Электробайк Specialized Epic 

Или как я соединял в одном транспорте велосипед, мопед, теслу и свои амбиции, и что из этого вышло.

Доброго времени суток, уважаемые читатели! Я немного волнуюсь, приступая к написанию сего толмуда, так как ранее не писал ничего для данного ресурса - да и в целом не мастак писать развернутые посты, разливаясь мыслию по древу. Надеюсь, вы получите удовольствие от прочтения - а я, позднее, от обсуждения и диалога в комментариях. Поехали!

Как несложно догадаться, пост будет посвящен изготовлению своего собственного электровелосипеда. В общем то, данный вид транспорта уже не в новинку, по крайней мере жителям столицы и крупных городов, и я не буду углубляться в банальную тему - что это, как это, зачем и почему. Скажу лишь, что примерно с 2013 года увлекаюсь эксплуатацией и изготовлением этого вида транспорта, получая удовольствие как от процесса конструирования , так и от катания. У меня было несколько вариаций электрохардтейла, плюс масса общения с единомышленниками, тестовых заездов на разных конфигах и море теории и информации, черпаемых с форумов и из личного общения. И в какой то момент назрело понятное каждому творцу желание - перейти от скромного байка с частичной подвеской и типичными 1квт - 1квтч - 40кг к чему то новому, лишенному недостатков ранних проектов, с реализацией кучи хотелок и впихиванием невпихуемого в узкие рамки возможного и доступного.

Чего же я хотел? Ооо, много всего! И сразу!


-Вес - не более 30кг

-Запас хода - не менее 250км при скорости не менее 35кмч

-Сохранение велосипедной легкости хода

-Изящный внешний вид

-Полная подвеска (Двухподвес)

-Простое и редкое обслуживание, надежность.

-Пиковая скорость не менее 55кмч


Знаете, честно говоря это ТЗ формировалось несколько недель и многократно корректировалось,  так как техническое задание - понимание хотелок - очень важный пункт в любом проекте, без которого есть риск полного провала по причине непонимания, чего же тебе реально нужно. Именно исходя из ТЗ можно начинать переходить к частностям... к выбору компановки, а затем и компонентам. Компановка... как много в этом слове! Я немного считерил и пошел немного окольным путем - я вначале выбрал раму, и плясал уже от нее. Моей избранницей стала старенькая, но все еще экзотичная на вид рама Specialized Epic 2008, выбор которой был предрешен самой ее конструкцией... Давайте на нее поглядим.

Электробайк Specialized Epic  Электровелосипед, Велосипед, Я сделяль, Очумелые ручки, 3D печать, Длиннопост

Сразу бросается в глаза то, как необычно реализована в ней подвеска - сейчас уже никто не делает таких размещений амортизатора. Такая конструкция осталась в далеких 2005 - 2010 годах - всего несколько фреймсетов создавались с такими амортизаторами в заднем треугольнике.  И не менее логичным является то, что эта рама идеальна для электровелосипедов - так как она имеет и амортизацию заднего колеса, и большое пространство внутри рамы под батарейный отсек. И я нашел человека, который продавал эту уже довольно редкую раму. И припер ее к себе на более раннем проекте)

Электробайк Specialized Epic  Электровелосипед, Велосипед, Я сделяль, Очумелые ручки, 3D печать, Длиннопост

Я засел за компас и принялся вычерчивать компановки - различные размеры и формы батарейного блока, компановки с 1 батареей, с 2. Примерял на чертеже различные амортизационные вилки, ходы подвески. На это ушло около двух недель, может больше, уже не помню. Итогом стала вот такая концепция

Электробайк Specialized Epic  Электровелосипед, Велосипед, Я сделяль, Очумелые ручки, 3D печать, Длиннопост

В ней собственно говоря видно следующее:

-Батарейный блок размещается одним кусков во всем пространстве рамы

-Батарейный блок упакован в сумку для облегчения конструкции

-В нижней части размещен корпус под электронику

-Части корпуса электроники служат жесткой системой крепления батареи

-Выбрана передняя вилка с ходом 140мм

-Ход задней подвески 100мм


Как итог, у меня на руках было ТЗ, и общая компановка, плюс рама - пришло время подбирать и заказывать компоненты. Я решил вначале собрать всю механическую часть велосипеда без электроники, так как фелокомпоненты различны по геометрии, форме, и перед монтажем электроники ( и ее заказом) следовало собрать базу. Ниже описываю компоненты, которые в конечном итоге были выбраны, и почему ( по раме я уже все рассказал)


-Вилка - Rockshox Revelation 2017, среднеходная вилка с ходом 140мм, легонькая воздушка. Вызывали сомнения по установке 140 вилки в раму под 100мм, однако многократные примерки на чертеже показали что геометрия почти не страдает - меня весьма соблазнял ход и то, что вилка предназначена для экстремальных дисциплин, а значит рассчитана на большие нагрузки.


-Трансмиссия - за основу взята Шимано Zee - шатуны, каретка. Звезда позднее заменена на 42 зубую китайскую люминьку. Цепочка Deore. Манетка тоже Deore. Кассета - блок малых звезд - Deore на 10ск, вместо блока больших звезд установлен расширитель Neitrino на 42 звезду. Переключатель Deore XT.  Как итог - трансмиссия 1 - 10 ( то есть 1 звезда спереди и 10 сзади) , с передней звездой 42т, и задними звездами 11т - 42т. Для обычного велосипеда бредовое сочетание железа, но для электровелосипеда - очень неплохое, так как:

-С одной стороны, можно помогать мотору педалями вплоть до скорости 50кмч, то есть до той границы когда они еще что то дают

-С другой - соотношения 42 - 42 вполне достаточно для любых подмосковных уклонов даже без мотора

-10 скоростей вполне неплохой диапазон, хоть и с большим шагом соотношений.

-Нет лишней машинерии в виде переднего переключателя, передних звезд и манетки.


-Тормозами была выбрана Magura mt5 и mt4, соответственно не переднее и заднее колесо - привлекательная цена, 4 поршня и сертификация под мощные электровелосипеды оказались решающими. Ротор 203мм спереди и 160мм сзади дополнили картину. А еще они просто красивые)


Прочее мне описывать лень, да и скучно. Можно заметить что выбирались довольно таки неплохие компоненты - в конечном итоге, чтобы уложиться в 30 килограмм следовало применять хорошие, легкие велодетальки, ведь там 100 грамм, тут 50 - там 200 - и набежит пара килограмм лишних. Так что втулочка хоуп, 660 граммовые покрышки континенталь и все в таком роде выбиралось вдумчиво - чтобы с одной стороны не ставить переоблегченные гоночные компоненты, которым быстро придет кирдык при длительной эксплуатации, а с другой - не ставить перетяжеленные даунхилл компоненты или тяжелые же дешевые компоненты. я остановил свой выбор на (кажется я верно называю дисциплины, не кидайтесь тапками) эндуро и триал компонентах. Не такие тяжелые как чистый даунхил, и не такие слабые как дорожные или кантрийные. Хотя рама кантрийная... в общем микс тот еще)


Запчасти заказывались на Чейне в 6 заходов, по мере накопления бабла и определения чего мне надо а чего нет, и приходили всю зиму) В России не было найдено ни единого компонента по нормальной цене или в наличии, кроме педалей - так что процесс был долгим. Даже спицы - и те подрезались и накатывались под заказ)


Как только из запчастей был собран собственно сам велосипед - а если быть точнее, платформа под проект, началась самая творческая часть - конструирование обвеса, корпусов, кнопок, габаритных огней, всего  - всего - всего, параллельно с подбором электрокомпонентов - мотора, электроники, батарей. Я просто приведу несколько 3д моделей, которые иллюстрируют разные стадии и разный дизайн корпусов, которые моделировались в разный момент (исторически корпусов было 2, ранний и поздний, с учетом недостатков раннего)

Электробайк Specialized Epic  Электровелосипед, Велосипед, Я сделяль, Очумелые ручки, 3D печать, Длиннопост
Электробайк Specialized Epic  Электровелосипед, Велосипед, Я сделяль, Очумелые ручки, 3D печать, Длиннопост
Электробайк Specialized Epic  Электровелосипед, Велосипед, Я сделяль, Очумелые ручки, 3D печать, Длиннопост
Электробайк Specialized Epic  Электровелосипед, Велосипед, Я сделяль, Очумелые ручки, 3D печать, Длиннопост

От такие вот кракозябры. Нетрудно понять что это тот самый корпус блока электроники, в котором размещаются контроллер (мозги электровелосипеда), dc-dc - преобразователь (источник бортовой 12 вольтовой сети под любые нужды) , разъемы проводки. После проектирование в дело вступали эти два парня (да, чего только не скрывается в шкафу обычной гостинной хрущевки)

Электробайк Specialized Epic  Электровелосипед, Велосипед, Я сделяль, Очумелые ручки, 3D печать, Длиннопост

Которые выдавали вот что то вот эдакое

Электробайк Specialized Epic  Электровелосипед, Велосипед, Я сделяль, Очумелые ручки, 3D печать, Длиннопост

После чего все это эдакое склеивалось, скручивалось, свинчивалось, многократно переделывалось, тестировалось, ломалось и снова тестировалось, шлифовалось, красилось, не собиралось, собиралось и... ну вы поняли. Пока не получалось вот что то эдакое (это первый и второй корпуса, если что первый - с красным кружком, эксплуатировался месяцев 7))

Электробайк Specialized Epic  Электровелосипед, Велосипед, Я сделяль, Очумелые ручки, 3D печать, Длиннопост
Электробайк Specialized Epic  Электровелосипед, Велосипед, Я сделяль, Очумелые ручки, 3D печать, Длиннопост

На самом деле, процесс поиска формы, которая отвечала бы условиям:

-Не собирает грязь

-Герметична

-Легкообслуживаемая

-Красива

-Легка по весу

-Лаконична по конструкции

-Прочна

И еще 100500 условий, был сложен, долог и шел целый год, прямо в процессе езды и эксплуатации байка решения обкатывались, браковались, переделывались и снова браковались. Скажем так, корпус был заменен полностью на новый один раз, проводка переделывалась 3 раза, сумка - 4 раза... Было весело)


Ладно, короче... батарея, да. Батарея! Как много в этом слове... батарея, это сердце любого электротранспорта. Не мотор. Не контроллер. Не колеса - батарея. Именно она задаст пробег, вес, возможности байка. Именно она стоит зачастую больше чем все остальное вместе взятое. Вот как выглядит моя без обвязки проводов, защитного корпуса, силикона и прочего

Электробайк Specialized Epic  Электровелосипед, Велосипед, Я сделяль, Очумелые ручки, 3D печать, Длиннопост

Нетрудно заметить что состоит она из 13 параллелей по 13 последовательностей 18650, сваренных поблочно. Имеет типовое среднее напряжение 48 вольт - выбрано по причине стандартности и общераспространенности. Батарея состоит из лучших на рынке по соотношению вес/емкость ячеек LG 18650 MJ1 - у нас же задача влезть в 30кг, помните? Ценник конский. Вес тоже... Это добрых 11кг в сборе с защитным корпусом. Емкость тоже приличная - 2502 ваттчаса измеренных, номинальных. или 48 вольт 52 амперчаса. Впоследствии ее текстолитовый корпус был просиликонен для защиты от попадания внутрь влаги, и в свою очередь засунут в сделанную (с 4 попытки) под заказ сумку из кордуры, которая также была просиликонена для влагозащиты. Именно этот 2.5квтч кирпич - залог большого пробега )


Нусс, рассказывать подробнее - рехнешься, так что перейду к тому, что же вышло этой зимой.

Вышло нечто вот такое. О батарее я уже сказал. Ее защищает внутренний корпус из текстолита, упакованный в сумку - которая впритык вставляется в раму и фиксируется стропами, боковыми жесткими дугами и самой геометрией рамы. В качестве контроллера в первой итерации использовался контроллер Infineon 12fet с экраном Цикланалист. Впоследствии был заменен со всей проводкой на прототипный контроллер, находящийся в бета - тесте (Ядреный контроллер), который и используется по настоящее время. Двигателем был выбран MAC 8t 2016, это мощный редукторный двигатель весом 4.5кг. В данный момент я эксплуатирую его на мощности 2 квт (впрочем, в любой момент я могу перепрограммировать контроллер через дисплей и изменить этот показатель). По факту, ограничение - скорость перегрева двигателя. Весьма удачный движок, хоть и дорогой - как и все современный движки исполнен в кассетной версии, вполне переваривает 1200 ватт бесконечно долго, не перегреваясь.


Мордаха выглядит вот так, после всех переделок проводки и кнопок управления

Электробайк Specialized Epic  Электровелосипед, Велосипед, Я сделяль, Очумелые ручки, 3D печать, Длиннопост
Электробайк Specialized Epic  Электровелосипед, Велосипед, Я сделяль, Очумелые ручки, 3D печать, Длиннопост

То есть на руле расположен дисплей, который отображает статус велосипеда и кучу параметров, и позволяет менять параметры байка на ходу (если приспичит), 2 габаритных огня, основная фара, рычаги управления (курок газа, манетка, тормозные ручки), 2 черные кнопочки слева - включение велосипеда и круиз контроль, красная - 3 режима скорости (программируются как душа пожелает, в данный момент это полная мощность - крейсерский режим 40кмч - тротуарный режим 400ватт с малой тягой. Под экраном - кнопки включения передних габаритов, бортовых габаритов, задних габаритов и фары ( то есть весь свет)


Чрезвычайно большое внимание уделено безопасности - так как байк является одновременно и велосипедом и мопедом, он обязан быть заметным на дороге. За это отвечают 6 габаритных огней - 2 передних белых, 2 бортовых , 2 задних красных. Имеют суммарную мощность порядка 8 ватт

Электробайк Specialized Epic  Электровелосипед, Велосипед, Я сделяль, Очумелые ручки, 3D печать, Длиннопост
Электробайк Specialized Epic  Электровелосипед, Велосипед, Я сделяль, Очумелые ручки, 3D печать, Длиннопост

Уже только габаритное освещение позволяет выделить байк на фоне потока и обеспечить безопасность. Основная же фара не уступает автомобильному ближнему свету, и представляет собой 20 ваттную мотоциклетную вспомогательную фару с оптикой, предотвращающей ослепление водителя . Если включить весь свет, то ночная езда становится безопаснее дневной - водители воспринимают тебя мотоциклом или мопедом, но никак не велосипедом. Дополнительно помогает яркий экип, доводящий безопасность до возможного максимума

Электробайк Specialized Epic  Электровелосипед, Велосипед, Я сделяль, Очумелые ручки, 3D печать, Длиннопост

Честно говоря, я просто не знаю как быть еще более заметным) В итоге, в данный момент байк выглядит следующим образом

Электробайк Specialized Epic  Электровелосипед, Велосипед, Я сделяль, Очумелые ручки, 3D печать, Длиннопост
Электробайк Specialized Epic  Электровелосипед, Велосипед, Я сделяль, Очумелые ручки, 3D печать, Длиннопост

По ТХ вышло следующее:

-Максимальная скорость 60кмч

-Допустимая долговременная скорость 52кмч

-Запас хода на скорости 40кмч с педалями - 230км+

-Рекорд дальности на одном заряде 245км

-Вес на покрышках континенталь 29.6кг. На дорожной резине 30.2кг

-Допустимое время перезарядки 1.5 часа


Батарея съемная, и позволяет вытащить ее из байка примерно за 25 секунд, унести ее и зарядить где удобно. Постоянно применялась в поездках на дальняк

Электробайк Specialized Epic  Электровелосипед, Велосипед, Я сделяль, Очумелые ручки, 3D печать, Длиннопост
Электробайк Specialized Epic  Электровелосипед, Велосипед, Я сделяль, Очумелые ручки, 3D печать, Длиннопост

Как итог, аппарат получился просто люто удачным. Я использовал его... да как только не использовал. Когда работал в москве, ездил на нем на работу , делая в день по 120км (причем байк был быстрее автомобиля или метро с электричками) Это были поездки в максимальном режиме - рекорд средней по москве 37кмч, ведь байк игнорирует пробки. Это в час пик) Часто катаюсь с обычными велосипедистами на педалях - да, байк тяжелый, но накат у него замечательный и в общем то едет он лишь немногим хуже простого велосипеда. Ездил на нем на дальняк Москва - Ростов на дону. За день доезжал из Москвы до воронежа. Катался на нем же в крыму. Простор для эксплуатации бесконечен - иногда я езжу на нем чисто на педалях как фитнесс или прогулка, иногда - езжу на нем как на мопеде. Как правило - езжу 40кмч помогая педалями - и сам разминаешься , и батарею экономишь. Езжу в ПВД (специально недавно поставил дорожные слики)

Электробайк Specialized Epic  Электровелосипед, Велосипед, Я сделяль, Очумелые ручки, 3D печать, Длиннопост
Электробайк Specialized Epic  Электровелосипед, Велосипед, Я сделяль, Очумелые ручки, 3D печать, Длиннопост

Главное ощущение, пожалуй - это СВОБОДА. Можно ездить в парках, в полях, тошнить по тротуару 10кмч кушая мороженое. Можно потеть вкручивая (кстати я педалями пиково разгонял его до 52кмч, очень недолго)). Можно ездить по делам как мопед. Или рвануть в дальняк - каких то 3 часа и ты в 120км от дома, а коли не забудешь зарядник, то можно и на 200+ уехать, посмотреть что то, подзарядиться и вернуться домой.  И все эти возможности - возможности КК подвеса, возможности мопеда, возможности туринга - по сути объединены (не идеально, конечно) в одном транспортном средстве. При этом, хранится это *транспортное средство* в обычном коридоре, и кушает обычную электроэнергию из обычной розетки. До кучи в нем аж 2 юсб зарядки для любых нужд - начиная от зарядки смартфона, заканчивая подключением юсб - светильника в палатку.


В дальнейшем, планирую еще немного улучшить аппарат - скинуть вес на 2кг заменой двигателя на более совершенный, по пока еще в процессе раздумий, так как это решение предполагает много работ по  переделке стокового движка. А так... веселиться и получать удовольствие)


Спасибо за внимание, надеюсь пост вам понравился :)

Лига Велосипедистов

5.8K постов13.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Запрещается добавлять посты следующего содержания:

- с просьбой денег на что либо

- с поиском и предложением работы

- объявления о продаже / покупке

- объявления о съеме / сдачи недвижимости


Только тематическая информация. Юмор, стеб не возбраняется, но и не похваляется.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
22
Автор поста оценил этот комментарий

Очень круто получилось :) Автор молодец! Слов нет :) Скажите, а как если что с гаишниками? У Вас же получается мощный вел, на который нужны права категории М. Что-нибудь по этому думали? Вас не тормозили?

раскрыть ветку (29)
9
Автор поста оценил этот комментарий

Не знаю градации по киловаттам, но М это типо до 40 км\ч, так что тут скорее А1 а то и просто А. Больше интересует вопрос учета, ПТС и вот этого вот всего, всегда было интересно как это реализовано в электро вело и мото транспорте.

раскрыть ветку (28)
40
Автор поста оценил этот комментарий

Никак не реализовано, по закону требует прав категории М, ну а А от 4квт, на практике никак не опознается правоохранителями и не вызывает ничего кроме интереса. В принципе я соблюдаю пдд как мопед и велосипед, если выезжаю на тротуар то тошню 10 - 15 кмч. Правами пока не заморачивался за бессмысленностью этого занятия, просто выучил правила и и получил опыт на дороге. Думаю еще лет 10 - 15 - 20 можно не думать про это из за цены подобного конфига, 99% купят машину или мотоцикл

раскрыть ветку (24)
9
Автор поста оценил этот комментарий

Может Вы будете смеяться, но лет через 10 - 15 я бы сменил машину и мот на такой велик.

раскрыть ветку (20)
17
Автор поста оценил этот комментарий

Я  20 лет отъездил на машинах и на своё 40-летие собрал себе электовел. Теперь в 90% случаях езжу именно на нём. Машина стоит или для плохой погоды, для поездок на дальняк и на поездки с семьей.
Кстати посчитал недавно, за 8 месяцев только на НЕ купленном бензине сэкономил около 15 тысяч.  P.S. Полная зарядка аккумулятора стоит 20 рублей. Заряжаю раз в 3 дня. Часто на работе, на халяву!

раскрыть ветку (19)
15
Автор поста оценил этот комментарий

Все эти расчеты стоимости электроэнергии - чушь.

В стоимость километра пробега нужно включить стоимость аммортизации аккумулятора. И вот тут скрывается дьявол.

Причем аккумулятор становится непригодным задолго до его фактической кончины.

На мой взгляд (для моих применений и для АКБ) уже при 70% остаточной емкости его уже нельзя использовать.

Пробег на одной зарядке становится неудовлетворительным, недостаточным и АКБ требует замены.


Мой пример - пробег 2000км, АКБ уже подсел на 20-30% емкости, требует замены (для моих пробегов).

Допустим я еще дотяну до 3000км до замены (округлим в большую сторону), емкость конечно еще просядет.

Цена нового АКБ 15000р.

Получается стоимость одного км пробега 15000/3000 = 5 руб.

Плюс копеечная электроэнергия, которую можно вообще не считать.

Нехилая получается цена.

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

А износ всего остального? Резина, колодки, цепь - звёзды?

3
Автор поста оценил этот комментарий

Едрид - Мадрид, мне тоже 40, я прикинул, сколько денег отожрал мой мотоцикл. И все ради того, чтоб вечером проехаться те же 50 - 80 км по округе((.

раскрыть ветку (16)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Чем хорош электровел относительно мотоцикла, это тем что в него надо вложиться один раз.
На него не нужна страховка, регистрация, налоги, не нужна заправка. У меня средняя зарядка аккумулятора обходится в 20 р. и хватает на 3 дня поездок на работу. А последнее время я вообще халявлю, заряжаюсь на работе. Плюс ездить можно не только по дороге, а где угодно (правда при этом нарушаются некоторые пункты ПДД, но менты на педальных никогда внимания не обращают). Ему не нужен гараж, можно закатить домой и т.д.и т.п.

раскрыть ветку (15)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Насчёт единоразового вливания денег: а как насчёт износа аккумуляторов? Они далеко не вечные, и при интенсивном использовании теряют ёмкость не такими уж и маленькими шагами.

раскрыть ветку (14)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Ну средний ресурс литий-ионных аккумуляторов 800-1000 циклов заряда-разряда.
То есть при моей интенсивности зарядки раз в 3 дня, даже если использовать его круглогодично (что маловероятно) мне его хватит года на 4-5. Купить раз в 5 лет новый аккумулятор, не такая и большая проблема. Я стоимость аккумулятора уже окупил на некупленном бензине.   А ему только полгода, впереди ещё 3/4 ресурса как минимум а он уже себя окупил.

раскрыть ветку (13)
3
Автор поста оценил этот комментарий

А пожароопасность?

раскрыть ветку (10)
Автор поста оценил этот комментарий

нет

раскрыть ветку (8)
Автор поста оценил этот комментарий
В машине вообще бензин, какая пожароопасность
1
Автор поста оценил этот комментарий

А где вы такие цифры видели? Я просто слегка так моделизмом занимаюсь. В основном имею дело с полимерными аккумулятормами, но там в лучшем случае 500 циклов (по даташиту) и это при малых токах разряда. Что с практикой мало коррелирует. Туринговая машинка от силы 50 циклов катается, далее все, аккумулятор для гонок не подходит. Про квадрики вообще молчу.


Посмотрел пару спецификаций лучшее что нашел 600 до 80%.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Понятно, спасибо за инфу.

ещё комментарии
7
Автор поста оценил этот комментарий

Если мощность выше 250Вт и макс. конструктивная скорость не более 50км/ч- это мопед. Не надо регистрации, ПТС, Осаго и прочего кроме прав категории М. Если мощность выше 4КВт- это уже мотоцикл, со всеми вытекающими.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

т.е. по факту получается мот-самосбор и полицаи его отберут совсем?

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Ну по сути это мопед, а не мотоцикл. Но если ДэПараСы каким-то образом просекут, что максималка больше 50км/ч(как они это узнают и докажут?), или что мощность движка выше 250Вт(а вот это в теории реально узнать, ведь на корпусе движка вроде должна быть указана модель), то они в принципе могут оштрафовать за вождение без прав(5000-15000 рублей). Забрать электровел они не могут. На практике, я думаю, всё это хуйня, париться не стоит.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку