Вы попали в геймдев - что дальше? Лучшие практики, чтобы работать долго и счастливо

Всем привет!

Продолжаем разговор по списку тем:


1) Что такое русский геймдев и надо ли вам в него попасть на самом деле

2) Советы по составлению резюме для тех, кто претендует на должность программиста или геймдизайнера. Разбор самых частых ошибок.

3) Я попал в геймдев - что дальше? Лучшие практики, чтобы работать долго и счастливо.

4) Ожидания vs реальность. Чем на самом деле занимаются геймдизайнеры, программисты, проджект менеджеры, художники и продюсеры.

5) Как стать продюсером.


На этот раз поговорим о пункте №3 - как сделать свое пребывание в геймдеве долгим и счастливым (или хотя бы менее болезненным).

В первую очередь текст будет полезен людям, стремящимся попасть (или недавно попавшим) в геймдев на позиции геймдизайнеров и программистов. Уверен, многие советы покажутся банальными и очевидными - но на практике, к сожалению, часто приходится наблюдать, как талантливые и крутые специалисты не учитывают эти моменты, сталкиваясь с закономерными последствиями. Приступим!


1) Займитесь здоровьем заранее. Малоподвижная работа перед компьютером, переработки, регулярный стресс. Сидячая офисная работа сама по себе вредна для здоровья, и в геймдеве это только усугубляется тем, что здешние обитатели часто - энтузиасты с горящими глазами, перерабатывающие ради идеи и поглощающие фастфуд вперемешку с теми самыми бесплатными печеньками и вкусняшками, которые обещаются чуть ли не в каждой геймдев-конторе. Через несколько лет такой работы, если не принять меры, здоровье изрядно подтачивается - здесь это частая картина. Заведите себе полезные привычки - спортзал, пробежки, прогулки, здоровое питание (хотя бы иногда).


2) Учитесь договариваться с людьми. Как бы вы ни были хороши в своем деле, вас, скорее всего, уволят, если вы не ладите с людьми в команде. Чаще всего геймдев-компании ставят атмосферу в коллективе выше профессиональной ценности конкретного сотрудника. Эксцентричный гений, который может позволить себе разные выходки за счет своей незаменимости и эффективности - в реалиях российского геймдева долго не продержится. Если вы закоренелый интроверт и категорически не хотите развивать свою общительность и дипломатию - возможно, вам будет проще пойти по пути инди-разработчика или подобрать другую сферу, более подходящую вашему характеру.


3) Закопайте свое самомнение. Вы можете быть превосходно подготовлены к работе в геймдеве - иметь хорошее образование, знать все необходимые для работы программы, иметь опыт в смежных областях (программирование, анимация, рисование, геймдизайн, 3D). Но это не должно сказываться на вашем поведении. Вы лучше других в чем-то? Покажите это результатами, а не словами и поведением.


4) Учитесь контролировать эмоции. В геймдеве, как и в других сферах, работают самые разные люди - с поправкой на то, что среди здешнего контингента количество экзотических персонажей зашкаливает, а регулирующих норм поведения нет. Бегающее с криками по офису начальство, коллега, который будет вас ненавидеть и портить вам настроение ради забавы, безумные решения руководства, вопиющая некомпетентность коллег и такие проявления человеческой глупости и подлости, о которых вы даже не могли подумать. Скорее всего, вы столкнетесь со всем этим в той или иной форме. Конечно, все это существует одновременно со всеми прекрасными моментами, которые может подарить геймдев.

Также часто будут ситуации, когда вам придется делать то, с чем вы категорически не согласны. В общем - скорее всего, чувство возмущения будет периодически вас посещать. Способность отстраниться от эмоций и работать на благо проекта несмотря на свою субъективную позицию иногда вырабатывается только с годами. Кто-то обладает этим уже на старте. Чем раньше вы начнете прокачивать в себе этот момент, тем лучше.


5) Не давайте накапливаться нервному напряжению. Периодические встречи с коллегами (текущими или бывшими) в неформальной обстановке, где можно обсудить наболевшие рабочие вопросы - естественная и почти обязательная терапевтическая часть вашей жизни, если вы работаете в геймдеве несколько лет. Если вы не успели сформировать свою компанию для таких мероприятий - не беда. В Москве и Петербурге раз в месяц проводятся тематические вечера для встречи работников геймдева. Видеть не в рабочее время других людей, которые в теме, возможность непринужденно обсудить с ними специфичные моменты профессии, узнать, как обстоят дела в других геймдев-фирмах - это здорово помогает не сойти с ума в тяжелые периоды.


6) Ведите себя так, будто вы на виду у всего геймдева. Русская игровая индустрия тесна - когда вы устраиваетесь на работу в очередную геймдев-компанию, будущий наниматель почти всегда наводит справки о ваших заслугах на прошлых местах работы. Часто опаздываете на работу, скандалите, срываете дедлайны, воруете канцелярские товары, напиваетесь в хлам на корпоративах, увольняетесь со скандалом - каждый ваш подвиг имеет высокий шанс всплыть в вашей характеристике в будущем. Начиная с первого дня работы в геймдеве - вы работаете на свою репутацию, и только от вас зависит, какой она будет. Будьте полезным, спокойным и профессиональным - и со временем это облегчит ваш карьерный путь. Кандидаты, не получающие работу из-за каких-то подробностей с прошлых мест работы - достаточно частая история.


7) Используйте свободное нерабочее время, как преимущество. Постоянно учитесь новому, думайте, как улучшить то, что вы делаете на работе, осваивайте новые инструменты и методики. Никто, конечно, не заставит вас уделять этому время против вашей воли. В индустрии много людей, которые уверены, что работать 8 часов в день, 40 часов в неделю - достаточно (и они нормально живут в таком режиме). Но обычно с большим шансом чего-то добиваются люди, чья забота о состоянии проекта не ограничивается рабочими часами. Если вы любите свою работу, энергичны и у вас есть время - такое его вложение будет лучшим вариантом для вашего успешного карьерного роста.


8) Чем больше вы хотите что-то изменить - тем больше сил и нервов придется потратить. Если вы хотите без лишних переживаний отработать свой стаж, делая то, что вам говорят - скорее всего, вы спокойно сможете это сделать. Если вас распирает от амбиций, у вас полно идей и вы хотите привнести в проект частичку своего видения - готовьтесь к тому, что свою точку зрения придется аргументированно защищать в спорах (не всегда успешно). Вашу креативность не ждут здесь с распростертыми объятиями. У вас будет получаться добиться своего в лучшем случае один раз из пяти. Но это того стоит. Ломать копья о чужое неодобрение, учиться договариваться, не сдаваться и предлагать варианты несмотря на отказы - часть вашего профессионального роста, не расстраивайтесь сильно в процессе, просто попробуйте извлечь из этих ситуаций максимальный опыт.


9) Правило новых мест (это в основном про геймдизайнеров с опытом). Обычно, когда вы приходите на новое место работы - вам дают больше свободы для экспериментов. Ведь у вас незамыленный взгляд на проекты, да и от вас еще не знают, чего ожидать, вы "темная лошадка". Первые полгода на новом месте - период самой большой лояльности к решениям сотрудника. Если через полгода ваши решения не приносят золотых гор (а это почти всегда так) - ваш голос в обсуждениях теряет вес, и продвигать свои идеи становится тяжелее, а ваша рабочая деятельность становится все больше рутинной. При том, что в среднем в геймдеве специалисты работают на одном месте от 1.5 до 3-х лет - на такой жизненный цикл внутри компании приходятся первые яркие полгода с нерастраченным кредитом доверия руководства и год-два рутины.


10) "Мы дадим тебе отдельный проект!". Часто встречается ситуация, когда в начале работы руководство обещает сотруднику выделить команду под отдельный проект, но не сразу, а через какое-то время. В большинстве случаев - это просто мотиватор-замануха, удерживающий вас на рабочем месте первые несколько месяцев. А потом - отдельный проект вам не дадут, но вы тут ко всему уже привыкли, да и платят вроде неплохо. В общем, не спешите светиться от радости, услышав такие обещания.


11) Найдите золотую середину между пофигизмом и качеством. В ситуациях, когда специалистам приходится делать что-то, расходящееся с их мнением, некоторые сотрудники занимают какую-то показную и капризную позицию - "ну ок, сделаю как сказали". Результат часто оказывается ужасным - иногда расстроенный сотрудник пытается так показать свою правоту и ущербность чужого варианта. Такое поведение не пойдет вам (и проекту) на пользу. Да, будет обидно делать то, с чем вы не согласны. Но будьте профессионалом. Если у принятого решения есть очевидные (для вас) проблемы - спокойно донесите это другим членам команды. Если несмотря на это вам все равно скажут делать то, с чем вы не согласны - возможно, вы чего-то не понимаете или упускаете какие-то нюансы. Если решение уже принято - ваша задача помочь реализовать его максимально близко к замыслу принявшего это решение.


12) Оставайтесь в своей зоне ответственности. Если какие-то чужие решения вызывают у вас возмущение - не забывайте о том, что вы отвечаете в первую очередь за ситуацию в своей сфере. Вы всегда имеете право предложить что-то программисту, геймдизайнеру, художнику, аниматору, продюсеру - но все они имеют полное право решать, прислушиваться к вам или нет.


13) Не бойтесь разочаровываться в геймдеве. Рано или поздно у большинства тех, кто приходит в геймдев, наступает момент разочарования. Кризис веры. Может, вы предельно четко поймете, что ваше место в другой сфере. Может, возьмете какой-то длительный перерыв для размышлений. Это нормально. Как говорил, кажется, Стив Джобс - "каким-то образом ваше сердце знает, что вам нужно". Делайте все, что считаете нужным - уходите или оставайтесь. Если геймдев это ваше - вы так или иначе это почувствуете и вернетесь в него. Если нет - смысла оставаться в нем и терзать себя тоже нет.

Лига Разработчиков Видеоигр

6.6K постов22.1K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

ОБЩИЕ ПРАВИЛА:

- Уважайте чужой труд и используйте конструктивную критику

- Не занимайтесь саморекламой, пишите качественные и интересные посты

- Никакой политики


СТОИТ ПУБЛИКОВАТЬ:

- Посты о Вашей игре с историей её разработки и описанием полученного опыта

- Обучающие материалы, туториалы

- Интервью с опытными разработчиками

- Анонсы бесплатных мероприятий для разработчиков и истории их посещения;
- Ваши работы, если Вы художник/композитор и хотите поделиться ими на безвозмездной основе

НЕ СТОИТ ПУБЛИКОВАТЬ:

- Посты, содержащие только вопрос или просьбу помочь
- Посты, содержащие только идею игры

- Посты, единственная цель которых - набор команды для разработки игры

- Посты, не относящиеся к тематике сообщества

Подобные посты по решению администрации могут быть перемещены из сообщества в общую ленту.

ЗАПРЕЩЕНО:

- Публиковать бессодержательные посты с рекламой Вашего проекта (см. следующий пункт), а также все прочие посты, содержащие рекламу/рекламные интеграции

- Выдавать чужой труд за свой

Подобные посты будут перемещены из сообщества в общую ленту, а их авторы по решению администрации могут быть внесены в игнор-лист сообщества.


О РАЗМЕЩЕНИИ ССЫЛОК:

Ссылка на сторонний ресурс, связанный с игрой, допускается только при следующих условиях:

- Пост должен быть содержательным и интересным для пользователей, нести пользу для сообщества

- Ссылка должна размещаться непосредственно в начале или конце поста и только один раз

- Cсылка размещается в формате: "Страница игры в Steam: URL"