230

«Я чувствовал себя хуже среднего идиота». Евгений Гришковец — о том, как тяжело было учиться в школе из-за дислексии

«Я чувствовал себя хуже среднего идиота». Евгений Гришковец — о том, как тяжело было учиться в школе из-за дислексии Психология, Дислексия, Гришковец, Длиннопост
Писатель Евгений Гришковец по просьбе Ассоциации родителей и детей с дислексией впервые — и очень откровенно — рассказал о том, каково было мальчику с дислексией в советской школе (плохо), как работает мозг у таких детей (по-другому) и как он помогает своим дочерям с дислексией преодолеть трудности в учёбе.

Все думали, что я умный, но ленивый


Я пошёл в школу в 1974 году в Ленинграде. Я был приезжим мальчиком из Сибири, и это всем вокруг было хорошо известно. Ленинград тогда был особенно чувствительным городом: приехавшим, тем более из Сибири, было тяжело. Я читал хуже и медленнее всех. Учительница понимала, что я не идиот, но думала, что я очень ленивый. Она была жёсткая и безжалостно ставила мне плохие оценки. Писал я с большим количеством ошибок и медленнее всех. У меня был красивый почерк, хорошая память, я лучше всех рассказывал или пересказывал. Но я никогда не успевал, никогда не укладывался в нормативы — это было очень тяжело.

Родители не понимали, что со мной происходит. И мама, и папа учились блестяще. Поэтому, когда я приносил двойки, я слышал: «Этот учебник написан для среднего идиота. Почему же ты с этим не справляешься?». Я чувствовал себя хуже среднего идиота — это было унизительно. Чтобы добиться минимальных результатов, мне нужно было учиться через скрип зубов. Мои родители этого не видели, потому что просто не знали, что может быть причиной. Меня никогда не водили ни к каким специалистам. Они тоже думали, что я умный, но ленюсь. По всем основным предметам — алгебра, геометрия, физика и русский язык — у меня тройки в аттестате.


У папы случались иногда припадки педагогики. Тогда он решал сидеть со мной за уроками или стоять у меня над душой, чтобы я под его контролем делал всё правильно. Это всё довольно быстро заканчивалось истерикой, брошенным учебником в стену и сломанной линейкой. Ситуацию спасала только его любовь ко мне.


Ждали мальчика из Ленинграда, а мальчик читать не может!


Когда мне было девять лет, я вернулся обратно в Кемерово. И учителя, и одноклассники обращали на меня внимание, потому что я был мальчиком, который пожил в большом городе. И что же? Все же ждали мальчика из Ленинграда, а он читать не может! Тут мне, правда, чуть больше повезло: учительница была внимательнее и сердобольнее, чем в ленинградской школе. Но я всё равно не мог сдать ни один норматив по чтению.

Я не укладывался в нужное время — один-единственный в классе. Это было ужасно и невыносимо для меня, вплоть до судорожных рыданий


Потом учительница, не понимая, почему так происходит, тайком давала маме текст для чтения. Я быстро выучивал его наизусть и изображал, что читаю, чтобы сдать норматив.


Я много мотался по разным школам, но мы жили на окраинах — и это были плохие школы. Однажды, например, меня перевели в школу с английским уклоном, где дети с третьего класса изучали язык, а я был на уровне «the table» и «may I come in». Мне нужно было — с моими особенностями — сразу же влиться в класс, где дети четыре года по усиленной программе изучают английский и читают Джека Лондона в оригинале.


Я выходил вечером во двор с карточками, по которым часами заучивал слова. Ещё я столкнулся с тем, что не запоминаю, как пишутся слова на английском языке. Когда у нас начались уроки так называемого технического перевода, я единственный из класса не мог освоить клавиатуру. Это получалось даже у тех, кто потом пошёл в ПТУ! Я не мог — и всё.


Что со мной происходит, я узнал от Лары Флинн Бойл


Я не понимал, что со мной происходит лет до 25. Я же никогда не представлял себе, как можно думать и видеть иначе! Конечно, я понимал, что со мной что-то не так. Однажды я прочитал статью про Лару Флинн Бойл, где она рассказывала про свою дислексию. Я узнал в этом описании себя.


Я был фанатом сериала «Твин Пикс», и мысль о том, у нас с Флинн Бойл похожие особенности, мне понравилась. Но, главное, я наконец-то понял, что со мной! Я не стал думать, что я лучше или хуже остальных, какой-то «человек дождя». Просто понял, что с этим надо научиться жить, что дело не в безалаберности и лени, как мне вдалбливали в голову всю жизнь.

Я до сих пор медленно читаю. Например, обычно люди читают художественную литературу с одной скоростью, а газеты — с другой. Я же одинаково медленно читаю всё, поэтому в какой-то момент я просто перестал читать газеты. Они дурно написаны, а я читаю их так же внимательно и медленно, как и художественную литературу.


Я не могу читать инструкции. Смена мобильного телефона или обновление системы — это катастрофа.


У меня случаются истерики, поэтому я живу фактически без компьютера, без электронной почты, чтобы никому не отвечать


Это отнимает у меня массу времени. Я пишу все тексты от руки. У меня проблема ещё и с цифрами — я их не воспринимаю вообще. Мне проще записать цифры словами. Зато я идеально чувствую время: не глядя на часы, могу сказать, что прошло 15 минут разговора.


У меня странно работает память. Мои друзья знают, например, что я точно запоминаю, как кто был одет вчера на вечеринке, где лежали вещи, кто и что ел. Это, конечно, хранится в памяти не безгранично, но я понимаю, что у меня память намного лучше, чем у большинства людей, которых я знаю. При этом я многократно пытался учиться водить машину, но сдался в конце концов, потому что для меня оказалось мукой попытка сосредоточиться на панели приборов, смотреть только вперёд, отключить боковое зрение. Меня всё отвлекает!


Дислексия определила то, что я стал писателем


Я написал первый литературный текст в возрасте 37 лет. Первую пьесу — в 33 года. До этого я делал только спектакли, сначала полностью запоминая, а потом записывая текст. Я могу в уме полностью редактировать текст, меняя композицию. Однажды писатель Сорокин пытался меня проконсультировать: «Тебе нужно вести дневник произведения, чтобы избежать литературных ляпов». Я попытался, а потом понял, что мне не надо вести дневник, потому что я помню весь текст до запятой, постранично. Каждую строчку в огромном тексте. Легко держу в голове семь спектаклей. Могу производить очень быстрые действия по редакции этого текста в процессе спектакля.

Я не знаю, как фантазируют другие люди. Я по-другому никогда не мыслил — это моя норма. Но я также знаю, что гораздо точнее умею формулировать. Я вижу картинками, поэтому могу описать всё в самых мелких и точных деталях. Правда, записать мне это очень сложно. Я пользуюсь большим количеством слов, но не запоминаю, как они пишутся. Например, каждый раз, когда я пишу слово, я применяю правило. Я же филолог ко всему прочему! Поэтому надо мной все смеются. Однажды я написал слово «пылесос» с двумя ошибками: «полиссос». Мои рукописи может читать только моя жена, потому что всем остальным показывать стыдно — там в каждом слове ошибки.


Когда у моих детей обнаружили дислексию, я уже был подкован


С детьми та же самая история. У старшей дочери Наташи — дислексия, и у сына тоже, но получше. А у младшей, как мы сейчас понимаем, совсем сложная форма. Например, она начинает делать домашнюю работу со второго задания. Мы спрашиваем: «Почему ты начала со второго?». А она просто не видит то, что написано с левой стороны! Ей нужно отдельное усилие, чтобы выполнять самые простые задания учителей.


Поэтому так важно просвещать педагогов. Нужно, чтобы одноклассники все понимали, потому что насмешки могут стать серьёзной травмой для ребёнка. К ним просто прилипает «дебил» или что-нибудь в этом роде. Поэтому учителей и родителей нужно обязательно информировать. Ведь в некоторых семьях, я знаю точно, доходит до того, что дети готовы на себя руки наложить.


Когда я понял, что у моих детей те же особенности, я не удивился. Сам я уже был подкован, но мне нужно было это объяснить жене. Я её успокаивал и пытался объяснить, как работает моя — и детей — голова.


Жена реагирует спокойно и даже смеётся: «Как я живу среди вас, дислексиков-дисграфиков!»


Поскольку мы с ней учились в одной группе в институте, она видела, что в учёбе мне очень нужен посредник — человек, который перевёл бы для меня сказанное педагогом. Нашёл какие-то другие слова, если я просто не врубаюсь и всё. А когда врублюсь, дальше я уже сам. Мне хватало немного времени, чтобы подготовится к экзамену, но один я этого сделать не мог.


С детьми мы не говорим о дислексии. Наша задача — чтобы у них не было серьёзных комплексов. Поэтому мы не говорим, что с ними что-то не так. Если сказать восьмилетнему человеку, что у него есть какая-то особенность, это может его травмировать. Конечно, до поры до времени. Старшая дочь всё понимала про себя уже к 14 годам.

Мы скорее говорим об этом с их учителями. Какие-то учителя охотно идут нам навстречу, а другие думают, что так мы решили «отмазать» детей от учёбы. Но мы продолжаем объяснять им те простые правила, которые помогают детям-дислексикам в учёбе.


Во-первых, нельзя требовать от такого ребёнка выполнения общих нормативов. Ведь для них многие вещи просто непреодолимы. Не просить читать вслух. Не издеваться, не заставлять писать диктанты. Не давить на ребёнка, потому что результатом этого давления будет только одно — вы сломаете человека. И этот маленький человек будет абсолютно несчастен. Он будет идти в школу, как на каторгу.


Когда учитель всё это делает при классе, это совсем невыносимо. Моя учительница в Ленинграде заставляла меня (я картавил) вставать и произносить «Крейсер Аврора» до тех пор, пока я не научусь выговаривать букву «р». И в этом самом чудесном возрасте, когда человек должен заряжаться на всю жизнь счастьем, я был абсолютно несчастлив.


Главное, что вы должны помнить: если у ребёнка дислексия, он не ленится — он не может. Не надо ужасаться тому, что ваш ребёнок плохой — он чудесный! — просто в этом смысле у него есть особенности. Я точно знаю, что мои дети чудесные: умные, остроумные, удивительные. При этом не надо в них культивировать мысль, что они особенные или гениальные. Просто помогите ребёнку принять свою особенность и как-то научиться с ней жить. Попытайтесь понять, какие преимущества она может ему дать в жизни.

Ассоциация родителей и детей с дислексией разработала памятку для родителей и учителей, которая поможет им выявить признаки дислексии у ребёнка на самых ранних этапах и помочь ему в обучении и жизни. Вот сложности, с которыми сталкиваются более 20% учеников с особыми образовательными потребностями.


- Ребёнку не удаётся держать ложку и пишущие предметы правильно.

- Он плохо различает и воспроизводит звуки (например, парные буквы).

- Не узнаёт слова, которые встречает постоянно (например, вход/выход).

- Речь развивается медленнее, чем у сверстников.

- Возникают сложности при чтении и письме.

Иногда дети могут замыкаться в себе, не могут наладить контакт со сверстниками.

- Проблемы с развитием мелкой моторики (например, проблемы со шнурками).

- Не может правильно повторить серии ударов по столу (карандашом) с длинными и короткими интервалами.

- Может игнорировать стоящие слева знаки, буквы и даже страницу.

- При чтении и письме: переставляет, пропускает или не дописывает буквы и слоги, искажает слова, добавляет к ним лишние буквы и слоги.

- Ребёнок не может правильно в заданном порядке повторить несколько цифр.

- У него есть трудности с запоминанием букв, слов и понятий.

- Ребёнок отказывается читать вслух.

- Он видит одно, а произносит другое (буквы, слова, цифры).

- Не может определить границы слов, предложений.

- Он путается во временах года, днях недели или времени суток.

- Ребёнок плохо ориентируется в понятиях «право — лево».

- Он плохо запоминает стихотворения или таблицу умножения.

- Проблемы с короткой памятью.

- Отвлекается, тяжело сосредотачивает своё внимание.

- Трудности с организацией и соблюдением инструкций.

- Теряет школьные принадлежности и прочие вещи, забывает про задания.

- На занятиях в может выкрикивать ответ до того, как учитель закончит свой вопрос.

- Перебивает, когда говорят другие, ему трудно дождаться своей очереди.

Автор статьи: Юлия Варшавская

Источник: https://mel.fm/pisateli/2857610-dyslexia_grishkovetz

Дубликаты не найдены

+16
Дислексии от лекарство найдено!
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 3
+8

Эх, снимали же когда-то хорошие фильмы

+3

Это из какого голого пистолета?

раскрыть ветку 1
0
Из третьего, самое начало.
+12

Куча статей про дислексию и дисграфию и ни одной рекомендации,  к кому идти,  чтоб подтвердили.  Только обобщенные признаки. При чем не у всех одинаковые,  есть схожие,  но не все.  Вопрос,  все сами себе диагноз ставили на основании статей или все таки есть методика?  Хочу понять,  сын под подозрением,  но не все сходится.

раскрыть ветку 48
+2

к логопеду, лучше в поликлинику

раскрыть ветку 2
0

Не уверена,  что в нашей поликлинике он есть,  в детсаде был,  занимались,  но не было никаких комментариев.  Поняла,  что в основном логопед.  Попробую узнать в местном психолого-педагогическом центре, там должны быть.

раскрыть ветку 1
+2

Вторая строчка в поиске по запросу «дислексия к какому врачу обратиться»

http://prm.idemkvrachu.ru/Directory/IllnessDetails/1a47e0f0-... «Диагностическим обследованием дислексии занимается врач логопед, при котором назначаются диагностические тесты для определения уровня навыков чтения

При затруднении чтения назначается дополнительные методы диагностики:

Магнитно-резонансная томография мозга

Определение функциональной активности мозговой ткани при помощи позитронно-эмиссионной томографии мозга (ПЭТ)

Лечение дислексии подбирается для каждого ребенка индивидуально и проводится лишь после тестирования и определения формы расстройства.

В схему лечения входят:

Систематические занятия с логопедом

Ежедневно чтение ребенку детских книжек (сказок, рассказов)

В некоторых случаях может потребоваться помощь детского психолога.»


Ленитесь?

раскрыть ветку 1
+2

Нет.  Мне правда не попадалась эта ссылка,  гуглила совсем недавно.

+1

Я не стала заморачиваться с подтверждением дисграфии у сына, а просто прошла по всем учителям в школе, объяснила и попросила больше устно спрашивать. Особенно учителя русского языка озаботила. Она, к счастью, оказалась очень понятливой, доказательств не требовала, поскольку хаос в тетрадях и так видела. Параллельно я с сыном каждый день прописывала диктанты по методу автора книги "Педагогическая опупема"  Курдюмова Николая. Результат был очень хороший для дисграфика.

раскрыть ветку 1
0

Спасибо,  почитаю

+1

Что с чем должно сходиться? Признаков штук 20. У каждого человека свой набор. Идите к специалисту, даже если будет диагноз, это не конец света, и обязательно пообщаться с учителями на этот счёт.

раскрыть ветку 15
+1

Ничто ни с чем не "должно",  я просто пытаюсь соотнести информацию полученную с имеющимися наблюдениями и понять куда дальше. Эта тема для меня актуальна,  собираю информацию. 

раскрыть ветку 9
0

Простите, устала просто отвечать на "рабочем" языке,  на автомате врубается)

раскрыть ветку 4
+1

Иди ко мне. Твой путь завершен.

раскрыть ветку 3
0

А ты кто?

раскрыть ветку 2
+1

а почему решили, что именно она у сына?

раскрыть ветку 20
+4

Не уверена,  что именно она,  поэтому и спрашиваю про диагностику.   Признаки есть,  но не все сходится,  поэтому и пытаюсь понять,  кто и как её диагностирует. Тиранить дите почём зря не хочу,  вдруг проблема,  и спускать на тормозах не хочу,  вдруг просто раздолбайство,  поэтому нужен спец.

раскрыть ветку 3
-9

Буквально 5 лет назад о дислексии и дисграфии никто не слышал и не говорил даже. А сейчас говорят в школах по 2 класса таких каждый год набирают. Что-то мне кажется, что немного это не с врожденными особенностями связано

раскрыть ветку 15
ещё комментарии
+10

Часть пунктов из памятки про СДВГ. Так что не всегда наличие этих проявлений говорит о дислексии. Скорее, оно может сказать о том, что есть какие-то особенности, чтобы вовремя обратиться к специалисту и выявить, что это и что с этим делать. Но тогда я бы предложила добавить в памятку еще пунктов про синдром дефицита внимания, потому что очень часто дети с такой проблемой сталкиваются с обвинениями в непослушности, безалаберности, ленивости и тд.

раскрыть ветку 1
0

Я поняла,  что мне ещё изучать и изучать) теперь ещё и сдвг в подробностях

+5

Мой сын развитый не по годам, балабол, счёт, буквы, дни недели, времена года, цвета.. ,по всем параметрам развитие выше среднего по возрасту поступив в 1 класс английской спецшколы шокировал меня абсолютной неуспеваемостью. Все, что устно - великолепно. Все, что писать - просто беда... Нарисовать 2 одинаковых закорючки - невозможная задача. Чтение практически худшее в классе. Некоторые буквы и цифры зеркальные. Много букв не различает вообще.  Читает переставляя слоги местами. Я была в отчаянии. Пошли по врачам. В результате - скрытый левша, и на фоне этого дислексия.  Т.е. при попытке писать левой, все прям гораздо лучше, но к этому моменту он уже несколько лет писал правой, и переучивать - сделать только хуже. Бились мы с учебой класса до 4-го. Потом меня пропустило, и требования уже не сводились только к письму и чтению. В старшей школе в ход пошла логика, память и ум и как то стало все налаживаться. Очень хорошо закончил школу. Химия и физика любимые предметы. Из побочных эффектов - фотографическая память. Читать по большому счету он так и не научился в общепринятом понимании. Слова для него - это картинки, запомненые навечно.  Теперь всем советую, прежде чем развивать ребенка, сходите к неврологу, сделайте элементарный тест. Кстати, выяснилось, что я левша переученная советской школой, и отец мой был левша, только в семье этому не придавали значения.

+5
На тему дислексии есть очень хороший индийский(!!!) фильм "Звёздочки на земле" с Амиром Кханом.
+3

У меня аграмматическая дисграфия. И да, мне тупо занижали баллы по русскому языку, а также по всем сочинениям и изложениям. Пару раз в начальной школе маму вызывали с вопрос ху из "картоВель" "хороший девочка" и т.д. Списывали на невнимательность, читала я очень быстро и правильно, говорила тоже, да и сейчас скорость чтения/печати высокая. Потом забили, да и я сама просто стала по несколько раз перечитывать важные тексты. Да, у логопеда была, картавость поправили за пару недель, что было рекордно для нашей школы, на дисграфию не повлияло никак. Но писать, особенно когда нервничаю, мне очень тяжело. В жизни нарастание симптомов периодами: в детском возрасте и в институте чуть больше.
Закончила школу на 4-ки, инст с красным дипломом. С удивлением узнала, что такой вид отклонений, по мнению современных псиХолухов, характерен для детей с маленьким словарным запасом, чуть ли не недоразвитых. Не знаю, как это состыкуется с реальностью, в моем случае никак.
Не стоит верить, что это вопрос лени или невнимательности.
Обратила внимание, что у моей мамы тоже дисграфия. Может быть наследственное? Пользуюсь одинаково хорошо правой и левой, пишу правой.
К чему я все это. Проблема малоизученная, многое выдумки чистой воды, если хотите помочь, просто не доставайте - когда человек не в стрессе у него и с восприятием и с письмом проще.

+1
У меня дислексия. Мне 21, я окончила школу с золотой медалью, сейчас на 5 курсе университета. В семье дислексия у бабушки по материнской линии, она так до сих пор и не может нормально читать. У 2 из 6 ее внуков, включая меня, дислексия, а у одного только дисграфия. У других все нормально.
Но если у моего двоюродного брата форма как у бабушки, то у меня от отца. Он тоже дислектик, но точно так же хорошо учился. У нас с ним практически идентичный набор признаков.

А пишу я до сих пор очень сложно, постоянно заменяю буквы, слоги, теряю или добавляю слова. При чем как на бумаге, так и в электронной форме. Удивляюсь, как ЕГЭ по русскому на 90 бвллов сдала. И про мышление тоже все в точку написано, долгое время думала, что все так мыслят.
0

Из всех пунктов насчитала у себя 11. У меня проблема или я просто ленивая?

0

Я помню, что Гришковец вел свой ЖЖ, похоже это вообще было для него пыткой...

0

Так я и не понял, то ли дислексия у меня, то ли я ленивый, а может и просто тупой. Ну да ладно, подумаю об этом завтра.

0

Прочитал, сижу и думаю: В детстве у меня была частичная дислексия, или я просто распиздяй?

-7

Не смог прочитать. У меня дисгришковция.

ещё комментарии
-12

Писос, и детей еще троих такой же проблемой наградил. Это наследственное заболевание, на кой хер было так плодиться?

раскрыть ветку 7
+9

Действительно, кому нужны гены умного и (насколько мне известно) хорошего человека и писателя. Ведь у него буквы при чтении скачут, ужас какой дефект. 

ещё комментарии
+3

Вы,  прежде чем плодиться,  сдадите анализ на все генетические отклонения свои и дамы,  и только после этого примете решение, делать ли детей или нет?  Правда? Или все таки как большинство, кого сделали,  того и воспитаем?

0

В моей семье такая хрень только у меня. Есть ребенок. Нормальный. Я о диагнозе узнала когда мне было 38.

ещё комментарии
Похожие посты
Похожие посты не найдены. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: