Вторая мировая на море: прелюдия. Часть 3: крейсерская гонка (США, Япония и Британия)
Предыдущая часть: http://pikabu.ru/story/vtoraya_mirovaya_na_more_prelyudiya_c...
Заключение Вашингтонского соглашения об ограничении морских вооружений определило направление развития кораблестроения в межвоенный период. Так как линкоры теперь были наперечет, на первый план выходили крейсеры, ограниченные только водоизмещением (10 тысяч тонн) и калибром (203 мм). В результате бурной мозговой деятельности кораблестроителей свет увидел т.н. "вашингтонские крейсера". Судя по представителям класса, процесс рождения этих монстров напоминал порно, которое начиналось вот так:
Рассказывать о всех сериях вашингтонских крейсеров было бы слишком долго, поэтому остановимся на одном представителе с каждой стороны.
США: утюг по имени Пенсакола
К моменту заключения Вашингтоского соглашения в ВМС США были спроектированы и построены крейсера типа Омаха - 8000 тонн и ГК 152 мм. В целом удачные, продолжать их строительство было бессмысленно - янки разумно решили, что если гулять, так гулять, и надо построить корабль под максимально возможные ограничения. В результате обсуждения многочисленных проектов и бодания с Сенатом (как никак, в разгаре был сухой закон, и желание сенаторов освоить деньги и пустить их на виски и кинозвезд было вполне понятным) родилась Пенсакола. Янки постарались найти золотую середину, соединив в корабле большую дальность плавания, приличную скорость, защищенность и огневую мощь. И вроде бы получилось, но как-то... уж слишком средне. Самое выдающее в Пенсаколе то, что в ней нет ничего выдающегося. Разумное расположение ГК, броня, защищавшая максимум от огня эсминцев, средняя скорость и нормальная дальность плавания. При эксплуатации обнаружились проблемы с мореходностью - Пенсаколу и ее наследников Посейдон любил качать с борта на борт. Лучшим образом на американских крейсерах исполнялась весовая дисциплина: для кораблестроителей ввели систему штрафов и бонусов за добавленные/сэкономленные тонны, так что по итогам строительства Пенсакола недобрала до предела еще 900 тонн. В военное время это стало небольшим плюсом: янки безо всяких проблем обвешивали свои крейсера зенитными установками и новой аппаратурой.
На фото: Солт Лейк Сити (систершип Пенсаколы). След от воды на обшивке борта как бы говорит нам, что на море крейсер обладает плавучестью хорошего утюга. Почти все американские крейсера стремились зарыться форштевнем в волны как ваш сосед в междуножное пространство вашей супруги, так что с точки зрения прочностных нагрузок носовая оконечность у янки была проблемным местом - в бою у Тассафаронги Миннеаполису и Нью Орлеану оторвало нос по самую первую башню от всего одной торпеды.
Болезни Пенсаколы передавались "по наследству" последующим сериям крейсеров, и кое-как с ними справились только на Балтиморах, где на ограничение в 10 тысяч тонн уже было плевать. Если вам любопытно, почему у Пенсаколы такое сочетание стволов (2-3-3-2), то причина кроется в обводах корпуса. Ради достижения более высокой скорости проектировщики одарили крейсер максимально узкой оконечностью, так что барбет трехорудийной башни на место первой башни просто не влезал. Впоследствии янки перешли на схему 3-3-3, которая стала классической. Несмотря на все недостатки, Пенсакола и Солт Лейк Сити свою работу в войне выполнили и на удивление даже остались целы.
Фото: когда сражался-сражался и чет приуныл. Миннеаполис с оторванной носовой конечностью после Тассафаронги.
Британия: воин в броне из яичной скорлупы
Как уже говорилось, дипломатическими ухищрениями морских договоров британцы ограничили в первую очередь себя, а не других. Выживаемость метрополии в любой потенциальной войне напрямую зависела от поставок из колоний - и если американцам надо было просто катать чугунные болванки с восточного побережья на западное, то англосаксам требовалось проводить конвои со спайсом из Индии. А шпайш машт флоу, как говорится, так что первой целью британских крейсерских сил была защита коммуникаций. Родившийся в результате групповой мозговой оргии тип Каунти обладал хорошей мореходностью и дальностью плавания... И на этом все. Орудий было восемь, дальность стрельбы была меньше, чем у янки и самураев, а бронезащита вызывала истерический хохот и спасала разве что от булыжников. Даже с условиями обитаемости было так себе - Пенсаколу перед войной британские моряки назвали просторным кораблем (запас по объему позволил американцам впихнуть на крейсера еще 500 человек экипажа. 500, КАРЛ!). В качестве фаталити: Каунти оказались дорогими в строительстве, что вызывало пригорания у прессы и политиков (сухого закона в Британии не было, конечно, но на девочек тоже хотелось потратить деньги). В результате публичных срачей в газетах Адмиралтейство постепенно сократило заказ на Каунти, а потом и вовсе выпустило "огрызок тяжелого крейсера" под названием Йорк.
На фото: какой-то из Каунти (а черт знает какой) пыжится и пуляет из своих восьмидюймовок.
В итоге британцы приуныли и вступили в войну с тяжелыми крейсерами проекта 20-х годов. Слабая защита и недостаточная огневая мощь тяжко аукнется британцам в войне: несчастный Эксетер наполучает сначала от Шпее в бою у Ла-Платы, а затем доблестно пойдет на дно, столкнувшись нос с носом с японскими вашингтонцами у острова Ява. В конце концов Адмиралтейство плюнуло на тяжелые крейсеры как класс. С определенной точки зрения в этом был смысл - после войны тяжелые крейсеры вообще вымерли, но когда они нужны были "здесь и сейчас", их у британцев не оказалось.
На фото: японский гоп-стоп Эксетера в Яванском море.
Япония: жир под юбкой
Даже сейчас японцы - весьма закрытый социум, и что там творится - только шинигами известно, а в то время все было еще веселее. Если американцы и британцы уже тогда испытывали все прелести глобализма и не могли откровенно идти на нарушения договора, то самураи пораскинули своими мозгами и решили, что превышение водоизмещения на пару тысяч тонн - ерунда. Первым вашингтонским крейсером Объединенного флота стал Мёко - и стоит признать, что эстетически корабль еще как фапабелен. Изящный изгиб палубы приятно радует глаз, необычно длинный корпус добавляет особую красоту, пирамидальное размещение башен в носу... В общем, если смогли без картинки - поздравляю, если нужна визуальная эротика - она внизу. Юдзуру Хираге, руководивший проектом, постарался сделать крейсер, который будет превосходить всех соперников. Съесть рыбку и не подавиться косточкой не получалось, и японцы намеренно пошли на нарушение оговоренного водоизмещения. По документам к косоглазым было не прикопаться, но все все понимали. Британцы открыто говорили, что либо японцы врут, либо их корабли из бумаги (ага, чья бы корова мычала, с картонным бронепоясом на Каунти). С точки зрения обывателя японские тяжелые крейсеры получились удачными - бронепояс толще всех, скорость выше соперников на 2-3 узла, количество орудий такое же, как на Пенсаколе.
На фото: Асигара (четвертый корабль в семействе Мёко) в 1929 году, почти сразу после приемки. Держите салфетки и массажное масло поблизости. Изогнутая непрерывная палуба - это, кстати, не ради красоты, а с целью экономии веса.
Однако весовая дисциплина у японских кораблестроителей хромала на обе ноги. Крейсера получились не просто перегруженными, а чудовищно перегруженными, в результате чего бронепояс уходил под воду и терял всякий смысл. Скорость доходила до 35 узлов, но при этом дальность плавания была намного меньше американцев. Жилые помещения считались тесными даже по японским меркам - а уж мы то знаем, какие японцы непритязательные (особенно школьники, живущие в одном кондоминиуме с дюжиной девочек). Орудийные башни имели противоосколочное бронирование, а надстройки не бронировались из принципа, так что на завтрак японские матросы и офицеры вполне могли откушать американского свинца.
На фото: оставленная экипажем Микума (тип Могами) после битвы за Мидуэй. Корабль весьма примечателен тем, что стал объектом атаки камикадзе еще до того, как это войдет в моду. 6 июня крейсер подвергся налету эскадрильи Корпуса Морской Пехоты. Самолет комэкска, капитана Флеминга, был сбит. Осознанно или нет, но доблестный морпех врезался в кормовую башню корабля. Сам тип Могами тоже необычен и являет собой еще один пример японской хитрожопости: заявленный и построенный как легкий крейсер с водоизмещением в 8000 тонн и ГК 155 мм в их конструкцию была заложена возможность поменять орудия на 203 мм, что и было сделано после отказа от ограничений. В итоге японцы нарушили собственную более-менее стройную систему названий: в череде гор Мёко-Такао-Тоне появились две реки (тяжелые крейсеры назывались в честь гор, легкие - в честь рек).
To be continued...
P.S.: Баянометр шутник, показывал фотки "японских мохнаток". Месье знает толк в извращениях.
Лига историков
13.1K постов49.1K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения