116

Якутские сказки (Абаhы / Абаасы)

Доброго дня всем вновь. Количество подписчиков увеличивается. и мне неловко - не стоит доверять мне,как абсолютно истине. Я делюсь своими мыслями, впечатлениями и воспоминаниями, основываясь также на этой замечательной книге: https://e.nlrs.ru/online/12291


Итак, сейчас мы поговорим о злых духах якутской мифологии - абаhы (или неправильная, но устоявшаяся руссификация - абаасы)


Абаасы (от "аба" - "зло") - обитатели Нижнего мира якутского эпоса, аналоги демонов в обычном понимании. Являются духами, поэтому обычному глазу невидимы, но могут специально материализоваться. Принимают облик того, чего люди боятся - это может быть железное чудовище, большой силуэт в виде бутылочного человека (с тонкой длинной шеей и невероятно полным телом), огненный столб. В своём истинном обличии - похожи на людей, но жестоко изуродованы, чаще всего напоминают половинку человека (половина головы, половина туловища, одна рука и нога).


Вот типичное изображение этих монстров:

Якутские сказки (Абаhы / Абаасы) Длиннопост, Якутия, Сказки на ночь

Ой, простите, не то. Вот:

Якутские сказки (Абаhы / Абаасы) Длиннопост, Якутия, Сказки на ночь

Абаасы, по преданиям - это олицетворение чистого зла и поэтому:


1)Создали всех гадов (черви, змеи) и все ядовитые растения;


2)Подбивают людей на преступления;


3)Насылают кошмары и болезни;


4)Убивают животных путём мора.


5)Голосовали за Ельцина в 90-ые


Как защититься от этих демонов? Нет, чертить круг и лить вокруг святой водой бесполезно, не в тот пантеон ты забрёл, пацанчик.


Во-первых, не быть красивым или любопытным. Красивые люди являются первой жертвой для роли носителя абаасы. А чересчур любопытные - просто могут огрести от них люлей (чаще всего их поражает разрыв сердца (абассы сожрал душу) или же демон пожирает человека полностью).


Во-вторых, если ваш близки человек стал одержим - зовите полицию дипломированного шамана. Шаман сначала определит вид абаасы, а затем попробует простой способ - принести в жертву животное. Дело в том, что демоны питаются душами не только людей, но и зверей, поэтому если правильно подобрать животинку для ритуала - можно "откупиться" от абаасы.


В-третьих, если вышеописанный способ не помог, или же абаасы нападает на человека напрямую - используете колючие ветки шиповника или боярышника. Бить абаасы иным оружием - бесполезно, оно ломается о его железное тело. Пули и стрелы отскакивают, огонь его не берёт, а попытка утопить абаасы - грозит утягиванием на дно вместе с вами.


Но опять же, поскольку это демоны - уничтожить их до конца невозможно. Можно лишь изгнать на время, и абаасы обязательно вернётся к обидчику - но уже в другом обличии.


Виды абаасы в якутских сказках:


1.Сын Абаасы / Парень-абаасы

Якутские сказки (Абаhы / Абаасы) Длиннопост, Якутия, Сказки на ночь

"Чёртов сын", по иному. В большинстве сказок - молчаливый персонаж, идущий куда-то по своим делам (обычно направляется в то место, где есть свежий труп). К протагонисту настроен нейтрально, а порой и может помочь. Например, в сказке про шамана Кыыкылаана:


"Жил такой шаман, хорошо он своё дело делал, был известным и уважаемым. Было у него две жены, и одна страшно завидовала другой и хотела быть единственной и любимой. Однажды, когда Кыыкылаан отправился к богатому тойону калмать, подловила она обманом соперницу свою, изуродовала её, засунула в суму и выкинула на улицу.

Лежит несчастная девушка, мимо проходят почтенные старики, старухи, юноши, девушки. Жалобно умоляет она их подобрать суму и отнести к своему мужу, но игнорируют её просьбы люди, ибо торопятся на калмание Кыыкылаана. Ругаясь на "злого духа дороги", каждый норовит вдобавок ещё и пнуть суму.

Но проходит мимо сын абаасы (а он направлялся туда же, ведь Кыыкылаан пытался оживить труп), умоляет и его бедная женщина. Демон молча взваливает суму к себе на лошадь и идёт к месту действия. А там творится вот что: собирается шаман начать ритуал, да лопаются подвязки на его штанах. Просит он и девушек, и старух зашить их ему - да не получается ни у кого.

И тут раздаётся голос из принесённой сумы: "-Давай я попробую, Кыыкылаан!"

Высовывается рука из суму и (вслепую) ловко и крепко зашивает подвязки. Шаман начинает ритуал и успешно воскрешает тойона. Затем, стучит колотушкой 4 раза в стену - и головы всех тех юношей, девушек, стариков и старух отваливаются.

Говорит Кыыкылаан сыну Абаасы:

"-Спасибо тебе. В награду за то, что жену мою спас - забирай трупы всех этих людей."

Молча сын Абаасы забирают свою награду и уходит в закат. Шаман же излечивает жену и наказывает смертью вторую. Happy End."


По сути, Парень-абаасы олицетворяет некое подобие божественного вмешательства - но помогает только лишь за награду в виде свежего трупа. То есть, требует своеобразного жертвоприношения, что делает его "добрым демоном".


2.Дочь Абаасы /Девка-абаасы


Ох... Если предыдущий субъект молча ходит по своим делам, попутно помогая, то вот от этой особи ни капли добра не ждите, даже если принесёте ей сотню трупов в жертву.

Типичный её облик:

Якутские сказки (Абаhы / Абаасы) Длиннопост, Якутия, Сказки на ночь

Девка-абаасы очень стремится переспать с человеком. Высосав из него полезные соки (хе-хе), она потом его пожирает. Но, поскольку с такой страхолюдиной по-доброму сношаться никто не станет, девка ищет обходные пути решения проблемы. Самый простой - она заманивает красивых девушек в укромное место, затем сдирает с них кожу, надевает на себя и занимает место жертвы. К счастью, делает она это неаккуратно, и видны неровности, морщины и шрамы на коже девушки, по которым обычно и вычисляют демоницу. Для сохранения прикрытия, она может носить длинные одежды, закрывающие тело, но и тут есть способ - отправить её выполнять домашние обязанности. Всё, к чему прикасается девка-абаасы, моментально портится - если начнёт доить корову, то вымя её покроется гноем. Начнёт шить одежду - тут же порвётся. Приготовит еду - тут же прокиснет.


Есть вариант вычислить демона, не дожидаясь ночи и не портя своё имущество - просто поговорить с ней. Она будет груба и раздражительна. Отчего, да-да, когда у девушек был ПМС, то считалось, что они одержимы абассы. И порой, хлестали ветками шиповника несчастную девушку, пока та не будет вновь ласковой и доброй.


Поскольку, девка оставляет свою жертву живой - то остальные люди должны незаметно от демона договориться друг с другом, а затем постараться заманить её в ловушку, пленить и выпытать месторасположение несчастной девушки. После успешной спасательной операции, участь девки-абассы незавидна - её запинывают кони, или закалывают особыми копьями.


Есть ещё вариант избавиться от девки - постараться найти парня-абаасы. Тот обычно либо утаскивает с собой девку, либо (если протагонист сказки хитрожопый интриган) вступает в противоборство с ней, что чаще всего заканчивается "мексиканской ничьёй" (оба погибают).


3.Обезличенный образ

Якутские сказки (Абаhы / Абаасы) Длиннопост, Якутия, Сказки на ночь

Бесполое нечто. В сказках обычно приходит к героям внезапно, вежливо требуя, чтобы те сами вошли к нему в рот. Если ему понравится запах какого-то человека - то будет преследовать его до самого конца, покуда жертва не найдёт способ изгнать черта в Нижний Мир. Обычно, в таких сказках героям помогают добрые духи-айыы в образе животных (телёнка, собаки, птицы) и, чаще всего, сказка заканчивается хорошо.


Является олицетворением убийственной стихии (пожар) или болезни (мор). Это особенно заметно, ибо сначала он пожирает животных, затем стариков и слабых, а победы над ним одерживают исключительно молодые и здоровые.



На этом пока всё. Баянометр жаловался на общее изображение абаасы.

Спасибо, что прочли эти буквы :)

Найдены дубликаты

+6
"Как защититься от этих демонов? Нет, чертить круг и лить вокруг святой водой бесполезно, не в тот пантеон ты забрёл, пацанчик."

вот это и цепляет, что то реально новое, люблю фантастику.

+3

вежливо требуя, чтобы те сами вошли к нему в рот

Иллюстрация к комментарию
+2

Ондатра!

+1

>> Но, поскольку с такой страхолюдиной по-доброму сношаться никто не станет...


На безрыбье и абаасы сойдет

+1

Помню, была здоровенная такая зелёная книга со всеми этими сказками. И там такой треш >< не понимаю, как родители давали читать такое: ладно там - ебутся туда-сюда, там ещё были сказки с каннибализмом, где матерям подавали блюда из их же детей... Ну, и все такое прочее.

раскрыть ветку 2
+2
Просто это самые настоящие старые сказки. Такими они раньше и были. Выполняли образовательную (для того времени) и воспитательную функции, и, как видно, были не только для детей. Рассказывали о насущных проблемах, существовавших в том регионе.
А сейчас нами, конечно, воспринимается как треш какой-то)
В наше время на самом деле сути сказок сильно поменялись.
раскрыть ветку 1
0

Сижу перечитываю и офигеваю: каждый раз в конце какой-то проходимец грабит и убивает кого-нибудь, и доживает свой век без бед за счёт награбленного. Хэппи энд ><

+1

Камлать, а не калмать

раскрыть ветку 2
+1

С этим словом у меня регулярные ошибки, запомнить никак не могу :(

Проще уже действительно писать по-простому "шаманить".

раскрыть ветку 1
0

Ага)

0

Спасибо, интересно. Подписалась в ожидании годноты

0

абассы меня господь

0

Блин, а цепляет. Можно ужастик нормальный замутить

0

Есть интересное слово в якутском языке, произносится как "эбюсь", ещё есть "хычир". Кстати, хотел спросить "баача" или "бача" - как правильно перевести?

раскрыть ветку 2
0

Баача - давалка, шлюшка. Бача хз, что ты имеешь ввиду.

раскрыть ветку 1
0

Все таки помню ещё что то)))

-2

"Ой, простите, не то" - это зачем?

раскрыть ветку 1
0

По запросу "абаасы" - популярная картинка.

Похожие посты