Эффект Розенталя (эффект Пигмалиона)

Этот феномен заключается в том, что ожидание личностью реализации пророчества во многом определяет характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что провоцирует самоосуществление пророчества.


Название этого эффекта связанно с древней легендой. Мифический царь Кипра Пигмалион создал статую прекрасной женщины, и сам в неё влюбился. Страстными мольбами он разжалобил богов, и они оживили женщину. С тех пор этот образ символизирует животворящий эффект вызванный искренней верой и настойчивым желанием.


Американский психолог Розенталь (1966) назвал эффектом Пигмалиона явление, состоящее в том, что человек, твердо убежденный в верности какой-то информации, непроизвольно действует так, что она получает фактическое подтверждение.


В 1968 году Розенталем и Ленорой Якобсон был проведен эксперимент, в котором участвовали дети одной из школ Сан-Франциско.


Суть проведения эксперимента была в том, чтобы проверить уровень интеллекта учеников. В ходе эксперимента психологи отобрали несколько учащихся, которые, по их мнению, обладали выдающимися интеллектуальными способностями.


Педагоги были очень удивлены таким выбором психологов, так как выбранные ими учащиеся не показывали каких – то особых умственных способностей. Но психологи заверили: «Если дети не заявили еще о себе, то их интеллектуальный потенциал в будущем обязательно раскроется!».


Оказалось, что психологи выбрали учащихся с высоким IQ абсолютно случайно. Но самое удивительное, что когда Розенталь и Якобсон пришли в конце года в школу для того чтобы измерить коэффициент интеллекта учащихся, они обнаружили, что те дети, которых они выбрали в начале года, как обладающих высокими умственными способностями, и показали самый высокий уровень IQ.


Как утверждали Розенталь и Якобсон, им удалось продемонстрировать влияние ожиданий учителей на познавательный прогресс учащихся.


По-видимому, отмечали авторы, когда учителя ожидают от детей высоких интеллектуальных достижений, они начинают вести себя по отношению к ним более дружелюбно, стремятся воодушевить их, используют несколько иные методы преподавания, допуская большую степень свободы в их познавательной и творческой активности.


Все это способствует улучшению учебы, так как представления детей о себе, их собственные ожидания, мотивация и когнитивный стиль изменяются к лучшему.


Правда, последующие эксперименты не выявили однозначное соответствие результатов экспериментов ожидавшимся эффектам. Педагогические программы, использующие стимулирующие условия не всегда давали положительный эффект.


Ещё один пример этого эффекта связан с первым впечатлением людей друг от друга.


Самореализующееся пророчество может привести к возникновению симпатии. Ребекка Кертис и Ким Миллер проиллюстрировали этот процесс и провели следующий эксперимент.


Группу студентов колледжа, никто из которых не был знаком между собой, разбили на пары. Один человек в каждой паре, выбранный случайно, получал специальную информацию. Некоторым студентам в паре сообщали, что они нравятся своему партнеру, а некоторым — что не нравятся.


Затем парам студентов давали возможность встретиться и поговорить друг с другом. Как и прогнозировали исследователи, те студенты, которые считали, что нравятся партнеру, вели себя приятнее по отношению к партнёру; они были откровеннее, высказывали меньше несогласия по обсуждаемым темам и в целом их манера общения была сердечнее и приятнее, чем у студентов, которые считали, что не нравятся своему партнёру.


Более того - те, кто считал, что они нравятся партнеру, действительно нравились ему гораздо сильнее, чем те, кто считал, что партнёр испытывает к ним антипатию. Короче говоря, партнёры проявляли тенденцию копировать поведение другого человека в паре.

Эффект Розенталя (эффект Пигмалиона) Эффект Розенталя, Лига психотерапии, Длиннопост

Лига психотерапии

5.2K постов25.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.

Задавайте любое количество уточняющих вопросов.

Ведите диалог уважительно.


Лучшие посты Лиги

http://rabota-psy.ru/stat/fav/


Все посты и обсуждения по датам

http://rabota-psy.ru/stat/lenta/


Онлайн сейчас и за последние сутки

http://rabota-psy.ru/stat/


Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
6
Автор поста оценил этот комментарий
После прочтения эксперимента Якобсона и Розенталя вспомнил, что нечто похожее читал у Циолковского (он, вообще, учителем был). Суть, кажется, была такой, что если хвалить, поощрять ученика сверх того, чем он фактически своими данными и результатами "заслуживает", то ученик начинает подтягиваться до более высокого уровня.
раскрыть ветку (7)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Интересно было бы прочитать про Циолковского
раскрыть ветку (6)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Нашел-таки текст, на который ссылалась моя память. Может быть будет интересно.

Это автобиография К.Э. Циолковского, «Черты из моей жизни». Можно посмотреть вот тут: http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/mol-gvar/1935/thiolk.htm...

Сам фрагмент маленький, процитирую его: "Однажды одной слабой девице по ошибке я поставил пять, но не стал ее огорчать и не зачеркнул балл. Спрашиваю урок в другой раз. Отвечает на пять. Заметил, что дурные баллы уменьшают силы учащихся и вредны во всех отношениях.".

Может и не на 100% подходит к ситуации. Но уж очень похоже, да и намного раньше было сделана наблюдение.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Очень подходит. Спасибо!
Автор поста оценил этот комментарий
Ещё интересней почитать самого Циолковского. Нельзя сказать, что все его социальные взгляды были... этичны. По крайней мере, с современной точки зрения. Этакий 1984 в утопической оболочке.
раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ач то именно Вы бы порекомендовали? Как называется?

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
Большинство его книг связано с космосом и физикой, конечно, но как минимум одна - чисто социальная - "миражи будущего общественного устройства". По сути, это сборник его работ, статей и т.п, написанных где-то с десятых по тридцатые годы. В основном, они касаются социокультурных аспектов общества, частично - экономических и т.д.
Он высказывает множество очень интересных и смелых идей.
Двоякое чувство при прочтении )
Как плюс - читать можно только некоторые статьи, смысл не теряется.
Есть как в бумажном варианте, так и в свободном доступе в интернете.
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо большое. интересно. Хочу прочитать.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку