142

Языческие традиции в республике Марий Эл.

Мордовцы, удмурты, коми-пермяки, коми-зыряне, карелы - все они вступили в тесный контакт с русскими, и постепенно стали неотъемлемой частью России. Они усваивали русскую культуру, религию, постепенно все сильнее срастаясь с русскими. И лишь один из этих народов по не совсем понятной причине так до конца русским не покорился - как вы уже поняли, это были луговые марийцы.


После взятия Казани они сопротивлялись едва ли не дольше, чем сами татары. Бежали в Уральские горы, как спустя сто лет староверы.  В марийских деревнях до сих пор некоторые старики ходят в народных костюмах, до 20-30-х годов были живы традиции, утраченные к тому времени повсеместно. Но главное - и в 21-й век марийцы вступили (условно говоря) язычниками. Точнее, сами они определение "язычество" не признают и очень обижаются, и религия их называется Марийской Традиционной Религией или "чимари". Однако нигде более в Европе в наше время не увидеть настоящих, исконных молений в Священных рощах.

Языческие традиции в республике Марий Эл. Марий Эл, Марийцы, Язычество, Длиннопост, Традиции, Культура

10-15% марийцев являются чимари, а еще около 60% - двоеверы. В свое время под угрозой расправы марийцы формально принимали христианство, формально ходили в церковь, но при этом совершали обряды в Священных рощах. Со временем двоеверы пришли к выводу, что Кугу-Юмо и Бог Единый - это одно и то же, только в кюсото и церквях на него смотрят "с разных сторон". Чистых православных среди марийцев немного, а также есть некоторое количество мусульман (результат контактов с татарами).


Типичная Священная роща, или кюсото - круглая, чистая, старая. В Марий Эл таких осталось около 500, и когда едешь по дорогам республики, постоянно видишь их - в Марий Эл кюсото стоят гораздо чаще, чем правсолавные церкви. В таких рощах молились высшим богам - Кугу-Юмо, Мланде-Ава и другим.

Языческие традиции в республике Марий Эл. Марий Эл, Марийцы, Язычество, Длиннопост, Традиции, Культура

Располагаются такие рощи обычно скоплениями, причем образуют определенные фигуры: если соденить рощи прямыми линиями, чаще всего возникнет геометрическая фигура или древняя руна. В каждой роще молиться можно только 1 раз в год, причем молебны всегда совершаются при растущей Луне - никогда при убывающей.

Языческие традиции в республике Марий Эл. Марий Эл, Марийцы, Язычество, Длиннопост, Традиции, Культура

Здесь нельзя ломать ветки, убивать животных (не жертвенных), жечь костры (опять же, не ритуальные), справлять нужду, сюда запрещено заходить женщинам в известный период. Запрещено здесь, естественно, и пьянство, и мусор - и надо сказать, в рощах действительно поразительная чистота.

Сердце Священной рощи - онапу, то есть дерево-алтарь, дерево-канал, по которому проходит энергия между людьми и богами.

Языческие традиции в республике Марий Эл. Марий Эл, Марийцы, Язычество, Длиннопост, Традиции, Культура

Вход в рощу. Раньше можно было входить в кюсото и выходить из него только через одни ворота, но сейчас это не соблюдается. На белом листочке - правила поведения в роще. Главное условие - чистота души и тела. Сюда нужно приходить, помывшись предварительно в бане (в идеале, душ тоже можно), и нельзя приходить с "отрицательными мыслями" - как я понял, под этим термином имеются в виду наши "7 смертных грехов".

Языческие традиции в республике Марий Эл. Марий Эл, Марийцы, Язычество, Длиннопост, Традиции, Культура

Первый этап молебна - жертвоприношение. Приносят в жертву животных: гусей, кур, коз, овец, а на туня-кумалтыш - одного жеребца. Выбирают животных не просто так: животное должно подать определнный знак, что именно его выбрали боги, повести себя определенным образом. И в роще стояли длинные-длинные очереди людей с гусями в мешках или корзинах - преобладали именно гуси.

Языческие традиции в республике Марий Эл. Марий Эл, Марийцы, Язычество, Длиннопост, Традиции, Культура

В целом жертвоприношение животных происходит так: их разделывают, и несъедобные части (кости, перья, шкуры) сжигают, а съедобные готовят. Ведь боги питаются не плотью, а духом, и главное здесь - дым и пар, который уходит к небесам.

Языческие традиции в республике Марий Эл. Марий Эл, Марийцы, Язычество, Длиннопост, Традиции, Культура

Всего в роще молились 5 богам. Главный жертвенник в центре рощи принадлежал Тун Ош Кугу-Юмо, что означает Верховный Белый Великий Бог. То есть бог-творец, демиург.

Языческие традиции в республике Марий Эл. Марий Эл, Марийцы, Язычество, Длиннопост, Традиции, Культура

У северной опушки рощи располагался жервтенник Курык-Кугыза - "Горного Старика". Вокруг хвойные деревья, и само онапу тут ель - Курык-Кугыза считается кереметом, то есть темным божеством, а таким богам молились у хвойных.

Языческие традиции в республике Марий Эл. Марий Эл, Марийцы, Язычество, Длиннопост, Традиции, Культура

Его жервтенник был вторым по величине после жертвенника Кугу-Юмо. Еще два жертвенника располагались с восточной стороны рощи: Шочын-Ава и Мланде-Ава. "Ава" - значит, богиня. Здесь молились о плодородии, о рождении и т.д.

Языческие традиции в республике Марий Эл. Марий Эл, Марийцы, Язычество, Длиннопост, Традиции, Культура

А так выглядит жрец, или по-марийски карт. Фотография сделана с любезного разрешения карта:

Языческие традиции в республике Марий Эл. Марий Эл, Марийцы, Язычество, Длиннопост, Традиции, Культура

Есть 4-е формы жертвоприношения.О жертвенных животных я уже рассказал.


Жертвенный хлеб просто лежит весь молебен у алтаря, а за молебном следует трапеза - и этот хлеб тоже съедают. Очень красивые трехэтажные блины, лепешки из творога - народная кухня.

Языческие традиции в республике Марий Эл. Марий Эл, Марийцы, Язычество, Длиннопост, Традиции, Культура

Еще одна очень странная традиция - жертвенные полотенца. Человек должен вышить такое сам и принести, и полотенца просто висят у жертвенника. Потом их возвращают владельцам.

Языческие традиции в республике Марий Эл. Марий Эл, Марийцы, Язычество, Длиннопост, Традиции, Культура

Четвертая форма жервтоприношения меня сначала несколько покоробила: в роще, напротив жертвенника Кугу-Юмо, сидит особый жрец-казначей. Он читает молитву, и на марийском, и на русском, когда оставляешь около него деньги. Репутацию "меркантильных кю" имеют обычно священники РПЦ, но у марийцев это поставлено на поток даже в большей степени. Однако для марийцев это нормально: ведь их богам вообще приносятся жертвы Такое жертвоприношение - наиболее простое и доступное почти каждому.


Автор varandej (Илья Буяновский)

https://varandej.livejournal.com/96674.html

https://varandej.livejournal.com/96188.html

Найдены дубликаты

Отредактировала ltomme 3 месяца назад
+5

не  мордовцы а все же  мордва.

раскрыть ветку 6
+9
У нас в армии лейтенант был, всегда орал : " эй мордва, становись по два! Я чуваш, командир ваш! " ))
+1

Ну,тогда уж мордвины.

Ковбойцы, индейцы )))

раскрыть ветку 2
+9

как представитель мордвы скажу что сама народность себя называет или мокшат или эрзят. в зависимости от языковой группы.

0
Мордвийцы йхуу
0

Мордовцы тоже вполне можно употребить, шумбрат. :)

раскрыть ветку 1
0

Мордорцы?) таки шумбрат, да.)

+12
Сама из Республики Марий Эл и на самом деле очень рада, что не народ не пропал, как это часто бывает. До сих пор в школах изучают марийский язык и даже в столице (Йошкар-Ола), а не только в глухих деревнях можно услышать родную речь
раскрыть ветку 5
+5

Проезжал через Марий-Эл несколько лет назад, да еще ночью - реально что-то магические, живое, криповое ощущается там.

раскрыть ветку 1
0
Это вы легенды ещё не читали, действительно страшные. Выше советовали фильм "небесные жены луговых марийцев". Гляньте обязательно, от некоторых сюжетов реально дрожь вдоль позвоночника проходит
+3

я русский, живу тут, и самое пиздатое, что есть у марийцев это коман мелна

0
Шерла
0
Живу в Башкирии, вся моя семья - марийцы, и в школе у нас тоже преподают марийский язык. И на улице часто можно слышать марийскую речь. В семье на марийском между собой говорят мама с бабушкой. Особенно интересно слушать, когда они между собой на марийском ругаются. А я,отец и сестренка все понимаем, но не говорим (блин как собаки прям 😄)
+5
Посмотрите фильм "небесные жены луговых мари" с Яной Трояновой. Интересный фильм
ещё комментарии
+4

Жрец очень элегантен

раскрыть ветку 2
0

только к ремню нужно было тогда уж портупею натянуть для пущей модности.

раскрыть ветку 1
+2

И яркий шарф, чтобы оттенить цвет лица

+3

В Башкирии много черемисов, в некоторых районах вывески на трех языках - башкирском, русском и мари. В башкирских ВУЗах есть отделения финно-угорской филологии, дети учат свои родные языки. И это бладж Башкирия которая с Мари-Эл даже не граничит. Такая же ситуация с чувашским языком и мордовскими, а ещё есть удмурты и даже латыши. До 2014 года в России было 7 украинских школ и 4 из них были в Башкирии. К чему это я? Да то что после указа властей мол нельзя навязывать детям язык региона где они живут, народ у нас разделился на интернационалистов и националистов. Националисты говорят на родном и русском, а интернационалисты только на русском...

+1

Все правильно делают! Вот поэтому только их и спасут инопланетяне при глобальном шухере. Магазинчик Бо Деление на всех.

Иллюстрация к комментарию
+1
Я не Мариец, и даже не русский, но очень интересный рассказ, и действительно приятно, что люди через столько лет и потрясений пронесли СВОЁ, это круто ребята!!!!
раскрыть ветку 1
0
А кто ты тогда???
+1

Круто. Просто круто.

0

Все так. В каждой марийской деревне есть или была священная роща, а у некоторых их две. У нас они называются Юмыното и Кереметото, для светлых богов и темных соответственно. Собираются у нас в роще обычно 12 июля, что совпадает с Петровым днем по православному календарю (налицо признаки смешения культур) Жертву дают по добровольному жребию, обещая ее за год. Картов у нас нет, как правило обряды проводят старики. Жертвенные полотенца у нас забирать не принято, снимет его кто-нибудь другой.

0
Комментарий удален. Причина: данный аккаунт был удалён
0

Священные рощи и молитвы в них сохранились не только там, но в Осетии, например. Самая известная роща- роща Хетага.

0

Ибо сказано: "Черемиса - берегися!"

0

На любезном священнике традиционные резиновые сапоги и исконно марийская портупея?

раскрыть ветку 3
+8

Там у картов головной убор главное и белый цвет верхней одежды.Остальное не оговаривается и не регулируется. Все моленья осенью бывают поэтому конечно сапоги.

раскрыть ветку 2
+5

Шучу, конечно.

Очень завидую людям, сохранившим СВОЮ истинную веру.

раскрыть ветку 1
-2
Сжечь еретиков! Во имя Императора! Экстерминатус!
-3
карелы
Иллюстрация к комментарию
-5

Пиздоватее Самобытнее только чувашы

раскрыть ветку 5
0

Язычников мало осталось

раскрыть ветку 4
0
Комментарий удален. Причина: данный аккаунт был удалён
раскрыть ветку 3
-7

Хрен его знает что у них там было еще лет 20 назад. Если русские вдруг внезапно становятся какими то славянами язычниками, почему то славят Перуна, а тысяча лет великой истории России у них из головы просто выпадает, то вот таким малым народам возвращение к своим истокам ( все это неорелигии я думаю, по мотивам народных так сказать) помогает обосабливаться, как у нас сейчас в России стало модно, каждое племя числом 100, вспоминает какие они были великие в прошлом, самостоятельные и гордые.

раскрыть ветку 2
+2
А в чём проблема язычества? Всё-таки свобода вероисповедания существует и каждый может верить в то, что ему угодно. Язычество такая же неотъемлемая часть нашей истории, как православие/католицизм/ислам/буддизм/etc.
Ну и чисто по обывательски - язычество зачастую выглядит довольно "брутально", поэтому различные языческие символы, в т.ч. коловрат довольно популярны у в/с и сотрудников силовых структур.
раскрыть ветку 1
-4

Проблема? Я не говорил о проблеме. Я говорил о том что вдруг и внезапно вспомнили, и стали строить свое новое нечто, что вдруг оказалось исконно-посконным.

-13

Потешные эти финноугры! Тупят пиздец.  Со своими национальными особенностями

раскрыть ветку 4
+5

Ну что ты... Среди них много известных учёных, поэтов, писателей и прочих личностей, которые принесли много-много пользы цивилизованному человечеству!

раскрыть ветку 3
+2

А кто спорит? Валерий Леонтьев, например! Комяк)))

раскрыть ветку 1
0

Степан Эрьзя. Любой начинающий резчик по дереву, знающий это имя, неистово на него дрочит.

ещё комментарии
Похожие посты
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: