7

Эффект спешки

Наверняка этому есть какое-то научное объяснение, но легче от этого не становится. Вот почему, когда тебе куда-нибудь срочно нужно добраться, все люди вокруг, как по команде, начинают тупить и не дают пройти? Одиночки резко меняют траекторию движения или обгоняют и замедляются прямо перед тобой, те же, что идут по двое или больше растягиваются на всё возможное пространство. Дети бросаются под ноги, крупные женщины с сумками, ещё больше расставив руки, не замечая никого вокруг, продолжают идти своей дорогой оставив места ровно на пол человека, так что обойти их без замечания не представляется возможным.
Хочется верить, что я не один такой, и всё таки есть рациональное объяснение данного эффекта.

Дубликаты не найдены

+6

Утро.ТС выходит из дома. И понеслась..

пш..пш.. внимание он выходит.

пш.. приняли.

Пускаем бабу с сумками. Пошла,пошла. Руки шире,шире. Так хорошо. пш..пш.. где автобус с тупнями? Он сейчас обойдет бабу. Киньте ему детей под ноги. Скорее,скорее. Так хорошо,отлично,чуть не наступил на малыша..

Где эти тупни?? Опять тупят.

Так,не упустите его! Одиночки! Побежали хаотично. Один влево,другой в право. пш..пш.. присядь,шнурки завяжи и резко назад! Отлично,прям в него вошёл.

пш..пш.. Ну вот и автобус подъехал. Выпускайте тупней. Бегом,бегом. Он почти уже до работы дошел. Стоим тупим. Молчим,не даём пройти. Тупим. Можно задать тупой вопрос. Молодцы.

Все. Он опоздал! Всем спасибо! Все справились. К 18:00 все на исходную.

Тупни,что стоим? Обратно в автобус и что б к 18:00 как штыки. Не тупите.

раскрыть ветку 5
+1

Это не из фильма Шоу Трумана? Там когда он из города пытался уехать, была похожая сцена.

раскрыть ветку 1
0

Нет. Даже фильм не смотрел. Все совпадения случайны;)

0
Вот где-то так да :D Но не всегда, а именно тогда, когда нужно быстро добраться из пункта А в пункт Б. Потому и бесит
раскрыть ветку 2
0
Объяснение есть у эзотерика Вадим Зеланда, но тут кому как, зависит от степени скептицизма. У него есть такой термин как "важность" если она сильно завышена , на твоём пути к цели будут возникать препятствия, как будто, что-то будет тебе в этом противодействовать, с целью вывести тебя на отрицательные эмоции . Решением проблемы предлагается снизить эту "важность" . На практике не так просто но вроде как эффект есть.
0

Я думаю развитая агентурная сеть. Кто то сливает инфу,когда вы спешите.

+3

Когда ты двигаешься быстрее потока, люди куда больше тебе мешают. Когда ты сосредоточен на цели, все что мешает тебе, замечается куда лучше чем обычно.

+2
Ох уж эти ебаные тетки! Как танки прут. "Не в своей полосе".
раскрыть ветку 1
+1

И бабки с тележками в которых кирпичи.

+1

Это матрица сбоит

+1

Тоже обращал на это внимание) Не знаю как называется этот эффект, но в такие моменты мизос антропос во мне начинает зашкаливать))

0

И нужный автобус хрен дождёшься)))))

0

ээээээээээ.....как ...........бы ................тебе ........помедленней ...............это ................объяснить...............

0

Пусть сочтут меня психом, но есть такое явление, когда высшие силы против тебя. Иногда в мелочах (постоянно "красный", гибдд тормозит, троллейбус раскорячился и т.д.) Иногда посерьезней, если коротко, все что ты делаешь в "плохое" время превращается " в прах и говно" а деньги утекают как в воронку. Интересно, кто что об этом думает?

раскрыть ветку 1
+1

Может высшие силы наоборот тебя хотят спасти. Может, если бы не гибдд и красный, то ты бы разбился насмерть.

Похожие посты
7392

Эффект Розенталя: зачем верить в свои силы?

Один из моих любимых психологических эффектов – эффект Розенталя. Он заключается в том, что качество наших ожиданий влияет на результаты наших действий.


Вот простой пример. В 1963 году психолог Роберт Розенталь предложил своим студентам обучать крыс проходить лабиринты. Половине студентов он сказал, что их крысы гении, другой половине, что их крысы тупые. Те, кто обучал «способных» крыс, достигли лучших результатов, чем студенты, обучавшие «глупых» крыс. И конечно, никакой разницы между крысами на самом деле не было.


Этот эксперимент многократно повторяли в разном контексте. Например, давали учителям разные классы и говорили, что у одних умные ученики, а у других не очень. На деле никакой разницы между учениками не было, но нетрудно догадаться, у каких учителей они добивались больших успехов.


Если я скажу вам: «Верьте, что у вас получится», это прозвучит как на банальный совет гуру-успеха. Но я всё же убеждён в эффекте Розенталя, поэтому скажу по-другому.


Если у вас нет и капли веры в то, что у вас получится, – стоит ли удивляться, что в итоге ничего так и не получилось?


Источник.
161

«Эффект дверного проема»: почему мы забываем, зачем пришли

Каждый из нас, наверняка, не раз попадал в такую ситуацию: вы встаете с места и уверенно идете в другую комнату с какой-то конкретной целью — но стоит перейти ее порог, как начисто забываете, зачем вы здесь. Когнитивные психологи исследовали это явление и дали ему название «эффекта дверного проема» (Doorway Effect). Все дело здесь в особенностях устройства нашей памяти. Об исследованиях этого любопытного феномена рассказывает психолог Том Стэффорд (Tom Stafford) в своей колонке на сайте BBC.

Этот «баг» нашей памяти на самом деле срабатывает и в других ситуациях.

«Эффект дверного проема»: почему мы забываем, зачем пришли Психология, Эффект, Память, Длиннопост

Термин «эффект дверного проема» появился после исследований, проведенных в 2011 году психологом из США Габриэлем Радванским (Gabriel A. Radvansky) и его коллегами. Ученые построили виртуальную модель большого дома, где испытуемым надо было перемещаться между комнатами и выполнять различные задания на запоминание. Они обнаружили, что человек намного чаще забывает увиденное или услышанное, если прошел сквозь дверной проем. Он мог пройти такое же расстояние по большой комнате и не забыть, но стоило ему перейти из комнаты в комнату, он забывал. Тот же эффект подтвердился и во втором эксперименте, уже с реальным домом. Наша память создает в этот момент «новый эпизод», записывается «новая глава», объяснили ученые, и вспомнить предыдущий эпизод становится сложнее.

Все дело в том, что наше восприятие одновременно учитывает разные уровни происходящего вокруг. Есть такая известная притча о трех строителях, которых спросили, чем они занимаются: один ответил «я кладу кирпич сверху на другой кирпич», второй сказал «я делаю стену», а третий ответил «я создаю храм». Но на самом деле каждый из них одновременно делает и то, и другое, и третье. Наше внимание переключается между этими разными уровнями восприятия: мы можем быть сконцентрированы на том, как кладем очередной кирпич, представлять себе процесс в целом, или же думать о целях всей работы.

Обычно, если вы еще не наработали навык, т.е. плохо умеете класть кирпичи, то вам не до целей, вы целиком сосредоточены на конкретном действии.


Все это имеет прямое отношение к «эффекту дверного проема». Он возникает как раз в тот момент, когда наше внимание перемещается между этими разными уровнями восприятия и останавливается не там, где нужно.


Допустим, вам надо взять ключи в дальней комнате вашего дома, чтобы выйти погулять. Уровень «взять ключи» сменяется уровнем «дойти до спальни», а по дороге вы еще видите разбросанные кем-то носки — ваше внимание переключается на «поднять носки». Все эти переключения внимания вы, конечно, не замечаете, но чем чаще они происходили по дороге в спальню, тем больше вероятности, что вы зайдете внутрь и скажете «А зачем я сюда шел?». Пока вы шли, в вашем сознании несколько раз «сменилась картинка»: вам не нужно было постоянно думать про ключи — и вы успели подумать о десятке разных вещей, плюс вы видели что-то вокруг и тоже переключали на это свое внимание.

Найти же ответ часто помогает «обратное перематывание»: вы просто выходите из спальни и проходите обратно ровно тем же путем, будто проматывая свои воспоминания назад. Иногда это срабатывает: на том месте, где вы еще держали в голове задачу «взять ключи», она снова будто вспыхивает в памяти. И тут вы уже несетесь в спальню, не обращая ни на что внимания и для верности повторяя про себя, что вам нужно сделать.

«Эффект дверного проема»: почему мы забываем, зачем пришли Психология, Эффект, Память, Длиннопост

Понимая, как работает этот механизм, можно помочь себе не попасть в следующий раз в неловкую ситуацию. Готовясь спросить о чем-то лектора, запишите ваш вопрос, а уже потом поднимайте руку и ищите удобный момент. Забыли, что собирались сделать, пройдитесь обратно по «главам» своей памяти мысленно или физически, пока не вернетесь к нужному воспоминанию.


P.S. Кстати, было бы интересно исследовать, как этот феномен связан с символикой порога и дверей в разных культурах, но это предмет совсем другого текста.


источник

Показать полностью 1
537

Шесть удивительных фактов из психологии и как извлечь из них пользу

Эффект Прэтфелла. Если вы несовершенны, люди будут любить вас больше.



Когда мы хотим произвести на кого-то впечатление, то неизбежно выпячиваем наружу лучшие стороны своей личности. Оказывается, совершенно зря: исследования показывают, что демонстрация своей уязвимости и слабости, напротив, повышает уровень эмпатии к нам со стороны других людей. Чем больше у вас некритичных недостатков, тем лучше к вам будут относиться люди.



Профессор, который выступает перед аудиторией и заметно волнуется, кажется слушателям умнее того, кто выступает предельно уверенно. Стесняться и делать глупости во время первого знакомства — проверенный, хотя и не очевидный способ понравиться своему потенциальному партнеру.



Эффект Пигмалиона. Большие ожидания увеличивают производительность.



Психолог Роберт Розенталь проводил IQ-тесты в школах, а затем сообщал учителям заведомо ложные результаты исследований. Те дети, у которых IQ был выше, чем у остальных, якобы, показывали «средние» результаты. А те, кто реально показал средний результат, были представлены учителям как обладатели лучших мозгов. Что неизменно происходило впоследствии?



Те ученики, которых учителя считали более умными, начинали лучше учиться. Происходит это потому, что ожидания учителей от этих учеников были выше, чем от остальных. Растущее давление на школьников заставляло их лучше учиться. Выводы, сделанные Розенталем, характерны не только для образования. «Ваши ожидания создают вашу реальность», — заключает он.



В общем, если вы хотите добиться в жизни чего-то значимого, вам придется ставить перед собой заведомо нереальные цели и переоценивать свою способность к их выполнению. И это сработает. Кроме того, ученым известно, что те лидеры, которые требуют от своих подчиненных нереальных результатов, в результате добиваются от команды куда большей отдачи, чем те, кто ставит только «реальные цели».



Парадокс выбора. Чем больше у нас опций на выбор, тем меньше мы довольны принятым решением.



Логически кажется, что чем больше перед нами вариантов выбора, тем лучше. Магазины с большим ассортиментом нравятся нам больше мелких лавочек. Когда предложений по поводу развития карьеры много, нам кажется, что мы обязательно сделаем хороший выбор.



Но психологи Марк Леппер и Шина Айенгар доказали, что это не так. Исследователи в рамках эксперимента предлагали одной группе гурманов, зашедших в супермаркет, выбрать бесплатно один из шести разных видов джемов, другим — один из 24. Результаты исследования показали, что 30% людей, которые выбирали из шести вариантов, остались довольны своим выбором. Из тех, кому пришлось выбирать одну банку подарочного джема из 24, довольными остались только 3%.



Феномен выявил психолог Барри Шварц. Для того, чтобы ощущение того, что все идет правильно, не покидало вас, он советует искусственно ограничивать количество опций. Это, кстати, объясняет, почему пользователи техники Apple довольны ею больше, чем пользователи гаджетов другой марки. Или почему те, кто ходит за продуктами в небольшие продуктовые киоски, чувствуют себя более удовлетворенными, чем посетители огромных гипермаркетов.



Эффект свидетеля. Чем больше людей вокруг нуждающегося в помощи, тем меньше вероятности, что ему кто-то поможет.



Этот эффект давным-давно хорошо иллюстрирует притча о добром самаритянине. Это объясняет также множество трагических событий в нашей истории.



Если кто-то из людей на улице попал в беду и нуждается в помощи, то у него куда больше шансов получить ее, если рядом проходит один человек, чем если рядом — толпа людей. Если кто-то кричит о помощи, а рядом находится огромное количество людей, то каждый из них предпочтет игнорировать мольбы о помощи, потому что «помогут другие». Если же мольба о помощи будет обращена к конкретному человеку на пустынной улице, то шансов на то, что на нее откликнутся, в разы больше. Это, кстати, объясняет, бездушность и холодность больших мегаполисов.



Если вы попали в трудную ситуацию и нуждаетесь в помощи, то обращайтесь не сразу ко всем, кто может помочь, а адресно, персонально к кому-то. Проще говоря, лучше кричать не «Помогите хоть кто-нибудь!», а «Мужчина в сером пальто, спасите меня!».



Spotlight Effect. Люди, чья голова постоянно забита размышлениями, не замечают очевидных вещей.



Большинство людей в данный момент времени заняты какими-то серьезными размышлениями. Когда они находятся в обществе, но погружены в свои мысли, то не замечают даже очевидных вещей, доказали ученые из Корнельского университета.



Если говорить проще, то совершенно плевать, как вы выглядите, если вы собираетесь в офис или университет. Большинство людей просто не обратит внимания на ваш внешний вид. В центре внимания вы оказываетесь гораздо реже, чем думаете. А потому можно перестать беспокоиться о внешних атрибутах жизни. Не покупайте дорогой автомобиль или смартфон, чтобы «порисоваться» перед коллегами: вам может казаться иначе, но большинству из них вообще плевать, чем вы там владеете. Они заняты своими проблемами.



Эффект фокусировки. Люди переоценивают значимость вещей и явлений, о которых размышляют.



«Ничто в жизни не имеет такого большого значения, как вам кажется». Дэвид Канеман


Насколько велика разница в ежедневном настроении между человеком, который зарабатывает $20 тыс. в год и человеком, который зарабатывает 4000 грн в месяц? Почти никакой. То есть она есть, но она минимальна. Станете ли вы счастливее, если проведете остаток жизни в доме на море? Едва ли. Строго говоря, жители Калифорнии, где больше 300 солнечных дней в году, ничуть не счастливее жителей Нью-Йорка или Чикаго.



Этим эффектом, кстати, активно пользуются маркетологи. Они убеждают вас, что покупка того или иного товара сделает вас счастливее. Но вряд ли они сдержат свое обещание.



Для борьбы с этим психологическим эффектом вам придется усвоить одну простую аксиому: ничто не будет столь же важным через год или даже через неделю, как вам кажется сегодня. Относитесь к жизни и ее неурядицам легче и проще. И, да, смиритесь с тем, что люди просто не умеют прогнозировать будущее. Поэтому будет лучше, если вы перестанете вообще строить сколько-нибудь долгосрочные планы.

Шесть удивительных фактов из психологии и как извлечь из них пользу Психология, Полезное, Мозг, Эффект, Лайфхак, Длиннопост
Показать полностью 1
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: