30

Якутские сказки (Айыы)

Всем вновь доброго дня.
Продолжаем наше неглубокое погружение в якутскую мифологию. Сегодня мы постараемся обойтись без излишнего насилия и поговорим добрых духах - Айыы.

Напоминаю, что спонсор моих слов - эта замечательная книга: https://e.nlrs.ru/online/12291


Само слово "Айыы" исконных якутских корней не имеет и пришло к народу Саха от хантов и означает "Великий Человек". В этом названии заключена вся суть Айыы - они подобны людям, но их отличает подлинное Величие, ведь они воплощение высших добродетелей человечества.

Что не мешает им в некоторых сказках устраивать треш, угар и содомию своеобразное насилие. Но ведь добро должно быть с кулаками, так ведь?

В современном языке, "айыы" можно перевести в значении "белый", но не в плане цвета, а в значении "чистоты души".


Айыы - обитатели Верхнего Мира (Аллараа Дойду) и являются создателями всего: младших айнур айыы, духов природы, абаасы, людей, животных и растений. Исключение - черви, змеи и некоторые насекомые (творения абассы).


Айыы не терпят крови, поэтому для ритуалов поклонения им - используют растения или молочные продукты


Пантеон высших Айыы составляет около десятка божеств, но особый интерес представляют следующие:


1.Юрюнг Тойон ("Господин Создатель")


Все-Отец, проще говоря. Создатель всего и вся. Если фигурирует в сказке - то в одиночестве, без вмешательства остальных Айыы. Раньше его изображали в образах орла или белого жеребца, но с проникновением христианства в религию Айыы, он принял такой вид:

Якутские сказки (Айыы) Длиннопост, Мифология, Якутия, Текст

Живёт на так называемом девятом небе - бескрайней зелёной равнине, на которой никогда не бывает зимы:

Якутские сказки (Айыы) Длиннопост, Мифология, Якутия, Текст

Прямым насилием (как Зевс) или троллингом (как Один) не занимается, но его любимым занятием является превращение животных в людей и наоборот. Чаще всего, если те нарушают какой-либо его запрет. Второго шанса не даёт, предупреждение всего одно.

Хотя, пример странного поведения за ним есть - именно он ответствен за долгую зиму, сделав лето короче: согласно одной из сказок, ему нажаловался бык, потому что летом его нос чаще мокнет от жары. Кхем...Мнение людей, конечно же, никого не интересовало.


2.Орой Буурай (Сюгэ Тойон - "Господин Топор")


Местный аналог скандинавского Тора - бог грома и молний. Гром получается от цокота копыт его коня, а молнии - от топора. Изображался в виде большого воина, верхом на пегом коне. Единственный из верховных Айыы, неспособный превращаться в животное.


Первоначально был богом-покровителем рогатого скота. Но потом эту роль у него забрали другие божества, а ему всучили топор и отправили за дровами изгонять духов абаасы по миру.


Единственный высший Айыы, не имеющий своего дома, поскольку отправлен в командировку навсегда, покуда не истребит всё зло на земле.


Считалось, что если в дерево ударила молния, то нужно в течении 12 часов вырыть землю вокруг него и попытаться найти особы "камень-амулет" Орой Буурая. Такой камень помогал защищать жилище от злых духов, но действовал неделю, после чего его отдавали шаману на перезарядку  в качестве материала для вырезания ритуальных символов.


3.Уордаах Дёсёгёй (Джёсёгёй Тойон - "Господин Жеребец"?)


Бог-покровитель лошадей и размножения остального рогатого скота. Изображался в виде ржущего жеребца. По легенде, если человека ожидал большой приплод своей скотины, то после его получения он должен был наглухо запереть двери своего жилища и заткнуть уши на ближайшее время - иначе, услышав ржание жеребца, можно было потерять половину приплода.


Является автором инициативы по выпинываю Орой Буурая на мороз на охоту за Абаасы, за что получил частично его роль покровителя рогатого скота.


Хотел даровать всем лошадям возможность говорить на языке людей, но удовольствовался тем, что лошади стали прекрасно понимать человеческую речь. Отчего стали самыми послушными и верными животными для человека.


Очень не любит, когда кто-то убивает лошадь - если человек так сделает, то немедленно услышит фырканье сзади и, обернувшись, увидит:

Якутские сказки (Айыы) Длиннопост, Мифология, Якутия, Текст

Нечто вроде этого. После чего Ржущий Жеребец нещадно запинает браконьера.


Живёт на восточном небе - там, где восходит зимнее солнце. Поэтому, позднее, стал ассоциироваться ещё и с ним.

Все младшие айыы, представляемые в сказках жеребцами - его дети.


4.Айыысит ("Белая Госпожа")

Якутские сказки (Айыы) Длиннопост, Мифология, Якутия, Текст

Богиня Шрёдингера - способна быть везде и всюду, отчего порой в разное время, в якутской религии не могли прийти в выводу - это одна богиня или несколько разных. В любом случае, сфера её/их покровительства - беременность и деторождение. Является создателем кумыса. Поэтому, чтобы роды прошли успешно, богине ставят кувшин этого напитка.


В сказках редко фигурирует лично, чаще всего её упоминают в молитвах. Является абсолютно мирной и безобидной, отчего может огрести от некоторых абаасы. Именно поэтому, роды могут пройти опасно для женщины и ребёнка - абаасы прогоняет богиню и сжирает души матери и дитя.


Могла обращаться в белого стерха. Живёт недалеко от Джёсёгёя, но немного севернее - там, где восходит летнее солнце.


5.Иэйиэхсит ("Щедрая Госпожа")

Якутские сказки (Айыы) Длиннопост, Мифология, Якутия, Текст

Похожая ситуация, что и с Айыысит - представлялась то одной, то множеством. Изначально - лишь богиня-посредница между Божествами и людьми - выслушивала просьбы вторых и передавала первым. Позже, когда выпнули Орой Буурая получила также покровительство над домашним скотом, а также обрела статус богини весны. А ещё позже, стала богиней удачи.

Согласитесь, неплохой карьерный рост для изначальной секретарши?
Поскольку является богиней весны, ей посвящён месяц...нет, не март, а май. Те, кто живёт в Якутии, прекрасно понимают, с какого месяца весна начинается :(


Способна наделять даром речи животных, поэтому некоторые волшебные звери в сказках (телята, птицы) - её творения и говорят её голосом.

Могла обращаться белой кобылицей. Живёт также на востоке, но небом пониже.


6.Младшие Айыы


Или "люди Солнца", как их называли по-другому. Аналог ангелов, в привычном нам понимании, но в отличии от них - часто жили и в Среднем Мире, среди людей. Все они носили белые одежды, были благородны, храбры, добры. Парни Айыы были очень сильны, девушки Айыы были неописуемо красивы. В сказках, не отказывали в помощи никому. Способны были нормально общаться и даже долгое время поддерживать дружеские отношения с абаасы (что не мешало тем строить злокозненные планы, дабы поиметь/сожрать их).


Изначально, якуты считали себя именно "народом Айыы", прямыми детьми божеств - обладателями всех добродетелей, удачливыми и счастливыми людьми. Но, со временем, зла в мире стала больше (из-за абаасы, опять же), отчего в религии понятие "людей Айыы" укрепилось уже в понимании величественного народа, который живёт далеко там, куда не добраться человеческим порокам и болезням.


Пока всё.


Баянометр ругался на "Безмятежность".

Спасибо, что прочли эти буквы :)

Найдены дубликаты

0

Чьё за херню тты тут написал писака? Наркоман чтоли@

0
На одном дыхании! супер!ты очень интересно излагаешь) подписалась, обо всем пишешь интересно!ай-да молодца😁😁😁
раскрыть ветку 3
0

Спасибо)
Ну, про якутские сказки уже вряд ли что будет - тут мой ресурс себя исчерпал)

раскрыть ветку 2
0
Да, у тебя даже булимию-экшн!так что жду-с))
раскрыть ветку 1
0

А я и не знал, что когда я бьюсь пальцем ноги об угол, то начинаю говорить как якут.

Похожие посты
Похожие посты не найдены. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: