Найдены дубликаты

Отредактировал andrekorne 11 месяцев назад
+1
Две с лишним минуты, не очень-то и хотелось...
Иллюстрация к комментарию
0
@moderator, автор баянит свой же вчерашний пост
Похожие посты
55

Детский сон. Последовательность работы с нарушениями. Условия сна

Для тех, кто пропустил, предыдущие посты:

Детский сон

Детский сон. Признаки и причины нарушений сна


Вкратце: примерно 20-30% детей имеют проблемы со сном, не связанные с медицинскими нарушениями. Такие проблемы можно решить. Но при этом простого и быстрого "рецепта" не существует, т к ребенок - живой организм, обладающий индивидуальностью, и единой инструкции просто не может быть. Если нарушений сна нет, то "чинить" ничего не нужно! Цель всегда - не подогнать ребенка под нормы, а помочь ребенку спать и высыпаться, если у него самого это не получается.


Термины и сокращения:

ДС - дневной сон

НС - ночной сон

ВБ - время бодрствования

СЗ - самостоятельное засыпание

ГВ - грудное вскармливание

ИВ - искусственное вскармливание


Разные проблемы со сном могут иметь разные причины и сочетания причин, о которых я рассказала в прошлом посте. А в этом уже про практику: в какой последовательности действовать, что вообще исправлять и на что обращать внимание.


Если вы не знаете абсолютно точно, по какой причине сон вашего ребенка нарушен, то алгоритм действий всегда одинаков:


0. Исключить медицинские причины. Это вопрос всегда к врачам. Под медицинскими причинами я подразумеваю не "лечение пласкивости", а конкретные выявленные заболевания и нарушения. Но даже при их наличии дальнейшие шаги имеют смысл, так как на сон всегда влияет много факторов. И если мы не в состоянии убрать одну причину нарушений сна, то почему бы не проработать остальные? Идеального результата не факт, что получится добиться, но улучшить картину - вполне.


1. Проверить и исправить условия сна. Одного этого пункта хватает, чтобы решить проблемы в половине случаев. Подробнее о том, что за условия, на что обращать внимание, раскрываю ниже. По остальным пунктам будут отдельные посты.


2. Проработать свое эмоциональное состояние, атмосферу в семье, проверить, не испытывает ребенок чрезмерного стресса.


3. Компенсировать нехватку сна у ребенка: научиться попадать в "окно в сон", обеспечить достаточное количество помощи ребенку при засыпании, добиться регулярного засыпания не на фоне перевозбуждения. Для детей до 4 мес - наладить гибкий ритм дня, подходящий ребенку. После 5 месяцев: добиться попадания снов в биологические ритмы ребенка (в 5-6 месяцев это только утреннее пробуждение и первый ДС, а к 10 месяцев - четкий режим снов по времени).


4. Одновременно с п. 3 ведется работа над архитектурой дня. Архитектура дня - это чередование активного и спокойного времяпрепровождения, расслабление ребенка перед сном.


5. После прохождения всех предыдущих этапов, сон уже становится гораздо лучше, а родители начинают свободнее дышать. Но есть еще инструменты облегчения жизни и себе, и ребенку: введение полезных привычек. Это ритуалы на засыпание и пробуждение, "мантра" на сон, привычка продлевать сны (спать длинные сны днем), самостоятельный сон (когда ребенок засыпает с помощью взрослого, но спит сам - не на руках/груди/в качании), изменение способов засыпания.


6. Только после прохождения этих этапов возможно обучение самостоятельному засыпанию при необходимости (и только после 6 месяцев). У СЗ есть свои плюсы и минусы, оно не решает все проблемы со сном автоматом.



Итак, сегодня постараюсь максимально раскрыть первый шаг и ответить на самые частые вопросы про условия сна.


Рассматривать условия сна можно с трех точек зрения:

- комфорт: тут отталкиваемся от обратного, и смотрим, что может мешать ребенку спать или засыпать. Кстати, для взрослых все это тоже актуально, просто имеет несколько меньшее значение.

- ассоциации на засыпание: некоторые условия становятся нейтральными ассоциациями на засыпание и помогают ребенку, как засыпать, так и самостоятельно продлевать сны (актуально после 4 мес)

- безопасность. Про безопасность будет отдельный подробный пост, тут коснусь только вскользь.



Ну что ж, поехали!


Условия, влияющие на засыпание, качество сна, пробуждения:


Микроклимат помещения


- Оптимальная температура для ребенка 18-22 градуса. Причем у детей могут быть свои предпочтения: кто-то комфортнее себя чувствует при 18 градусах, а кто-то при 20.


- Рекомендуемый для детей уровень влажности - 50-70%. При низком уровне влажности у ребенка может пересыхать слизистая носоглотки. Это может вызывать избыточное отделение слизи в носу (закладывает нос). Если младенцу приходится очень часто прочищать нос, и других видимых причин для этого нет, обратите внимание на влажность помещения. Также низкая влажность вызывает жажду. Ребенок может чаще просыпаться ночью, просить пить, капризничать, чаще прикладываться к груди. Повышать влажность можно "бабушкиными" методами, типа мокрых тряпок на батарее. Но они плохо работают, поэтому, рекомендуется все же пользоваться увлажнителем или мойкой воздуха (она одновременно и уменьшает количество пыли).


- Свежий воздух тоже важен. Наверняка вам знакомо ощущение "тяжелой головы" после сна в душном помещении. Дети реагируют на микроклимат более чутко, поэтому для них это еще важнее. Решение - регулярно проветривать помещение даже при наличии кондиционера.


- Одежда, пеленка (если используется) и постельное белье должны соответствовать температуре помещения. Вопреки распространенному мнению, что новорожденных нужно кутать, ребенка гораздо проще и опаснее перегреть, чем переохладить. Даже при оптимальной температуре воздуха малышу может быть жарко или холодно при неверно подобранной одежде.



Освещенность


Тут разный подход для детей разного возраста:

До 3-4 месяцев уровень освещенности может никак не влиять на сон ребенка напрямую. Единственный риск связан с тем, что ребенок может перепутать день и ночь. Поэтому рекомендации - поддерживать уровень освещенности соответствующий реальному времени суток: днем светло (во время ДС в том числе), вечером свет приглушен, а ночью темно.

Начиная с 3-5 месяцев гормональная система ребенка начинает влиять на сон, устанавливаются биологические ритмы организма. Поэтому значение освещенности увеличивается (и остается высоким на всю жизнь):


1. Днем ребенок должен проводить достаточно времени при естественном дневном освещении. Желательно на улице на солнце, а если такой возможности нет, то хотя бы при ярком искусственном освещении. На дневном свету из аминокислот синтезируется серотонин, который служит исходным материалом для синтеза мелатонина – гормона сна. Если мало выработалось серотонина – и мелатонина будет мало, и сон будет хуже.


2. За 1-1,5 часа до НС свет желательно приглушать и исключать из поля зрения любые гаджеты и экраны. Яркий электрический, дневной свет, свет от экранов (голубой спектр света) нарушает выработку мелатонина.


3. Ночью необходима полная темнота. Она должна поддерживаться вплоть до утреннего подъема. Самая частая причина ранних утренних пробуждений: в комнате посветлело, и организм ребенка воспринимает это как сигнал "пора вставать". Опять-таки, свет разрушает мелатонин, а под утро его количество и так уменьшается естественным путем. У меня в практике был случай, когда частые пробуждения ночью у ребенка исчезли после того, как родители заклеили картоном стеклянную вставку в двери, через которую в комнату падал луч света. Спасением становятся шторы блек-аут. Они сейчас есть и рулонные, и обычные, и даже на липучках. Настоящие шторы блекаут должны быть такие, чтобы через них не проникал свет совсем. То есть даже при ярком солнечном свете в помещении оставалась полная темнота.



Тишина

Очень много вопросов всегда про тишину: насколько важна тишина? Можно ли переучить ребенка, чтобы спал в любом шуме?

Ответ прост: все дети индивидуальны. И если ребенок плохо спит при наличии посторонних звуков, то переучить его вряд ли получиться. То есть, спать может и будет, но вот качество такого сна будет плохим.


Общие рекомендации по тишине такие:


1. Звуки в помещении должны быть приглушены, фоновые звуки могут присутствовать, но важно, чтобы не было резких громких звуков - обычно будят именно они.


2. Если ребенок в принципе чувствителен к звукам в квартире/доме (звон посуды, игры других детей, звуки разговоров, домашних животных), то их можно приглушить, например, с помощью белого шума.


Часто бывает, что детям до 3-4 месяцев абсолютно все равно, насколько шумно вокруг, а потом звуки во время сна начинают будить. Это нормально. Просто поменялась структура сна.



Место сна


1. Место сна должно быть привычным. Ребенок может отказываться спать в новых местах. Учитывайте это, если приучаете его к новому месту сна (сну в кроватке или коляске, например).


2. У детей есть свои предпочтения. Кто-то любит коляску, кому-то комфортнее в кроватке, а кому-то – в обнимку с мамой или в слинге. Переучить ребенка можно, но только после того, как сон в целом будет налажен (на 4 этапе алгоритма, описанного в начале).


3. Для совсем маленьких детей часто имеет значение уют и ограниченность пространства. Новорожденные больше успокаиваются в условиях, напоминающих состояние в утробе матери. В тесном и ограниченном пространстве им может быть уютнее и спокойнее, чем в большой кровати. С возрастом значение этого фактора обычно уменьшается.


Следующие условия, наоборот, начинают иметь все большее значение с возрастом, после 4-5 мес:


4. Место засыпания совпадает с местом сна. Во-первых, ребенок может проснуться при перекладывании и перемещении (кстати, детей до 4 мес имеет смысл перекладывать через 20-25 мин после засыпания, а детей старше 4 мес - через 5-15 мин). А во-вторых, при пробуждении после окончания цикла сна (как правило, через 40 мин), ребенок увидит, что обстановки изменилась и с большой вероятностью проснется совсем.


5. Место сна должно ассоциироваться только со сном. Если ребенок играет в кроватке, или сидит в ней днем как в манеже, гуляет в коляске, то, когда приходит время сна, малыш может просто не понимать, что пора спать. Поэтому после 4 мес кроватка - только для сна, а в коляске создавать максимально разные условия на бодрствование и сон. После 10 месяцев рекомендуется оставить единственное место сна (кровать).


6. Место сна после 4 мес должно быть неподвижным. Сон в движении менее крепкий и не всегда позволяет полностью восстановить силы. Если ребенок засыпает только в движении (на руках/в катящейся коляске/качели), то движение следует останавливать сразу после засыпания (но переучивать имеет смысл только после нормализации сна)



Одежда и подгузник


- Раздражать и мешать засыпать или спать может одежда не по размеру, ненатуральные или грубые материалы, бирки внутри и даже швы одежды.


- Некоторым малышам крайне важно, чтобы подгузник не был переполнен. Также ребенок может чувствовать разницу между марками подгузников и их типами (обычные, подгузники-трусики, многоразовые подгузники).


- Пеленка: какая используется, насколько тугое пеленание - тоже может влиять на качество сна.



Ограниченность движений


- До 3-4 месяцев у малышей еще проявляется рефлекс Моро: когда ребенок при резких звуках и стимулах вскидывает ручки. Этот рефлекс ощущается как неприятное событие, и чаще всего будит ребенка. Пеленание до 4 месяцев достоверно улучшает качество сна (но некоторым детям оно может не нравится). После того, как ребенок научится переворачиваться на живот, пеленание становится небезопасным. В целом, пеленание - обширная тема. Современный подход таков, что не рекомендуется тугое пеленание. А свободное - в зависимости от предпочтений ребенка и родителей.


- Если после освоения навыка переворота необходимость в ограничении движений рук и ног остается, то можно придерживать руками при засыпании или использовать детский спальный мешок или специальные решения для частичного пеленания.


- Дети могут будить себя попытками сесть, встать, ползти, особенно в периоды освоения новых навыков и во время скачков развития. Делать это они могут даже сквозь сон, и просыпаются от этого. Частично могут помочь те же спальные мешки, ограниченное место сна.


- Когда ребенок разбудил себя тем, что сел или встал сквозь сон, ему не всегда легко самостоятельно вернуться в положение лежа. Этот навык нужно тренировать во время бодрствования, чтобы малыш мог сам без Вашей помощи лечь, если проснулся ночью. Если ребенок стал садиться в коляске, можно воспользоваться ремнями безопасности.



Физическое состояние


1. Дети могут плакать во сне и просыпаться из-за желания сходить в туалет. Не всегда получается сразу, иногда нужно приложить к груди или высадить на горшок, чтобы стимулировать процесс.


2. Мешать засыпать и спать может голод. Важно верное распределение калорийности рациона в течение суток. Для малышей на ГВ - это достаточно частые кормления днем. Для ИВ - соблюдение схемы кормления (количества смеси и частоты кормлений). Для детей старше года - достаточная энергетическая ценность питания в течение дня. Для маленьких детей нормально регулярно просыпаться на кормления ночью (эта частота может быть разной у разных детей и в разном возрасте).


3. Жажда тоже может мешать сну. Она повышается если ребенок был активен перед сном, плакал.


4. До 3 месяцев ребенка в кишечнике заселяется микрофлора, меняется состав материнского молока, подстраиваясь под нужды и потребности организма малыша. Ребенок может плакать от колик, газообразования, ощущений от перистальтики кишечника (это совершенно новые для него ощущения, ведь раньше он питался «внутривенно»), от реакции на мамино питание. В редких случаях может быть лактазная недостаточность, однако обратите внимание, что действительные случаи лактазной недостаточности очень редки, и даже они далеко не всегда требуют отмены или сокращения ГВ.


5. Дискомфорт может быть связан с болезнями, недомоганием.


6. Ребенка могут беспокоить раздражения на коже. Причины: неподходящие средства для ухода за кожей или средства для стирки, ненатуральные ткани, плохой стул, укусы насекомых, аллергические реакции и др.


7. Некоторые дети реагируют на изменения погоды или перепады давления.


8. Вакцинация может влиять на сон. Как правило, у инактивированных вакцин влияние не длится больше 3-5 дней. Живые вакцины могут иметь отложенный эффект (вплоть до 21 дня). Конкретнее можно уточнить у педиатра.


9. Медицинские процедуры, профессиональный массаж с ЛФК также могут влиять на сон.


10. Зубы могут беспокоить ребенка не только в момент прорезывания, но и во время «движения» внутри десны, за 2–3 недели до прорезывания. Самый острый период - 1-3 дня, когда зуб прорезает кожу десны. Иногда влияние зубов не заметно в течение всего бодрствования и проявляется только перед сном, когда ребенок расслабляется.


11. Чем старше ребенок, тем большее значение имеет количество активности. Если ребенок недостаточно физически, интеллектуально и эмоционально устал, то ему может быть сложнее заснуть. Обратите внимание, что активность должна приходиться на первую половину бодрствования.


12. У детей слабо развиты процессы торможения нервной системы. Поэтому очень часто они не могут успокоиться сами, нужно помогать расслабляться перед сном.



Информационная тишина

С возрастом ребенок может начать отвлекаться на интересные изображения, предметы интерьера, узоры на постельном белье и бортиках, и ему становится интереснее рассматривать мишку (который рычит «Рррр!»), чем засыпать. Чем старше ребенок, тем важнее, чтобы место сна было по-настоящему скучным.


Отвлекать могут:

- знакомые предметы, вызывающие интерес, или те, названия которых малыш недавно выучил;

- рисунки на постельном белье, одежде;

- игрушки, мобиль;

- разговоры знакомыми голосами в соседней комнате, особенно в период активного развития речи;

- визуальный контакт с мамой;

- знакомые звуки (проехала машина, залаяла собака, звонок в дверь, звонок телефона и так далее).



Ассоциации на засыпание

Теперь вкратце расскажу, что из условий чаще всего становится ассоциациями на засыпание. Именно одинаковость этих условий может помочь ребенку самостоятельно связывать циклы сна (после 4 месяцев ребенка).


1. Темнота. Одинаковая темнота в течение всей ночи и приглушенный свет днем.


2. Температура и влажность. Изменение этих факторов в течение сна может сильно мешать ребенку.


3. Тишина и белый шум. Белый шум одновременно заглушает посторонние звуки, и является одной из самых сильных безопасных ассоциаций на сон. Правила использования белого шума: включать на небольшой громкости (громкость разговора взрослых/текущей из крана воды) перед укладыванием и оставлять на все время сна. Располагать источник на расстоянии не менее метра от головы ребенка. Белый шум редко напрямую помогает заснуть, но часто позволяет легче продлевать сон.


4. Место сна. Уже писала выше об этом. повторюсь: место сна должно ассоциироваться у ребенка именно со сном. Чем старше ребенок, тем это важнее. К 10 месяцам желательно оставить единственное место сна – кроватку. Уже с 3 месяцев лучше исключить все игры в кроватке и пребывание в ней во время бодрствования. В коляске, по возможности, обеспечивать максимальную разницу в условиях во время бодрствования/сна.


5. Спальный мешок ограничивает движения ребенка во сне (которые могут мешать). А также является тактильной ассоциацией на засыпание. Одеяло, в отличие от спального мешка, небезопасно до 1 года, кроме того, одеяло ребенок может случайно скинуть, а натянуть обратно еще не умеет. В мешке же ребенок просыпается в тех же условиях, в которых засыпал. Существуют разные спальные мешки – от муслиновых и воздушных до очень теплых.


6. Сонная игрушка (комфортер). Ее можно вводить с 6 месяцев. Желательно выбирать игрушку из натуральных материалов, без отделяемых частей, в которой нельзя запутаться. Она «живет» только в кровати и участвует в засыпании. Некоторым детям она помогает просто настроиться на сон, а некоторым помогает в самом засыпании и продлении сна.



Разумеется, не для всех детей все условия сна имеют большое значение. Но если у ребенка проблемы со сном, и вы не знаете причин, то пока не проверите - не узнаете, что именно важно для малыша. Иногда всего лишь смена марки подгузников или отрезание бирок на одежде становится решением многих проблем.


На комментарии отвечаю по возможности. Времени мало, к сожалению.


Следующая тема - безопасность сна, профилактика СВДС, синдрома встряхнутого ребенка и безопасность обучения самостоятельному засыпанию.

Показать полностью
819

Странное с утра

У кого есть дети поймут. Уже 9 утра, а дети все еще спят!
Никто не прыгает у меня на голове, не орет:"Папа, папа, он миня удалил! "
Нет звуков и шевелений.

Даже возникает желание пойти и посмотреть, проверить, все ли в порядке...

Неужели мы добрались до этого момента, когда дети достаточно выросли, чтобы спать долго?!

Почти пять лет без сна... Полноценного, без просыпаний по ночам от криков о еде или о том , что кто-то описался, или просто так потому что хрен пойми почему.

Надежда забреждила😜 Не болейте, всех с пятницей

103

Детский сон. Признаки и причины нарушений сна

После поста Детский сон набралось 475 подписчиков. Много вопросов задали в комментариях, где было возможно ответить кратко, ответила. Спасибо за доверие!


Поняла, что нужно затрагивать много разных тем. Глобально, все вопросы поделились на теоретические и практические. Буду их чередовать. Вот такие темы пока что запланировала:


Теоретические:

Что является нормой, а что нет. Когда нужно исправлять, а когда не трогать. Нарушения сна и возможные причины.

Безопасность сна и безопасность работы над сном. Снижение рисков СВДС.

В какой последовательности работать со сном, какие вообще шаги предпринять?

Нормы сна. Таблички: как к ним относиться, и как с ними работать.

Сон и эмоциональное состояние матери. Послеродовая депрессия. Где взять ресурс?

Почему детский сон так важен, на какие функции организма он влияет и как?

Историческая справка: как получилось, что у детей со сном так часто проблемы.

Список адекватной литературы по детскому сну


Практические:

Организация сна новорожденного

Условия сна

Эмоциональные и физиологические факторы, влияющие на сон.

Место сна: совместный и раздельный сон

Построение ритма/режима дня для разных возрастов.

Ритмы сна/бодрствования. Активное и спокойное бодрствование.

Способы укладывания.

Ассоциации на засыпание. Что это, какие бывают, как менять.

Ритуалы и полезные сонные привычки

Как подготовить ребенка к самостоятельному засыпанию.

Краткий обзор методик СЗ, плюсы и минусы.

Совмещение графика питания (ИВ) и сна

Уменьшение количества снов

Сдвиг режима


Отдельно выделилась тема про взрослый сон, тоже будет пост: про не-медицинскую сторону вопроса.


Если еще что-то важно, а я забыла - пишите в комментариях.


Сразу извиняюсь перед папами и другими родственниками, ухаживающими за детьми: в постах обычно пишу о мамах просто потому что это короче, чем написать "взрослый, с которым у ребенка сформирована надежная привязанность и который чаще всего укладывает спать". В голове же всегда держу, что уход за детьми - дело всей семьи, а не только мамы. И очень радуюсь семьям, в которых соблюдается этот баланс!


Начну с того, что расскажу, что вообще является нормой, а что нет. Потому что главное правило всегда: не сломано - не чиним.


У современных родителей очень мало примеров детей вокруг: часто так бывает, что первенец - это вообще первый новорожденный, которого видят родители. Соответственно, и набраться опыта, как с ним обращаться, и что является нормой, а что нет им не от куда. Очень хорошие примеры привела @Kapitanvnutri в посте Все ли могут кормить грудью? Часть 2 Примеры касательно грудного вскармливания, но со сном та же самая история.


В итоге разные родители, исходя из личного опыта, изученной информации, советов, отвечают абсолютно по-разному на вопрос "как спит ваш ребенок?", даже при одинаковых исходных данных. Для одной мамы 2 пробуждения за ночь - это "а что, бывает так мало?", а для другой - "все сломалось, все пропало, спасите-помогите, ребенок не спит!". Кто-то укачивает младенца на фитболе и одновременно на груди в темной ванной с включенной водой и феном по часу и пытается всеми силами уйти от этого, а для кого-то это "нормально", ведь "у всех так".


Поэтому давайте разбираться. Сна ребенку НЕ достаточно, если он:

👉Долго засыпает (больше 20 минут). Тут, как и везде есть оговорки: долгие укладывания говорят о нарушениях сна только если ребенок почти никогда не засыпает быстро и почти любая попытка уложить затягивается надолго.

👉Плачет при засыпании или пробуждении. Выспавшийся ребенок просыпается в хорошем настроении почти всегда, а засыпает без слез (ворчание, гудение, лопотание плачем не считаются).

👉Капризничает, хнычет, вялый во время бодрствования, или, напротив, неконтролируемо активный по вечерам. И для этого нет других видимых причин, кроме недостатка сна.

👉Раз в несколько дней пытается "отоспаться", то есть раз в несколько дней спит заметно больше обычного, просыпается намного позже утром (актуально после 5 мес) или спит часа по три днем (а обычно меньше).

👉Засыпает внезапно во "внеурочное" время в коляске или автокресле. Это дополнительный ориентир. Высыпающийся ребенок заснет в машине или в коляске, только если пришло его обычное время сна, а не в любое время. Тут бывают исключения: некоторых детей может просто слегка укачивать, особенно совсем малышей.


Эти признаки говорят о том, что организм ребенка полноценно не восстанавливается, а значит, нужно  искать причину и что-то менять в организации сна.


Остальные проблемы со сном условные, и подход к ним такой: если родителей всё устраивает, то и менять ничего не нужно. Если же мешает, то почти всегда можно с этим работать.

👉Спит только на руках/груди. До 4 месяцев это абсолютная норма, после 4 можно малыша мягко переучить спать (не засыпать!) самостоятельно.

👉Засыпает только с помощью мамы (на груди/с укачиванием/и т д). Менять нужно только если это вредит качеству сна (приходится, например, каждые 40 мин ребенка вытаскивать из кровати и заново укачивать), и вредит значительно качеству жизни родителей (например, совместный сон по каким-то причинам невозможен, и мама ночью каждый час встает кормить ребенка). Почти всегда можно сменить способ засыпания на более удобный родителям и подходящий малышу, а после 6 месяцев обучать самостоятельному засыпанию

👉Спит короткие сны. Половина дневных снов имеет право быть короткими, а остальные можно продлевать. Редко, но бывает, что короткие дневные сны - индивидуальная норма ребенка.

👉По ночам периодически появляются бодрствования. Тут всегда вопрос частоты таких проявлений и причин.

👉Часто просыпается ночью (часто - это каждые 40 мин-час). Как я уже писала, это норма для детей от 5 месяцев и взрослых - просыпаться после каждого цикла сна. В идеале ребенок сразу засыпает обратно после этих пробуждений. Если не получается, и требуется помощь родителей для того, чтобы снова заснуть, то тут помогает смена ассоциации на засыпание, обучение самостоятельному засыпанию, или развитие навыка самостоятельного продления снов.


Понимаю, что сейчас у вас возник вопрос: "окей, а что с этим делать?"


Шаг первый, а точнее, даже нулевой: разобраться, в чем причина. Или хотя бы предположить, какие причины могут быть.


Поэтому ниже я кратко опишу основные источники нарушений сна. Как с этими причинами работать - уже другой вопрос. Об этом буду рассказывать во всех последующих постах.


Первое, что мы всегда исключаем - медицинские проблемы. А дальше уже варианты:


Возможные причины долгих укладываний (дольше 20 минут)

- Мешают звуки и свет (бытовые, звуки за окном, яркое освещение перед сном)

- Эмоциональное состояние мамы (раздражительность, усталость, неуверенность)

- Нехватка адресного внимания и контакта с мамой

- Стресс. Нервная обстановка в семье, избыток эмоций и впечатлений за день (как положительных, так и отрицательных), эмоционально значимые события: рождение второго ребенка, переезд.

- Не подходит способ укладывания.

- Перевозбуждение (превышено ВБ - время бодрствования или накопленное за день утомление)

- Погрешности в режиме освещения в течение дня

- Недостаточное расслабление перед сном

- Реализована суточная потребность во сне

- Неподходящее время укладывания

- Непопадание в биоритмы

- Физиологические причины: боль, дискомфорт, зубы, болезнь, скачок развития


Возможные причины засыпания через плач

- Мешают звуки и свет (бытовые, звуки за окном, яркое освещение перед сном)

- Эмоциональное состояние мамы (раздражительность, усталость, неуверенность)

- Стресс. Нервная обстановка в семье, избыток эмоций и впечатлений за день (как положительных, так и отрицательных), эмоционально значимые события: рождение второго ребенка, переезд.

- Перевозбуждение (превышено ВБ или накопленное за день утомление)

- Не подходит способ укладывания.

- Слишком короткое ВБ, ребенок не готов спать

- Слишком мало мало активности в первой половине бодрствования

- Погрешности в режиме освещения в течение дня

- Недостаточное расслабление перед сном

- Непопадание в биоритмы

- Физиологические причины: боль, дискомфорт, болезнь, скачок развития


Возможные причины коротких дневных снов

- Норма, если половина дневных снов дольше 1 часа и нет других признаков нехватки сна (иногда все короткие дневные сны - норма)

- Условия сна

- Непопадание в биоритмы

- Реализована потребность во сне (перед сном было слишком короткое ВБ)

- Ребенок уже проспал свою норму сна за день в другие дневные сны

- Ассоциации на засыпание (если сон длительностью около 40 минут, удается продлевать)

- Перевозбуждение

- Неготовность ко сну

- Физиологические причины: боль, дискомфорт, болезнь, скачок развития


Возможные причины частых ночных пробуждений

- Переутомление

- Недостаток бодрствования (короткие ВБ в течение дня или слишком много суммарного дневного сна)

- Ассоциации на засыпание (ребенок засыпает самостоятельно, и при пробуждениях между циклами сна требуется продление)

- Физический дискомфорт: жажда, пересохшие слизистые (из-за слишком сухого воздуха), голод, некомфортная одежда, полный подгузник и другое

- Скачок развития и освоение новых навыков (ребенок пытается отрабатывать новые умения ночью)


Возможные причины ночных бодрствований

- Недостаток бодрствования (короткие ВБ в течение дня или слишком много суммарного дневного сна)

- Перевозбуждение

- Скачки развития (когда ребенок пытается отработать новые навыки во время ночных пробуждений)

- Отсутствие ритуала на пробуждение (при пробуждении ранним утром условия уже похожи на дневные, и ребенок не понимает, что пока еще ночь и надо спать)

- Страх одиночества. В дни, перенасыщенные впечатлениями или при скачках психологического развития ребенок не хочет оставаться один, ищет маму даже ночью.

- Для детей младше 4 месяцев - путаница дня и ночи


Возможные причины ранних пробуждений (раньше 5:30 или на час и более раньше обычного времени)

- Недостаток бодрствования (короткие ВБ в течение дня или слишком много суммарного дневного сна)

- Условия сна в предутренние часы (сон сутра самый чуткий, изменение освещения и физических ощущений сразу приводят к пробуждению)

- Непопадание в биоритмы

-  После 7-9 месяцев подутренние кормления ребенок может воспринимать как "завтрак" и просыпаться.

- Отсутствие ритуала на пробуждение (при пробуждении ранним утром условия уже похожи на дневные, и ребенок не понимает, что пока еще ночь и надо спать)


Это основные и самые частые причины, но не все. Про них обязательно буду писать дальше подробнее. А пока, если вы уверены, что у вашему ребенку сна не хватает, можете отметить для себя наиболее вероятные в вашем случае причины, и уже попробовать что-то с ними сделать.


Посты буду писать раз в неделю примерно, по возможности - чаще. Времени свободного очень мало, к сожалению. На комментарии стараюсь отвечать по-максимому. Самые частые вопросы потом вынесу отдельным постом, если потребуется.


Следующая тема практическая: в какой последовательности работать над сном, за что хвататься в первую очередь, чтобы наладить сон.

Показать полностью
1798

Детский сон

Прочитала пост Без сна , и поняла, что давно уже пора было начать писать сюда. Вдруг это поможет хотя бы одной семье начать высыпаться и стать счастливее?


Речь пойдет про детский сон (и совсем чуть-чуть про взрослый).


Я консультант по сну. С этой темой работаю с 2017 года. Основная мысль, которую надеюсь донести - когда ребенок не спит, или спит очень хреново, это не приговор. Когда врачи дружно развели руками и сказали, что ребенок такой, "ждите, перерастет" - нельзя опускать руки. Потому что есть еще и поведенческая коррекция сна. И она работает!


В России информация про детский сон только начинает распространяться. Вообще в мире тема детского сна вне медицины стала исследоваться только с 98 года. А у нас первые консультанты по сну появились только в 2011 году. И, к сожалению, как и во всех околопсихологических темах, появились одновременно и помогающие, и вредящие специалисты (те, которые обучают детей спать методами "проораться").


Расскажу некоторые факты о детском сне, если зайдет, то буду писать уже подробнее.

Около 25-30% детей (по разным исследованиям) нуждаются в помощи со сном. Это именно те малыши, у которых не получается засыпать, когда хочется, спать долго и без помощи родителей. Их сон можно наладить, но это требует в разы больше усилий, чем просто "положил в кроватку-ребенок заснул". Предсказать заранее, будет ли хорошо спать ребенок сам невозможно - не выявлено взаимосвязи со сном родителей или других детей в семье.


В первый месяц сон ребенка перестраивается с внутриутробного на младенческий: начинает делиться на быстрый и спокойный сон. Весь цикл составляет 30-50 минут. Быстрый сон происходит первым, и именно поэтому детей так сложно переложить с рук в кроватку в первые 25 минут сна.


До 3-4 месяцев если есть сложности со сном, то важно помогать спать всеми способами. Это нормально, что ребенок спит только на руках, на груди, в катящейся коляске и т д. Родителям на помощь тут приходят всякие приспособления, типа качалок, коконов, кроваток с маятниками, слингов. Тут вариантов, как облегчить себе жизнь много, и каждому ребенку подходит что-то своё.


В этом возрасте нет четкого режима, а только последовательная смена сна и бодрствования. Похоже на зарядку батарейки: проснулся, израсходовал энергию, заснул-зарядился, снова проснулся... И самое важное тут - не пропустить момент "разрядки". У таких маленьких детей период, когда они могут заснуть составляет 3-5 мин. Его еще называют "окно в сон". Если научиться усыплять ребенка в этот момент, большая часть проблем сразу решится. Бывает так, что у ребенка нет длинного сна ночью, а бывает, что в этом возрасте малыши путают день с ночью, и спят самый большой отрезок сна днем.


В 3-4 месяца происходит регресс сна. Это тот момент, когда родители говорят: ребенок спал нормально, и тут сломался - не спит вообще никак и нигде, просыпается каждые 15-30 минут, плачет постоянно. Это следствие развития и больших изменений. Структура сна становится как у взрослых, первой начинает идти фаза глубокого сна. Появляются пробуждения между циклами сна каждые 40 мин-2 часа. На циклы сна-бодрствования начинают влиять гормоны мелатонин и кортизол. Усиливается восприимчивость к условиям сна. Становится актуальным раннее укладывание на ночь.


Кстати, взрослые тоже просыпаются после каждого цикла сна - проверяют, все ли в порядке, не рухнул ли потолок "пещеры" - это заложено еще с доисторических времен. Только взрослые сразу засыпают обратно, и потом даже не помнят пробуждения. А дети не все так умеют. Многим нужно воссоздать условия засыпания (снова укачать, дать грудь), чтобы получилось заснуть снова.


С 5 до 10 месяцев устаканиваются циркадные ритмы. И становится важно, в какое именно время происходит сон. К 10 месяцам многим детям со сложностями со сном очень важно сформировать четкий режим.


Очень важный момент: в интернете ходит куча таблиц с нормами сна. Но бессмысленно, а иногда и вредно натягивать эти нормы на ребенка. У каждого они свои, а таблицы - это просто статистика, собранная исследованиями.


В 10 месяцев бывает ложный сброс второго сна. На один сон переход происходит обычно в 13-18 месяцев.


У детей нервная система еще только развивается, поэтому они быстро "заводятся", но затормозить себя, успокоиться самостоятельно часто не могут. Для сна бывает критически важно расслаблять ребенка заранее.


Когда со сном все уже более-менее, хорошо помогают ритуалы. Они срабатывают как обычный условный рефлекс: организм ребенка автоматически настраивается на сон.


Самостоятельное засыпание - не спасение. Перед тем, как ребенок научится засыпать самостоятельно, обязательно нужно наладить сон. Если этого не сделать, может стать еще сложнее.


Точно так же и завершить грудное вскармливание, чтобы спал лучше - работает далеко не всегда. Бывает, что лишившись привычной помощи ребенок перестает спать вообще и только вырубается от переутомления.


Все дети перерастают проблемы со сном, но не все это делают к 2-3 годам. Бывает, что проблемы остаются и в 7, и даже в 10 лет. А вредные привычки, связанные со сном, могут остаться вообще на всю жизнь.


Один из самых важных принципов работы со сном: не сломано - не чиним. Многим детям необходимо раннее укладывание (с 18 до 21), а другие засыпают в полночь и прекрасно себя чувствуют. И так абсолютно во всем: дети - не машины, единой инструкции нет, как бы нам, родителям, этого не хотелось...


Если интересно, раскрою тему подробнее. Сориентируйте, что самое актуальное?

Показать полностью
183

Про дневной сон

В славные деньки моей жизни в многоквартирном доме я кайфовала от моментов тишины и одиночества, но три бессменных кореша норовили составить компанию. ⠀

⠀ В 6.20 утра приходил первый:

-Здарова! Я тут для того, чтобы отрезать всем одуванчикам бошки своей газонокосилкой. ⠀

⠀ В смысле даже нет травы? Тогда я буду взбивать пыль до, мать его, обеда! ⠀

⠀ И да, со мной 2 моих друга. Они мне помогут. ⠀

⠀ ⠀

⠀ В обед мне обычно звонили селебрити. «Ты одна, ты такая, я тебя знаааю...» - затягивал Диман. Потом слащавый голосок обрывался : «хаю хай ! это Дима Маликов, Санлайт опять закрывается и будет закрываться ещё лет 10, сама понимаешь, у нас тут распродажа, купи пожалуйста эту хунюльку на цепочке. Не, сбрасывать бесполезно, я ещё раз 5 позвоню. И это только сегодня. ⠀

⠀ Ну а вечер - это время для вырезания великой ̶к̶и̶т̶а̶й̶с̶к̶о̶й̶ штробы у соседа слева, соседа справа, соседа сверху и у соседа в доме напротив. ⠀

⠀ ⠀

⠀ А ваши дети смогут отличить перфоратор bosh от dewalt по звуку?

Про дневной сон Сон, Иллюстрации, Карикатура, Дети
4233

Без сна

Мой старшенький до года спал не очень много. Никогда. Он спал никогда!

Он не спал в две смены без перерывов на сон. Крошечный, щекастый стахановец неспанья.

Когда он не спал, он либо ел, либо орал. В принципе, многие мужики так делают, но от такого маленького человечка мы подобного не ожидали. Мы, честно говоря, вообще мало чего ожидали, потому что из опыта воспитания до этого у нас были только собаки, а те спали много и никогда не кричали.

Отчего не затыкается эта маленькая сирена никто нам объяснить не мог. Хочешь есть – вот тебе титька. Хочешь спать - вот тебе кроватка. Докторица после осмотров пожимала плечами – вроде, все ок, ничего болеть не должно... Тогда по-че-му?!

Беспрестанный ор породил садистский лайфхак. Если во время крика дунуть младенцу в лицо, тот захлебывался воздухом – срабатывал рефлекс – и секунд пять ловил ртом, восстанавливая дыхание. И НЕ ОРАЛ!!! О-о-о-о, эти мгновения счастья и блаженства. Тишина – услада для ушей.

Было еще одно спасительное пограничное состояние, которое называлось «дрема». Оно включалось, если тельце находилось в движении: во время укачивания на руках, катания туда-сюда в коляске, кружения и подбрасывания. Я почти научился танцевать, беспрестанно бродя, крутясь и качая. Дрема – это не сон. Во время дремы хитрый человечек пребывает в постоянной готовности, только прикидываясь спящим, а сам, прищурив глаза ждет, когда ты на мгновение остановишься. И включается «Уа-а-а-а-у-а-а-а-а».

Как там писал Роберт Рождественский? «Пусть завистникам станет грустно - я сегодня сильнее многих: Стали ноги мои - как брусья, руки стали мои - как ноги!»

На работу я выметался, как на праздник, потому как по сорок минут в пути можно было покемарить в электричке. Я засыпал, не успев коснуться попой сиденья. Я засыпал в любых местах, кок только туловище находило опору. В гостях, на совещаниях, в транспорте. Везде, где не кричал Илюха.

В санпропускнике, снимая футболку, я засыпал, потому что она закрывала глаза, становилось темно и я отключался, просыпаясь от удара лбом о металлический шкафчик.

Сначала я узнал, что можно спать стоя, а затем что можно реально спать во время ходьбы. Вставая по ночам и качая сына, я бродил по комнате. Пока шел по теплому ковру – спал и видел сны, когда нога ступала на холодный линолеум, организм пробуждался, разворачивал туловище и снова засыпал. И так тысячу кругов.

С тех пор прошло больше двадцати лет, а я все равно, все время хочу спать. Что-то поломалось…

Как выжила моя Света, у которой шансов смыться на работу не было, я вообще не понимаю… Героиня!

1012

Как я ребенку игрушку пожалела.

Лет пять назад, в ожидании "работы своей мечты", устроилась секретарем в одну респектабельную фирму. Коллектив был большой и , в основном, адекватный.  В один из дней планировалось совещание филиалов и директор попросил меня подготовить в конференц-зале столы для кофе-брейка. Набор стандартный: чай-кофе-сахар-конфетки-печеньки. Все разложила по вазочкам и тарелочкам. Пустые упаковки отправила в мусор, а жестяную банку из-под печенья, разрисованную персонажами популярного мультфильма, решила забрать домой - хранить швейные принадлежности. Вернулась на рабочее место, банку поставила на стол. Через несколько минут возле моего стола "нарисовалась" девушка из соседнего кабинета. Заинтересовалась баночкой, я ей рассказала, откуда она появилась. Коллега тут же попросила у меня банку, чтобы отдать своей дочке для игр. Я предложила ей купить такую же банку в соседнем супермаркете, чтобы ребенок получил не пустую жестянку, а с печеньками. Коллега фыркнула и сказала, что ее ребенок уже объелся этими печеньями, у нее дома три или четыре таких банки, но дочка очень любит этот мультик и обрадовалась бы именно ЭТОЙ! Тогда я наивно предложила принести мне на обмен из дома пустую банку, а я отдам эту!!! Она посмотрела на меня так, словно я потребовала взамен все игрушки ее дочери!!! И добавила, что весь коллектив узнает, какая я "щедрая".

А через пару дней стали заходить коллеги и с улыбкой расспрашивать, как я пожалела ребенку игрушку, попутно рассказывая, как девушка скитается по всем отделам и выпрашивает всякую фигню. Особенно любит она отдел рекламы. Как-то выпросила у них настольные календари в количестве 30-и штук  2000...какого-то махрового года, несколько лет пылившиеся в углу....Что за игры у ее дочери????

Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: