Вторая Мировая на море: прелюдия. Часть 1: Вашингтонское соглашение

Коллега http://pikabu.ru/profile/MOHAPXNCT начал серию постов про битву за Атлантику, сделав обзоры британского ВМФ и Кригсмарине: http://pikabu.ru/story/bitva_za_atlantiku_korolevskiy_vmf_pe..., http://pikabu.ru/story/bitva_za_atlantiku_nachalo_razvitiya_..., http://pikabu.ru/story/bitva_za_atlantiku_nemetskiy_flot_pos...


Ни в коей мере не хочу вступать в полемику и как-то критиковать материал, однако полагаю, что для лучшего понимания темы нужно представлять не только численный состав флотов, но и события, определившие развитие кораблестроения между двумя мировыми мясорубками.


Итак, на дворе 20-е, пассажиры круизных пароходов на Миссисипи тащатся от джаза, в России все заняты выяснением, чья же идеология лучше, немцы пребывают в национальной депрессии, а страны Антанты упиваются своей победой. Несмотря на то, что на поле боя бошей одолели французы и англичане, с наибольшей выгодой войну закончили США и... Япония. Первые закредитовали европейцев по самые уши, а вторые под шумок большой войны успешно укрепили свое положение в Азии и определили себе тот кусок, который они хотели откусить. Янки и джапы радостно потирали руки над пирогом, в то время как остальные державы чувствовали себя как-то так (добавьте к этому шок от мясорубки во время ПМВ и общее отвращение европейского общества от военных действий):

Вторая Мировая на море: прелюдия. Часть 1: Вашингтонское соглашение Длиннопост, Флот, Вторая мировая война, История

Все это вызывало пригорание у Британии и прочих колониальных держав. Пока все стороны сражались на экономическом фронте, военные усиленно мерялись половыми органами. В силу особенностей Тихоокеанского театра, главным элементом силы здесь был флот. Пиписькомерство ВМФ на тот момент достигло феерических масштабов. В США на стапелях строилась армада "Саут Дакот" с 406-мм орудиями. Британцы спроектировали линкоры N-3 с 457-мм ГК и водоизмещением без малого 50 тысяч тонн. Джапы протащили через парламент урезанную программу "8-8", собираясь строить флот линкоров, дополненный быстроходными линейными крейсерами. Проблема в том, что линкоры на хлеб не намазать и с маслом не съесть, а деньги на них тратились астрономические. Политики и дипломаты разумно катили бочку на вояк (освоить средства хочется всем, а игрушки адмиралов вызывают оргазм только у них самих).

Вторая Мировая на море: прелюдия. Часть 1: Вашингтонское соглашение Длиннопост, Флот, Вторая мировая война, История

В итоге, когда госсекретарь США Хьюз предложил всем сторонам Тихоокеанского региона сесть и поболтать, все выдохнули и согласились. Ограничение гонки вооружений, которое было у всех на слуху, было лишь благовидным предлогом для общего собрания, в то время как на самом деле все решили поделить лакомый пирог и сохранить колониальную систему. Экономику и прочее оставим за скобками рассказа. Толщина чле... линкорных стволов стала по сути разменной монетой для сторон. Предложив пожертвовать старьем, США удачно вывели свой флот в число самых мощных в мире (по итогам соглашения янки порезали все броневанны постройки раньше 1910 года), при этом избавив себя от необходимости трат на новые ЛК типа Саут Дакота (которые с трудом пролезали в Панамский канал). На фото внизу 16-дюймовое орудие для Дакоты.

Вторая Мировая на море: прелюдия. Часть 1: Вашингтонское соглашение Длиннопост, Флот, Вторая мировая война, История

Британцы тоже с облегчением избавились от старья, а японцы закрепили столь желанный статус региональной державы. Мнением остальных участников, вроде Франции, Италии, Бельгии и Китая никто особенно не интересовался, а Польшу вообще не позвали, несмотря на то, что она была еще как стронг. Не обошлось без лулзов: на тусовку, соблазненные количеством кофе-брейков и закуски, пытались пробиться Советы, но наших попросту послали, и апелляция к журналистам (как это было в Женеве и Генуе) ни к чему не привели, так что наших дипломатов отправили в пешее эротическое до Владивостока.

Вторая Мировая на море: прелюдия. Часть 1: Вашингтонское соглашение Длиннопост, Флот, Вторая мировая война, История

Итак, о чем же договорились? Во-первых, на радость всем историкам прогрессивные страны приняли более-менее стройную и единую классификацию боевых кораблей. Измерять корабли, кстати, стали в попугаях, то бишь в английских тоннах, ибо британцы сказали "нуачо, мы живем на севере, на кораблях приходится таскать шубы и жир". Тем самым на каждой метрической тонне было выиграно 15 килограмм. Капитальными кораблями признавались броневанны (водоизмещение больше 10 тысяч тонн, калибр свыше 203 мм и не авианосцы) и плоскопалубники (водоизмещение больше 10 тысяч тонн и предназначенные для авиации). Все остальное ограничивалось десятью тысячами тонн и калибром в 203 мм.


Линкоры и авианосцы ограничили верхним уровнем водоизмещения: 35 000 и 27 000 соответственно. На авианосцы нельзя было ставить орудия свыше 203 мм. Каждая сторона получила свой лимит по водоизмещению для каждого класса капитальных кораблей. Два корабля, которые предназначались на слом, разрешалось перестроить в авианосцы. Следившие за телодвижениями дипломатов военные подсуетились и быстро выбрали жертв для переделки. Во всех случаях это оказались линейные крейсера, что вполне разумно - они обладали скоростью под 30 узлов, критически важной для авианесущих кораблей: Лексингтон и Саратога (США), Корейджес и Глориес (Великобритания), Акаги и Кага (Япония) и Беарн (Франция). Для этих кораблей ограничение по водоизмещению составило 33 000 т, что явилось следствием паники среди американских конструкторов: вовремя поняв, что впихнуть Лекс в оговоренные 27 тысяч не выходит никак, они шепнули дипломатам, что как-то не торт, и все стороны без проблем согласились на такое (благо все испытывали те же проблемы при проектировании). На фото: Лексингтон с максимально разрешенным калибром в 203 мм.

Вторая Мировая на море: прелюдия. Часть 1: Вашингтонское соглашение Длиннопост, Флот, Вторая мировая война, История

По подводным лодкам все шло прекрасно, три лидера успешно сторговались между собой, но тут взбрыкнулась Франция. Параноидально боявшиеся новой войны лягушатники хотели паритета с Британией по подлодкам, а англичане полагали, что в таком случае любители круассанов могли сделать логистику империи чересчур сложной. В итоге соглашения по подводным силам сорвались, что обеспечило повторение ситуации с неограниченной подводной войной во время ВМВ.

Вторая Мировая на море: прелюдия. Часть 1: Вашингтонское соглашение Длиннопост, Флот, Вторая мировая война, История

Что же в итоге? Вроде бы договор был выгоден всем, но Франция и Италия оказались в положении обиженных. США знатно раздули свое ЧСВ и ВНЕЗАПНО стали морской державой, равной Британской Империи. Япония обеспечила доминирование в своей сфере влияния. Британия избавилась от старья, высвободив средства для мирного восстановления. Впрочем, именно Британия среди троих держав оказалась проигравшей (это наглядно покажут логическое продолжения Вашингтонского соглашения) и загнала саму себя в угол ограничений при отчаянных потугах сохранить Империю.


С точки зрения кораблестроения начались "линкорные каникулы", зато началась "крейсерская лихорадка". Достроив то, что было согласовано договором: Колорадо для США, Нельсон для Британии, Муцу для Японии, конструкторы принялись создавать красавиц и уродов. Красотками в данном случае выступили авианосцы, которые получили неожиданный толчок в развитии. Уродами стали "вашингтонские крейсера" - продукты попыток впихнуть ГК 203 мм при должном бронировании неизменно заканчивались крахом. Каждая из сторон пыталась выйти из положения как могла: японцы занижали водоизмещение и выдумали красивый, но странный изгиб непрерывной палубы, американцы смогли удачно продумать компоновку ГК на Пенсаколе, но крейсер вышел плавающим утюгом. Британские "Кенты" имели хорошую мореходность, но броня оказалась на уровне эсминцев. Как ни странно, от этого выиграла... Германия. Вашингтонское соглашение на нее не распространялось, а оставленные для Рейхсмарине броненосцы можно было заменить уже после 1922 года. Результатом лопоухости Антанты и лично британцев стали "карманные линкоры", которые по своей сути были чистыми тяжелыми крейсерами, при этом имевшими преимущество по калибру.

Вторая Мировая на море: прелюдия. Часть 1: Вашингтонское соглашение Длиннопост, Флот, Вторая мировая война, История

В следующих частях расскажу о последующих соглашениях (включая англо-германское 1936 года) и развитии конструкторской мысли.

Лига историков

13.5K пост50.1K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения