308

Якутские сказки (далее..)

Доброго дня.
Количество моих читателей немного увеличилось - приятно, спасибо вам :)

В комментариях к прошлому посту было предложение рассказать о сказках типа "сначала плохо, потом стало ещё хуже". Что ж...Их есть у меня.


1.Старик Тяп-Тяп.

Жил-был старик Тяп-Тяп. было у него 3 жены и 3 крупные коровы. Однажды он отправился в лес за дровами и, пока рубил, забыл своё имя. Мучается старик, не может вспомнить, приходит домой, спрашивает жён:
"-Как меня зовут?"

А те в ответ:
"-Откуда мы знаем? Ты нам муж, другого названия тебе нет."
Мучается Тяп-Тяп, уснуть не может. На следующий день приходит к нему странник и говорит:
"-Назову тебе твоё имя, старик. Но за это отдай мне одну корову и одну из своих жён."
Тяп-Тяп подумал-подумал и согласился. Забирает незнакомец у старика обещанное и говорит:
"-Твоё имя Тяп-Тяп."
Обрадовался старик. Ушёл странник. На радостях плясать стал Тяп-Тяп, так сильно, что упал , головой стукнулся..и забыл своё имя вновь. Снова день прошёл у него в мучениях. И на завтра вновь пришёл тот же незнакомец, всё с тем же условием. 

Как вы понимаете, уважаемые читатели, остался ближе к концу сказки Тяп-Тяп без жён и коров. Но имя своё старается не забывать. Пошёл он за водой (жёны раньше ходили, а теперь их нет), набирает в вёдра, а тут лягушка из воды выпрыгивает. Пугается старик, и от страха - вновь имя забывает. А помочь ему уже никто не может. Мучается Тяп-Тяп, о еде-питье забыл, так и помер от голода.

Мораль сказки: имей хорошую память, имей паспорт и имей умных жён. Хотя бы одну.

2.Прожорливый зять.


В одной семье свадьба случилась и стал молодой жить с родителями жены. А был он любитель поесть. Настолько, что страсть имел дикую - никак нормально не мог насытиться. За столом когда все собирались, он старался есть аккуратно, в меру - чтобы жадностью своей не опозорить себя, боялся этого. А по ночам, когда все засыпали, он прокрадывался в кладовую, ножом отрезал себе куски мяса и тут же жевал.
Вот однажды ночью, стоит он и жуёт кусок. Берёт следующий большой шмат сала, зубами хватает его, а второй рукой ножом отрезает. Вдруг - резкий звук раздался , а это тесть сильно всхрапнул. Испугался парень, дрогнула рука - и срезал он себе ножом губы. Чувствует он - изуродовал себя, стыдно ему показаться наутро перед родителями и решил тут же сбежать. Схватил это сало, только повернулся убегать, да подскользнулся на собственной крови и упал на свой же нож. Ну и умер, конечно (Это ведь якутская сказка).

Мораль сказки: Ешь в меру. Не стесняйся семьи своей. И соблюдайте технику безопасности, уплетая что-то в темноте.


3.Чоохаан.


Жил-был Чоохаан, молодой парень. Жил он с матерью и младшей сестрой. Сестра красивая была, много женихов к ней сваталось - но ревнив был Чоохаан, сам запал на сестрёнку. Всем отказывал, сам мечтал овладеть сестрой.
Однажды, ждать ему надоело - умертвил мать свою, насыпав ей в чай ягод ядовитых. Померла матушка, похоронили её и говорит сестре Чоохаан:
"-Ну что, сестрица - одни мы остались. Умерла женщина-хранительница очага нашего. Теперь скотина наша поумирает, хаяк наш прокиснет, мясо наше испортится. Поправить это надо. Поэтому, спать будем вместе - дабы укрепить очаг наш семейный, чтобы духи злые не овладели им."
Испугалась сестрица, и вечером, как спать готовились, по-тихому сбежала. Разъярился брат:
"-Эээ, дрянь, ты куда посмела?!",
и побежал за ней. Бежит девушка, видит - плохо дело, догоняет. А мимо сын абассы проходит. Кинулась она ему в ноги, да о железные ноги его головой ударилась и померла.
Подобрал сын абассы тело, взвалил себе на плечи и идёт дальше. Как раз подбегает парень и яростно на него набрасывается, не заметив, что сестра мертва:
"-Эээ, чёрное отродье, воруешь сестру мою? Я её годы воспитывал, а ты вздумал так просто владеть ей."
Сказав так, вонзает нож в железное тело абассы. Ломается нож, молча абассы рукой одной хватает за ногу парня, отрывает её. Затем, то же самое проделывает со второй. Валяется парень, орёт, бранится, хочет зубами впиться в ногу черта. Пинает его абассы, ломает ему зубы все разом - да не уймётся парень, велик гнев его. Не выдерживает чёрт, берёт Чоохаана, зад им свой подтирает - и превращается тот в жука навозного. И по сей день жужжит неистовый Чоохаан, на красивых девушек набрасывается, не уймётся всё никак.

Мораль сказки: Инцест - плохо. Ну и если ты женщина в якутской сказке - своей смертью тебе умереть не дадут.


4.Из серии "Мэник Мэнигээйн"

Захотелось этому дураку жениться. Выбрал себе невесту, а что делать дальше - не знает. Спрашивает сестру свою:
"-Эээ, сестра, научи женщину любить."
Отвечает та ему:
"-Брат, это просто. Приготовь ложе тёплое, раздетой уложи на неё жену свою, оголи копье своё единственное, да войди аккуратно копьём этим в пещеру своей невесты, что она тебе откроет. Сделай так несколько раз, покуда хаяк с твоего копья не польётся и не наполнит пещеру."

"-Эээ, попробую так, спасибо."
Наступила первая брачная ночь молодых. Говорит жене Мэник:

"-Эээ, раздевайся."
Оголяется та, а Мэник думает:

"-Уложить на ложе тёплоё? Эээ, понятно пожалуй."
Кидает головню горящую на кровать, вспыхивает постель. Хватает жену Мэник и бросает на полыхающее ложе. Кричит жена, широко раскрывая рот:

"-Больноооо!!!"

Радуется Мэник: "-А вот и пещера раскрылась!", хватает в руку копьё своё охотничье и вонзает с силой несколько раз в рот несчастной девушки.

Помирает бедняжка, горит уже всё жилище, а Мэник всё яростно тыкает, приговаривая:

"-Эээ, почему хаяк с копья не течёт?"

Так и сгорел Мэник.


Мораль сказки:....я ведь уже говорил, что девушкам здесь не везёт?



5. Шаман Кутуурга (Вороватый)


В одной семье приключилась хворь с дочуркой. Позвали шамана, заплатили ему богато, он подготовил всё для ритуала и говорит:

"-Вся её семья должна тут сидеть, по углам. Но глаза крепко закройте, дабы не видеть духов и уши руками захлопните, дабы духи злые не овладели вами через них. А я калымить начну."

Сели все, как шаман просил. Закрыли глаза, уши. Сидят так минут 5. Только младшему мальчику скучно стало, открыл глаза и видит - шаман одной рукой ступой машет, а другой добро хозяев к себе в суму сгребает. Закричать хотел мальчик, да заметил Кутуурга нежелательного свидетеля. Схватил ступу и хлоп мальчику в глаз, затем хлоп ему ещё раз по зубам. Суму сгрёб и кричит всем:

"-Эээ, хозяева! Сын ваш обет нарушил, духи его наказали! Почти хворь вылечил дочери вашей, да из-за духов не успел. Они тут разбросали всё, вещи ваши побросали."
Хозяева причитают, просят шамана сделать что-нибудь. Соглашается Кутуурга:

"-Хорошо", - говорит. "-Наденьте на мальчика суму из шкуры оленя, дабы закрыть ему лицо, чтобы духи не смогли им овладеть - а я исцелю его. А сами - выйдите из юрты и дочь больную возьмите. С ней позже закончу."

Сделали они, как шаман велел. Оставшись наедине с мальчиком, стукнул ступой ему по голове шаман, приговаривая: "-Эээ, как нехорошо. Но ты сам виноват.",  и продолжил нагребать имущество хозяев.

Мимо проходил сын абассы, видит - на улице стоит семья, хотя юрта рядом. А те заметили его, испугались, но вернуться в жилище побаиваются, ибо слышат - там духи бушуют (а это шаман шумит, сгребая золото). Прошёл мимо них, зашёл в юрту. А шаман весь в азарте, видит лишь только, что зашёл кто-то:

"-Ээ, ещё одного убрать!", - с таким криком стукнул сына абассы. Тот ступку перехватил, наотмашь ударил самого шамана - и тот лопнул, из него гады всякие (черви, змеи) полезли. Взял труп мальчика сын абассы, вышел из юрты, глянул на девушку больную - а у той хворь разом и прошла (выгнал взглядом своим он духов). И ушёл в закат. Конец.


Мораль:...Сын абассы, конечно, "придёт и молча поправит всё", но он приходит только туда, где уже есть труп. Так что особо на него не надейтесь. А, ну и народная медицина - шарлатанство, ага.



И бонусом, обещал пояснить, почему собака стала на пень мочиться:

Когда Бог прогнал собаку с поста ключницы Рая, взяла та лук и стрелы и пошла искать себе нового хозяина, Сильного. Встречает медведя, наводит на него лук - тот от страху гадит и умирает. Идёт дальше собака, встречает лис у- повторяется ситуация. Идёт дальше, встречает человека - наводит лук она, да только он отпрыгивает в сторону и копьё в неё кидает. В ногу попадает ей, и понимает собака: -"Вот он, Сильный. ему и служить буду."

Подбирает её человек, лечит ей рану и забирает себе. Стала собака с человеком охотиться. Доверяет он ей носить лук и стрелы. Но однажды бежала с ними собака, споткнулась о корень пня, упала - и сломались лук со стрелами. Огорчился человек, перестал доверять собаке такую ношу. Расстроилась она и от обиды стала каждый день ссать на этот пень, приговаривая: "-И вовек не прощу тебе обиды, дети мои запомнят её.". Только вот какой на какой пень ссать не уточнила собака, ну и потомки её стали метить всё подряд. Конец.

Пока всё. Ждите дальше.
Спасибо, что прочли эти буквы:)

Дубликаты не найдены

+33

Сын абассы, у нас тут труп, возможно криминал, по коням!

раскрыть ветку 1
0

стой, не бей, лучше абассы

+22

Так вот они какие, анекдоты неолитические. Впрочем, тематика все та же - глупые мужья, жадные служители культа да бытовые зарисовки только с точки зрения морали той культуры.

Афтар давай еще, интересно же.

+13
Поправьте в 5 сказке "колымить" на "камлать", если конечно это не было так задумано написать
раскрыть ветку 2
+4

Спасибо, забыл об этом слове)

+1

Прочёл с интересом. Продолжайте.

+12

Не бей, лучше абассы

+7

Сказка про больную дочь напомнила одну из новелл "Декамерона". Там одна юная дева очень хотела служить богу и направилась в пустыню к отшельнику, чтобы он наставил её на путь истинный. А тот, видя, как она хороша собой, повёл её в свою спальню, велел раздеться и разделся сам. Она впервые видела стоящий фаллос и наивно спросила, что же это такое, на что отшельник сообщил, что это у него дьявол и его надо непременно загнать в ад, который находится у неё (ну вы поняли, да?) Дева так сильно впечатлилась, что он обречён жить с дьяволом, что охотно согласилась ему помочь. По итогу ей так сильно понравилось такое богослужение, что она по нескольку раз в день приставала к отшельнику с требованием загнать дьявола в ад. Пока он её не отправил обратно в город, затрахала она его.

+6

Какая то местная игра престолов. Даже местный ходок есть (черт?).

+5

Фееричная наркомания. Продолжай.

+4

Мэник Мэнигээйн суровый мущина

+3

Я бы подумал, что автор сам весь этот бред сочинил, но, в детстве, я до дыр зачитал сборник этих ебанутых сказок народов Севера, и знаю, что представленные в посте ещё адекватные.

Кстати, есть ещё сборник криппи-паст "Якутия", жаль, не обновляется

+3

Сыы, не ссы... Всё равно придет "АБАССЫ" !!!

+2
А кто такой абасса?
раскрыть ветку 5
+6

Абассы, правильнее. Аналог демона или черта. Про них будет отдельный пост.

раскрыть ветку 4
+2
Абаасы, на крайняк. Две "а", а не две "с".
раскрыть ветку 1
+2

Правильнее будет абаһы. Русификация очень уж сильно искажает.

раскрыть ветку 1
+2

От таких историй так и веет совсем далёкой от нас культурой. Прям до охуевания.

+2

Очень интересно. В тему последней сказки.ТС, а вы читали романы Олди «Сильные»? Всем любителям якутского эпоса рекомендую.

+1
Круто круто) а случаем про викингов такого нет?
раскрыть ветку 1
+1

Я мифологией увлекаюсь сильно (скандинавской в том числе). Но, думаю ,есть люди, которые способны написать о ней лучше меня)

+1
А что за Абасса?
+1
Спасибо, интересно!
+1
Прожорливый зять.

Жадность фраера сгубила.

+1
Прям якутский Бажов... Сказки в стиле Стивен Кинг
0

Мне в детстве бабушка рассказывала такую сказку. Тоже якутская сказака.


Есть такой народ на земле Саха: вроде с виду обычные люди, но зимой впадают в спячку. Выглядит это так: садятся они опускают из носа лед. Как сосулька длинная до пола, и через этот лед они дышат. Весной лет тает и они просыпаются.

Посватался однажды один парень к девушке. А жили якуты раньше очень далеко друг от друга. Взбрело тому парню зимой невесту проведать. Запряг лошадь, поехал. Подходит и Чувствует неладное - тропинку замело. Вход в жилище оказался завален снегом. Еле зашел он внутрь, видит - сидит вся семья на скамьях, из носа у них лед до пола. Потрогал - холодные. Расстроился парень, разбил лед невесты и ушел. Летом проходил мимо - видит отец девушки сено косит, обрадовался, что живы, остановился. Спрашивает отец : «Это ты зимой к нам приходил?» «Я», говорит парень. «Вот значит ты мою дочь и убил» - говорит мужчина.


В детстве я верила в эту сказку, думала и правда есть где-то такие люди. Ни в одном сборнике сказок такую я не встречала.

0

Абассы это что то вроде чудовища, читается абааhы. У якутов три мира - верхний, средний и нижний - абааьы жители нижнего мира. У якутов есть и нормальные сказки, про животных, например)

0

А сказки реально такие короткие? Или сокращены автором?

раскрыть ветку 3
+2

Я кратко пересказываю их. Сами сказки бывают от очень коротких (в форме бытового анекдота с элементами насилия) до длинного рассказа, с несколькими главами.

раскрыть ветку 2
0

Весь сок теряется) Можно прикладывать оригинал?

раскрыть ветку 1
Похожие посты