами из NASA, а дизайн главного компьютера – «Хал 9000» - поначалу уточнялся в IBM, но как только представители IT-компании узнали о роли суперкомпьютера в киноповествовании, они моментально ретировались. «Космическая одиссея» вошла в историю развития спецэффектов с тремя нововведениями: фронтпроекция, slit scan (технология получения смазанного изображения - прим. авт.) и механический кран для управления движением камеры (прототип motion control - прим. авт.).

Этапные фантастические фильмы Интерстеллар, Гравитация, Спецэффекты, Анимация, Миниатюра, СССР, Голливуд, Видео, Длиннопост, Стэнли Кубрик

«Звёздные войны. Эпизод IV - Новая надежда» (1977)

Эпохальный фильм Джорджа Лукаса начал революцию в киноиндустрии, завершившуюся становлением компьютерной отрасли по созданию эффектов во второй половине 90-х. Видеоряд картины получился не только зрелищным, но и убедительным в каждой детали.

Этапные фантастические фильмы Интерстеллар, Гравитация, Спецэффекты, Анимация, Миниатюра, СССР, Голливуд, Видео, Длиннопост, Стэнли Кубрик

Подлинно новаторским изобретением супервайзера фильма Джона Дайкстры стала компьютеризированная, а не механическая установка для управления движением камеры.

В компьютер загружалась программа, согласно которой кран с камерой двигался в определённом направлении и с заданной скоростью. При этом система могла в точности повторить одно и то же движение необходимое число раз, что было жизненно важно для работы над комбинированными кадрами со звездолётами в космосе. Помимо этого установка использовалась для управления моделями, многие из которых кинематографисты снимали на синем фоне. Упоминания также заслуживает покадровая анимация фигур в сцене игры в шахматы и пролёт через туннель космической станции «Звезда смерти». Этот эпизод стал одним из первых в истории, созданных с применением компьютерной графики.

Этапные фантастические фильмы Интерстеллар, Гравитация, Спецэффекты, Анимация, Миниатюра, СССР, Голливуд, Видео, Длиннопост, Стэнли Кубрик

В видеоэссе рассказывается об этапных фантастических фильмах о космосе через призму задействованных технологий. Именно поэтому в топ не попал "Солярис" Тарковского. В сюжете рассмотрены следующие картины:


Путешествие на Луну

Моторист

Аэлита

Женщина на Луне

Место назначение - Луна

Планета бурь

Космическая одиссея

Звездные войны

Аполлон 13

Пекло

Гравитация

Интерстеллар

Сообщество фантастов

7.3K пост10.6K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Всегда приветствуется здоровая критика, будем уважать друг друга и помогать добиться совершенства в этом нелегком пути писателя. За флуд и выкрики типа "афтар убейся" можно улететь в бан. Для авторов: не приветствуются посты со сплошной стеной текста, обилием грамматических, пунктуационных и орфографических ошибок. Любой текст должно быть приятно читать.


Если выкладываете серию постов или произведение состоит из нескольких частей, то добавляйте тэг с названием произведения и тэг "продолжение следует". Так же обязательно ставьте тэг "ещё пишется", если произведение не окончено, дабы читатели понимали, что ожидание новой части может затянуться.


Полезная информация для всех авторов:

http://pikabu.ru/story/v_pomoshch_posteram_4252172