Эх, дороги. У нас и у них...

Источник http://goblinid.livejournal.com/216390.html


Мне, как жителю Колымы - очень часто пеняют, когда я хочу пригласить к себе своим ходом приехать в гости. У вас одни грунтовки, говорят, богомерзкие, на которых подвеску разобьешь, и асфальта нет, а вот на Аляске и в Канаде - там такие дороги - что ахнешь. Поэтому постройте сначала такие же, а там посмотрим.

На мои робкие комментарии на это, что мол, ребят - мы вообще-то на вечной мерзлоте живем, и как бы это нормально - что лед коротким летом имеет возможность немного оттаивать, а зимой замерзать - и грунт имеет свойство гулять, и все это оперативно делается и ремонтируется - мне презрительно кивают, а вон - посмотри на Аляску и Канаду. Там-то мол асфальтовые автобаны до неба, и вообще - у них там вот так:

Эх, дороги. У нас и у них... Дорога, Россия, Канада, США, Аляска, Вечная мерзлота, Крайний север, Длиннопост

На что я обычно скромно замолкал. Ну как бы не хотелось спорить, и что тут вообще говорить, вроде как - да, формально они правы... Но мне надоело это делать.

Во первых, потому что, как-то раз я, написав вот эту небольшую запись http://goblinid.livejournal.com/141839.html про дороги Колымы сейчас и 60 лет назад, а потом проверив эту запись на распространение - нашел один замечательный комментарий, в котором очень подробно объяснялось - почему у нас так, а у них так.

Итак, давайте все таки сравним дороги на Северо-Востоке России и на Аляске и Канаде. И посмотрим - действительно ли у них все так круто, а мы прозябаем в ватниках - и ничего не знаем о том, как правильно строить дороги на вечной мерзлоте?


Для начала - я покажу карту. Вот такую - не с совсем с обычного ракурса, но которая очень много сразу объясняет:

Эх, дороги. У нас и у них... Дорога, Россия, Канада, США, Аляска, Вечная мерзлота, Крайний север, Длиннопост

Оставим Гренландию, Норвегию и прочую Европу. Сосредоточимся только на нашем Северо-Востоке и Аляске с Канадой. Самым темным на карте выше выделены области в которых лежит вечная мерзлота. То есть это тот лед под тонким слоем перегноя, который не тает ни зимой ни летом. Таять он может только под воздействием техногенных факторов, то есть от направленной на него энергии. Да и то - очень быстро восстанавливается, так как зимой - никакой энергии не хватит, что бы этот лед растопить.

И что мы видим - а все просто. Вечная мерзлота у нас покрывает вообще большую часть суши. А вот много ли ее на Аляске и в Канаде? Да и как заселены эти земли? Там, где она есть? И как у нас - в той же Магаданской области и на Колыме?

Если внимательно посмотреть - то на Аляске есть населенные пункты, которые находятся на этой самой вечной мерзлоте. И дороги к ним тоже идут. Но, какие дороги? Автобаны в виде показанных на первой картинке? Хрен.

Вот путешествие товарища - в одно из таких поселений: http://www.nebraskaweatherphotos.org/Alaska-Dalton-Highway20...


А вот - кому лень идти туда - несколько скриншотов:

Эх, дороги. У нас и у них... Дорога, Россия, Канада, США, Аляска, Вечная мерзлота, Крайний север, Длиннопост

Уже на первом снимке мы видим дорогу проложенную по вечной мерзлоте. Двухполосную. Без обочин, с ямами. С щебнем, с колеей. Сравнить с нашей Колымской трассой? Да пожалуйста. Вот мои собственные фото:


Трасса Омсукчан. Омсукчан - это поселок на отшибе мира и Магаданской области. Летней фото не нашел, какая есть, но все же сходство прослеживается. Те же колеи, то же почти отсутствие обочин и та же пустота вокруг. Хотя нет, ЛЭП стоит, которых на верхних фото Аляски не видно. А вот трубопровода у нас нет, хотя что качают на Аляске по нему - я не знаю:

Эх, дороги. У нас и у них... Дорога, Россия, Канада, США, Аляска, Вечная мерзлота, Крайний север, Длиннопост

Еще сравнение, с того же сайта. Ну просто мужик ехал в поселение - да и фотал по дороге. Что? Автобан? С разделительной полосой? Не, не слышал, чуваки. Напомню - это Аляска:

Эх, дороги. У нас и у них... Дорога, Россия, Канада, США, Аляска, Вечная мерзлота, Крайний север, Длиннопост

А это Колыма:

Эх, дороги. У нас и у них... Дорога, Россия, Канада, США, Аляска, Вечная мерзлота, Крайний север, Длиннопост

Не правда ли, сходство налицо? Да у нас еще и получше будет если что. Вон и обочина прослеживается, и даже ям таких нет на дороге. :) А еще и пейзаж симпатичный, но это уж кому что нравится - может, кому пейзаж Аляски подавай - ведь там воздух свободы, ага! :)

Еще смотрим сравнение? Или перейдем к Канаде? Давайте еще...

Типичная стоянка дальнобоев, лужи, грязь, и убожество

Эх, дороги. У нас и у них... Дорога, Россия, Канада, США, Аляска, Вечная мерзлота, Крайний север, Длиннопост

Да, честно говоря - у нас тоже грязи хватает по дорогам на Колыме. И на стоянках тоже. А больше пыли:

Эх, дороги. У нас и у них... Дорога, Россия, Канада, США, Аляска, Вечная мерзлота, Крайний север, Длиннопост

Виной всему - грунт, который идет на постройку дороги. Так сложилось, что на Колыме он вот такой. Быстро осыпающийся, плывущий под дождями, и не совсем подходящий для строительства дорог. Но другого нет, его же не повезешь такими объемами для строительства дорог? Не повезешь. Поэтому, что есть на месте - то и сыпем. Ну да. Получается пыльно и грустно по этому тошнотить, но - другой альтернативы нет. Вернее, есть, но дорого. Вот такая:


Наше время, Колымская федеральная трасса. От Аляски по прямой 3000 километров. Полная и абсолютная вечная мерзлота под дорогой. Строительство:

Эх, дороги. У нас и у них... Дорога, Россия, Канада, США, Аляска, Вечная мерзлота, Крайний север, Длиннопост

Правда на этой дороге уже чужеродно смотрится вот это:

Эх, дороги. У нас и у них... Дорога, Россия, Канада, США, Аляска, Вечная мерзлота, Крайний север, Длиннопост

Зато УАЗ на грунтовках - самое то. Тоже с братом на рыбалку на таком почти гоняем.

Фото выше мое... Чего вы говорите? Зарываем миллионы в земли, в которых никто не живет? Но вы же хотели хороших дорог, как в Аляске? Вот, строят. Или опять чего-то не устраивает? Напомню, на фото выше - если провести по карте по широте - примерно там же, где снята аляскинская дорога. Но тут я больше соглашусь с ораторами, которые будут говортиь про закапывание денег в землю. Не нужен асфальт на вечной мерзлоте. Его гораздо сложнее поддерживать в хорошем состоянии на таком грунте, по сравнению с обычной грунтовкой. И особенно с учетом малочисленности населения Магаданской области. В Якутии - населения гораздо больше, и мобильность его там гораздо выше, а вот нас в Магадане - мало - и такая асфальтированная дорога быстро превратится в отстой, по сравнению с той же грунтовкой.


Еще пару фото дорог Аляски и перейдем на Канаду:

Эх, дороги. У нас и у них... Дорога, Россия, Канада, США, Аляска, Вечная мерзлота, Крайний север, Длиннопост

Грязь, разруха и ремонты. Я как посмотрел - как дома на Колыме побывал. Ну то же самое - емае. Напомню - это дорога в условиях вечной мерзлоты, сделаная из тех же грунтов примерно, что и у нас. Даже природа похожа. В других местах Аляски - дороги гораздо лучше. Любой гугл скажет. Но там и дороги другие. Как и у нас в Магадане - где так же на расстоянии 100 километров от города - мерзлота еще не такая вечная, поэтому и асфальт есть, и даже пара развязок, как в Анкоридже.

Но хватит про Аляску. Давайте про Канаду. Это же тоже одна из самых больших северных стран в мире. Там же такие автобаны, что на них капризненьких блогеров даже не пускают, и визы им не дают. Якобы. Я не про визы, я про автобаны. Все они проложены опять же не в местах скопления вечной мерзлоты. А там, где вечная мерзлота - проложены такие же дороги как у нас. И ссылаться я буду в этом на главный источник мировой картографической информации - насквозь продажный американскому и канадскому госдепу Гугль. Он просто большой, не успевает затирать то, что выкладывают в сеть его многочисленные подразделения. Поэтому на его картах в Канаде можно увидеть следующее:

Эх, дороги. У нас и у них... Дорога, Россия, Канада, США, Аляска, Вечная мерзлота, Крайний север, Длиннопост

Автобан? В пределах вечной мерзлоты? Не, не знаем, не видели. Я не рисовал это долгими ночами в фотошопе - я просто воспользовался сервисом гуглокарт. Вот по этой ссылке - Dempster Highway (см. ссылку в источнике)

После того как я посмотрел на эту дорогу, я провел прямую на нашу сторону России - вот таким образом:

Эх, дороги. У нас и у них... Дорога, Россия, Канада, США, Аляска, Вечная мерзлота, Крайний север, Длиннопост

Не, ну кривовато конечно, но как получилось.

И что - практически на прямой - оказался якутский поселок Усть-Нера. С такими же точно дорогами, но в котором живет гораздо больше жителей. Дороги там примерно вот такие:

Эх, дороги. У нас и у них... Дорога, Россия, Канада, США, Аляска, Вечная мерзлота, Крайний север, Длиннопост

Это так называемые нерские прижимы. Дорога идет в скале, взорванная по сопке, повторяя все извивы реки Нера. Большой реки, надо сказать. На Юконе таких почитай и нет. Но это самый удобный способ пробиться к Индигирке был. Поэтому построили. Я не буду сейчас об закопаных здесь зэках, и прочем. Это другая тема. Я сравниваю дороги на одной широте, и не вижу особой разницы.

Единственно, что у нас хуже - так это скорость восстановления дороги после катаклизмов и осадков. Ну хотя бы потому как у нас на Колыме и Якутии в этих условиях построено дорог по километражу в разы больше и больше, чем в той же Аляске и Канаде. На той же широте. В разы. И именно поэтому - можно проехать беспрепятственно из Магадана в Якутск две с половиной тыщи километров, а потом еще тысячу вниз - до нормального асфальта на трассу Владивосток-Москва.

Последнее, что хочется сказать - о мостах. Да, на Колыме с ними все плохо. Не везде есть. Но, по той же федералке Магадан - Якутск - они есть почти везде. А там, где их нет - есть паромы. Ага, вот где читатель меня может подловить - типа, в Канаде - же все хорошо с мостами. Уж там-то, в благословенном раю - есть все. И мосты тоже.

Хренушки. Смотрим в тот же богомерзкий гугл:

Эх, дороги. У нас и у них... Дорога, Россия, Канада, США, Аляска, Вечная мерзлота, Крайний север, Длиннопост

Что это? А это паром, друзья. На другую сторону реки. Координаты? Да вот (см. ссылку в источнике) Все там же. На широте с Усть-Нерой, которая в Якутии.

Что же в Якутии? - да то же самое.

Река Алдан. Паромная переправа. До места высадки машин с этих паромов - полтора часа хода по течению, и три - если ехать в Магадан.

Эх, дороги. У нас и у них... Дорога, Россия, Канада, США, Аляска, Вечная мерзлота, Крайний север, Длиннопост

И, напоследок, про мосты. На фото ниже - деревянный мост через Юкон:

Эх, дороги. У нас и у них... Дорога, Россия, Канада, США, Аляска, Вечная мерзлота, Крайний север, Длиннопост

А это - мост через реку Армань, 50 км от Магадана.

Эх, дороги. У нас и у них... Дорога, Россия, Канада, США, Аляска, Вечная мерзлота, Крайний север, Длиннопост

В этом году сдали. Двухполосный. Заасфальтированный. Причем - сделан он не по основной трассе, которая ведет на Якутск, а на отнорке - который отходит из Магадана в сторону Охотска на 150 километров, да там и кончается в заповеднике. По дороге - три поселка с населением суммарно не более 3000 человек. Да-да, аргументы я уже вижу - о, распилили на мосте, который построили для отнорка. Но на это отвечу просто. Старый мост (деревянный) стоял с 50-х годов прошлого века и был аварийный. А этот построили за два года. И он простоит еще минимум 50 лет, ну как я думаю.

В завершение еще несколько фото Колымской трассы. Которая, несмотря ни на что - является той нитью, которая в свое время позволила накопать золота Колымы для бюджета страны, да и до сих пор поддерживается силами немногочисленных поселков Магаданской области.

Эх, дороги. У нас и у них... Дорога, Россия, Канада, США, Аляска, Вечная мерзлота, Крайний север, Длиннопост

Возле поселка дорожников Атка.

Эх, дороги. У нас и у них... Дорога, Россия, Канада, США, Аляска, Вечная мерзлота, Крайний север, Длиннопост

Федеральная трасса Колыма. Две полосы, вознесена над землей метра на три, бордюры на всем протяжении. Правда, протяженностью всего 300 километров от Усть-Неры после Ольчанского перевала, сданные в 2011 году. Но они есть.

Эх, дороги. У нас и у них... Дорога, Россия, Канада, США, Аляска, Вечная мерзлота, Крайний север, Длиннопост

А это Якутия. Перед поселком Теплый Ключ. На нашей стороне реки Алдан.

Эх, дороги. У нас и у них... Дорога, Россия, Канада, США, Аляска, Вечная мерзлота, Крайний север, Длиннопост

Где-то за Нижним Бестяхом. Железная дорога там уже есть. А на Аляске? На этой же широте?

Эх, дороги. У нас и у них... Дорога, Россия, Канада, США, Аляска, Вечная мерзлота, Крайний север, Длиннопост

А еще напоследок - немного Якутии. Ну что бы не кидали мне вот этот баян 2006 года.

Который много где мелькал:

Эх, дороги. У нас и у них... Дорога, Россия, Канада, США, Аляска, Вечная мерзлота, Крайний север, Длиннопост

Прошло время - и теперь там так (фото с регистратора, снято в августе 2014 года, отсюда http://forums.drom.ru/travel/t1150967724-p726.html):

Эх, дороги. У нас и у них... Дорога, Россия, Канада, США, Аляска, Вечная мерзлота, Крайний север, Длиннопост

Все течет, все изменяется. Так что можно к нам приехать, можно. Еще сложно, но уже не так, как в первое десятилетие 21-го века. Задумаете спланировать маршрут к нам - милости просим. Ну и если нужно что-то оперативно узнать по дороге - приглашаю в этот вот форум. Там местные оперативно расскажут про дорогу: http://forums.drom.ru/travel/t1150967724-p726.html

Написал я все это, что бы теперь спокойно ссылаться на этот пост при возникающих спорах - о том, что на Аляске и Канаде умудрились построить дороги, а у нас нет. Умудрились они - потому что лед у них там залегает не в 10 сантиметрах от поверхности земли, а гораздо глубже. А вот там, где все плохо - где вечная мерзлота, где живет так же мало народу, там - все тоже самое. Грязь, пыль, паромы и грунт вместо асфальта. Единственно - что может быть - грунт чуть получше и раздолбайства поменьше - поэтому после ливней и паводков - восстанавливают их получше и побыстрее.