Языческие традиции в республике Марий Эл.

Мордовцы, удмурты, коми-пермяки, коми-зыряне, карелы - все они вступили в тесный контакт с русскими, и постепенно стали неотъемлемой частью России. Они усваивали русскую культуру, религию, постепенно все сильнее срастаясь с русскими. И лишь один из этих народов по не совсем понятной причине так до конца русским не покорился - как вы уже поняли, это были луговые марийцы.


После взятия Казани они сопротивлялись едва ли не дольше, чем сами татары. Бежали в Уральские горы, как спустя сто лет староверы.  В марийских деревнях до сих пор некоторые старики ходят в народных костюмах, до 20-30-х годов были живы традиции, утраченные к тому времени повсеместно. Но главное - и в 21-й век марийцы вступили (условно говоря) язычниками. Точнее, сами они определение "язычество" не признают и очень обижаются, и религия их называется Марийской Традиционной Религией или "чимари". Однако нигде более в Европе в наше время не увидеть настоящих, исконных молений в Священных рощах.

Языческие традиции в республике Марий Эл. Марий Эл, Марийцы, Язычество, Длиннопост, Традиции, Культура

10-15% марийцев являются чимари, а еще около 60% - двоеверы. В свое время под угрозой расправы марийцы формально принимали христианство, формально ходили в церковь, но при этом совершали обряды в Священных рощах. Со временем двоеверы пришли к выводу, что Кугу-Юмо и Бог Единый - это одно и то же, только в кюсото и церквях на него смотрят "с разных сторон". Чистых православных среди марийцев немного, а также есть некоторое количество мусульман (результат контактов с татарами).


Типичная Священная роща, или кюсото - круглая, чистая, старая. В Марий Эл таких осталось около 500, и когда едешь по дорогам республики, постоянно видишь их - в Марий Эл кюсото стоят гораздо чаще, чем правсолавные церкви. В таких рощах молились высшим богам - Кугу-Юмо, Мланде-Ава и другим.

Языческие традиции в республике Марий Эл. Марий Эл, Марийцы, Язычество, Длиннопост, Традиции, Культура

Располагаются такие рощи обычно скоплениями, причем образуют определенные фигуры: если соденить рощи прямыми линиями, чаще всего возникнет геометрическая фигура или древняя руна. В каждой роще молиться можно только 1 раз в год, причем молебны всегда совершаются при растущей Луне - никогда при убывающей.

Языческие традиции в республике Марий Эл. Марий Эл, Марийцы, Язычество, Длиннопост, Традиции, Культура

Здесь нельзя ломать ветки, убивать животных (не жертвенных), жечь костры (опять же, не ритуальные), справлять нужду, сюда запрещено заходить женщинам в известный период. Запрещено здесь, естественно, и пьянство, и мусор - и надо сказать, в рощах действительно поразительная чистота.

Сердце Священной рощи - онапу, то есть дерево-алтарь, дерево-канал, по которому проходит энергия между людьми и богами.

Языческие традиции в республике Марий Эл. Марий Эл, Марийцы, Язычество, Длиннопост, Традиции, Культура

Вход в рощу. Раньше можно было входить в кюсото и выходить из него только через одни ворота, но сейчас это не соблюдается. На белом листочке - правила поведения в роще. Главное условие - чистота души и тела. Сюда нужно приходить, помывшись предварительно в бане (в идеале, душ тоже можно), и нельзя приходить с "отрицательными мыслями" - как я понял, под этим термином имеются в виду наши "7 смертных грехов".

Языческие традиции в республике Марий Эл. Марий Эл, Марийцы, Язычество, Длиннопост, Традиции, Культура

Первый этап молебна - жертвоприношение. Приносят в жертву животных: гусей, кур, коз, овец, а на туня-кумалтыш - одного жеребца. Выбирают животных не просто так: животное должно подать определнный знак, что именно его выбрали боги, повести себя определенным образом. И в роще стояли длинные-длинные очереди людей с гусями в мешках или корзинах - преобладали именно гуси.

Языческие традиции в республике Марий Эл. Марий Эл, Марийцы, Язычество, Длиннопост, Традиции, Культура

В целом жертвоприношение животных происходит так: их разделывают, и несъедобные части (кости, перья, шкуры) сжигают, а съедобные готовят. Ведь боги питаются не плотью, а духом, и главное здесь - дым и пар, который уходит к небесам.

Языческие традиции в республике Марий Эл. Марий Эл, Марийцы, Язычество, Длиннопост, Традиции, Культура

Всего в роще молились 5 богам. Главный жертвенник в центре рощи принадлежал Тун Ош Кугу-Юмо, что означает Верховный Белый Великий Бог. То есть бог-творец, демиург.

Языческие традиции в республике Марий Эл. Марий Эл, Марийцы, Язычество, Длиннопост, Традиции, Культура

У северной опушки рощи располагался жервтенник Курык-Кугыза - "Горного Старика". Вокруг хвойные деревья, и само онапу тут ель - Курык-Кугыза считается кереметом, то есть темным божеством, а таким богам молились у хвойных.

Языческие традиции в республике Марий Эл. Марий Эл, Марийцы, Язычество, Длиннопост, Традиции, Культура

Его жервтенник был вторым по величине после жертвенника Кугу-Юмо. Еще два жертвенника располагались с восточной стороны рощи: Шочын-Ава и Мланде-Ава. "Ава" - значит, богиня. Здесь молились о плодородии, о рождении и т.д.

Языческие традиции в республике Марий Эл. Марий Эл, Марийцы, Язычество, Длиннопост, Традиции, Культура

А так выглядит жрец, или по-марийски карт. Фотография сделана с любезного разрешения карта:

Языческие традиции в республике Марий Эл. Марий Эл, Марийцы, Язычество, Длиннопост, Традиции, Культура

Есть 4-е формы жертвоприношения.О жертвенных животных я уже рассказал.


Жертвенный хлеб просто лежит весь молебен у алтаря, а за молебном следует трапеза - и этот хлеб тоже съедают. Очень красивые трехэтажные блины, лепешки из творога - народная кухня.

Языческие традиции в республике Марий Эл. Марий Эл, Марийцы, Язычество, Длиннопост, Традиции, Культура

Еще одна очень странная традиция - жертвенные полотенца. Человек должен вышить такое сам и принести, и полотенца просто висят у жертвенника. Потом их возвращают владельцам.

Языческие традиции в республике Марий Эл. Марий Эл, Марийцы, Язычество, Длиннопост, Традиции, Культура

Четвертая форма жервтоприношения меня сначала несколько покоробила: в роще, напротив жертвенника Кугу-Юмо, сидит особый жрец-казначей. Он читает молитву, и на марийском, и на русском, когда оставляешь около него деньги. Репутацию "меркантильных кю" имеют обычно священники РПЦ, но у марийцев это поставлено на поток даже в большей степени. Однако для марийцев это нормально: ведь их богам вообще приносятся жертвы Такое жертвоприношение - наиболее простое и доступное почти каждому.


Автор varandej (Илья Буяновский)

https://varandej.livejournal.com/96674.html

https://varandej.livejournal.com/96188.html

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
2
Автор поста оценил этот комментарий
Я не Мариец, и даже не русский, но очень интересный рассказ, и действительно приятно, что люди через столько лет и потрясений пронесли СВОЁ, это круто ребята!!!!
раскрыть ветку (1)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
А кто ты тогда???
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку