308

Якутские сказки (далее..)

Доброго дня.
Количество моих читателей немного увеличилось - приятно, спасибо вам :)

В комментариях к прошлому посту было предложение рассказать о сказках типа "сначала плохо, потом стало ещё хуже". Что ж...Их есть у меня.


1.Старик Тяп-Тяп.

Жил-был старик Тяп-Тяп. было у него 3 жены и 3 крупные коровы. Однажды он отправился в лес за дровами и, пока рубил, забыл своё имя. Мучается старик, не может вспомнить, приходит домой, спрашивает жён:
"-Как меня зовут?"

А те в ответ:
"-Откуда мы знаем? Ты нам муж, другого названия тебе нет."
Мучается Тяп-Тяп, уснуть не может. На следующий день приходит к нему странник и говорит:
"-Назову тебе твоё имя, старик. Но за это отдай мне одну корову и одну из своих жён."
Тяп-Тяп подумал-подумал и согласился. Забирает незнакомец у старика обещанное и говорит:
"-Твоё имя Тяп-Тяп."
Обрадовался старик. Ушёл странник. На радостях плясать стал Тяп-Тяп, так сильно, что упал , головой стукнулся..и забыл своё имя вновь. Снова день прошёл у него в мучениях. И на завтра вновь пришёл тот же незнакомец, всё с тем же условием. 

Как вы понимаете, уважаемые читатели, остался ближе к концу сказки Тяп-Тяп без жён и коров. Но имя своё старается не забывать. Пошёл он за водой (жёны раньше ходили, а теперь их нет), набирает в вёдра, а тут лягушка из воды выпрыгивает. Пугается старик, и от страха - вновь имя забывает. А помочь ему уже никто не может. Мучается Тяп-Тяп, о еде-питье забыл, так и помер от голода.

Мораль сказки: имей хорошую память, имей паспорт и имей умных жён. Хотя бы одну.

2.Прожорливый зять.


В одной семье свадьба случилась и стал молодой жить с родителями жены. А был он любитель поесть. Настолько, что страсть имел дикую - никак нормально не мог насытиться. За столом когда все собирались, он старался есть аккуратно, в меру - чтобы жадностью своей не опозорить себя, боялся этого. А по ночам, когда все засыпали, он прокрадывался в кладовую, ножом отрезал себе куски мяса и тут же жевал.
Вот однажды ночью, стоит он и жуёт кусок. Берёт следующий большой шмат сала, зубами хватает его, а второй рукой ножом отрезает. Вдруг - резкий звук раздался , а это тесть сильно всхрапнул. Испугался парень, дрогнула рука - и срезал он себе ножом губы. Чувствует он - изуродовал себя, стыдно ему показаться наутро перед родителями и решил тут же сбежать. Схватил это сало, только повернулся убегать, да подскользнулся на собственной крови и упал на свой же нож. Ну и умер, конечно (Это ведь якутская сказка).

Мораль сказки: Ешь в меру. Не стесняйся семьи своей. И соблюдайте технику безопасности, уплетая что-то в темноте.


3.Чоохаан.


Жил-был Чоохаан, молодой парень. Жил он с матерью и младшей сестрой. Сестра красивая была, много женихов к ней сваталось - но ревнив был Чоохаан, сам запал на сестрёнку. Всем отказывал, сам мечтал овладеть сестрой.
Однажды, ждать ему надоело - умертвил мать свою, насыпав ей в чай ягод ядовитых. Померла матушка, похоронили её и говорит сестре Чоохаан:
"-Ну что, сестрица - одни мы остались. Умерла женщина-хранительница очага нашего. Теперь скотина наша поумирает, хаяк наш прокиснет, мясо наше испортится. Поправить это надо. Поэтому, спать будем вместе - дабы укрепить очаг наш семейный, чтобы духи злые не овладели им."
Испугалась сестрица, и вечером, как спать готовились, по-тихому сбежала. Разъярился брат:
"-Эээ, дрянь, ты куда посмела?!",
и побежал за ней. Бежит девушка, видит - плохо дело, догоняет. А мимо сын абассы проходит. Кинулась она ему в ноги, да о железные ноги его головой ударилась и померла.
Подобрал сын абассы тело, взвалил себе на плечи и идёт дальше. Как раз подбегает парень и яростно на него набрасывается, не заметив, что сестра мертва:
"-Эээ, чёрное отродье, воруешь сестру мою? Я её годы воспитывал, а ты вздумал так просто владеть ей."
Сказав так, вонзает нож в железное тело абассы. Ломается нож, молча абассы рукой одной хватает за ногу парня, отрывает её. Затем, то же самое проделывает со второй. Валяется парень, орёт, бранится, хочет зубами впиться в ногу черта. Пинает его абассы, ломает ему зубы все разом - да не уймётся парень, велик гнев его. Не выдерживает чёрт, берёт Чоохаана, зад им свой подтирает - и превращается тот в жука навозного. И по сей день жужжит неистовый Чоохаан, на красивых девушек набрасывается, не уймётся всё никак.

Мораль сказки: Инцест - плохо. Ну и если ты женщина в якутской сказке - своей смертью тебе умереть не дадут.


4.Из серии "Мэник Мэнигээйн"

Захотелось этому дураку жениться. Выбрал себе невесту, а что делать дальше - не знает. Спрашивает сестру свою:
"-Эээ, сестра, научи женщину любить."
Отвечает та ему:
"-Брат, это просто. Приготовь ложе тёплое, раздетой уложи на неё жену свою, оголи копье своё единственное, да войди аккуратно копьём этим в пещеру своей невесты, что она тебе откроет. Сделай так несколько раз, покуда хаяк с твоего копья не польётся и не наполнит пещеру."

"-Эээ, попробую так, спасибо."
Наступила первая брачная ночь молодых. Говорит жене Мэник:

"-Эээ, раздевайся."
Оголяется та, а Мэник думает:

"-Уложить на ложе тёплоё? Эээ, понятно пожалуй."
Кидает головню горящую на кровать, вспыхивает постель. Хватает жену Мэник и бросает на полыхающее ложе. Кричит жена, широко раскрывая рот:

"-Больноооо!!!"

Радуется Мэник: "-А вот и пещера раскрылась!", хватает в руку копьё своё охотничье и вонзает с силой несколько раз в рот несчастной девушки.

Помирает бедняжка, горит уже всё жилище, а Мэник всё яростно тыкает, приговаривая:

"-Эээ, почему хаяк с копья не течёт?"

Так и сгорел Мэник.


Мораль сказки:....я ведь уже говорил, что девушкам здесь не везёт?



5. Шаман Кутуурга (Вороватый)


В одной семье приключилась хворь с дочуркой. Позвали шамана, заплатили ему богато, он подготовил всё для ритуала и говорит:

"-Вся её семья должна тут сидеть, по углам. Но глаза крепко закройте, дабы не видеть духов и уши руками захлопните, дабы духи злые не овладели вами через них. А я калымить начну."

Сели все, как шаман просил. Закрыли глаза, уши. Сидят так минут 5. Только младшему мальчику скучно стало, открыл глаза и видит - шаман одной рукой ступой машет, а другой добро хозяев к себе в суму сгребает. Закричать хотел мальчик, да заметил Кутуурга нежелательного свидетеля. Схватил ступу и хлоп мальчику в глаз, затем хлоп ему ещё раз по зубам. Суму сгрёб и кричит всем:

"-Эээ, хозяева! Сын ваш обет нарушил, духи его наказали! Почти хворь вылечил дочери вашей, да из-за духов не успел. Они тут разбросали всё, вещи ваши побросали."
Хозяева причитают, просят шамана сделать что-нибудь. Соглашается Кутуурга:

"-Хорошо", - говорит. "-Наденьте на мальчика суму из шкуры оленя, дабы закрыть ему лицо, чтобы духи не смогли им овладеть - а я исцелю его. А сами - выйдите из юрты и дочь больную возьмите. С ней позже закончу."

Сделали они, как шаман велел. Оставшись наедине с мальчиком, стукнул ступой ему по голове шаман, приговаривая: "-Эээ, как нехорошо. Но ты сам виноват.",  и продолжил нагребать имущество хозяев.

Мимо проходил сын абассы, видит - на улице стоит семья, хотя юрта рядом. А те заметили его, испугались, но вернуться в жилище побаиваются, ибо слышат - там духи бушуют (а это шаман шумит, сгребая золото). Прошёл мимо них, зашёл в юрту. А шаман весь в азарте, видит лишь только, что зашёл кто-то:

"-Ээ, ещё одного убрать!", - с таким криком стукнул сына абассы. Тот ступку перехватил, наотмашь ударил самого шамана - и тот лопнул, из него гады всякие (черви, змеи) полезли. Взял труп мальчика сын абассы, вышел из юрты, глянул на девушку больную - а у той хворь разом и прошла (выгнал взглядом своим он духов). И ушёл в закат. Конец.


Мораль:...Сын абассы, конечно, "придёт и молча поправит всё", но он приходит только туда, где уже есть труп. Так что особо на него не надейтесь. А, ну и народная медицина - шарлатанство, ага.



И бонусом, обещал пояснить, почему собака стала на пень мочиться:

Когда Бог прогнал собаку с поста ключницы Рая, взяла та лук и стрелы и пошла искать себе нового хозяина, Сильного. Встречает медведя, наводит на него лук - тот от страху гадит и умирает. Идёт дальше собака, встречает лис у- повторяется ситуация. Идёт дальше, встречает человека - наводит лук она, да только он отпрыгивает в сторону и копьё в неё кидает. В ногу попадает ей, и понимает собака: -"Вот он, Сильный. ему и служить буду."

Подбирает её человек, лечит ей рану и забирает себе. Стала собака с человеком охотиться. Доверяет он ей носить лук и стрелы. Но однажды бежала с ними собака, споткнулась о корень пня, упала - и сломались лук со стрелами. Огорчился человек, перестал доверять собаке такую ношу. Расстроилась она и от обиды стала каждый день ссать на этот пень, приговаривая: "-И вовек не прощу тебе обиды, дети мои запомнят её.". Только вот какой на какой пень ссать не уточнила собака, ну и потомки её стали метить всё подряд. Конец.

Пока всё. Ждите дальше.
Спасибо, что прочли эти буквы:)

Дубликаты не найдены

+34

Сын абассы, у нас тут труп, возможно криминал, по коням!

раскрыть ветку 1
0

стой, не бей, лучше абассы

+23

Так вот они какие, анекдоты неолитические. Впрочем, тематика все та же - глупые мужья, жадные служители культа да бытовые зарисовки только с точки зрения морали той культуры.

Афтар давай еще, интересно же.

+12

Не бей, лучше абассы

+8

Сказка про больную дочь напомнила одну из новелл "Декамерона". Там одна юная дева очень хотела служить богу и направилась в пустыню к отшельнику, чтобы он наставил её на путь истинный. А тот, видя, как она хороша собой, повёл её в свою спальню, велел раздеться и разделся сам. Она впервые видела стоящий фаллос и наивно спросила, что же это такое, на что отшельник сообщил, что это у него дьявол и его надо непременно загнать в ад, который находится у неё (ну вы поняли, да?) Дева так сильно впечатлилась, что он обречён жить с дьяволом, что охотно согласилась ему помочь. По итогу ей так сильно понравилось такое богослужение, что она по нескольку раз в день приставала к отшельнику с требованием загнать дьявола в ад. Пока он её не отправил обратно в город, затрахала она его.

+13
Поправьте в 5 сказке "колымить" на "камлать", если конечно это не было так задумано написать
раскрыть ветку 2
+4

Спасибо, забыл об этом слове)

+1

Прочёл с интересом. Продолжайте.

+6

Какая то местная игра престолов. Даже местный ходок есть (черт?).

+5

Мэник Мэнигээйн суровый мущина

+5

Фееричная наркомания. Продолжай.

+3

Я бы подумал, что автор сам весь этот бред сочинил, но, в детстве, я до дыр зачитал сборник этих ебанутых сказок народов Севера, и знаю, что представленные в посте ещё адекватные.

Кстати, есть ещё сборник криппи-паст "Якутия", жаль, не обновляется

+3

Сыы, не ссы... Всё равно придет "АБАССЫ" !!!

+2
А кто такой абасса?
раскрыть ветку 5
+6

Абассы, правильнее. Аналог демона или черта. Про них будет отдельный пост.

раскрыть ветку 4
+2
Абаасы, на крайняк. Две "а", а не две "с".
раскрыть ветку 1
+2

Правильнее будет абаһы. Русификация очень уж сильно искажает.

раскрыть ветку 1
+2

От таких историй так и веет совсем далёкой от нас культурой. Прям до охуевания.

+2

Очень интересно. В тему последней сказки.ТС, а вы читали романы Олди «Сильные»? Всем любителям якутского эпоса рекомендую.

+1
Круто круто) а случаем про викингов такого нет?
раскрыть ветку 1
+1

Я мифологией увлекаюсь сильно (скандинавской в том числе). Но, думаю ,есть люди, которые способны написать о ней лучше меня)

+1
А что за Абасса?
+1
Спасибо, интересно!
+1
Прожорливый зять.

Жадность фраера сгубила.

+1
Прям якутский Бажов... Сказки в стиле Стивен Кинг
0

Абассы это что то вроде чудовища, читается абааhы. У якутов три мира - верхний, средний и нижний - абааьы жители нижнего мира. У якутов есть и нормальные сказки, про животных, например)

0

Мне в детстве бабушка рассказывала такую сказку. Тоже якутская сказака.


Есть такой народ на земле Саха: вроде с виду обычные люди, но зимой впадают в спячку. Выглядит это так: садятся они опускают из носа лед. Как сосулька длинная до пола, и через этот лед они дышат. Весной лет тает и они просыпаются.

Посватался однажды один парень к девушке. А жили якуты раньше очень далеко друг от друга. Взбрело тому парню зимой невесту проведать. Запряг лошадь, поехал. Подходит и Чувствует неладное - тропинку замело. Вход в жилище оказался завален снегом. Еле зашел он внутрь, видит - сидит вся семья на скамьях, из носа у них лед до пола. Потрогал - холодные. Расстроился парень, разбил лед невесты и ушел. Летом проходил мимо - видит отец девушки сено косит, обрадовался, что живы, остановился. Спрашивает отец : «Это ты зимой к нам приходил?» «Я», говорит парень. «Вот значит ты мою дочь и убил» - говорит мужчина.


В детстве я верила в эту сказку, думала и правда есть где-то такие люди. Ни в одном сборнике сказок такую я не встречала.

0

А сказки реально такие короткие? Или сокращены автором?

раскрыть ветку 3
+2

Я кратко пересказываю их. Сами сказки бывают от очень коротких (в форме бытового анекдота с элементами насилия) до длинного рассказа, с несколькими главами.

раскрыть ветку 2
0

Весь сок теряется) Можно прикладывать оригинал?

раскрыть ветку 1
Похожие посты
117

Якутские сказки (Абаhы / Абаасы)

Доброго дня всем вновь. Количество подписчиков увеличивается. и мне неловко - не стоит доверять мне,как абсолютно истине. Я делюсь своими мыслями, впечатлениями и воспоминаниями, основываясь также на этой замечательной книге: https://e.nlrs.ru/online/12291


Итак, сейчас мы поговорим о злых духах якутской мифологии - абаhы (или неправильная, но устоявшаяся руссификация - абаасы)


Абаасы (от "аба" - "зло") - обитатели Нижнего мира якутского эпоса, аналоги демонов в обычном понимании. Являются духами, поэтому обычному глазу невидимы, но могут специально материализоваться. Принимают облик того, чего люди боятся - это может быть железное чудовище, большой силуэт в виде бутылочного человека (с тонкой длинной шеей и невероятно полным телом), огненный столб. В своём истинном обличии - похожи на людей, но жестоко изуродованы, чаще всего напоминают половинку человека (половина головы, половина туловища, одна рука и нога).


Вот типичное изображение этих монстров:

Якутские сказки (Абаhы / Абаасы) Длиннопост, Якутия, Сказки на ночь

Ой, простите, не то. Вот:

Якутские сказки (Абаhы / Абаасы) Длиннопост, Якутия, Сказки на ночь

Абаасы, по преданиям - это олицетворение чистого зла и поэтому:


1)Создали всех гадов (черви, змеи) и все ядовитые растения;


2)Подбивают людей на преступления;


3)Насылают кошмары и болезни;


4)Убивают животных путём мора.


5)Голосовали за Ельцина в 90-ые


Как защититься от этих демонов? Нет, чертить круг и лить вокруг святой водой бесполезно, не в тот пантеон ты забрёл, пацанчик.


Во-первых, не быть красивым или любопытным. Красивые люди являются первой жертвой для роли носителя абаасы. А чересчур любопытные - просто могут огрести от них люлей (чаще всего их поражает разрыв сердца (абассы сожрал душу) или же демон пожирает человека полностью).


Во-вторых, если ваш близки человек стал одержим - зовите полицию дипломированного шамана. Шаман сначала определит вид абаасы, а затем попробует простой способ - принести в жертву животное. Дело в том, что демоны питаются душами не только людей, но и зверей, поэтому если правильно подобрать животинку для ритуала - можно "откупиться" от абаасы.


В-третьих, если вышеописанный способ не помог, или же абаасы нападает на человека напрямую - используете колючие ветки шиповника или боярышника. Бить абаасы иным оружием - бесполезно, оно ломается о его железное тело. Пули и стрелы отскакивают, огонь его не берёт, а попытка утопить абаасы - грозит утягиванием на дно вместе с вами.


Но опять же, поскольку это демоны - уничтожить их до конца невозможно. Можно лишь изгнать на время, и абаасы обязательно вернётся к обидчику - но уже в другом обличии.


Виды абаасы в якутских сказках:


1.Сын Абаасы / Парень-абаасы

Якутские сказки (Абаhы / Абаасы) Длиннопост, Якутия, Сказки на ночь

"Чёртов сын", по иному. В большинстве сказок - молчаливый персонаж, идущий куда-то по своим делам (обычно направляется в то место, где есть свежий труп). К протагонисту настроен нейтрально, а порой и может помочь. Например, в сказке про шамана Кыыкылаана:


"Жил такой шаман, хорошо он своё дело делал, был известным и уважаемым. Было у него две жены, и одна страшно завидовала другой и хотела быть единственной и любимой. Однажды, когда Кыыкылаан отправился к богатому тойону калмать, подловила она обманом соперницу свою, изуродовала её, засунула в суму и выкинула на улицу.

Лежит несчастная девушка, мимо проходят почтенные старики, старухи, юноши, девушки. Жалобно умоляет она их подобрать суму и отнести к своему мужу, но игнорируют её просьбы люди, ибо торопятся на калмание Кыыкылаана. Ругаясь на "злого духа дороги", каждый норовит вдобавок ещё и пнуть суму.

Но проходит мимо сын абаасы (а он направлялся туда же, ведь Кыыкылаан пытался оживить труп), умоляет и его бедная женщина. Демон молча взваливает суму к себе на лошадь и идёт к месту действия. А там творится вот что: собирается шаман начать ритуал, да лопаются подвязки на его штанах. Просит он и девушек, и старух зашить их ему - да не получается ни у кого.

И тут раздаётся голос из принесённой сумы: "-Давай я попробую, Кыыкылаан!"

Высовывается рука из суму и (вслепую) ловко и крепко зашивает подвязки. Шаман начинает ритуал и успешно воскрешает тойона. Затем, стучит колотушкой 4 раза в стену - и головы всех тех юношей, девушек, стариков и старух отваливаются.

Говорит Кыыкылаан сыну Абаасы:

"-Спасибо тебе. В награду за то, что жену мою спас - забирай трупы всех этих людей."

Молча сын Абаасы забирают свою награду и уходит в закат. Шаман же излечивает жену и наказывает смертью вторую. Happy End."


По сути, Парень-абаасы олицетворяет некое подобие божественного вмешательства - но помогает только лишь за награду в виде свежего трупа. То есть, требует своеобразного жертвоприношения, что делает его "добрым демоном".


2.Дочь Абаасы /Девка-абаасы


Ох... Если предыдущий субъект молча ходит по своим делам, попутно помогая, то вот от этой особи ни капли добра не ждите, даже если принесёте ей сотню трупов в жертву.

Типичный её облик:

Якутские сказки (Абаhы / Абаасы) Длиннопост, Якутия, Сказки на ночь

Девка-абаасы очень стремится переспать с человеком. Высосав из него полезные соки (хе-хе), она потом его пожирает. Но, поскольку с такой страхолюдиной по-доброму сношаться никто не станет, девка ищет обходные пути решения проблемы. Самый простой - она заманивает красивых девушек в укромное место, затем сдирает с них кожу, надевает на себя и занимает место жертвы. К счастью, делает она это неаккуратно, и видны неровности, морщины и шрамы на коже девушки, по которым обычно и вычисляют демоницу. Для сохранения прикрытия, она может носить длинные одежды, закрывающие тело, но и тут есть способ - отправить её выполнять домашние обязанности. Всё, к чему прикасается девка-абаасы, моментально портится - если начнёт доить корову, то вымя её покроется гноем. Начнёт шить одежду - тут же порвётся. Приготовит еду - тут же прокиснет.


Есть вариант вычислить демона, не дожидаясь ночи и не портя своё имущество - просто поговорить с ней. Она будет груба и раздражительна. Отчего, да-да, когда у девушек был ПМС, то считалось, что они одержимы абассы. И порой, хлестали ветками шиповника несчастную девушку, пока та не будет вновь ласковой и доброй.


Поскольку, девка оставляет свою жертву живой - то остальные люди должны незаметно от демона договориться друг с другом, а затем постараться заманить её в ловушку, пленить и выпытать месторасположение несчастной девушки. После успешной спасательной операции, участь девки-абассы незавидна - её запинывают кони, или закалывают особыми копьями.


Есть ещё вариант избавиться от девки - постараться найти парня-абаасы. Тот обычно либо утаскивает с собой девку, либо (если протагонист сказки хитрожопый интриган) вступает в противоборство с ней, что чаще всего заканчивается "мексиканской ничьёй" (оба погибают).


3.Обезличенный образ

Якутские сказки (Абаhы / Абаасы) Длиннопост, Якутия, Сказки на ночь

Бесполое нечто. В сказках обычно приходит к героям внезапно, вежливо требуя, чтобы те сами вошли к нему в рот. Если ему понравится запах какого-то человека - то будет преследовать его до самого конца, покуда жертва не найдёт способ изгнать черта в Нижний Мир. Обычно, в таких сказках героям помогают добрые духи-айыы в образе животных (телёнка, собаки, птицы) и, чаще всего, сказка заканчивается хорошо.


Является олицетворением убийственной стихии (пожар) или болезни (мор). Это особенно заметно, ибо сначала он пожирает животных, затем стариков и слабых, а победы над ним одерживают исключительно молодые и здоровые.



На этом пока всё. Баянометр жаловался на общее изображение абаасы.

Спасибо, что прочли эти буквы :)

Показать полностью 4
58

Якутские сказки (о Могусах)

Доброго дня.

Продолжаем наше дальнейшее поверхностное путешествие в мир якутских сказках. Сегодня у нас на очереди Могусы:

Якутские сказки (о Могусах) Длиннопост, Текст, Якутия, Сказки на ночь

Нет, не эти, дорогие игроки в WoW. А вот эти:

Якутские сказки (о Могусах) Длиннопост, Текст, Якутия, Сказки на ночь

Спойлер: это кстати, отличный пример взаимоисключающих параграфов, ибо во всех сказках они выступают как злодеи (изредка - занимают нейтральную позицию).


Итак, откуда пошли источники сказов о них? Наш учитель говорил, что раньше  Якутию населяли племена лесных людоедов. Кто это были - осталось неизвестным. Остались лишь сказы про них у якутов, ненцев и юкагиров.


Могус ("Обжора", иногда встречается вариант "Монгус") - это великан, живущий в лесу. Обычно его дом стоит на опушке, живут представители этого племени обособленно, но стараются заиметь большую семью. Жена сидит дома, поддерживает порядок, играет с детьми; а муж в это время либо валяется от скуки дома, либо (чаще всего) уходит далеко и надолго на промысел. Также, у них богатый набор домашнего скота и очень много хорошей одежды. Всё как у нормальных людей.


Употребляются с эпитетами "Ала" (ненасытный) и "Анга" (Неуклюжий).

Наиболее известными произведениями, где появляются Могусы, являются "Чаачаахаан", "Птичка и Могус", "Лыбыырдаа", "Дети-узоры", "Старуха Таал-Таал", "Торбос и Тысагас".

Практически во всех сказках, протагонисты - это неудачные соседи Могуса, на которых тот обращает внимание (исключение - Чаачаахаан, ибо он сам пришёл к великану и отвлёк его от диеты, нехороший человек). Победить Могуса в честном бою человеку тяжело, чаще всего его хитростью сбивают с ног и жестоко рубят в куски. Итак, краткая летопись о известных Могусах:


1) "Чаарчаахаан."


Редкий случай присутствия нескольких мужиков-Могусов в одном произведении и, более того - двое из них нейтрально настроены к протагонисту. Как следует из повествования, три брата Могуса уже давно сидят на диете, но внезапно к ним приходит их сосед Чаарчаахаан и жалуется, что вся семья умерла тупейшим образом, а у него ещё осталось много мяса быка и требуется помощь в поедании, дабы говядина бездарно не пропала. Старший и средний Могусы усердно постятся и отказывают в помощи, зато младший, немного подумав, решает предать заветы диетолога и, эпично экипировавшись, аки Арни в "Коммандо", идёт в гости к соседу.

Придя к Чаарчаахаану, Могус сжирает всё мясо, трупы всей семьи и все равно остаётся голодным (ну правильно, попробуйте после долгой диеты устроить себе обжираловку -тот же эффект будет). Расстроившись, что ему нечего нести домой жене и детям, он хватает самого Чаарчаахаана. Далее, по ходу текста, тот хитростью подставляет жену Могуса (отчего тот её убивает); затем, навешав лапши на уши детишкам Могуса, выпиливает их одним взмахом ножа и, наконец, обездвижив Могуса в лучших традициях "застрявшего в норе Винни-Пуха", убивает великана. Находит в его мизинце живую воду, мажет ей ещё не переваренных в желудке людоеда трупы семьи, все оживают, забирают имущество Могусов. Happy End.



2) "Лыбыырдаа."


ГГ сказки  - обычный рыбак-охотник. Однажды, вытаскивая рыбу из сетки, слышит он из леса, как женский голос нежно зовёт его "Лыбыырдааа! Лыбыырдааа!" Побросав сети, рыбак спешит на голос, но никого не находит. А вернувшись, обнаруживает, что вся рыба из сетей уплыла. Подобное повторяется раза два, и после чего, решив прибить пранкера, Лыбыырдаа берёт топор и идёт в глубь леса.

Там он находит пень на котором лежит выбеленный конский череп. Поскольку злость требует выпустить пар, Лыбыырдаа пинает череп ногой. Нога прилипает. Удивлённый Лыбыырдаа использует остальные конечности, но конец немного предсказуем. От отчаяния, он бьёт череп головой - результат плачевный. В такой позе его находит дико ржущий Могус (ещё бы, представьте эту картину). Несёт его домой, велит жене тут же его приготовить на ужин - но смекалистый Лыбыырдаа говорит, что он слишком худой, и Могус с женой им не насытятся.

Поэтому, рыбак предлагает компромисс - они запирают его в амбаре и кормят неделю отменной жеребятиной и салом. После чего он набирает жировую массу и становится вкусненьким и толстым поросёночком:

Якутские сказки (о Могусах) Длиннопост, Текст, Якутия, Сказки на ночь

Ну ладно, просто жирным. Согласившись с доводами рыбака, Могус с женой так и поступают. Вот только хитрый Лыбыырдаа не просто отменно питался всю неделю - он ещё и выполнял отжимания, приседания, занимался подготовкой по системе Невского - короче, за неделю стал настоящим богатырём.

По прошествии недели, рыбак заявил Могусу, что жрать его можно, но для улучшения вкуса, пусть тот сгоняет за треской к озеру. Могус опять соглашается и сваливает на рыбалку. В это же время, Лыбыырдаа красуется своим мощным накачанным телом перед женой Могуса, соблазняет её, она уже в предвкушении отличного секса закрывает глаза и....лишается головы от ловкого взмаха ножом.

Окончание сказки один в один повторяет "Чаарчаахаана", разве что живой воды нет. И да, про череп мне до сих пор непонятно - что это за колдовство такое было. Happy End.

3. "Дети-узоры."


Жили были мальчик с девочкой, сиротами остались, потому соседи их "детьми-узорами" назвали (не спрашивайте, я и сам не понял почему О_о).

Из имущества, был у них только дом и худенький телёнок. Однажды к ним пришёл Могус и выдал сакраментальную фразу:

"-Дети, готовьтесь - завтра я буду вас кушать." - и ушёл.

Испугались дети, бежать им некуда, но тут телёнок молвит им человеческим голосом:

"-Не пугайтесь, дети. Я знаю способ избежать угрозы. Убейте меня, стащите шкуру, а на ней написано, что делать дальше."

Заплакали дети, жалко им расставаться с единственным другом. Но вспомнив острые зубы Могуса, решили они телёнка забить и сделать, как он сказал. Сняли шкуру, а там инструкция в стиле "Как защитить ваш дом от непрошеного гостя". И перечислено следующее:


1)На порог дома внутри положите грабли - Могус на них наступит разобьёт яйца; 

2)В золе очага закопайте перепелиные яйца - Могус начнёт искать, где включить свет, пошариться в золе, тут яйца-то и лопнут и обожгут ему руки;

3)В тазик с водой засуньте живую щуку - Могус, в попытке охладить руки, сунет их в тазик, а там щука ему все пальцы и отхреначит;

4)Одеяло своё на кровати пробейте гвоздями наружу - от шока и боли, Могус попятится назад, споткнётся и упадёт на кровать, где гвозди распорят всё его тело;

5)Сами спрячьтесь на дереве и запаситесь камнями - Могус выбежит вас искать, тут-то вы его закидаете и добьёте.


Короче, всё по классику:

Якутские сказки (о Могусах) Длиннопост, Текст, Якутия, Сказки на ночь

Разумеется, всё происходит согласно плану, детишки убивают великана, спускаются и начинают радостно играть на его трупе. Happy End.


4.Птичка и Могус


Классическая сказка о том, как женская логика добивает мужскую    Могус опять потерпел фейл. Тут я даже пересказывать не буду, процитирую оригинальный текст полностью:

"Рассказывают, что в очень давние времена некая Птичка и чудовище Алаа Могус жили вместе, в одном доме.

В какое-то лето случилась сильная жара. И вот сидели они у своего дома и вели такой разговор.


— Жарко!— сказал Могус— Хорошо бы искупаться.

— За чем же дело стало?— ответила Птичка.— Искупайся.

- А если я утону?

- Разве нельзя придержаться за траву?

- А что, если она врежется мне в руки?

- Тогда возьми да надень рукавицы.

- А если мои рукавицы намокнут?

- Неужто их нельзя потом высушить?

- А вдруг они пересохнут и растрескаются?

- А разве нельзя их размять?

- Как я их разомну?

- А очень просто: надо их поколотить молотком.

- Так они же полопаются!

— Но разве их нельзя зашить?

— А что, если иглой я наколю палец?

— Но ведь можно надеть наперсток...

— Нет, я вижу тебя не переговоришь,— рассвирепел Могус.— Надоела ты со своей болтовней. Вот возьму я съем, тебя, говорунья!

— Не ешь, Могус,— взмолилась Птичка.— Много ли от меня проку? Не ешь.

— А вот ужо посмотрим, много ли от тебя проку!

С этими словами Могус схватил Птичку и сунул ее в свой большой карман.


— Ой, в какую темноту я попала, Могус!— пропищала Птичка из кармана.— Ты слышишь меня, Могус?

Могус, не отвечая, вошел в дом, вытащил Птичку из кармана.

— Ну вот и опять я вышла на свет. Спасибо, Могус.

— Не радуйся!— сказал Могус и начал ощипывать Птичку.


Начисто ощипав, Могус насадил ее на рожон и сунул в очаг.

— Одна моя сторона уже зажарилась, Могус,— подала голос из огня Птичка.

Могус повернул рожон.

— Теперь я зажарилась вся целиком. Можешь вытаскивать и есть меня.

— До чего же разговорчивая птица!— воскликнул Могус.— Посмотрим, много ли ты теперь поговоришь.

И проглотил Птичку.


— Опять я попала в темноту, Могус,— донеслось из живота.

Могус даже (обосрался) от неожиданности. Птичка опять оказалась перед ним и как ни в чем ни бывало продолжала тараторить:

— Ну вот я и опять вышла на вольный свет, Могус.

— Она все еще продолжает говорить!— простонал в отчаянии Могус.— Ну, погоди!..


Могус протянул руку за Птичкой, но та успела выпорхнуть в незакрытую дверь. Могус кинулся за ней.

Выбежав из дома, он выдернул с корнем огромное дерево и изо всей своей немереной силы ударил им по тому месту, где сидела Птичка.

Но произошло непонятное. Птичка осталась целой, а листья с дерева все облетели и у него на глазах превратились во всевозможных птиц. Трепеща крыльями и оглашая воздух веселым «чив-чив-чив», они взвились в нe6o и разлетелись в разные стороны.

Пораженный Могус, взглянув на небо, только и мог сказать:

— Я думал, что я всесильный. А не смог справиться с такой маленькой Птичкой..."


Ну, зато тут хотя бы Могус живой остаётся..


В завершении:


В сказке «Торбос и Тысагас» охотник Тысагас убивает одного зайца, приносит его домой. Его брат Торбос же добывает и приносит одну куропатку. Затем они находят камень. Поднимают его на крышу дома. Сделав это, смазывают его кровью куропатки и зайца, обкатывают в снегу, замораживают и кладут так, чтобы было видно красное издали. Братья, таким образом, обманывают и пугают ненасытного обжору, тем, что они питаются только Могусами (то бишь, люди начали жрать людоедов, хе-хе)


В сказке «Окунай-Токунай» Могус нападает и сжирает корову и сыновей старухи. На это старуха, чтобы расквитаться с врагом, поднимается на крышу дома Могуса и начинает кричать в трубу. Когда домочадцы, один за одним выходят посмотреть что за херня там происходит, старуха всех убивает тяпкой.


В сказке «Старушка Таал-Таал» Могус не может найти старушку и ее детей, долго ищет, расспрашивая домашние предметы старушки. Только деревянная кочерга выдает свою хозяйку, за то что так постоянно тыкает её лицом в огонь. Могус съедает сыновей Таал-Таал, а старушку не может поймать. Преследуя её, он, поскользнувшись, падает и ломает себе восемь ребер, одну руку, одну ногу и полчерепа и совсем примерзает ко льду озера. После чего, старушка добивает его топором и освобождает детей.


В сказке «Сырагына и Карагына» Могус гоняется за героями. Догнав, съедает их  После чего икает и сморкается, от чего изо рта у него сбегает первый, а из носа - второй. Конец.


В сказке «Братья и Могус» братья (Глаз, Нос) прячутся от великана. Один Рот (Айах) остается и выдает своих братьев, обидевшись на них. Но всё равно становится пищей для людоеда.


В сказке "Старушка Сюютюкээн" героиня , прежде чем Могус её вспорет ножом, жалуется, что у людоеда тот тупой. Она отправляет Могуса к старику Болоною, чтобы одолжить нож, тот отправляет к старику Хараанайу за черным камнем, чтобы наточить нож, а Хараанай просит принести от старика Алааная пегого жеребца, на это Алаанай отвечает, что из-за того, что жеребец стал пугливым, надо принести пеструю волосяную веревку старика Эрээнэя. Старик Эрээнэй направляет Могуса через реку за веревкой.

Якутские сказки (о Могусах) Длиннопост, Текст, Якутия, Сказки на ночь

Людоед, перепрыгивая через реку, на самой середине реки тонет. В конце ещё и оказывается, что все эти квестовые NPC - братья старушки.


Следует отметить, что Могус, почувствовав поражение, перед смертью завещает свои кости герою, чтобы тот использовал их в быту, при создании домашней утвари, постройке дома и т.д.

Например, "..тазовые кости мои сделай пестом, берцовую кость мою сделай ступой, ...из двух моих рук сделай весла, кости моей спины сделай лодкой, голенную кость мою сделай себе столбом в балагане. Из моего черепа сделай себе котел, глазницы мои сделай себе чашками, - так сказав, он умер».


На сегодня пока всё. Баянометр ругался на мемасные картинки.


Спасибо, что прочли эти буквы :)

Показать полностью 4
100

Продолжение якутских сказок.

Доброго дня.
На меня подписалось уже 6 человек - спасибо, это смущает и вдохновляет на написание продолжения. Благодаря пользователю @SerPinjo, оригинал книги был найден, и желающие могут причаститься к этому трешу  - https://e.nlrs.ru/open/12291

В комментах была просьба доказать мою причастность к Якутии - так вот, я не принадлежу народу Саха, просто там родился:

Продолжение якутских сказок. Текст, Якутия, Длиннопост, Сказки на ночь, Фольклор

Будучи в школе, мы в течение 3-х лет посещали уроки МХК (Межнациональной Художественной Культуры, вроде так). Вёл её пожилой дядечка, якут, Аял Сандалович (если правильно запомнил).

Он нам рассказывал о особенностях якутской письменности, истории, расселения народов и взаимодействия коренных якутов с русскими. И очень многое касалось якутской мифологии и верований.

Если рассматривать якутские сказки в общем, то их можно разделить на несколько типов:

1)О животных

2)О Могусах

3)О людях
4)Социально-бытовые, без особого элемента мистики

5)С элементами заимствования

Расскажу о особенностях каждого жанра.

1.О животных.


В большинстве сказок, животные - антропоморфны (живут как люди), более того - якуты не брезгуют межвидовым сожительством (имеются сказки, где волк и лиса полноценно живут "как муж с женой" и имеют детей или даже, где чирок сношает самку беркута целый год в отсутствии мужа). Животным присущи практически те же черты, что и в русских сказках - лиса хитра, заяц труслив, медведь силён и глуповат; правда волк не так злобен и выступает почти всегда в роли положительного героя.

Взаимодействие животных с людьми с таких сказках редко, но если бывает, то по двум сценариям:
а)Либо дикое животное хочет жить вместе с людьми (Парень-заяц женится на человеческой девушке, парень-лис становится пастухом у пожилой пары), но неизбежно всё фейлит и возвращается "в природу" (заяц начинает грызть кожаную одежду тестя, лис уводит стадо коров от стариков и в наглую сжирает по одной в день).
б)Антропоморфное животное исправно живёт человеческой жизнью, но наступает фейл - и оно становится диким. Можно вспомнить сказку "Ыт" (Собака), где собака была ключницей у Бога, но из-за излишнего любопытства пострадала и стала обычной гончей у человеческого охотника. Там же и объясняется, почему собаки мочатся на пень.

2.О Могусах.


Могус - "Обжора" в переводе с якутского. Часто перед этим именем вставляют эпитеты "Ала", "Анга" ("Ненасытный", "Тупой" и т.д.). Во всех сказках - он антагонист, его цель - сожрать ГГ. Отличие Могуса от иных постоянных персонажей якутской мифологиив том, что с ним взаимодействуют и люди, и животные. Кроме того, Могус - это не один персонаж, а целое племя. Поэтому не стоит удивляться, что в одной сказке Могус может демонстрировать гениальный интеллект (в сказке "Лыбыырда" с помощью липкого конского черепа заманивал особо упорных охотников), а в другой - клинический дебилизм ("Птичка и Могус").

Общая особенность всех Могусов - плохое пищеварение. Они бездумно, не прожёвывая тщательно пожирают людей, и в итоге они могут спокойно выжить, пройдя через весь пищеварительный тракт. И да - Могусы не брезгуют и иным видом мяса, или даже могут питаться исключительно ягодами.

3.О людях.


Как уже понятно, люди здесь занимают центральное место. И нет, здесь основной сюжет не строится вокруг "Уйбана-Мэнигээ" ("Иван-Дурачок"), который ищет жар-птицу и Елену Прекрасную.
Основной смысл таких сказок: Живёт человек, всё вроде нормально. Но случается п3здец, он пытается его решить - и в итоге всё приходит к полнейшему п3здецу.
В качестве примера, сказка о лягушке: Жил охотник возле озера. Был он и рыбаком при этом. Однажды на берегу встретил девушку, которая была на самом деле лягушкой. Понравилась, привёл в свой дом, стали они жить-поживать. Но девушку всё время раздражала сухость дома, огонь в очаге и тёплые перины. В итоге сначала он её обливал каждую ночь водой, затем они начали спать в полностью залитой кровати, а под конец она проквакала ему: "Не могу с тобой, прощай!" и упрыгала в озеро. Охотник не выдержал, и нырнул за ней. И умер, само собой. Конец.

Или другой пример: Старику снится сон, в котором он теряет всю свою семью. Он считает, что сон вещий, и начинает готовиться к этому событию, по возможности его предотвратив. Но в итоге, все его приготовления рушит его старуха-жена, и все умирают.

Основными антагонистами в таких сказках выступают либо абассы (якутские демоны), либо негативные качества самих протагонистов (глупость, жадность и т.д.).
Абассы, кстати, та ещё забава - в сказках фигурирют обычно парень-абассы и девка-абассы. Парень, на удивление - часто нейтрально настроен к ГГ, а порой и спасает его (например, убивая другого абассы или избавляя от проклятия). Зато девка - лютое воплощение зла. Если ГГ сказки - молодой парень, то девка пытается его соблазнить,  оттрахать, а затем сожрать его с помощью своих железных зубов. Если ГГ - девушка, то абассы стремится содрать с неё кожу, примерить на себя, а затем пойти выполнять предыдущую схему. Если ГГ - дети, то девка просто хочет их сожрать.

Особенное веселье начинается, если встречаются Могус и абассы. Ибо первые - обиталеи среднего мира (мира людей), и просто являются мутантами. Вторые - обитатели нижнего мира, исконные демоны. Но при встрече, они пытаются друг друга сожрать, и чаще выигрывают Могусы (закидывая бычьим дерьмом абассы, отчего у тех теряются силы).



4.Социально-бытовые.

О людях, без элемента мистики. Основные темы - как бедняки, с помощью хитрости, подстав, обмана и убийств, становятся богачами. Основные герои - воры, старики, прожённые мрази. Хотя богачи выступают антагонистами в таких произведениях, но если внимательно вчитаться - они не делают лично ГГ ничего плохого. Более того - проблемы богачей начинаются с того, что они делают для ГГ что-то хорошее (, угощают ужином, дают приют на ночь, помогают деньгами), после чего у ГГ рождается хитрый план, и он обирает их.
Все протагонисты в подобных сказках - мужчины. Если к моменту начала повествования ГГ женат - будьте уверены, супруга умрёт мучительно из-за козней мужа, а сам протагонист обзаведётся новой женушкой в лице младшей дочери обманутого богача.



Основные тенденции наиболее часто встречаемых образов в якутских сказках:

Лиса. Если самец - то пытается жить как человек, находит работу, любимую девушку. Но видит говядинку, трогается крышей и сжирает всё имущество родителей жены. После чего с позором сбегает.
Если самка - хитрейшая особь, которая только в одной сказке огребла заслуженных люлей (и то, от девки-абассы, которая тупо сожрала обманщицу).

Медведь. Тупое животное, зачастую ещё и злобное. Корешится с лисой, легко ведётся на её уловки, за что становится трофеем охотником. Если встречается с человеком - не против посношать девочку и зачать ей сына (сказка "Медвежий сын Мишка-Михайло")

Птица. Один из самых положительных образов, почти всегда умна, благодетельна и вызывает  симпатию. Если же птицу наделяют негативными чертами - то не потому что "просто так", а по объективным причинам - месть за убитых птенцов ("Птица Теккей, снесшая четыре яйца") несправедливость за ущемление количества потомства ("Гагара"), восстановление социальной справедливости ("Чирок и Беркут").


Бычок-телёнок. Аналог волшебного Волка из сказок про Ивана-Царевича. Главный помощник ГГ, если тот - сирота. Имеет заморенный вид, обязательно требует, чтобы ГГ его убил нелепым образом (например - прибить вошь на его спине, которая является, внезапно, душой этого бычка), после чего является ему во сне и учит правильной жизни.

Могус. Тупой обжора. В его теле можно найти что-угодно - от живой воды, до копья, которое никогда не промахивается. Если имеет семью - то жену Могуса обычно может трахнуть ГГ,  а затем отрезать голову, а детей сам убивает обманутый отец.

Хара Хаан. Собирательный образ богача. Имеет дохреналлион скотины, дочерей и одного сына. Обязательно младшая дочь Хара Хаана становится будущей женой протагониста.


Старик Чээрээкээн, Кэррэкээн. Пожилой одинокий бедняк, на старости лет внезапно решивший пуститься во все тяжкие, и с помощью хитрых планов Остапа Ибрагимовича грабит своих соседей богачей и даже обзаводится приёмными детьми (сыном и дочерью Хара Хаана). Дочь Хара Хаана может стать и женой старика, ага.

Старуха Таал-Таал. Выступает как протагонист в двух типах сказок - про Могуса или о природе. В первом случае, Могус сжирает её трёх сыновей, но бабка с помощью ножа и тяпки сначала выпиливает всю семью бедного людоеда, а затем вспарывает ему живот, освобождая детей.
Во-втором случае, старушка идёт зимой на озеро, падает, ломает ногу и всю дальнейшую историю с помощью диспутов выясняет у природы, кто сильнее (обычно в конце сильнее всего оказывается Солнце или Человек), причём сама бабка помирает от холода.

Олоон Долоон. Мужчина средних лет, хитёр как старик Кэрээкээн, но более мразотен. Спокойно может вовлечь лучшего друга в свои планы, затем обворовать его, трахнуть его жену и похитить дочь(но все останутся в живых - друг всё-таки). Абсолютный читер, ибо в отличии от Кэрээкээна может обмануть даже шаманов и абассы.


Сын Абассы (Парень-абассы). Молчаливый демон, обычно ходящий по своим делам. Настоящий "мимо проходил", ибо все влиящие на сюжет действия совершает на ходу, не отвлекаясь от ходьбы. Чаще всего - помогает людям.


Дочь Абассы (Девка-абассы). Страшнющая садистка-нимфоманка, ненавидящая всех людей и парней своего вида. Единственный предмет её обожания - её железные зубы. Мечта всей жизни, согласно одной из сказок - соблазнить парня-айыы, трахнуть и сожрать.


Айыы. Обитатели Верхнего мира, аналоги ангелов. Добрые, благородные, сильные, но порой настолько наивные, что это выходит им во вред (например, из-за своей добродетели становятся жертвами хитростей абассы).

Уйбаан (Иван). Русский парень. В принципе, схож с Олооном Долооном, разве что похожие манипуляции может проделать не с лучшим другом, а с родным братом (спойлер: тот сам виноват, ибо первый проявляет агрессию к Ивану).


Мэник Мэнигээйн ("Дурак Дурацкий"). Ходячий силач и человек-катастрофа. Стремится делать добро, но из-за своей тупости обычно убивает кучу народу. Например, пытаясь выдавить прыщик у сестры, случайно выдавливает ей мозг. Пытаясь убаюкать ребёнка другой сестры, бьёт его молотком по голове. Пытаясь помочь крестьянам избавиться от вшей у рогатого скота , поджигает к хренам всю скотину.


Девушка. НИКОГДА НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПОЛНОЦЕННЫМ ПРОТАГОНИСТОМ. Причины этого нам учитель не пояснял :(




Пока всё. Спасибо, что прочли эти буквы :)

Баянометр ругался на картинку О_о

Показать полностью
484

Когда якутская сказка начинается как лютый треш...

..то Тарантино задумывается о подобии такого сценария.

Когда якутская сказка начинается как лютый треш... Ищу книгу, Якутия, Сказки на ночь


Это единственная страница из оригинальной книги, что у меня сохранилась (на обратной стороне конец этой сказки, но на якутском языке). Сама книга, увы, утеряна :( Даже название не помню.
Большая просьба к пикабушникам - если у кого она сохранилась, будьте добры - сообщите. Готов выкупить её по приемлемой цене. Книга крупного формата, обложка - однотонная, тёмно-зелёного цвета.


Продолжение сказки достаточно убойное: Могус сожрал быка, затем трупы родственников, и всё равно остался голодным. В качестве гостинца для жены и детей, он забирает самого Чаачахаана. Тот с помощью обмана подставляет жену Могуса (отчего тот её убивает), затем хитрым образом умерщвляет детей людоеда, далее скармливает их ему, убивает самого Могуса - и с помощью шкатулки с волшебной водой, спрятанной в мизинце людоеда, оживляет всех родственников, найденных в желудке злодея. Happy End.

Показать полностью
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: